Морфология и словообразование кратко

Обновлено: 05.07.2024

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    , или приставки; ; ; , или соеди­ни­тель­ные гласные; , или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса:

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

Морфема - это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части - минимальная и значимая: морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных.

Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем.

е / о: бреду - бродить ;

о / а: смотреть - посматривать ;

о / у / ы: сох - сухой - высыхать ;

Чередования согласных и их сочетаний:

1) чередование парных твердых с парными мягкими:

[б] - [б']: моль[б]а - моль[б']е ;

[в] - [в']: тра[в]а - тра[в']е ;

[г] - [г']: но[г]а - но[г']е и т. д.

2) чередование заднеязычных с шипящими:

г / ж: нога - ножка ;

к / ч: рука - ручка ;

х / ш: муха - мушка ;

3) чередование зубных с шипящими:

д / ж / жд: водить - вожу - вождение;

т / ч / щ: светить - свечу - освещение ;

з / ж: возить - вожу ;

с / ш: носить - ношу ;

ц / ч: огурец - огурчик ;

ст / щ: грустить - грущу ;

4) черередование губных с сочетанием губной + [л']:

б / бл: любить - люблю ;

п / пл: купить - куплю ;

в / вл: ловить - ловлю ;

ф / фл: графить - графлю ;

м / мл: кормить - кормлю .

В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак - казацкий , друг - друзья .

Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а - ру[к']е.

Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например:

[с] / [с'] / [ш]: нёс - носить - ноша ;

[в] / [в'] / [вл']: лов - ловить - ловлю .

Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:

а (я) / им: снять - снимать ;

а (я) / ин: жать - пожинать ;

и / ой: бить - бой ;

е / ой: петь - пой .

В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход - хожу - хаживать - хождение (о / а, д / ж / жд).

Классификация морфем русского языка.

Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов ( дом ) и без окончаний ( метро ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть , агит-ирова-ть / агит - ациj-я .

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс

Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.

Приставка - словообразующая морфема, стоящая перед корнем ( пере-делать , пре-хорошенький , при-морье, кое-где ), в том числе и перед другой приставкой ( до-разо-брать , не-раз-борчивый ).

Словообразующий суффикс - словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия ( стол-ик , красн-е-ть ); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а .

Постфикс - словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.

В русском языке представлены постфиксы - ся(-сь ), - то , - либо , - нибудь ( умы- ть-ся , к-ого-либо ).

Основа и формообразующие морфемы (флексии)

В словах выделяют основу и формообразующие морфемы (флексии). Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий его лексическое значение. Основой является часть слова без флексий. Основа может состоять только из корня ( пе-ть ) или из корня и аффиксов ( подпева-ть ).

Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Формообразующие морфемы выражают грамматические значения слова - отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения, имеющие типизированное формальное выражение (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.). Различие между окончаниями и формообразующими суффиксами заключается в характере выражаемого ими грамматического значения и их роли в синтаксической связи слов в предложении (см. далее разделы "Окончание", "Формообразующий суффикс").

У изменяемых слов может быть представлено только окончание ( парт-а , сто-ит ), только формообразующий суффикс (стоя-ть, красив-ее) или и окончание, и формообразующий суффикс ( стоя-л-а , красив-ейш-ий ). В последнем случае формообразующий суффикс стоит перед окончанием.

Обычно флексии располагаются в конце слова, но в некоторых словах основа может быть прервана флексиями. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразовательный постфикс -ся/-сь ( учи-л-а-сь ), неопределенных местооимений, содержащих постфиксы - то , - либо , - нибудь ( к-ого-либо ), которых сложных существительных ( диван-а-кроват-и ) и числительных ( пят-и- десят-и ). Такие основы называются прерывистыми.

Помимо окончаний и формообразующих суффиксов непостоянные грамматические признаки слов могут передаваться морфемами других типов: формообразующими постфиксами, формообразующими приставками и морфемами, традиционно обозначаемыми термином "формообразующие частицы".

Формообразующими постфиксами принято считать морфему - ся со значением страдательного залога, которая выделяется как в не изучаемых с этой точки зрения в школьной грамматике спрягаемых глагольных формах ( дом строит-ся рабочими ), так и в изучаемых причастных ( строящий-ся рабочими дом ), и морфему -те в формах 1-го л. мн. ч. ( пойдем-те ).

Формообразующими приставками являются приставки по - и наи -, факультативно используемые при образовании форм степеней сравнения прилагательного, а по - , также и наречия ( по-выше , наи-высочайший ).

Ряд форм глагола образуется с помощью вспомогательных компонентов бы, пусть , пускай ( прочитал бы , пусть прочитает ), которые входят в состав глагольной формы, выражая непостоянные признаки наклонения, и, следовательно, по своей функции являются флексиями.

У изменяемых слов часто бывает несколько различающихся модификаций основы. Так, в разных формах существительного мать представлены основы мат' - и матер' -, у прилагательного высокий - основы высок -, высоч - ( высоч - айш-ий ) и выш - ( выш-е ). Несколько модификаций основы представлено почти у всех глаголов.

Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы - инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида - будущего). Кроме них можно говорить иногда и об отдельной основе прошедшего времени.

Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего / простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш -ут, работаj -ут, леч -ат.

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита -, рисуj - и рисова -, бег - и бежа -, говор - и говори -. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: ( ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени ( ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере -ть, тер -л-а, тр -ут; мокну -ть, мок -л-а, мокн -ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес -ти, нес -л-а, нес -ут; вез -ти, вез -л-а, вез -ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ. От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

инфинитивная основа прош. вр. (личн. и причастн. формы), условное накл.

основа наст. / буд. вр. наст. вр. (личн. и прич. формы) / буд. вр. (личн.), повелит. накл.

У одних глаголов основы различаются за счет чередований:

писа-ть - писа-л (бы) - писа-вш-ий

пиш-у - пиш-ущ-ий - пиш-и .

У других глаголов основы различаются усечением или наращением, представленным в основе настоящего / простого будущего времени:

чита -ть - чита -л (бы) - чита -нн-ый

читаj -ю - читаj -ющ-ий - читай ;

говори -ть - говори -л (бы) - говори -вш-ий

говор -ю - говор -ящ-ий - говор - и.

У единичных глаголов представлены супплетивные основы: ид -ти - ше -л.

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов- ый ученик), управления (письмо брат- у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид- у , ты ид- ешь ). Если флексия выражает хотя бы одно из указанных значений (род, лицо, число, падеж), она является окончанием; при этом окончание может выражать также и другие грамматические значения.

Так, например, окончание глагольной формы ид-у выражает помимо значений 1-го лица и единственного числа также значения изъявительного наклонения и настоящего времени.

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов ( если ), наречий ( весьма ), неизменяемых существительных ( такси ) и прилагательных ( хаки ). У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива, деепричастия, простой сравнительной степени.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и- ст-а , тр-ёх-сот -…, диван -… - кровать -…, диван- а -кроват- и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание - а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, - у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же материально выраженного окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й'] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей , ноч-ами . Если же [й'] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей -… - стать [й'-а] - стать [й'-а]ми . Как мы видим, в этих формах звук [й'] не выражен на буквенном уровне, "спрятан" в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й'], "спрятанный" в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj -ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на - ия , - ие , - ий . Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями.

Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений -…, гениj - я , гениj - ю - участков - ый , участков - ого , участков - ому

армиj - я , армиj - ей - столов - ая , столов - ой и т. д.

4. Прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив -…, умен -….

5. Притяжательные прилагательные в И.п. (В.п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число И.п. син - ий лисий -…

Р.п. син - его лисьj - его

Д.п. син - ему лисьj - ему

Т.п. син - им лисьj -им

П.п. (о) син - ем (о) лисьj - ем

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных нетрудно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от уществительных: мама / мам-ин -…, лиса / лис-ий -…. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных - ий - реализуется в [j], который "спрятан" в йотированной гласной букве.

6. Глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л -… (бы) - ср.: дела-л-а , дела-л-и .

Другим видом флексий является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова. В отличие от окончаний, формообразующие суффиксы не выражают грамматических значений рода, числа, лица и падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степеней сравнения и др.; формообразующий суффикс не может служить средством согласования или управления, то есть не участвует в оформлении синтаксической связи слов. Так, например, в словоформе читавший две флексии - это окончание -ий, выражающее непостоянные признаки рода, числа и падежа и служащее для связи этого причастия с существительным ( читавший мальчик - И. п., м. р., ед. ч.; читавшую девочку - В. п., ж. р., ед. ч.) и формообразующий суффикс - вш -, который обозначает действительный залог и прошедшее время и не участвует в согласовании.

В основном формообразующие суффиксы представлены в глагольных формах: то суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм.

Кроме глагола формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы.

В школьной грамматике показатель инфинитива чаще всего описывается как окончание. Это связано с тем, что там не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив - неизменяемую глагольную форму.

5. Причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т -: бег-ущ-ий , взя-т- ый (в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту - чередующиеся суффиксы).

6. Деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи) : делаj-я, буд-учи .

7. Простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е ( выш-е ), -ее/-ей ( быстр-ее ), -ше ( рань-ше ), -же ( глуб-же).

8. Простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш-/-айш- ( быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

Основной единицей словообразования выступает морфема как средство производства слов.

Слово, выступающее исходным в словообразовательном отношении, называется производящим.

Созданное на его базе слово называется производным (иначе - дериватом).

По степени участия в процессе производства лексем (иначе - деривации) морфемы подразделяются:

  1. Словообразующие (стул — стульЧИК, ходить — Заходить).
  2. Формообразующие (читать — читаЛ, умный — умнЕЕ).
  3. Словоизменительные (веснА — веснУ — веснОй; думаЕШЬ — думаЮТ).

Способы словообразования в русском языке по участию в них морфем:

  1. Морфологические (аффиксальные).
  2. Неморфологические.

Рассмотрим подробнее каждый из путей деривации.

Аффиксальный путь деривации предполагает участие в словообразовании какой-либо морфемы или их сочетания:

  1. Приставочный: ходить — ПЕРЕходить, школьный — ПРИишкольный.
  2. Суффиксальный: гитара — гитарИСТ, море — морСКой.
  3. Приставочно-суффиксальный: мастер — ПОДмастерь[j']е, осиновый — ПОДосиновИК.
  4. Постфиксальный: пугать — пугатьСЯ, печатать — печататьСЯ.
  5. Приставочно-постфиксальный: думать — ЗадуматьСЯ, РАСкраснетьСЯ.
  6. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: РАСщедрИтьСЯ.

Сюда же относится:

  1. Сложение — деривация путем соединения основ слов (мореход, паровоз, медовар, железнодорожный).
  2. Аббревиация — соединение начальных букв (КВН, СССР, МГУ), звуков (ТЮЗ, ВОЗ), слогов (завлит, спецкор), основ (медбрат, детсад)

Готовые работы на аналогичную тему

Неморфологические пути деривации:

  1. Появление у слова нового значения за счёт расширения его толкования (лексико-семантический способ): зелёный (о цвете или о стороннике экологического движения).
  2. Переход в иную часть речи (морфолого-синтаксический): благодаря — предлог (бывшее деепричастие), мороженое — существительное (бывшее прилагательное).
  3. Сращение целых слов (лексико-синтаксический): свежемороженый, густонаселённый.

Морфология современного русского языка

Морфология выступает частью грамматики и занимается вопросами изучения грамматических категорий, классификацией слов по грамматическим признакам и исследованием их грамматических значений.

Грамматическое значение — это наиболее общее значение слова, отражающее его морфологические свойства.

Грамматическая категория — это система грамматических значений, присущих определенному слову и противопоставляющих его другим лексемам.

Грамматические признаки отражают принцип системности языка, а именно: каждая часть речи занимает определенное место в его структуре и имеет набор свойств, отличающих его от других слов.

Те признаки, которые отличают слово как часть речи от других лексем и определяют его сходство с другими такими же словами, называются классифицирующими (в школьной терминологии — постоянными). Это признаки, которые имеет слово как член парадигмы языка. Например, парадигма существительных обладает следующими классифицирующими признаками: собственное — нарицательное, единичное — собирательное, одушевленность, род, склонение; парадигма глаголов характеризуется спряжением, видом, залогом, переходностью.

Признаки, которые различают слово в разных его формах, называются словоизменительными (падеж у существительных, наклонение у глаголов).

Центральный раздел морфологии — учение о частях речи.

Части речи — это большие группы слов, объединенных по принципу сходства грамматических признаков. Не все лингвисты придерживаются единства в вопросе выделения частей речи. На сегодняшний день наиболее распространённой является классификация, основанная на выделении самостоятельных и служебных частей речи.

  1. Самостоятельные: имена (существительное, а также прилагательное, имя числительное и местоимение), глагол (включая инфинитив, а также причастие и деепричастие), наречие, категория состояния.
  2. Служебные: предлоги, союзы, частицы.
  3. Модальные слова: междометия, звукоподражания.

Связь словообразования и морфологии

В морфологии большое значение имеют формообразующие и словоизменительные аффиксы.

К формообразующим аффиксам можно отнести:

  1. Суффиксы (-ен-, -ес-, -ат-/-ят-), образующие падежные формы существительных: знамЕНи, небЕСа, бельчАТа.
  2. Суффиксы сравнительной и превосходной степени: добрЕЕ, честнЕЙШий, дальшЕ.
  3. Суффиксы притяжательных прилагательных: медвежиИЙ, папИн, дедОВ.
  4. Суффиксы причастий, деепричастий: плачУЩий, читаВШий, застрелЕННый, сделаВ, читаЯ.
  5. Суффикс прошедшего времени: думаЛа.
  6. Суффиксы повелительного наклонения: посмотрИ.
  7. Суффиксы -ыва-/-ива-, -ва-, -а- в видовых парах глаголов: разведать — разведывать, решить — решать.

К словоизменительным относятся системы окончаний имён и личных глаголов.

Суффиксы -ист-, -тель- со значением деятеля образуют в основном существительные (тракторист, танкист, теннисист, учитель, водитель).

Суффиксы -оват-/-еват-, -ск- закреплены за прилагательными: беловатый, ноздреватый, уральский.

Суффиксы -е-, -а- участвуют в образовании глаголов: полнеть, думать.

Связь морфологии и словообразования отражает сложные системно-структурные отношения между разными уровнями языка и его единицами.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 19.06.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Основные способы словообразования

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Морфологические способы словообразования

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука' (пшеничная) - му'ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

Читайте также: