Концепция трех волн тоффлера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы заканчиваем разговор о социальном философе Элвине Тоффлере и его предвидениях.

Одним из определений здравого рассудка является способность отличать реальное от нереального. Скоро нам понадобится другое определение.

Но прежде чем рассказать что это такое, я позволю себе небольшое лирическое отступление.

Второе, о чем хочу сказать: текст, о котором я вам расскажу дальше, он без шуток пророческий. Его стоит прочитать уже потому, что из своего 1980-го года автор увидел то, что ярко проявляется в наши дни — тот социальный, культурный и идеологический кризис, в котором мы сегодня зависли.

И, наконец, третье. Будучи без шуток гением, этот рафинированный интеллектуал, который вместе с женой (и своим соавтором) бросил учебу в Нью-Йорском университете, чтобы переехать на Средний Запад и пять лет там зарабатывать на жизнь сварочным аппаратом и работой на конвейере, остается прежде всего человеком. Он идеалистичен, он совершает ошибки. Но его тон доверителен и искренен. Вместе с ним мы путешествуем по США второй половины прошлого века и размышляем о путях развития капитализма, социализма и шире — всей технической цивилизации. При этом Тоффлер, во-первых, побуждает нас к самостоятельному поиску. И, во-вторых, он совершает немыслимое: будучи блестящим писателем, заставляет нас эмоционально сопереживать академическому, по сути, тексту.

Пожалуйста, коллеги, не ограничивайтесь моим блеклым и галопистым обзором этой великолепной книги. Прочтите Тоффлера сами. Я же сочту огромным личным успехом, если мне удастся привлечь к этому культовому (как на Западе, так и у нас) философу внимание ещё некоторого количества образованных людей.

Про волны

Итак, при беглом обзоре истории человечества автору (и нам вслед за ним) бросаются в глаза три ключевых переходных момента, которые глубочайшим образом изменили и людей и цивилизацию.

Первый случился в неолите при переходе от собирательства-охоты к земледелию-скотоводству. Он разрушил первобытную общину и породил первые аграрные рабовладельческие империи. Именно здесь ярко проявил себя феномен авторитарной власти (абсолютных монархов, феодалов, военных вождей). Благодаря сельскому хозяйству мы многократно увеличили свою численность (от десятков тысяч человек до неолитической революции к полумиллиарду в XVI веке н.э.*) и стали геологической силой, влияющей на биосферу Земли.

* По последним данным к 2100 году нас будет уже 11 миллиардов. Причем половина этих людей будет жить в странах Африки.


Динамика населения Земли впечатляет. Видно, что человечество довольно рано вышло на гиперболический рост.

В эту эпоху человечество научилось тому, что экологи Роберт МакАртур и (куда более известный) Эдвард Уилсон и в 60-х годах определили как r-стратегия. Другими словами, люди стали производить на свет множество детей, большая часть которых не доживала до половозрелости. На аграрной стадии развития главной задачей человечества был элементарный прокорм населения. Люди в основном потребляли сами большую часть того, что производили.


Изменились также система ценностей и система образования. С одной стороны, в индустриальном обществе высоко котируется способность к упорному машиноподобному труду (как умственному, так и физическому) — без него не получить необходимое для высокого статуса образование. Монотонный труд (не только в заводском цеху, но и работа в офисе, зубрежка инструкций / учебников — вообще все, что требует методичных тренировок, упражнений, включая даже танцевальный и тренажерный залы) стал единственным способом утвердиться в новом обществе. Не имея склонности к такому труду, люди автоматически оказываются за бортом.

С другой стороны, в этот период появился огромный класс менеджеров, которые интегрировали и координировали большое количество разнородных процессов в обществе и в промышленности. Социум сам по себе стал выстраиваться в подобие машины. Машина превратилась в некий идеал эпохи.


Гигантский паровой двигатель Корлисс на Международной выставке в Филадельфии в 1876 г.

Появилось новое политическое устройство, при котором голоса избирателей, добытые с помощью средств массовой пропаганды, распределяются между партиями и кандидатами, окончательно аккумулируясь в исполнительной власти. Сама механистичность подобного подхода стала синонимом справедливости и рациональности новой эпохи.

Третья волна

Как же эти перемены отразятся на общественном укладе?


Информационное общество сегодня — это прежде всего децентрализованная сетевая структура.

На этом этапе, по Тоффлеру, должна произойти глобальная перестройка самого принципа организации человеческих обществ. Из иерархических они должны будут стать сетевыми, из вертикальных — горизонтальными. Рано или поздно в результате этого процесса, как уже говорилось выше, исчезнут государства и политические границы, войны станут анахронизмом, а само человечество (не теряя технологического потенциала) во многом переймёт особенности самого первого этапа развития человечества — доиндустриального. В отношения между людьми, считает социальный философ, вернется теплота и интерес к личности, которые почти вытеснили дегуманизирующие отношения между людьми на индустриальной стадии.

Естественно, получается, что процесс смены волн вызывает социальные катаклизмы. Переход от доиндустриального общества к индустриальному породил Английскую и Великую Французскую революции, революции 1917 года в России. Кстати, Тоффлер считает современные ему США и советскую Россию в равной степени примерами архаичных индустриальных обществ, которые просто не понимают, что общего у них больше, чем различий.

Столкновениями людей второй и третьей волны, по мнению автора, можно объяснить все глубинные процессы, протекающие в политической жизни второй половины XX века. Естественно, он экстраполирует эту ситуацию на будущее, говоря о том, как эти две волны схлеснутся в XXI столетии. Конец перехода к новой волне он относит к 2025 году.

Про семью третьей волны, кстати, можно было бы поговорить подробнее, кабы не новый закон о пропаганде гомосексуализма.

Если кратко, Тоффлер считает, что нормативная для индустриального общества нуклеарная семья (мама-папа, два ребенка) в XXI веке станет одним из великого множества вариантов семей, которыми наполнится социум. Нуклеарная семья была нужна строго для репродукции и цементирования общества. Но новое общество станет слишком анархичным и пестрым, чтобы его можно было искусственно сплотить. Аграрная семья (бабушки-дедушки и множество детей) была нужна для обеспечения сельско-хозяйственной деятельности руками и социальной поддержки в ситуации полного отсутствия заботы об этом со стороны государства. В новом обществе эти типы семьи уже не будут иметь прежних преимуществ.

В мире рушащихся связей, по Тоффлеру, семья (не обязательно традиционная) может вернуть себе ряд функций, которые она в период индустриализации отдала обществу, и даже стать крепче, чем в индустриальную эпоху. Образование, говорит Тоффлер, если приложить к нему немного воображения, сможет воспитывать коллективизм и ответственность каждого члена группы.

Образование в информационном обществе

Поскольку Newtonew — ресурс прежде всего образовательный, отдельно поговорим о значении обучения и учёности в новую эпоху, какими их видел Тоффлер.


Начнем с того, что Тоффлер придерживался той здравой мысли, что общественное развитие идет не плавно, а постоянно рвется различными катаклизмами. Однако все эти противоречия и конфликты не образуют хаос, а вполне себе вписываются в стройную картину исторической эволюции, которая подчиняется определенным закономерностям. Тоффлер сравнил этот процесс с океаном, который сохраняет свою сущность, но при этом никогда не бывает застывшим.

Через этот океан время от времени проходят гигантские волны, трансформирующие его состав и обновляющие его.

Тоффлер выделял четыре основные сферы общественного развития - технологическую, социальную, информационную и психосферу. Но именно техносфера определяет суть очередной волны изменений. То есть, именно технологические революции влияют на сущность цивилизаций, возникающих на гребне очередной волны.

Итак, первой такой революцией (волной) была аграрная. Как результат - появление цивилизаций, в которых основой экономики и культуры стала земля. Такое общество технологически не очень развито, господствует ручной труд, есть четкая социальная иерархия, власть авторитарная и жесткая.

Вторая волна связана с промышленной революцией, которая породила индустриальную цивилизацию. Ее символ - заводская труба. Человек становится придатком машины, технологии позволяют развивать массовое производство, машины создают машины. Изменения в техносфере влияют на другие сферы общества. В частности, меняется семья, повышается уровень образования, меняется политическая жизнь, народ начинает в ней участвовать.

Однако развитие индустрии связано и с многими негативными последствиями, например, вредным воздействием на природу, истощением невозобновляемых источников энергии и т.д.

Кстати, сейчас философы и социологи говорят уже о Четвертой волне, но теория Тоффлера, я думаю, остается актуальной и поныне. Читайте его книжку, рекомендую.

Развитие цивилизации происходит волнами – считает американский философ и социолог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества, о чём он и пишет в своей книге “Третья волна”.

В рамках сотрудничества редакции блога Imena.UA с проектом Smart Reading мы публикуем в еженедельной рубрике Книги только самые ценные идеи из лучших нон-фикшн книг (саммари), которые пригодятся в работе и не только.

Сегодня в центре нашего внимания книга Элвина Тоффлера “Третья волна” (Alvin Toffler, “Third Wave”), из категории обязательных к прочтению книг для образованного человека. Элвина Тоффлера часто называют поп-футуристом. “Третья волна” была впервые опубликована в 1980 году, но её тезисы актуальны и сейчас. Тем более, что по оценке Тоффлера мы будем наблюдать за тем, как третья волна развития человечества окончательно сменит вторую – в 2025 году.

Введение


Книга Тоффлера посвящена пришествию цивилизации третьей волны. Используя метафору волн, Тоффлер хочет подчеркнуть, что возникновение новой цивилизации — это не единовременное событие, а продолжительный процесс зарождения, экспансии и угасания. Причём несколько цивилизационных волн действуют в мире одновременно, но с разной силой и в разных направлениях.

Эти волны иногда называют технологическими потому, что в основе каждой из цивилизаций лежат свои особые технологии производства. У каждой цивилизации есть свой основной ресурс, который во многом определяет её характер.

Но Тоффлер в книге “Третья волна” особо отмечает, что цивилизация — это не только технологии или экономика. Это комплекс взаимосвязанных технологических, экономических, организационных, социальных и политических принципов и институтов, которые соединяются между собой в единый, точно пригнанный механизм (так выражается человек второй волны) или образуют единую экосистему (сказал бы человек третьей волны).

Каждой цивилизации присуще свое особое мировоззрение, своя мораль, свой уклад жизни. Причём мировоззрение, принципы и институты новой волны не вырастают эволюционно из тех же элементов более ранней волны, а формируются на основе своего уникального генома новой цивилизации.

Поэтому коллизии волн носят не эволюционный, а революционный характер, а приход новой волны сопряжён с войнами, революциями и другими потрясениями.

И надо всем этим бушующим морем самых неожиданных столкновений формируется главный конфликт современности — между наступающей третьей и откатывающейся второй волной. Когда мир сотрясается под напором сразу двух волн, ни одна из которых не является доминирующей, видение будущего ускользает, становится фрагментарным. К противоборствам и конфликтам сторонников и противников каждой из волн добавляются внутренние конфликты каждой из них.

Понимание природы этих конфликтов, утверждает Тоффлер, даёт нам возможность не только увидеть альтернативы будущего и определить, за что на самом деле выступают многочисленные политические и общественные силы, но и найти собственную роль в этом процессе, какой бы ничтожной ни казалась одна личность на фоне таких тектонических сдвигов.

Книга Тоффлера “Третья волна” помогает научиться отличать силы и процессы уходящей второй волны от проявлений нарастающей третьей волны.

Вторая волна

В своей книге Тоффлер выделяет три волны цивилизации: сельскохозяйственную, индустриальную и третью, которую он иногда называет ещё информационной.

Первая волна начала свое движение примерно 10 тысяч лет назад, когда собиратели и охотники научились возделывать землю и перешли от кочевого образа жизни к оседлому. Сегодня эта волна практически исчерпала свою силу, медленно, но неотвратимо обойдя весь мир. Только горстка первобытных племён осталась на стадии охоты и собирательства.

Главным ресурсом первой волны была земля, а большая часть её продукта потреблялась теми, кто его непосредственно производил. Время в цивилизации первой волны ходило по кругу, повторяя циклы сельскохозяйственного производства.

Первая волна стала терять силу в промежутке между 1650–1750 годами, когда появился гребень второй волны, создавшей индустриальное общество, которое, в свою очередь, завоевало мир.

Примерно тогда же в странах индустриального мира начала свой разбег третья волна. И по мере того, как она набирает силу, сталкиваясь со второй волной, устаревшие принципы и институты второй волны начинают трещать по швам под её напором.

Третья волна

Систематический анализ может ответить на многие вопросы, но, в конце концов, нам придётся разобраться в парадоксах и противоречиях, которые ему не подвластны. Предвидение, воображение и смелый (хотя и предварительный) синтез поможет нам в этом деле.

В доиндустриальную эпоху человек получал образы по очень узкому каналу, в основном от близких людей. Через личное общение, которому свойственен спокойный ритм, многочисленные паузы и повторения. С наступлением второй волны количество каналов, из которых индивидуум получал представление об окружающем мире, увеличилось. К личному общению добавились газеты, журналы, радио и телевидение. По этим каналам (в основном в унисон) вещали церковь, правительство, семья и школа. СМИ стали не только мощным усилителем трансляции этого контента, но и производителем своего собственного, — встроенного, тем не менее, в общий хор. СМИ заняли ключевое место в стандартизации поведения, необходимой для индустриального производства.

Формируемые индустриальными СМИ образы были более податливыми к изменению, чем образы доиндустриальной эпохи. Но третья волна привела к многократному ускорению обновления библиотеки образов в нашем сознании. Это означает, что сами образы становятся все более короткоживущими.

Но третья волна не только кардинально ускорила оборачиваемость образов, она затронула и более глубинную структуру информации.

Демассификация средств информации стала естественным следствием удешевления себестоимости создания информационных носителей. Во времена написания книги (1980 г.) многократное удешевление печатного процесса мелких тиражей привело к тому, что каждый клуб по интересам, каждая конфессия, каждое сообщество и каждый муниципалитет смогли позволить себе издавать собственную газету или журнал.

В 1977 году впервые в истории телевидения в США аудитория телезрителей сократилась.
Спутниковое и кабельное телевидение, видеокассеты, видео на заказ нарезали аудиторию телеканалов на узкие сегменты. Господство телеканалов в навязывании всем, что и когда смотреть, навсегда осталось в прошлом.

Третья волна принесла с собой новую инфосферу. Наступила эра демассифицированных средств информации, которая окажет глубокое воздействие на то, как формируется наше представление об окружающем мире.

Демассификация средств информации ведёт к тому, что вместо работающих в унисон каналов, продвигающих единое представление о мире, мы стали получать информацию отрывками из гораздо большего количества часто противоречащих друг другу источников. Состоящий из коротких блипов информационный поток трудно поддаётся классификации. Отчасти это происходит потому, что блипы часто не укладываются в доминирующие концепции индустриального прошлого, но ещё и потому, что их форма выглядит слишком нелогичной и фрагментарной.

По отношению к новой форме подачи информации легко отличить, к какой волне принадлежит человек. Раздражение нелогичностью и бессвязностью подачи информации — верный признак менталитета индустриального общества. Способность впитывать громадный объём разнородных блипов и самостоятельно находить концепции, на которые, как на нитки, нанизываются укладывающиеся в них информационные бусины, является неотъемлемым свойством человека третьей волны.

Демассификация цивилизации, одновременно и жертвой и усилителем которой являются СМИ, неизбежно приводит к грандиозному скачку в объёмах информации, которой мы все обмениваемся между собой. Именно поэтому о цивилизации третьей волны можно говорить как об информационном обществе.

Повышаем производительность мозга


Интересная метаморфоза происходит с грамотностью. Если в индустриальной цивилизации даже самый умный и умелый, но не умеющий читать и писать человек не мог получить даже простую работу, которая требовала заполнения каких-то форм и таблиц, то в умной среде информационного общества требования к традиционной грамотности могут исчезнуть как условие получения квалифицированной работы.

В информационную эпоху компьютеры увеличат силу мозга человека так же, как машины увеличили силу его мышц в индустриальную эпоху.

Человеческое воображение, его интуиция и интеллект будут играть в ближайшие десятилетия по-прежнему определяющую роль, но компьютеры смогут углубить наше представление о причинно-следственных связях. Анализируя огромные массивы информации, они будут находить незаметные паттерны, позволяющие установить взаимосвязь между разными группами данных. Они изменят способ, которым мы анализируем проблемы и интегрируем информацию. В 1980 году, когда писалась книга, термин big data был никому не известен.

Компьютер полностью изменит социальную память человека. Первоначально социальная память хранилась в мозге человека. Она изменялась, пополнялась, корректировалась в течение жизни человека и затем умирала вместе с ним. За счёт массового распространения грамотности письменность дала людям возможность переносить свою социальную память на бумагу. Индустриальная эпоха создала такие внешние носители социальной памяти — звуко- и видеозапись. Социальная память отделилась от мозга человека, но при этом стала пассивной. Для редактирования её надо было снова загружать в мозг человека. Третья волна с помощью компьютера сделала внешнюю социальную память интерактивной.

Главные черты будущего

Новая цивилизация будет иметь намного более диверсифицированную энергетическую базу, в которой будут преобладать экологически чистые возобновляемые источники.

Технологическая база третьей волны также будет широко диверсифицирована: от биологии, генетики, электроники, материаловедения до освоения космоса и глубин океана.

Главным сырьём новой экономики станут информация и воображение. С помощью информации и воображения будет найдена замена большинству невозобновляемых ресурсов современной цивилизации.

В связи с беспрецедентным ростом значения информации человечество реструктурирует образование, перестроит научно-исследовательские работы и, главное, реорганизует систему коммуникаций.

Сдвиг в сторону базирующегося на информации и электронике общества приведёт к снижению энергопотребности цивилизации.

В цивилизации третьей волны фабрика перестанет служить организационным прототипом для всех других общественных институтов. Её целью перестанет быть массовое производство.
Новые принципы организации производства и административной работы потребуют новых трудовых ресурсов, наделённых сообразительностью и изобретательностью, а не способностью выполнять рутинные действия.

Корпорации будущего превратятся в многоцелевые, многофункциональные организации, задачи которых выйдут далеко за пределы максимизации прибыли или объёма производства.

Принципы начисления зарплат и бонусов руководителей постепенно изменятся, чтобы отразить эту новую многофункциональность. Общество и корпорации (как его часть) перейдут с единого синхронизированного ритма гигантского конвейера на гибкие индивидуальные графики и расписания.

Бюрократическая иерархия в бизнесе будет заменена на многочисленные новые неиерархические организационные формы. Там, где иерархия сохранится, она станет более плоской и будет носить временный характер.

Множество новых религий, движений, научных теорий, философских течений, форм искусства появится в количествах, которые не были возможны (да и не были нужны) в индустриальную эпоху.

Возникающая мультикультура породит хаос, который продлится до тех пор, пока не будут созданы новые механизмы группового разрешения конфликтов.

Третья волна характеризуется растущей дифференциацией общества и приведёт к ослаблению роли национальных государств и росту роли регионов и даже отдельных городов.

Интересы культурного, экологического, религиозного и экономического сотрудничества отдельных регионов будут играть в процессе налаживания межрегиональных связей более значительную роль, чем географическая близость.

Развивающиеся страны откажутся от попыток скопировать пример промышленно развитых стран и выработают свои, радикально новые стратегии развития, основанные на их культурных и религиозных традициях.

Демократия XXI века

Первым еретическим принципом правительства третьей волны является принцип власти меньшинства. Уже сегодня в обществе очень сложно выделить большинство, имеющее единое мнение по одному вопросу. Напротив, общество всё больше распадается на малые группы, готовые отстаивать свои интересы.

При наличии адекватных институтов многообразие может стать основой стабильного общества. Но, чтобы достичь этого, необходимо основательно реформировать политическую систему.

Второй строительный элемент новой политической системы — полупрямая демократия. Вопрос не стоит о выборе между прямой и представительской демократией. Поскольку обе системы имеют свои плюсы, интеграция прямо-о участия граждан и их представителей кажется наиболее вероятной.

Третьим принципом политики завтрашнего дня станет распределение решений. Вопрос не стоит о децентрализации принятия решений как самоцели. Необходимо правильное размещение решений на тот уровень, где они могут быть приняты оптимальным путём. Изменение информационных потоков позволяет перенести многие решения на низовой уровень. В то же время, необходимы новые наднациональные институты для более эффективного решения проблем, выходящих за рамки компетенции национальных властей.

Вместо заключения

Третья волна не является ни утопией, ни антиутопией. Она предлагает позитивную и революционную альтернативу будущего, которая, тем не менее, лежит в пределах реалистично достижимого. Это и есть практопия.

Почему это происходит? На этот вопрос нет ответа. Тысячи разных взаимосвязанных потоков просто начали течь. Мы видим их взаимосвязи и грандиозные петли обратной связи, которые усиливают их бег. Но одной единственной причины, одной единственной переменной, которая дала старт этому процессу, просто не существует.

Две тенденции: диверсификация общества и ускорение исторического процесса — оказывают мощнейшее давление на людей и на институты, привыкшие иметь дело с невысоким уровнем разнообразия и медленным ходом перемен.

Это столкновение порождает шок будущего. Единственный способ преодолеть его — это научиться действовать в новых условиях. Для этого и людям, и институтам предстоит изменить себя.

Некоторым поколениям выпала роль хранителей цивилизации. Участь других — строить цивилизацию. Наш удел — созидать. И начинать строительство новой политической системы надо прямо сейчас, пока дезинтеграция старой системы не выпустила на улицы силы тирании, сделав неизбежным насильственный путь к победе демократии XXI века.

Редакция благодарит Михаила Иванова и проект Smart Reading за сотрудничество и предоставленные материалы.

Элвин Тоффлер – один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте.
Не разделяя традиционных представлений о том, что история подпитывается социальными революциями, Тоффлер начал создавать иные схемы.
Он сумел придать своим сочинениям настоящую социологическую основательность.

Содержание

Введение 3
Краткие биографические данные об Элвин Тоффлер 4
Концепция трех волн 8
Столкновение цивилизаций. Борьба за сферы влияния 12
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

глобалистика.doc

Введение

Элвин Тоффлер – один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте.

Не разделяя традиционных представлений о том, что история подпитывается социальными революциями, Тоффлер начал создавать иные схемы.

Он сумел придать своим сочинениям настоящую социологическую основательность. Глобальные тенденции здесь не просто обозначаются. В подтверждение той или иной мысли приводится целый поток фактов, ссылок, цифровых распределений. В арсенале социолога суждения философов, поступки политиков, статистика социальных процессов Современный читатель найдет в публикуемой работе огромный эмпирический материал, который так нужен политику, социологу, демографу, культурологу и философу.

Книга "Третья волна", в которой он опывает свою концепцию, написана почти два десятилетия назад. И, разумеется, два десятилетия внесли определенные коррективы в концепцию Тоффлера. Можно говорить об уточнениях, о расшифровке отдельных положений. Но в главном она сохранила свою актуальность и неоспоримую ценность.

Целью данной работы является изучение волновой концепции Тоффлера. В соответствии с целью были поставлены задачи: поиск и подбор материалов по данной теме, изучение волновой концепции Э. Тоффлера, выявление ее особенностей, основных отличий от других концепций развития общества.

При написании данной работы были использованы книги Элвина Тоффлера и другая учебная литература.

Краткие биографические данные об Элвин Тоффлер

Элвин Тоффлер родился накануне эпохи Великой депрессии, и опыт восприятия экономической стагнации и порождаемых ею случаев неравенства оказал на него сильнейшее воздействие. Поэтому в годы студенчества Элвин был одним из активистов левого движения. После окончания университета в 1949 г. Элвин и его жена Хейди работали на фабрике на производственной конвейерной линии. По-видимому, их интерес к профсоюзной деятельности стимулировался не только левыми убеждениями, но также и желанием познакомиться с промышленными технологиями и их влиянием на повседневную жизнь людей. После завершения своих фабричных приключений Э. Тоффлер решил заняться журналистикой. В конце 1950-х гг. он был вашингтонским корреспондентом нескольких газет, а с 1959 по 1961 г. занимал пост заместителя редактора журнала "Fortune". В течение этого периода интенсивной журналистской деятельности Э. и X. Тоффлеры писали статьи для самых разных изданий — от "Fortune" до "Playboy", а также для "Annals of the American Academy of Science". После занятий журналистикой Э. Тоффлер решил посвятить себя науке и с 1965 по 1970 г. работал преподавателем в различных университетах.

Представления Э. Тоффлера о взаимосвязях технологии и социально-экономических изменений сформировались в 1960-е гг., когда компания IBM заказала ему статью о долгосрочных социальных и организационных последствиях внедрения компьютеров. Именно в этот период зародились некоторые из фундаментальных идей последующих работ ученого. Впервые некоторые темы его исследований были намечены в статье "The future as a way of life" ("Будущее как образ жизни"). Главными в ней были мысли Э. Тоффлера о том, что в будущем скорость изменений, по-видимому, должна нарастать и что результатом этого процесса станет глубокая дезориентация людей, не подготовленных к наступлению грядущих событий. Для того чтобы описать ощущение страха, которое будут испытывать "застрявшие" в прошлом общества, Тоффлеры ввели специальное понятие "шока будущего". Книга Элвина Тоффлера "Future Shock" ("Шок будущего") сразу стала международным бестселлером и с тех пор продолжает вызывать интерес многих читателей. В ней Э. Тоффлер показал себя не только одним из выдающихся футурологов нашего времени, но и блестящим популяризатором идей об информационном обществе. Его научные заслуги были признаны во всем мире, а его сочинения получили многочисленные премии в таких странах, как Китай, Франция, Италия и США.

Начиная с 1970 г. Элвин Тоффлер совместно с женой Хейди Тоффлер написали несколько посвященных происходящим в мире изменениям важных книг. Его широко известная трилогия — "Future Shock", "Third Wave" и "Power Shift" — содержит чрезвычайно широкое представление о фундаментальных переменах, оказывающих влияние на различные общества во всем мире. В рамках анализа процесса социально-экономического развития Э. Тоффлер разработал концепцию "Третьей волны".

Следует отметить, что основной научный вклад Э. Тоффлера заключается в том, что он наглядно продемонстрировал широкому кругу читателей результаты процесса технологических изменений. Возможно, в большей степени, чем кто-либо другой, он преуспел в информировании деловых кругов о глубоком скрытом значении происходящих в последней трети XX в. непрерывных изменений. Именно его интуитивное понимание преобразующего влияния отрасли по производству знаний позволило на сравнительно раннем этапе выявить то, что впоследствии стало одной из самых значительных тенденций развития нашей эпохи. Еще в середине 1960-х г. Э. Тоффлер утверждал, что в экономике будущего главенствующая роль будет принадлежать информационным технологиям. Основываясь на своих догадках, он сделал вывод о том, что отныне технологические изменения будут происходить с качественно большей скоростью, чем в прошлом.

Систематическое исследование взаимоотношений власти, выполненное Э. Тоффлером в его книге "Power Shift" ("Изменение власти"), содержит интригующие догадки о роли знания в современном обществе. Согласно Э. Тоффлеру, знание составляет основу власти, Как богатство, так и средства физического насилия опираются на знания. Сочинения Э. Тоффлера постоянно предостерегают политиков и руководителей компаний об опасности игнорирования знаний как фактора производства, так как экономический успех зависит от их способности манипулирования ценной информацией. Знание как источник власти является у Э. Тоффлера ключевым понятием при осмыслении противоречий, оказывающих негативное воздействие на современную политическую и экономическую жизнь. Его работы дают прочную основу для понимания способов, которыми индустрия знаний изменяет наше общество и экономику.

Э. Тоффлер обладает впечатляющей способностью интегрировать факты и идеи из различных областей знаний. Его основные работы представляют собой синтез достижений социологии, технических наук, исследований в сфере культуры и психологии. Некоторые ученые справедливо критикуют его за то, что подобный результат достигается в ущерб глубине проводимого анализа. Однако, несмотря на все свои недостатки, Тоффлер преуспел в создании общей схемы осмысления всего того, что многим представлялось набором независимых процессов.

В работах Э. Тоффлера содержится также несколько блестящих примеров идентификации некоторых важных тенденций. Лучше всего это получается у него тогда, когда он изолирует события прежде, чем они окажут влияние на общественное воображение и привлекут внимание к своей значимости.

В то же время книги Э. Тоффлера проигрывают от попыток их автора слишком быстро сказать о слишком многом. Его стремление связать между собой множество явлений — распад семьи, возникновение групп самосовершенствования, появление новых стилей жизни, создание организаций с безбумажным делопроизводством"работа в домашних условиях, дезинтеграция национального государства — является обоснованным лишь на описательном уровне. Ведь то, что эти события происходят приблизительно в одно и то же время, не дает никаких оснований считать, что они являются результатами одних и тех же процессов. Оказывается, что практически любой возникающий или еще не полностью понятый процесс связывается с Третьей волной исключительно по причине своей новизны.

Работы Э. Тоффлера во многом отражают общественные настроения второй половины XX в. В то время когда многие общества проявляют готовность к преувеличению значения происходящих изменений, в изобилии используя для них такие определения, как постиндустриальные, постисторические, постгеографические и постсовременные, Э. Тоффлер предоставляет систематическое описание почти что никак не связанного с прошлым будущего. Эта предрасположенность к ощущению изменений позволяет Э, Тоффлеру уловить суть некоторых влияющих на наше будущее событий.

Концепция трех волн

Волновая концепция — одна из систем периодизации развития общества. Традиционными системами переодизации считаются — формационная (Маркс) и цивилизационная (Ясперс, Тойнби). Первая из них кладёт в основу развития человеческого общества производственно-хозяйственные отношения, а вторая — социокультурные типы.

В своих социально-философских построениях О. Тоффлер предлагает особое видение исторического процесса, которое можно охарактеризовать как трехстадийную концепцию. Он утверждает, что социум проходит 3 стадии развития: аграрное или доиндустриальное общество, индустриальное, постиндустриальное или информационное общество.

Доиндустриальное общество. Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельском хозяйстве. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.

Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат).

Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации — развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании — переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине XIX века, а Франция — в начале 20-х гг. XX века). В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX — начала XX веков.

Э. Тоффлер – это один из крупнейших американских писателей и футурологов, который известен своей концепцией цифровой революции, технологического переворота, информационного взрыва.

Футурология Тоффлера

Э. Тоффлер был редактором популярного журнала Fortune. Первая его книга была посвящена исследованию влияния технологий на общество. В последствии он изучил ответную реакцию общества на данный феномен. Содержание последней работы Элвина Тоффлера относится к возросшей в XXI веке мощи военных технологий, оружия, тактико-стратегического планирования и капитализма. Все работы автора актуальны и интересны для изучения.

Технология – это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Технологии являются, по мнению, Тоффлера одним из решающих факторов общественных изменений.

По сути, это система постиндустриального общества с наличием социально ориентированного рыночного хозяйства и гражданского общества в качестве реформирования политической власти. Концепция автора считается в большей степени футурологической.

Но, прежде чем, рассматривать особенности футурологии Э. Тоффлера целесообразно обратить внимание на теоретические основы, которые раскрывают особенности постиндустриального общества.

Футурология – это прогнозирование глобальных изменений в образе жизни человечества (цивилизации) на основе анализа перспектив внедрения существенно значимых новых технологий (тех, которые заметно влияют на жизнь глобальных масс людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается Э. Тоффлера, то он утверждал, что за всю историю собственного существования совершило несколько различных научно-технических прорывов, которые затем приобрели революционный характер. Эти события изменили мир весьма кардинально. С каждой научно – технической революцией общество переходило на новый уровень развития, меняя социальный порядок действительности.

Характеристики концепции Тоффлера и ее основные положения

Постиндустриальное общество, описываемое в теории, сегодня является социологической традицией. Таким образом, концепция Тоффлера может быть охарактеризована следующими положениями:

  • она является позитивистской теорией, истоки которой можно обнаружить во временах зарождения индустриального строя, который возможно преодолеть;
  • развитие постиндустриальной теории от момента зарождения и до формирования зрелой научной концепции происходит под влиянием идеологических факторов, сопряженных со свободной дискуссией;
  • фактически данная теория является единственной концепцией, которая не отрицает научного значения марксизма, но и стремится вести с ним глубочайший диалог, который не поддерживался советскими обществоведами.

Коммуникационные технологии – это совокупность приемов, процедур средств и методов, которые используются в процессе коммуникационного воздействия субъектом коммуникации с целью достижения поставленных целей и задач.

Основные положения концепции Тоффлера:

  • мир находится на пороге социальных перемен, а также технических и культурных изменений;
  • развитие технического потенциала оказывает воздействие на все стороны социальной жизни людей;
  • происходит смена содержания труда и существенно возрастает его производительность;
  • зарождается новый цивилизационный порядок, в котором приоритет приобретает сфера труда, досуга, управления.

Тем самым Тоффлер пропагандирует мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, которая формируется на смену аграрной цивилизации (первой волне) и индустриальной цивилизации (второй волне).

Тоффлер также пытается предупредить о новых опасностях, глобальных конфликтах и проблемах, с которыми человечество столкнется на рубеже веков. Но при этом автор также говорит и о том, что исторические сдвиги, захватывающие все стороны жизни в целом бескровны.

Читайте также: