Запишите критерии оценки источника информации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Журналисту при выборе источника важны следующие параметры — эксклюзивность, авторитетность и актуальность.

Эксклюзивность источника определяется либо доступом его ус­ловного автора к первичной информации — будь то факты, докумен­ты или комментарии, либо оперативностью трансляции первичной информации (например, информационные агентства), либо наличи­ем качественных аналитиков, которые могут сложить в оригиналь­ную картину фрагментарные факты, почерпнутые из других источ­ников, предлагая читателю оригинальные исследования причинно-следственных связей и прогнозы.

Также следует обращать внимание на компетентность авторов, пусть даже имеющих доступ к первич­ным фактам и аналитические способности.

Авторитетность источника — серьезная проблема для журнали­ста. Факты — вещь субъективная. Это хорошо видно, например, на том, как освещают военные действия самые что ни на есть автори­тетные информационные агентства воюющих сторон.

Авторитет справочников, энциклопедий и других источников как раз и основан на том, что они являются сборниками наиболее распро­страненных представлений о мироустройстве.

Таким образом, выбор источников в значительной степени дикту­ется тем, насколько оригинальные факты (в это понятие здесь вклю­чены не только события, их детали и хронология, но также коммента­рии) вам необходимы.


Естественно, источники, содержащие автор­ские, эксклюзивные материалы, ценятся выше. Но при этом требуют отдельного определения их авторитетности. Простейшая проверка — поиск подтверждений найденному оригинальному факту в нескольких источниках.

Инструментом измерения авторитетности источника в сети могут также служить разнообразные рейтинги: готовые, составленные по определенным формальным признакам; случайные, например чужие списки готовых источников по теме, рекомендуемых ссылок, а также уникальные, составленные, например, на основе анализа статистики посещений нескольких сайтов вкупе с характеристиками аудитории, на основе отдельных экспертных оценок или с применением специ­альных инструментов.

С профессиональной точки зрения наиболь­шее доверие вызывают источники с высоким индексом цитирования.

На основании этой информации вычисляется так называемый импакт-фактор издания — характеристика его авторитетности. Импакт-фактор тем выше, чем больше цитат из статей данного издания встречается в прессе.

Кроме того, важна оценка информации, которую содержит ис­точник, по признаку актуальности.

Следует отметить, что упомянутые здесь характеристики источ­ников весьма изменчивы, поэтому выбор постоянного круга источ­ников информации особого смысла не имеет. Кроме того, новые источники появляются с огромной скоростью.

Поэтому важен не спи­сок источников как таковой, а лишь представление о том, какого рода информация, где содержится и как можно сравнить источники с точки зрения ценности информации и удобства пользования.

Источники также можно классифицировать по их генезису в об­ществе. Они могут быть результатом деятельности органов власти, силовых структур, государственных предприятий, коммерческих компаний, финансовых структур, партий и общественных организа­ций, СМИ и частных лиц.

При такой классификации на популярность источников среди журналистов влияет степень доступности, активности, компетентно­сти и информационная открытость структур, в которых они возник­ли. Поскольку эти характеристики динамичны, меняется и картина востребованности таких источников. Вот, например, данные, кото­рые приводит Комиссия по свободе доступа к информации:

Данные об основных источниках информации, используемых журналистами,

% всех опрошенных представителей массмедиа

Источники информации 1999 2000 1999 2000
Законодательная власть 56,6 39,1
Исполнительная власть 83,7 76,8
Правоохранительные, судебные органы 46,2 53,6
Госпредприятия 48,4 58,0
Коммерческие структуры 22,9 36,2
Финансовые структуры 17,9 34,8
Партии и общественные организации 34,6 31,9
Информационные органы 37,5 47,8
Частные лица 39,7 56,5

Навигация по источникам

Количество источников информации, которые Moryi пригодить­ся в работе профессиональному поисковику или журналисту, так ве­лико, а классификации их так разнообразны, что выбор был бы не­возможен, если бы не каталоги, перечни и другие средства навигации в информационном пространстве, а также профилированные базы данных, объединяющие едиными инструментами поиска иногда сот­ни тысяч источников.

Простейший способ навигации — вопрос к компетентному кол­леге. Как правило, в каждом издании существует уже сложившийся круг источников, которыми принято пользоваться. Обращение к справочной литературе также служит ориентиром в море источников. Однако опять же следует отметить, что готовые списки быстро уста­ревают.

Чаты и форумы, особенно профессиональные, также могут слу­жить делу навигации в информационном поле — значительное коли­чество посетителей обращается к сообществу с вопросом, где бы най­ти нужную информацию. В этом случае ответ будет содержать не только ссылки или названия, а также характеристики-источников, но не будут гарантированы полнота или компетентность.

Общего закона навигации по информационным источникам не су­ществует. Отвечая на вопрос, где об этом можно узнать, каждый выби­рает свой путь, определяемый особенностями поисковой задачи, фанта­зией, логикой, компетентностью и связями с окружающим миром.

Однако существуют системы, объединяющие порой сотни тысяч источников, с практически идеальной навигацией. Речь идет о базах данных как источниках информации для профессиональных журна­листов.

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки — это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

Результатом такой оценки информации должен стать вывод о ее релевантности нашей проблеме.

Свойства информации, которые по своей сути и есть критерии ее оценки:

  • объективность — субъективность
  • достоверность — недостоверность
  • Полнота - неполнота
  • Актуальность — неактуальность
  • Ценность — бесполезность
  • Понятность — непонятность

Это академический подход. На практике обычно поступают следующим образом. Изначально поступившую информацию оценивают с точки зрения релевантности. Если информация релевантна — вопрос в ее достоверности. Затем — в ее актуальности. А после этого при необходимости осуществляется оценка по иным критериям. Часто для ускорения процесса оценки используют упрощенный набор критериев. Кроме того, в зависимости от задачи меняется важность того или иного свойства информации вплоть до полного отказа от какого то свойства. Также практикуется объединение нескольких свойств в один синтетический параметр. Например, объективность и достоверность, или полнота и ценность. Либо для оценки используют одно свойство. Так можно поступать при первичном сборе информации по ранее неизвестой проблеме. Собирается все — главное, чтобы информация как-то помогала в понимании проблемы.

Критерии упрощенной оценки информации

РЕЛЕВАНТНОСТЬ информации — наличие связи с проблемой (соответствие нашим интересам) и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с вашими информационными потребностями и ответить на вопрос: сможет ли помочь она вам чем-то сейчас или в ближайшем будущем? Если да — переходите к следующему этапу, если нет — в корзину (если только она вам не пригодится в другом деле).

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - насколько представленное описание соответствует действительности. Можно ли верить информации или требуется дополнительное исследование, или нельзя доверять в принципе.

ЗНАЧИМОСТЬ информации:

  • понимание самой информации,
  • полнота освещения предмета интереса,
  • своевременность информации и ее достаточность для принятия решения.

Принятие решения о релевантности информации некой проблеме осуществляется по нескольким признакам. Первый признак — это наличие явного указания на сферу интересов. Такое указание выявляется через наличие ключевых слов (названий, имен, дат, специфических терминов и т.п.). Второй признак более сложен, это наличие косвенного, смыслового указания. Здесь прямо назвать признаки не получится — в каждой ситуации они свои.

Второй критерий — это достоверность. Она проверяется по следующим параметрам:

  • наличие подтверждения из других источников;
  • стыкование с другой информацией;
  • знание источника и его мотивов;
  • авторитет или длительная положительная история работы с источником;
  • свойства канала передачи информации.

Как видно, важнейшее место здесь занимает знание об источнике информации. Поэтому важно вести работу по изучению источников, постоянному сбору информации о них. С кем аффилированы, насколько объективно освещают проблемы, с кем сотрудничают, чьи интересы лоббируют и т.д. Для выявления дезинформации необходимо:

  • четко разделять факты и мнения о них;
  • понимать, может ли источник иметь доступ к присланной информации;
  • учитывать отношение источника к описанным объектам или событиям;
  • учитывать личностные характеристики источника (автора) — заинтересованность, фантазийность, зависимость, самомнение;
  • помнить, что легче всего воспринимается желаемая информация.

Также необходимо брать во внимание, что информация искажается и ненамеренно. Это происходит по следующим причинам:

При намеренной дезинформации используют следующие приемы:

  • сокрытие фактов;
  • тенденциозный подбор (изложение) фактов;
  • нарушение логических или временных связей;
  • подача достоверной информации в такой форме или контексте, чтобы она воспринималась как дезинформация;
  • краткое изложение важной информации на фоне ярких, отвлекающих внимание данных;
  • использование в изложении многозначных слов, которые можно толковать по-разному;
  • замалчивание ключевых деталей.

В процессе работы с информацией (на любом этапе) возможно возникновение ситуации, когда для понимания происходящего не хватает данных. В этом случае можно воспользоваться приемом восстановления информации.

Суть его в том, что любому событию что-то предшествует, какая-то подготовка, какие-то события и везде остается след. Какие-то процессы сопутствуют основному событию, что-то становится следствием этого события. Нужно уметь восстанавливать последовательность событий и выявлять места, где может остаться информация о событии. Но начинать нужно с обработки уже имеющейся информации. И в этом плане очень важным является процесс аттестации источника информации.

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки — это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

Информация нужна людям для того, чтобы принимать правильные решения.

  1. Объективность – информация не зависит от чьего-либо мнения суждения.
  1. На улице тепло (субъективная информация)
  2. На улице 22 0 С (объективная информация, если термометр исправен).
  1. Достоверность – информация отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает принять правильное решение.
  2. Полнота информации – информация должна быть достаточной для понимания и принятия решения. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
  3. Актуальность (своевременность) – информация важна, существенна для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.
  4. Полезность – ценность информации зависит от того, какие задачи можно решать с ее помощью.
  5. Понятность – информация выражена на языке, понятном для получателя.

Оценка : умение составить мнение о качестве, нужности/релевантности, полезности или эффективности информации.

? Как наилучшим образом использовать каждый источник?
Какая информация в нём наиболее полезна?

Вырабатываемые умения:

  1. Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  2. Выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  3. Умение остановить поиск.

Базовые знания для выполнения задания

Свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность, определённость).

Вы - редактор стенной газеты поликлиники. Вам необходимо подготовить краткую заметку о бородавках и методах их лечения на основе материалов, отобранных из разных источников.

  1. Представить наиболее значимые в данном случае критерии оценки информации;
  2. Оценить представленные источники в соответствии с выбранными критериями;
  3. Указать причины, по которым были отбракованы материалы.

Оцените источники информации с позиции представленных критериев, заполнив таблицу:

Наиболее значимыми критериями оценки (для выпуска стенной газеты) считаю: достоверность, полезность и понятность.

Анализ источников информации

Первичная оценка

Сначала нужно изучить библиографическую запись – именно здесь можно получить важную информацию о полезности печатного либо электронного источника информации. Библиографические записи публикуют в каталогах или библиотечных индексах. Запись будет включать в себя письменное описание книги, статьи в журнале, эссе или какого-либо другого опубликованного материала, и, как правило, содержать три основных компонента: автора, название и информацию о публикации. При оценке источника информации используют этот контрольный список в качестве руководства.

Если отсутствует один или два основных компонента, это не обязательно лишит источник статуса достоверного, но должно побудить исследователя отнестись к нему с повышенной осторожностью. На этом этапе аналитик, исходя из своего опыта, определяет, следует ли включать источник в исследование.

Далее оценка источника происходит уже по иным составляющим.

Цитируемость

Цитируемость – это показатель того, насколько часто на интересующий источник ссылаются другие ресурсы (авторы, сайты). Сюда можно отнести оценку нескольких составляющих (производится она очень просто – путем задавания специальных вопросов).

Авторитетность автора

На автора ссылаются другие источники информации? Известен ли автор как эксперт в исследуемой области знаний? Имеет ли автор полномочия, ученую степень или опыт в этой области исследований? Имеет ли автор институциональную или организационную принадлежность? Он известен своей репутацией?

Дата публикации

Издатель

Относится ли издатель к специализированной прессе? Это обычно указывает на уровень источника. Является ли издатель авторитетным или известным? Хотя это не гарантирует качества, но может служить индикатором. Известен ли издатель изданием научных журналов, книг и материалов?

Издание

Содержимое

После оценки информации о цитируемости следует рассмотреть основную часть источника.

Быстрая проверка контента

Прежде чем читать всю книгу, главу или статью, следует быстро оценить ее содержание. Просмотрите оглавление. Соответствует ли оно потребностям аналитика? Прочитайте предисловие. Это касается изучаемой темы? Отсутствие библиотечного индекса может указывать на отсутствие достоверности. Отсутствие списка литературы или цитируемых источников свидетельствует об отсутствии авторитета источника. Если источники перечислены, следует проверить их, используя четыре критерия оценки цитируемости, приведенные выше.

Если авторитетность источника и содержание написанного подходит для исследовательских нужд, можно перейти к более подробному рассмотрению содержимого, используя следующие критерии в качестве руководства.

Анализ предполагаемой аудитории

К какому типу аудитории обращается автор? Для кого предназначена публикация? Соответствует ли источник потребностям относительно справочной или научной информации? Содержимое изложено слишком упрощенно или слишком сложно? Перегружено ли оно специальной терминологией?

Применение собственных навыков суждения для оценки содержания источника

Имеющееся содержание представлено как факт или просто мнение? Автор апеллирует к эмоциям или использует эмоциональный язык? Прибегает ли автор к аргументам, подкрепленным фактами? Есть ли у автора скрытая повестка дня или пропагандистский интерес?

Следует остерегаться констатации фактов. Опытные авторы могут убедить, что мир плоский. Поэтому нужно оценить, могут ли факты быть проверены и имеют ли они отношение к контексту, в котором используются. Приводит ли автор источники? Можно ли проверить факты самостоятельно? Является ли информация достоверной и хорошо изученной? Это подтверждается доказательствами?

Как обнаружить какую-либо предвзятость со стороны автора? Нужно рассмотреть содержание источника, а также принадлежность автора, издателя, веб-сайта и сравнить их с другими источниками по этой же тематике.

Новизна источника

Обновляет ли работа другие источники, добавляет новую информацию или обосновывает другой материал, уже известный публике? Насколько глубока работа? Работа широко или незначительно охватывает тему исследования?

Является ли материал первичным (данные, материалы из первых рук, такие как дневники, правительственные документы, современные газетные статьи, научные исследования, отчеты) или вторичным (статьи в научных журналах, книги, статьи в энциклопедиях)?

Стиль, функциональность и удобочитаемость

Материал логически организован? Четко ли представлены основные пункты? Легко ли читать работу? Мысли изложены логически или сумбурно? В печатных и электронных материалах присутствуют опечатки или другие ошибки в тексте? Если это электронный ресурс, легко ли ориентироваться в материале? Функциональны ли кнопки и другие элементы интерфейса? Есть ли индекс или функция для поиска материалов по определенному контенту?

Заключительные положения

Никогда нельзя полагаться только на один источник, чтобы провести корректное исследование. Источник может показаться точным и авторитетным, но в этом никогда нельзя быть уверенным, если нет хотя бы еще одного источника (желательно – больше), с помощью которого можно его подтвердить.

Всегда нужно искать дополнительные источники из различных сред (книги, журнальные статьи и веб-сайты), чтобы создать сбалансированную и всестороннюю картину. Помните, что к любой информации следует подходить максимально осторожно и критически.

Читайте также: