Нэнси чодороу социология пола взрослого кратко

Обновлено: 05.07.2024


Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

биография
Рождение 21 января 1944 г. а также 20 января 1944 г. (77 лет)
Нью-Йорк
Тематический
Обучение Колледж Рэдклиффа , Гарвардский университет и Университет Брандейса
Профессия Психолог , писатель и социолог
Работодатель Калифорнийский университет в Беркли
Награды Приз Джесси Бернарда ( 1979 г. )
Ключевые данные

Это скорее даже не рецензия, а так, заметка для себя.

Целиком книгу Нэнси Чодороу "Воспроизводство материнства" мне не удалось найти ни в электронном, ни в бумажном виде. В найденном мною на просторах интернета отрывке представлена непосредственно глава "Социология пола" и выжимки еще из нескольких глав. Именно отсутствие всей книги объясняет довольно низкую оценку.

Пишет Чодороу хорошо, понятно и по делу. Предметом ее исследования стали отношения внутри современной семьи. Ну, не совсем современной, так как СССР еще существует и Железный занавес не рухнул. Чодороу предлагает нам посмотреть на типичную американскую семью и то, как распределяются в ней родительские обязанности. Из этого распределения, а не секрет, что задача воспитания практически целиком ложится на плечи женщины,…

Scientiam Anima

Scientiam Anima

Scientiam Anima запись закреплена
Элиза Берг

Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — 496 с.
В своей книге Н.Чодороу делает попытку исследовать материнство как феномен и проанализировать, как оно воспроизводится от поколения к поколению. Главный вопрос исследования - каким образом женщина усваивает материнскую мотивацию и материнское поведение. По сути, это вопрос о том, как изменить существующее распределение труда по половому признаку, при котором материнские функции выполняет исключительно женщина. Автор попыталась написать социологическую работу, сохраняя при этом тонкость и сложность психоаналитического подхода. Книга адресована тем, кого интересуют проблемы неравенства в семье и полового неравенства, а также психоаналитикам - как приглашение обратить внимание на социологические и структурные основы того, что они наблюдают в основном в рамках индивидуальных клинических случаев.

Предисловие
Постановка проблемы: материнство и социальная организация гендера
Введение
Почему детей воспитывает женщина?
Психоанализ и социология
Психоаналитическая теория
Раннее психологическое развитие
Отношение к матери и материнское отношение
Гендерные различия в доэдипальном периоде
Объектные отношения и эдипальная структура у женщины.
Разрешение эдипальной ситуации и ее повторение в подростковом возрасте
Фрейд: идеология и доказательство
Выводы о постэдипальной гендерной личности
Гендерная личность и воспроизводство материнства
Социология пола взрослого
Психодинамика семьи
Примечания
Указатель имен

Москва: УРСС, 1999

первое издание на русском языке

Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде.

Гидденс предлагает студенту самому поразмышлять над социальными проблемами с разных точек зрения, с позиций различных теоретических подходов. Один из крупнейших теоретиков современной социологии, Гидденс излагает собственное понимание социологической теории, суть которого — акцент на активности человека — “социального агента”.

Классическая социология (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и другие) исходила из парадигмы науки XVIII–XIX вв., согласно, которой научное знание опирается на объективную реальность, чьи законы должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Маркс подчеркивал, что философия не может ограничиваться объяснением мира, но должна помочь в его переустройстве. В той или иной степени объективистский тип мышления характерен для всей классической науки с разницей лишь в одном: некоторые мыслители полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, не насиловать саму природу; другие исходили из концепции переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода — эволюционистский и конфликтологически-революционный. Не будем обсуждать здесь справедливость того и другого. Подчеркнем лишь их общую основу: опора на объективность социального знания.

Сегодняшнее представление о социальной науке, так называемая постклассическая парадигма, существенно отличается от классики.

Две важнейшие составляющие радикально меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Признается влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его рассудочности или предрассудков. В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, скорее признается относительность знания в определенных, достаточно хорошо очерченных границах.

Гидденс — представитель этой нежесткой социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам. Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но, во всяком случае, он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.

Курс общей социологии Энтони Гидденса, опубликованный восемь лет тому назад, имел примечательный подзаголовок: “Учебное пособие девяностых годов”. Гидденс подвергает конструктивной критике классическое наследие прошлого века, равно как и структурный функционализм Т. Парсонса. Именно ему принадлежит формула “ортодоксальный консенсус”, каковой он характеризовал состояние западной теоретической социологии в начале 70-х годов. Этот консенсус опирался на согласие относительно “естественного” процесса эволюционного развития общества, в ходе которого углубляется дифференциация социальных структур и институтов.

Социальные катаклизмы последнего десятилетия, крах общественной системы, “построенной” по задуманному ее конструкторами “научно обоснованному” проекту, обострили главные проблемы социологического знания.

Автор постоянно задается вопросом: что же из классики прошлого и нашего XX века остается ценным, а что должно быть подвергнуто серьезным сомнениям?

Во многих главах читатель обнаружит раздел “Оценка данного подхода” (в оригинале “assessment” — оценка знания, унаследованного от предшественников). Какова, например, “ценность” теории Маркса? Гидденс подчеркивает, что Маркс, безусловно, многое объясняет в отношении крупных исторических сдвигов. Но вместе с тем Гидденс пишет, что в качестве единственного анализа социальных изменений концепция Маркса вызывает существенные возражения. Неясно, насколько в теорию смены социально-экономических формаций вписываются неевропейские цивилизации, “в которых политическая и военная власть в большей мере была средством приобретения богатства, нежели его результатом”.

Не менее критически относится Э. Гидденс и к эволюционистам, справедливо утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированности общества вряд ли уместна. Сомнительно и представление о прогрессе как восхождении по уровню сложности, дифференцированности социальных систем (Спенсер, Парсонс); скорее Гидденс разделяет идею многофакторности социальных изменений, то есть влияния на социальные процессы и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретали разное значение.

Поэтому, в отличие от многих других авторов учебных пособий, Гидденс уделяет немало внимания сравнительному анализу социальных процессов в разных культурах и обществах, в странах “ядра” современной мировой системы и в странах “второго” и “третьего” миров. Он анализирует позитивные процессы в капиталистическом и социалистическом обществах, равно как и изъяны этих формаций.

Социология 90-х, по Гидденсу, не может замыкаться в рамках узкодисциплинарной области. Современная социология предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. И это не декларативная позиция, но “работающая” методология. Э. Гидденс щедро вводит в социологию исследования антропологов, психологов, экономистов, следует логике социально-исторического анализа.

Книга заставляет размышлять, не ограничиваясь простым изложением фундаментального социологического знания. Конечно, это знание достаточно полно представлено, а нужные определения содержатся в приложении — “Глоссарии”. Но главное заключено в самой методологии раскованного мышления автора, гибкости и неожиданности рассмотрения одного и того же социального явления с разных точек зрения и, в конечном итоге, определении собственной, авторской позиции.

Особенно показательна глава “Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее”. Автор подчеркивает необходимость рассматривать социальные изменения в общемировом контексте, в более общей системе экономических, социальных, социокультурных и политических взаимосвязей всех обществ на планете Земля. Он справедливо сомневается в правдоподобии использования таких понятий, как “рыночный капитализм” и “социализм”, рассуждает о возможных конфигурациях развития социальных процессов в новой мировой ситуации, получившей совершенно иной облик с началом перестройки в СССР и последующего распада так называемого социалистического лагеря — “второго мира”, как его называли в конце 70-х гг. Будет ли наш мир “двух-с-половинным” или “полуторным”, то есть ближе к странам “третьего мира”, развивающимся странам Азии и Африки, или он будет приближаться к обществам “первого мира”, развитым индустриальным странам, как пойдет этот процесс запаздывающей модернизации в России? Такого рода вопросы невольно возникают при чтении книги Гидденса.


Феминистка, социолог и психоаналитик. Она написала ряд влиятельных книг, в том числе "Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология гендера" (1978), Feminism and Psychoanalytic Theory (1989), Femininities, Masculinities, Sexualities: Freud and Beyond (1994) и The Power of Feelings: Personal Meaning in Psychoanalysis, Gender, and Culture (1999). Она по праву считается ведущим теоретиком психоаналитического феминизма и является членом Международной Психоаналитической ассоциации, так же ч.

Феминистка, социолог и психоаналитик. Она написала ряд влиятельных книг, в том числе "Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология гендера" (1978), Feminism and Psychoanalytic Theory (1989), Femininities, Masculinities, Sexualities: Freud and Beyond (1994) и The Power of Feelings: Personal Meaning in Psychoanalysis, Gender, and Culture (1999).
Она по праву считается ведущим теоретиком психоаналитического феминизма и является членом Международной Психоаналитической ассоциации, так же часто выступает на разнообразных съездах и конференциях. Много лет Нэнси провела, в качестве профессора на кафедрах психологии и клинической социологии в Университете Калифорнии, Беркли(ушла оттуда в 2005 году).
"Воспроизводство материнства." считается одной из самых влиятельных книг по социологии, за последние 25 лет.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Нэнси Чодороу в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Нэнси Чодороу в жанрах .

Читайте также: