Зарождение балетного театра в италии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Балет зародился в Северной Италии 500 лет назад. Именно тогда началась эпоха Возрождения, которая отличалась от эпохи Средневековья, интересом к человеку и его деятельности. На итальянских дворцовых празднествах танец занимал первое место. В украшенных залах и пышных нарядах надо было уметь танцевать. Благодаря моде на танцы, появилась профессия танцмейстер – учитель, который репетировал движения танцев, основные фигуры, рисунки и руководил танцующими. В то же время начала появляться терминология и первые книги о танце. Придворные танцмейстеры создавали учебники и теоретические труды. Так сформировалась итальянская танцевальная школа, имевшая большое значение для искусства балета.

Итальянский балет понравился французскому королю Карлу VIII, и итальянских танцмейстеров стали приглашать во Францию. В этой стране искусство танца развивалось стремительно, появилась новая школа, новая терминология, которой мы пользуемся до сих пор. О французской балетной школе, ее особенностях расскажу в отдельной статье.

Особенности итальянской балетной школы

Основные черты итальянской школы - динамизм, быстрые темпы, экспрессия, мимическая игра артистов, ритмическая пантомима и высокая техника – связаны с творчеством танцовщика и балетмейстера Сальваторе Вигано. Именно с именем С. Вигано связано формирование и зарождение нового, реалистического стиля в итальянском и мировом балете, что позволило изменить художественные приемы и средства выразительности. В его балетах все больше проявлялись черты и романтического направления, вершина развития которого приходится на первую половину XIX века.

Итальянская школа в России

Выдающийся педагог классического танца Энрико Чеккетти разработал систему подготовки танцовщиков с учетом их индивидуальных способностей, оказав заметное влияние на развитие русского балета.

Среди его учеников: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Любовь Егорова, Юлия Седова, Лидия Кякшт, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Агриппина Ваганова.

Миоцци Ф. Энрико Чеккетти в России. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой . 2017;(1):67-70

Европейский балет зародился в Италии в эпоху Возрождения, которая началась здесь раньше, чем в др. странах. Предпосылками явились: богатейшая нар. танц. культура, традиции антич. танца и пантомимы, унаследованные ср.-век. мимами, а также возросшая в эту же эпоху потребность в зрелищах, общественных развлечениях. В 14 в. танцы были частью нар. празднеств и церковных действ, содержавших элементы будущих театр. представлений. При дворах исполнялись бальные танцы, являвшиеся переработкой народных. В 15-16 вв. шла их регламентация, разрабатывалась терминология. Придворные танцмейстеры создали первые учебники и теоретич. труды: Доменико да Пьяченца - "Об искусстве танцевать и водить хоры" (кон. 14 в.), Г. Эбрео - "Трактат о танце" (1463), А. Корнацано - "Книга об искусстве танцевания" (1465), Ф. Карозо - "Танцовщик" (1581), Ч. Негри - "Милости любви" (1602). Так сформировалась итал. танц. школа, имевшая большое значение в становлении балета. К кон. 15 в. относятся первые придворные праздничные представления (напр., свадебный пир, устроенный Бергонцио Ботта в Тортоне, 1489), где в аллегорич. сценах участвовали костюмированные персонажи в масках. Из устроителей подобных празднеств получил известность миланский танцмейстер П. Диобоно (1-я пол. 16 в.). Танец занимал также важное место и в представлениях новых театр. жанров, формировавшихся в Италии в 15-16 вв.; он исполнялся в виде моресок между действиями антич. пьес ("Близнецы" Плавта и "Евнух" Теренция в Ферраре, 80-90-е гг. 15 в.), в "мадригальных комедиях" 16 в., в пасторалях ("Верный пастух" Б. Гварини, 1584) и, наконец, в операх кон. 16 - нач. 17 вв. В сер. 16 в. на развитие сценич. танца большое влияние оказала комедия дель арте, актёры которой были гимнастами и танцорами; исполнявшиеся в представлениях танцы послужили материалом для комич. сцен, в дальнейшем вводившихся в придворный балет. В кон. 16 - нач. 17 вв. итал. композиторы, танцмейстеры и художники часто приглашались во Францию как устроители театрализованных придворных празднеств. Здесь проводились эксперименты по сочетанию слова с музыкой и танцами, что привело к созданию "комедийного" (т. е. драматич.) балета. Первый удачный спектакль этого жанра - "Комедийный балет Королевы", пост. Бальтазарини ди Бельджойозо (Божуайё) в 1581 в Париже. В Италии же опыты по сочетанию пения, музыки и танца привели к созданию оперы.

Сформировавшийся во Франции новый балетный жанр, распространившись в Европе, вернулся в Италию; в 17 в. придворный балет получил здесь широкое распространение. Известность приобрёл Ф. д'Алье, который в 1606-1657 в Турине осуществил 32 постановки, в т. ч. "Балет алхимиков" (1640), "Балет о табаке" (1650). В кон. 16 в. появились первые публичные театры. К кон. 17 в. они уже имелись в Милане, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Сиене, Мантуе; в них работали итал. и иностр. артисты и балетмейстеры. В 18 в. сложился свойственный итал. танцовщикам стиль исполнения, отличавшийся от изысканной манеры, принятой во франц. Королев. академии музыки, большей технич. виртуозностью и непосредственностью драматич. выразительности. К этому времени относится зарождение артистич. семей, давших Европе в 18 и 19 вв. многих известных исполнителей и балетмейстеров: Вестрис, Тальони, Анджолини, Паллерини и др. В 18 в. итал. танцовщики с успехом выступали в др. странах (напр., Б. Кампанини, или Ла Барберина, - во Франции и Германии). Итал. хореографы несли в разные страны проф. мастерство, одновременно усваивая и развивая местные традиции. Балетм. Г. Анджолини, работая в 60-х гг. 18 в. в Вене, воспринял идеи австр. балетм. Ф. Хильфердинга и ставил драматизированные балеты, сближавшиеся с опытами франц. реформатора Ж. Ж. Новера; балетм. В. Галеотти стал основоположником европ. балета в Дании. Работавшие в России в 30-х гг. 18 в. - 20-х гг. 19 в. А. Ринальди (Фоссано), Дж. А. Сакко, Ф. Беккари, Анджолини, Дж. Канциани, Ф. Бернаделли способствовали формированию рус. балетного театра.

В 30-40-х гг. 19 в. в Милане и Риме гастролировали знаменитые романтич. танцовщицы М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др., здесь исполнялись известные романтич. балеты, иногда в оригинальных редакциях: балетм. Л. Анри - "Сильфида" на муз. Карлини (1828); А. Кортези - "Жизель" (в 5 актах) на муз. Байетти (1843); М. Тальони - "Па-де-катр" Пуньи (1846); Ж. Перро - "Фауст" на муз. Паниццы, Косты и Байетти (1848) и др. В сер. 19 в. известностью пользовались балетм. Кортези, Дж. Казати, Дж. Рота. В 60-70-х гг. упадок романтизма уменьшил значение балетного театра в Италии. Тем не менее итал. артисты продолжали занимать ведущее положение в театрах мн. стран (парижском, венском оперных театрах). В 1813 при "Ла Скала" была открыта школа, которую в 1837 возглавил К. Блазис. Из неё вышли известные танцовщицы Ф. Черрито, С. Фуоко, К. Кукки, А. Боскетти, А. Феррарис, К. Розати, К. Брианца, П. Леньяни и др. В 80-х гг. в Италии и др. странах были популярны монументальные феерии Л. Манцотти, своего рода обозрения, где в сменявшихся эпизодах демонстрировались пышные декорации, танц. дивертисменты и процессии с участием сотен артистов и статистов, изображавших историч. и совр. персонажи, аллегорич. фигуры: "Эксцельсиор", 1881; "Любовь", 1886; "Спорт", 1897 (все - комп. Р. Маренко). Если Манцотти использовал в феериях актуальную тематику, то постановки его эпигонов А. Коппини, Дж. Пратези носили только зрелищный характер. В кон. 19 в. итал. артисты выработали виртуозный стиль танца, построенный на пальцевой технике и сложных вращениях, исполняемых в бравурном темпе. Итал. гастролёры выступали в крупнейших театрах Европы и Америки. В России получили известность танцовщицы Брианца, Леньяни, А. Дель Эра, танцовщик Э. Чеккетти. Танцовщицей, культивировавшей традиционное для итал. балетного театра мимич. искусство, была В. Цукки.

В кон. 19 - нач. 20 вв. оперные театры Италии, как правило, не имели постоянного балетного репертуара, итал. балетмейстеры (Н. Гуэрра и др.) работали преим. за границей. Гастроли труппы С. П. Дягилева (в Риме в 1911 и 1917) привлекли внимание к балету, но итал. зритель больше интересовался оперой (этот интерес и поныне отражается на репертуаре муз. театров Италии). Известные танцовщицы 20-х гг. - Ч. Форнароли и Б. Галлиция. В 1934-38 и 1945-54 в труппе римского Оперного театра работал Б. Г. Романов, ставивший балеты классич. наследия, а также спектакли с музыкой итал. композиторов ("История Пьеро" М. Косты, 1934; "Птицы" О. Респиги, 1937, и др.). В 40-50-х гг. ряд балетов поставила Галлиция. Наибольшее значение имела деятельность А. Миллоша, который с 1938 начал ставить балеты в Риме, Милане, Венеции, на фестивале "Флорентийский музыкальный май" и др. Он - автор мн. балетов на муз. итал. композиторов ("Безумие Роланда" Г. Петрасси, 1947; "Марсий" Л. Даллапикколы, 1948; "Мирандолина" В. Букки, 1957; "Ричеркар" Р. Влада, 1968; "Лицо" Л. Берио, 1973, и др.), а также на муз. Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и др. Миллош постоянно сотрудничал с известными художниками - Дж. Де Кирико, Ф. Клеричи, Р. Гуттузо и др. Ведущие артисты 30-50-х гг.: танцовщицы - А. Радиче, Л. Новаро, О. Амати; танцовщики - У. Дель Ара, Г. Лаури; 50-70-х гг.: танцовщицы - К. Фраччи, В. Коломбо, Э. Терабуст, М. Матеини, Л. Кози, Ф. Кова, Э. Морини, Л. Савиньяно, Р. Ковач; танцовщики - М. Пистони, А. Амодио, Л. Бонино, Р. Фашилла и др. За границей работали итал. артисты и хореографы П. Бортолуцци, В. Бьяджи, Дж. Карбоне и др.

Основные балетные труппы существуют при театрах (на 1977): "Ла Скала" (с 1976 рук. П. Добриевич), римской Опере, "Сан-Карло" (Неаполь), "Фениче" (Венеция, рук. Л. Вантаджо), "Массимо" (Палермо, рук. Р. Нуньес), "Комунале" (Флоренция, рук. М. Мишкович), "Реджо" (Турин), "Комунале дель Опера" (Генуя) и др. В оперных театрах балеты ставятся не постоянно, а на протяжении короткого балетного сезона, в остальное время танцовщики выступают в операх. В репертуаре - балеты классич. наследия, Миллоша, Дж. Баланчина, Ж. Скибина, Дж. Батлера, Р. Пти, Мишковича, Дж. Коули, Ф. Бласки и др. Спектакли ставят также итал. артисты и хореографы Дель Ара, Пистони, Новаро, Бортолуцци, Амодио, Фашилла, Л. Гай и др. Независимо от оперных театров работают коллективы, которые формируются для каждой новой постановки, а затем распадаются: передвижная труппа реж. Б. Менегатти и хореографа Гай, где выступает Фраччи ("Чайка" Влада, 1968; "Каменный цветок", 1973, и др.); труппа С. Эгри в Турине и др. Балетные спектакли демонстрируются на Междунар. балетном фестивале в Нерви (с 1955, рук. М. Порчиле), на фестивале "Флорентийский музыкальный май", в Венеции на фестивале совр. музыки, в Перудже на фестивале церковной музыки, на фестивалях в Сполето и Вероне. В 1960 при фестивале в Нерви работала труппа Европейский балет с репертуаром из постановок Л. Ф. Мясина ("Севильский цирюльник" на муз. Россини, "Человеческая комедия" на муз. композиторов 14 в., и др.).

Одна из основных балетных школ - при "Ла Скала"; её традиции возродил Чеккетти, вернувшийся в 1923 в Италию. В 20-30-х гг. здесь преподавала Форнароли, в 50-60-х гг. - Э. Балнс, в сер. 70-х гг. - руководитель А. М. Прина. В 1928 открыта школа при римской Опере (единственная школа, которая до 1946 принимала мальчиков); в 30-е гг. её возглавлял Н. Гуэрра, затем Э. Каорси, в 50-60-е - Радиче, с 1975 - В. Цапполини. Имеется школа при театре "Массимо" (в сер. 70-х гг. рук. Дель Ара). В 1934 - кон. 60-х гг. в Риме работала Нац. академия танца, возглавлявшаяся танцовщицей ритмопластич. направления Я. Русской (наст. имя и фам. - Е. Борисенко), оказавшей большое влияние и на преподавание классического танца. С 1951 во Флоренции работает школа Д. Коллин.

Среди известных историков и критиков балета - Дж. Тани. В 1955-62 выходил ежеквартальный журн. "Баллетто" ("Balletto").

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Мари Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.

В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова



Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Мари Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.

В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА

Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем.

В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.

Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА

В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.

Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.

Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАЛЕТА

В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.

Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.

После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.

Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис. Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.

В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Их число постоянно увеличивается, среди них появляются студии свободного танца и танца модерн.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Людовик XIV, король Франции , любил принимать участие в балетах. В период его правления придворные балеты достигли особого великолепия. Король-Солнце - такое красивое прозвище правитель Франции получил за исполнение роли Солнца.

Надо отдать должное французскому правителю. Он не только упивался своей красотой и могуществом, участвуя в балетных спектаклях. Он распорядился создать первую и единственную на то время Академию музыки и танца (1661г.). Обучением танцоров занимались тринадцать ведущих танцмейстеров. Директором академии являлся Пьер Бошан , который прежде обучал придворных и короля танцам. Бошану принадлежит создание пяти позиций, составляющих основу классического танца.

После создания Академии открылась Парижская опера. Балетмейстером этого заведения назначили Пьера Бошана . Он сформировал балетную труппу. Интересный факт - вначале в её составе были только мужчины. Женщины получили допуск на сцену Парижской оперы только в 1681 году!

Зрителям предлагали оперы-балеты композитора Люли, балеты-комедии по произведениям Жана Ботиста Мольера. Первые спектакли практически не отличались от придворных представлений, да и участвовали в них придворные. Танцевали гавоты, паваны, медленные менуэты. Артистические женские костюмы - тяжелые платья, маски, туфли на высоких каблуках не давали возможности танцовщицам выполнять сложные танцевальные движения. Мужчины не были так стеснены костюмами, поэтому танцевали более изящно и грациозно.

Балет уверенно завоевывал популярность в аристократических дворах Европы. Открывались оперные театры. Учителя танцев пользовались спросом, недостатка в работе не ощущали.

Со временем женский балетный костюм претерпел значительные изменения, стал намного свободнее, легче. Обувь на каблуке ушла из балета. Танцовщицы перешли на бескаблучные туфельки. Мужчины-танцовщики также сменили балетный костюм. Они выступали перед публикой в панталонах в обтяжку до колен и чулках.

Танцевальная техника становилась лучше. Балет отделился от оперы, стал самостоятельным видом искусства. Балетмейстеры и артисты постоянно искали более выразительные средства.

Романтический балет уверенно набирал обороты, но во второй половине девятнадцатого века опять превратился в придаток к опере. Возрождение балета началось в двадцатом веке под влиянием русского балета.

Балет в России имеет долгую историю. В далёком 1673 г при дворе Алексея Михайловича , русского царя, было дано первое балетное представление. Балет, обещавший историю об Орфее и Эвридике, состоял из медлительных танцев, поклонов, частой смены изящных поз, чередовавшихся пением, стихами, речью.

При Петре Первом в дворянских учебных заведениях обязательно обучали танцам. При царском дворе часто выступали заграничные музыканты, оперные певцы, балетные труппы.

Русский балет в те времена был очень популярен, некоторые европейские балетные танцоры, желая быстрее достичь популярности, не хотели выступать под своими фамилиями, а для псевдонимов выбирали русские фамилии!
В XIX веке русский балет достиг творческой зрелости. Царские власти уделяли этому виду искусства пристальное внимание, нередко выделяли государственные субсидии. Только в России была большая, талантливая, хорошо обученная балетная труппа.

Московский балетмейстер А.Горский начал использовать в балете режиссуру, большое внимание уделял декорациям.

Хореограф Михаил Фокин , основоположник классического романтического балета XX века. Фокин – реформатор балетного искусства. Он мечтал из балета-забавы создать балет-драму и это ему удалось.

Имена российских танцовщиков той поры стали известны всему миру. Первой в этом ряду стоит Анна Павлова .
Октябрьская революция, произошедшая в 1917 году, заставила многих покинуть Россию . Известные деятели балетного театра эмигрировали, но школа русского балета устояла. Школа классического танца, академический балет не утратили своей значимости в наши дни и по-прежнему остаются в России ведущими.

Читайте также: