Зарождение национального самосознания на руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Летом 1380 г. Мамай собрал войско, насчитывавшее около 60 тыс. воинов. Союзником Мамая согласился быть великий князь литовский Ягайло, войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Другим союзником Мамая — по свидетельству ряда летописей — был рязанский князь Олег Иванович. В конце июля 1380 г., узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, Дмитрий Иванович за месяц смог собрать общерусское войско под единым командованием и перехватить инициативу, т.е. сделать то, что было исторически не осуществимо в XIII в. В составе общерусской рати были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя, хотя ряд земель — Новгород, Смоленск, Нижний Новгород, Тверь — своих войск не прислали.

Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет — монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения — брянский боярин. Противником его оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Ордынская конница быстро смяла Передовой полк, но затем натиск ее в центре был остановлен. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк. Он ударил в тыл и фланг ордынской коннице, чем и решил исход битвы. Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения.

Русские воины преследовали бегущих ордынцев до реки Красивая Меча (в 50 км от Куликова поля); там же была захвачена ставка Мамая, который успел бежать. Когда Ягайло, шедший на соединение с Мамаем, узнал о его поражении, он спешно повернул обратно. Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней.

Куликовская битва вселила уверенность в возможность победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дань, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Главные направления развития культуры:

  • книгопечатание;
  • развитие системы образования;
  • усиление светских элементов в искусстве.

Книгопечатание и образование

Архитектура

  • Строительство храмов и гражданских объектов является внешним показателем могущества державы. В период Московского царства воздвигнуты десятки церковных сооружений. Самыми яркими из них стали церкви самой столицы. Под руководством Аристотеля Фиораванти в1479 ᴦ. завершено возведение Успенского собора Кремля. Приглашенные из Италии архитекторы построили также дворец великого князя, Архангельский собор, кремлевские стены и башни. Но и русские зодчие внесли вклад в облик Москвы. В 1489 ᴦ. псковскими мастерами построена в Кремле великокняжеская церковь Благовещения. Шедевром шатровой архитектуры стал Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в честь взятия Казани мастерами Постником Яковлевым и Бармой. Строятся крепости не только в центре, но и по всей Московии. Примером инженерно-технических сооружений стали Нижегородский и Смоленский кремли.

Живопись

  • Параллельно с архитектурой развивается живопись. Внутренние росписи храмов принадлежат кисти Феофана Грека, Симеона Черного, Андрея Рублева, Дионисия. В иконописи мастера стали использовать технику объемного, реалистичного изображения. В росписях появляются фрагменты из героического прошлого Русского государства, бытовые сюжеты. На первых парсунах (светских портретах) запечатлены Великие князья, их дети, придворные. Состоятельные горожане заказывали себе семейные портреты. Москва стала центром художественного творчества. Здесь работали лучшие строители, художники, ювелиры.

Литература

Театр

  • В 1672 году при дворе государя Алексея Михайловича создан первый профессиональный театр – комедийная храмина. Труппа состояла из приглашенных немецких актеров. Для зрителей представляли небольшие пьесы на библейские сюжеты. После смерти царя театр был закрыт. Но сам факт его появления говорит о все большем развитии светского направления в культуре России.

Заключение

В XV- XVII веках в России сформировалась самобытная национальная культура, основанная на православных и народных традициях. Закрепился русский язык, давший начало развитию литературы и образованию. Начался процесс разделения культуры на церковную и светскую. Накоплен богатый опыт в градостроительстве. Появляются зачатки гуманитарных и естественных наук. За этот период произошло становление русского этноса с его отличительными чертами – традиционными патриархальными устоями, верностью государству, способностью в тяжелое для страны время к объединению и самопожертвованию.

Читайте также: