Финеас барнум реклама кратко

Обновлено: 03.07.2024

Летом 1835 года Барнума посетил К. Батрам, бывший владелец рабыни-негритянки Джойс Хет. Батрам
рассказал, что, демонстрируя эту женщину как диковину, можно получить прибыль, так как имеются
бумаги, согласно которым ей уже сто шестьдесят один год, и она была няней самого Джорджа
Вашингтона. Текущий владелец рабыни, мистер Линдсей, искал покупателя. За слепую, почти
парализованную старую женщину Барнум заплатил тысячу долларов (это было солидной ценой даже
за здорового раба), для чего ему пришлось продать партнёру свою долю в бакалейной лавке.
С этой женщиной он несколько месяцев гастролировал по городам Соединённых Штатов, пока в феврале
следующего года негритянка не умерла от старости. Барнум умело манипулировал вниманием публики.

После того, как возникло сомнение в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы
это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на
представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из ее вскрытия зрелище – он пригласил
профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе
вскрытия выяснилось, что ей было не более восьмидесяти лет, но тогда, же поползли слухи о том,
что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего
анонимности изобретателя куклы.

Газета с рекламным объявлением Ф.Т Барнума.

Позже Барнум устроил в своем музее выставку детей (Baby show), на которой самый красивый и здоровый
ребенок был награжден призом, затем выставку собак, которая нашла подражание и в Европе.

Свадьба лилипутов Чарльза Страттона и Лавинии Уоррен.

Финеас называл главным своим достижением гастроли европейской оперной звезды Дженни Линд.
Это была авантюра века…

Выдающимся примером его предприимчивости Барнума стало приглашение в Америку шведской певицы
Джени Линд со ста пятидесятью концертами по тысячи долларов за каждый, с оплатой всех расходов
антрепренером. Турне началось в 1850 году и имело головокружительный успех.

Castle Garden, Нью-Йорк — место проведения первого американского концерта Дженни Линд.

В 1855 году Барнум решил отойти от дел но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами
в 1857 году, вернулся к своему прежнему занятию. В 1862 году он начал показывать великаншу Анну Свен.

Цирк Барнума и Бейли пользовался огромной популярностью. На каждое представление публика валила валом.
13 июля 1865 года произошел пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла.

О самообладании Барнума ходили легенды: когда в первоклассном ресторане Финеаса застигла весть,
что его музей горит, он заказал ещё дюжину устриц и шампанского, прикончил их и лишь потом
отправился на пожарище.

В 1884 году Цирк Барнума и Бейли показал публике Тунг Талунга священного белого слона из Сиама.
Впрочем, Белый слон Барнума был не совсем белый (и не совсем священный), а розовато-серого цвета.

Он также опубликовал множество редакций своей автобиографии (первая в 1854, последняя - в 1869 гг.).
Кроме попыток продать их с целью получения прибыли, некоторые он просто раздавал друзьям и
официальным лицам вместе со своими автографами. Другие издания расходились широким тиражом и
играли рекламную роль для потенциальных посетителей цирковых представлений. Его автобиография
была исключительно откровенной для того времени и некоторыми признавалась скандальной.

Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они
критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых
подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу. Широкое распространение
автобиографии было одним из наиболее успешных методов саморекламы. Автобиография была столь
популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую её редакцию.
В конце XIX века число напечатанных в Северной Америке копий его автобиографии было на втором
месте, следуя за Новым Заветом.

Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США.
Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импресарио была его рабыня - Джойс Хет,
а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было
превратить чернокожих в белых.

Финеас Барнум (который выше ростом) и Чарльз Шервуд Страттон.

• Самый маленький человек в мире
• Бородатая леди
• Гномы-близнецы
• Человек с лицом собаки
• Женщина с конским волосом
• Пигмеи и сиамские близнецы
• Человек-змея

В 1867 году Барнум безуспешно баллотировался в Конгресс США. В 1875 году его избрали на год мэром
Бриджпорта. Его решительные действия на этом посту были направлены на улучшение водоснабжения и
уличного газового освещения, а также на ужесточение законодательного регулирования проституции и
оборота спиртных напитков. Барнум способствовал созданию городской больницы Бриджпорта (1878 г.)
и стал первым её директором.

На протяжении своей жизни Барнум выстроил четыре дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им
названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся —
причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский павильон в
Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году.

Барнум умер 7 апреля 1891 года в Бриджпорте (Коннектикут, США) и был погребён там же
на кладбище Маунтен-Гроув.

Надгробие на могиле Барнума в Бриджпорте, штат Коннектикут.

Ему был восемьдесят один год, и он находился на вершине славы и богатства. За год до смерти он под
восторженные крики лондонской толпы совершил в сопровождении принца Уэльского, будущего короля
Эдуарда VII, круг почета в карете, запряженной шестеркой лошадей.
Ни одному продюсеру не удалось впоследствии добиться такой известности, какой пользовался Барнум;
никто не действовал с таким размахом, как он. Все другие цирковые администраторы, включая самых
великих, лишь более или менее успешно подражали величайшему антрепренеру всех времен.

После смерти Барнума его цирк возглавил Дж. Бейли, а с 1906 года братья Ринглинг.
Летом 1956 года цирк Барнума прекратил существование.
Изобретательный делец, Барнум сумел придать своему цирку характер большого, доходного предприятия.
Широкое применение рекламы сенсационный характер номеров, пышность представления, хорошая
организация транспортировки, позволяющая каждые два-три дня перевозить из города в город здание
(вмещающее до двенадцати тысяч чел.), массу животных — обеспечили успех цирку Барнума в Америке
и в Европе.

Основной архив Барнума материалов в публичной библиотеке Бриджпорта.

В 1893 году в Бриджпорте в Сисайд Парке была установлена статуя в его честь
(эту землю Барнум подарил парку в 1865 г.).
В Университете Тафтс здание факультета биология названо в честь Барнума.
А слон Джумбо стал талисманом университета.
В 1936 году, к столетию города Бриджпорта была выпущена памятная монета достоинством
пятьдесят центов, на аверсе которой был отчеканен портрет Барнума.

В честь Барнума был назван психологический феномен (эффект Барнума).
26 сентября 2010 года в Вефиле в честь двухсотлетия со дня рождения Барнума была установлена
его скульптура в натуральную величину.
Из Бриджпорта в Нью-Йорк ходит паром, который носит имя Барнума.


Финиса Тейлора Барнума называют первым американским рекламщиком и шоу-бизнесменом.Он был первым человеком в США, кто заработал миллион долларов не в индустрии и финансах, а в мире медиа и креатива. Барнум родился в 1810 году и прожил долгую счастливую жизнь, умерев в возрасте 81 года.

В конце 1830-х Барнум начал заниматься газетным и шоу-бизнесом. Много раньше других он осознал значение фотографии в рекламе и в 1853 году основал первую в Нью-Йорке иллюстрированную газету; вскоре тираж издания приблизился к 500 тысяч экземрляров. Он выдвигался кандидатом в президенты страны и был мэром одного из городов в Коннектикуте. Барнуму пришлось сидеть в тюрьме за публикации о религии, хотя он был глубоко верующим человеком. В 46 лет он потерял все деньги из-за неудачного инвестирования, его дом и деловые здания много раз сгорали дотла, ему пришлось пережить глубокие личные потери. Но он всегда находил в себе силы подниматься и начинать всё сначала.



Потом были гастроли в других странах. Барнум разглядел в Страттоне артистические способности, оказал финансовую поддержку его семье, помог ему получить образование, сделал из него профессионального актёра.



После 95 концертов Линд разорвала контракт; она выплатила неустойку и продолжила турне с новыми организаторами. Тем не менее, её гастроли сделали Барнума состоятельным человеком: общая выручка составила 750 тысяч долларов, из которых Барнуму досталось свыше полмиллиона. В среднем каждое представление приносило 750 долларов, по тем временам – беспрецедентные доходы для американской театрально-концертной индустрии.


Далеко не всем нравились шоу Барнума, но все признавали, что он понимает психологию масс и умеет организовывать рекламу. Барнум отлично чувствовал, чего хочет потребитель, он понимал механизмы влияния прессы на сознание людей и эффективно эти механизмы использовал. В письме, написанном за пять дней до смерти, Барнум отмечал, что почти все свои деньги он заработал благодаря правильному использованию прессы.

Ниже - фото из цирка фриков Барнума, а также афиши его мероприятий:















Ещё в Блоге Толкователя о шоу-бизнесе в XIX - начале ХХ веков:

Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарках – в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).



Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк - 410011161317866

Киви – 9166313201

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

Финеас Тэйлор Барнум

Финеас Тэйлор Барнум (Phineas Taylor Barnum) — американский предприниматель, импресарио, организатор рекламы, предтеча современного шоу-бизнеса. Он стал вторым в Америке миллионером.

Первые дела

Барнуму не исполнилось и 20-ти, когда он смог достичь успеха, продавая лотерейные билеты. При этом он активно колесил по США, перенимая опыт у других торговых агентов. Тогда он еще не думал, что станет известным на всю страну и познакомится с с Авраамом Линкольном и Марком Твеном.

Первое представление Барнума — шоу с Джойс Хет, которая уверяла всех, что являлась няней президента Вашингтона. По легенде ей было 160 лет. Не все этому верили, однако доход с этого мероприятия был весьма неплохим.

Культура может приносить доход

После этого Финеас приобрел Американский музей со всеми его коллекциями. Чтобы привлечь посетителей, предприниматель устраивал самые разнообразные выставки. В музее выставлялись и бесценные произведения искусства, и чучела экзотических животных, и люди с различными отклонениями. Так что из сорока миллионов населения США в музее побывало четыре. И это только при жизни Финеаса.

Искал Барнум таланты по всему свету: узнав о популярной певице из Швеции Дженни Линд, он предложил ей контакт по очень выгодным условиям. Чтобы собрать нужную сумму, предприниматель заложил имущество и влез в долги. Для Линд он организовал полноценную рекламную кампанию, в которой были отмечены не только прекрасное сопрано певицы, но и ее благотворительные дела. Еще не видев Дженни, американцы уже полюбили ее. После серии концертов ей посвящали стихи, танцевали вальс и польку ее имени, газеты освещали каждый ее шаг. Барнум вернул все вложенные средства и получил большую прибыль.

Знаменитый цирк

Через тернии…

Далеко не сразу гений Барнума был признан обществом. Его называли обманщиком, ругали представления. Но он доказал, что является отличным шоуменом, понимая интересы аудитории как никто иной. Он самым активным образом использовал механизмы влияния прессы на общество. Так, в 1853 году Финиас стал издавать первую нью-йоркскую газету с иллюстрациями.

Культура может приносить доход

Были в жизни Барнума и мощные взлеты, и крутые падения. Ему довелось сидеть в тюрьме за свои религиозные статьи, терять все деньги из-за неудачных вложений, видеть, как горят дом и его офисы. Но он, как феникс, возрождался из пепла: подписывал новые удачные контракты, стал мэром городка в штате Коннектикут и даже побывал в роли кандидата в американские президенты.

Барнум задал вектор дальнейшего развития рекламного дела в Америке. Прежде всего он показал бизнесменам, насколько полезна может быть реклама. Несомненным новшеством является барнумовский принцип концепции рекламной кампании: это должно быть целым, продуманным до мельчайших деталей, мероприятием, а не просто разрозненными объявлениями.

Американский музей Барнума


Имя Финеаса Тейлора Барнума хорошо известно в мире шоу-бизнеса. Этого американского предпринимателя принято считать "дедушкой" современной индустрии развлечений. Барнум вошел в историю благодаря цирку, где выступали люди с незаурядными способностями, уродцы и диковинные звери со всего мира. Однако было у Барнума еще одно детище — Американский музей , грандиозный выставочный центр с шокирующими экспонатами!

Портрет основателя Американского музея Финеаса Тейлора Барнума


Американский музей Барнума, помимо, собственно, музейных экспонатов, включал зоопарк, фрик-шоу, лекторий, театр, музей восковых фигур. Увидеть все это можно было за символическую плату в 25 центов. Барнум был уверен: расширять кругозор посетителей можно различными способами, в том числе, шокируя, удивляя, давая почву для размышлений.

Холл Американского музея Барнума

Холл музея

Американский музей Барнума


Опыт с Джойс оказался настолько успешным, что Барнум решил открыть целый музей диковинных людей и вещей. Музей был открыт в 1841 году, располагался на Бродвее в здании бывшего музея, который принадлежал предпринимателю Скуддеру. Чтобы привлечь внимание ко вновь открывшемуся музею, Барнум включил лампы, освещавшие Бродвей, развесил флаги на здании, между окон поместил изображения зверей. Крышу музея он превратил в цветущий сад, откуда прогуливающиеся посетители могли любоваться прекрасной панорамой города. С крыши также время от времени запускали воздушные шары.

Артефакт-мистификация - русалка с острова Фиджи


Экспозиция музея Барнума регулярно обновлялась. Одной из визитных карточек музея стала русалка с острова Фиджи, археологический артефакт , который представлял собой мумифицированное туловище гигантской рыбы с пришитой к нему головой обезьяны.

Самый известный в мире карлик - генерал Том-Там

Среди прочих уродцев музея Барнума были: сиамские близнецы Чанг и Энг и самая высокая пара в мире Анна и Мартин Бейтс

Сиамские близнецы Чанг и Энг и самая высокая пара в мире Анна и Мартин Бейтс

Диковинная семья альбиносов


Публике предлагали посмотреть выступления гадалок, френологов, фокусников. В программе было выступление дрессированных медведей, посетители могли увидеть в бассейне белого кита, также были залы с экзотическими птицами, млекопитающими, рептилиями, насекомыми и жителями морских глубин.
Экспозиция включала выставку картин, зал с кривыми зеркалами, зал с мумиями и историческими артефактами, с драгоценными камнями и минералами. Также на всеобщее обозрение были выставлены окаменелости, скелеты, оружие и снаряды. На одном из этажей можно было посетить выставку восковых фигур известных исторических деятелей. На сцене театра в музее Барнума шли спектакли для всей семьи.

Афиша выставки русалок, бассейнов с китом и гиппопотамом

Историки воссоздали экспозицию музея


История музея закончилась трагически в июле 1865 года. Здание было охвачено пожаром. Дикие звери, пытаясь спастись, выпрыгивали из окон, но были обречены на смерть от пуль полицейских. Многие сгорели заживо в вольерах, две белуги — умерли, когда закипела вода в бассейнах. Пожарные не столько тушили огонь, сколько старались унести уцелевшие диковинки. Люди от пожара не пострадали, но музей был полностью разрушен. По одной из версий, поджог осуществили недоброжелатели.

Пожар в музее Барнума

Полицейский стреляет в спасшееся животное

Полностью разрушенное здание музея


Через некоторое время Барнум предпринял попытку восстановить музей, но он был сожжен во второй раз. После этого легендарный предприниматель решил организовать самое грандиозное шоу на планете — Цирк Барнума.
Особой популярностью в XIX веке пользовались и человеческие зоопарки , там можно было увидеть бушменов, индейцев, эскимосов, зулусов, нубийцев и других представителей "нецивилизованных" народов.

— Конечно, прибавила Мод, — если я попрошу, то мой добрый па купит мне в мужья настоящего герцога с восьмисотлетними предками, но я больше всего горжусь тем, что мой очаровательный, волшебный па когда-то чистил сапоги на улицах Нью-Йорка.

А.И. Куприн, “Дочь великого Барнума”


Пытаться вместить в одну статью всё, что придумал Финеас Барнум, — дело неблагодарное. Лучше просто перечислять, вспоминая, поражаясь и восхищаясь. Всё, как любил сам он.


ЭПИГРАФ

— Великий Барнум, — говорю я. — Что это ты так расфуфырился? Точно цирковой фокусник, хоть сейчас на арену.
— Ладно, — отвечает Энди. — Тележка еще у крыльца? Жди меня, я скоро вернусь.
Через два часа Энди входит в комнату и кладет на стол пачку долларов.


“Circus people, 1800’s”

Его шапито занимало целое поле. Представления шли параллельно сначала на двух, затем на трёх манежах, а когда он придумал систему навесных коридоров для перемещения артистов и животных, то дело дошло до семи, СЕМИ манежей одновременно!

Финеас Барнум был в состоянии создать шоу из всего и героев из кого угодно. Например, на его афишах, наряду с именами артистов, всегда печаталось имя Бена Ласби. Это был билетёр цирка. Обычный билетёр. Который однажды продал за 1 час 3 минуты 6153 билета…


Барнум не боялся использовать самые различные жанры. И когда он привёз обычную, не цирковую певицу Йенни Линд из Швеции, то толпа в огромном зале была такой, что пианиста для этой певицы пришлось в буквальном смысле слова передавать по головам.

Жанры были более, чем различные — Барнум даже был мэром города Бриджпорт в Коннектикуте, где ему установлен памятник. Не за цирковое искусство, нет. За открытие городской больницы, директором которой он тоже был.

Об отмене рабства ещё никто не задумывался, поэтому Финеас купил себе слепую и полупарализованную рабыню-негритянку Джойс Хетт. За эту тысячу долларов можно было купить молодого и здорового раба, но раб был нужен ему не для развлечений. Хотя, точнее, именно для развлечений. Бабушка Джойс стала первым аттракционом Барнума — он сочинил легенду, что ей 160 лет и она была няней самого Джорджа Вашингтона!


Barnum and bailey Circus 1909

Вы зря думаете, что на этом дело закончилось — старушка в конечном итоге умерла. Барнум сделал шоу и из этого — он пригласил профессоров и студентов-медиков для вскрытия – чтобы, якобы, доказать подлинность бабульки. Билеты на вскрытие, естественно, продавались. После вскрытия был вынесен вердикт, что бабушке было всего лишь около восьмидесяти, что резко снижало её шансы быть няней при Вашингтоне, которому в тот год стукнуло бы 104.

Но Барнум не унывал — он распустил уже четвёртую волну слухов, согласно которой он сам подменил куклу на труп негритянки, чтоб не раскрывать секрет чудесного робота.

Это, повторяю, был всего лишь первый опыт в шоу-бизнесе обычного пацана из Коннектикута, создавшего впоследствии величайшую цирковую империю в мире.



Да, конечно же, он обманывал. Но, как говорил он сам, никогда нельзя не дать человеку то, что он хочет — иначе это будет обманом. Во всех других случаях — это просто весёлое надувательство. Его так и называли — Prince of Humbugs.

Он соглашался с надувательствами-humbugs в профессиях эстрадных актёров и торговцев. Но терпеть не мог мошенников — особенно спиритистов и медиумов, которые были очень распространены в то время. В своей книге ‘The Humbugs of the World’ он даже предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мёртвыми без всякого обмана.


Человеку по имени Чарлз Шервуд Страттон с его ростом 64 сантиметра, наверное, пришлось бы несладко в жизни. Но его встретил Барнум и придумал ему имя — Генерал Tom Thumb (мальчик-с-пальчик из английской сказки). Как результат, его, аплодируя, принимала сама королева Виктория, а будущий король Эдуард VII станет его личным другом и даже будет катать его и Барнума на лодке. Причем Барнум специально пошил в честь первого знакомства с королевой для Чарльза-Тома мундир Наполеона, чтобы английской королеве было приятно.

Через несколько лет гастролей Генерал Том-Пальчик неожиданно начнет расти, вымахает аж до 85 сантиметров — и благодарный за многолетнюю службу Барнум устроит ему грандиозную свадьбу с такой же крохотной Лавинией Уоррен. Что, естественно, тоже принесёт не менее грандиозные деньги в казну цирка. Том-Пальчик тоже не останется в долгу. Благодаря цирковой карьере у Барнума он сделает себе немалое состояние. И когда у Барнума случится период кризиса (мир шоу-бизнеса неровен), выручит его и станет на некоторое время деловым партнером Финеаса.

ЭПИГРАФ

— Я куплю дом Шекспира. Я установлю его в моем музее в Нью-Йорке, укрою стеклянным колпаком и сделаю из него священную реликвию; и вы увидите, как толпы американцев ринутся к нему на поклонение. И не только американцы — начнется паломничество со всех концов земли. Я заставлю их снимать шляпы перед домом Шекспира. Мы в Америке умеем ценить то, что освятил своим прикосновением великий Шекспир. Вот увидите.
В заключение пассажир второго класса сказал:
— И вот что произошло. Барнум действительно купил дом Шекспира.



Одна их самых ярких традиций Нью-Йорка — это парад слонов в марте, перед выступлениями на Манхэттене, хотя их и сопровождает весь цирк. Но мало кто знает, что традиция родилась, в общем, достаточно спонтанно. Только что построенный Бруклинский мост вызвал много страхов — людям казалось, что он недостаточно прочен. И тогда городские власти обратились к Финеасу Барнуму, который не отказал в помощи: 17 мая 1884 года он провёл по мосту двадцать слонов, впереди которых шёл огромный красавец Джамбо…


Да и вообще, вклад Финеаса Барнума в культуру и искусство переоценить невозможно.

Его автобиография, вышедшая несколькими огромными тиражами, была по популярности на втором месте после Нового Завета.

Именно Барнум в 1874 году придумал и провел первую в мире свадьбу для своих сотрудников Чарльза Колтона и Мэри Уолш… на воздушном шаре. Священник сказал молодым, что солнце для них светит ярче, чем остальным. Сейчас, когда свадьбы на воздушных шарах уже привычны, кто помнит, что придумал их Финеас Барнум?


Знаете, кому сегодняшняя Америка обязана такой любовью к татуировкам и Tattoo-салонам на каждом шагу? Ага, вы угадали правильно. Просто именно Барнум популяризовал татуаж во всей Америке, потому что в каждом представлении у него были артисты, татуированные с головы до ног.


Почти столетие, с 1919 года главный цирк мира носит название Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus. В истории в названии встречались и другие фамилии — это коммерческие нюансы, в основном, владельцы и директоры, но главной фамилией в этом перечне была и есть фамилия Финеаса Барнума. Основателя, мотора и души.

Была и уже не будет…


В прошлом году американские власти приняли историческое решение — с мая прошлого года в американских цирках запрещена эксплуатация животных, в частности, слонов, в новых представлениях. Старым шоу давалось некоторое время на то, чтобы устроить эти дела.

Читайте также: