Иерархия права это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый на основании и во исполнение Конституции России в определённом процедурном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Наивысшей юридической силой обладает только основной закон России — Конституция Российской Федерации. Ни один закон или подзаконный акт не может ей противоречить. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации, ни один закон или подзаконный акт действовать не будет, а будет действовать Конституция Российской Федерации.

Помимо конституционных и обыкновенных законы можно классифицировать на федеральные и законы субъектов Российской Федерации .
Федеральный закон обязателен к исполнению на всей территории России. Он принимается законодательной властью РФ и не может противоречить Конституции.
Одним из наисущественнейших федеральных нормативно-правовых актов является кодекс .

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — единый закон, объединяющий и систематизирующий нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Сейчас в России действуют \(19\) кодексов, регулирующих отрасли права. Наиболее часто применяемые кодексы — кодексы профилирующих отраслей права.
Законы субъектов РФ принимаются законодательной властью этих субъектов, действуют только на территории этих субъектов и не могут противоречить не только Конституции РФ, но и Конституции соответствующего субъекта Российской Федерации, а также Федеральному закону России. Так проявляется иерархия нормативно-правовых актов.

Иерархия нормативно-правовых актов (иерархия права) — это классификация источников права по их юридической силе и месту в общей системе права.

Подзаконные акты являются наиболее существенной массой права, принимаются на основании и во исполнение законов.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие закона, обладающий меньшей юридической силой.

  1. указы Президента, которые не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
  2. Постановления и распоряжения правительства, которые не могут противоречить не только Конституции РФ и законам РФ, но и указам Президента. В противном случае Президент имеет право отменить постановление или распоряжение Правительства.
  3. Приказы, инструкции, распоряжения и иные нормативные акты министерств и ведомств. Эти источники права не могут противоречить всем вышеперечисленным нормативно-правовым актам.
  4. Распоряжения и решения местных органов власти являются локальными, то есть действуют только в границах власти этих органов. Разумеется, они не могут противоречить всем вышеперечисленным источникам права.

Президент издаёт не только указы, но и распоряжения. Распоряжения Президента не содержат норм права и к источникам права не относятся.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Молоток судьи

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право это..

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

Принципы права

Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

  1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
  2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
  3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
  4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
  5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

Отрасли и институты в системе права

Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

Система права

Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Классифицируют 10 отраслей права:

  1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
  2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
  3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
  4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
  5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
  6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
  7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
  8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
  9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
  10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

Институты права

Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

Например, в гражданском праве выделяют институты:

  1. Наследования
  2. Дарения
  3. Проведения игр и пари

Нормы в системе права

Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три:

    часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

Нормы права

Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

Виды норм права

Источники права

Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

  1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
  2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
    1. Законы
    2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Время и закон

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Дифференциация нормативных актов

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Кодексы РФ

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Поскольку иерархические начала пронизывают все сложные социальные системы, иерархично и право.

    Исторически идея иерархичности права играет колоссальную роль в процессе правового регулирования человеческой деятельности.

    Многогранность проявления иерархических начал в государственно­правовом общежитии отмечалась уже с древности.

    Платон считал, что существует иерархия целей законодательства, и полагал, что она должна отражать иерархию божественных и человеческих благ [47] . Поэтому он призывает законодателя: «Установите. законы, которые

    В средневековье концепция иерархичности правопорядка проявлялась, в частности, в виде градации размера фиксированных денежных санкций, уплачиваемых правонарушителем или его родственниками потерпевшему или его сородичам, в зависимости от места жертвы в социальной иерархии [49] .

    Другим оригинальным ее воплощением является теологическая, юридическая и политическая концепция иерархии двух градов (Божьего и земного) Августина Блаженного [50] .

    В связи с формированием и дальнейшим распространением школы юридического позитивизма (начиная с Дж. Остина, Англия, XIX в.) [51] основной акцент в исследовании иерархии в праве переносится на исследование внешней формы права. Это было связано с тем, что при наличии различных источников права в буржуазных правопорядках,

    появления идеи иерархического соотношения всех форм права в государстве служит концепция суверена как носителя верховной публичной власти в политически организованном обществе, а также абсолютного верховенства государства в лице суверена в социальном регулировании политически организованного общества [53] .

    Таким образом, аналитическому позитивизму как правовой теории и появлению централизованных абсолютистских государств, претендующих на монопольное правовое регулирование общественной жизни, как политической практике мы обязаны тем, что угол зрения на исследование проблем иерархии в праве сместился в западной правовой традиции в сторону внешней формы права и, надо заметить, остается таковым до сих пор [54] .

    В конечном счете, логично, что именно аналитический позитивизм породил классическую теорию иерархии внешней формы права («теория

    Кратко рассмотрим основные положения указанных концепций, поскольку именно они питают современную юриспруденцию различными идеями об иерархии в праве, подобно тому, как глубоко лежащие в пустыне подземные источники питают длинные корни упорно стремящейся к живительной влаге верблюжьей колючки.

    По мнению Кельзена, отношения между нормой, регулирующей создание другой нормы, и последней могут быть представлены как отношения подчинения [58] . При этом та норма, которая предписывает создание какой-либо другой нормы, занимает более высокое положение, а норма, созданная на основе данных предписаний, - более низкое. Правопорядок является иерархией различных ступеней норм, системой общих и индивидуальных норм, «связанных между собой по тому принципу, что право регулирует свое собственное создание и каждая норма данного

    Австрийский ученый разграничивал действительность правовой нормы как обладание ее юридической силой и ее действенность - фактическое следование адресатов нормы ее предписаниям [60] .

    Думается, взаимосвязь действенности и действительности хорошо прослеживается через взаимосвязь иных принципов построения иерархии, обоснованных Кельзеном, - легитимности и эффективности [61] .

    Ученый подчеркивал, что «лишь компетентная инстанция (Autoritat) может устанавливать действительные нормы; а такая компетенция может

    Таким образом, основной исторической особенностью исследования иерархии в праве в западной юридической науке является акцентированность на изучение иерархических связей во внешней форме права, что исторически обусловлено особенностями возникновения и развития концепций иерархии в праве.

    Отметим, что традиционный для западной юридической науки упор в исследовании иерархии в праве на аспект его внешней формы был воспринят и отечественной правовой наукой.

    В русле общеевропейских представлений об иерархии в праве и отечественные исследователи в большей степени уделяли внимание общетеоретической характеристике иерархии во внешней форме права, особенно иерархии в базовой подсистеме источников права - системе

    нормативных правовых актов. Под иерархией в праве в таком случае подразумевается иерархия источников права [77] . Так, С.Л. Зивс вообще не ставит вопроса о необходимости разграничения иерархии в праве и иерархии источников права [78] ; тождественными считает данные понятия М. Мицайков [79] . Иные же проявления иерархического начала в праве изучены в значительно меньшей степени.

    Вместе с тем, следует отметить, что в отечественной юридической литературе все же присутствует проблематика иерархических отношений в различных явлениях, входящих в правовую систему общества.

    Например, Д.Д. Невирко указывает, что несмотря на отсутствие в законодательных актах и международных документах четкой иерархии прав человека, суду и другим правоприменительным органам приходится выстраивать данную иерархию для каждого конкретного дела. Причем при решении вопроса о приоритетности того или иного права суды далеко не всегда руководствуются своими предыдущими решениями даже в странах с прецедентным правом, а так как права человека пронизывают многие сферы общественной жизни, указанное обстоятельство практически ставит суды как бы над другими органами власти. В настоящее время назрела необходимость в разработке новой классификации прав и свобод человека и гражданина, которая бы отражала особенности современных общественных отношений и обладала бы определенной юридической силой, что, в свою очередь, может

    стать основой для разработки законопроекта по данному вопросу [80] (курсив мой - А.П.).

    Ряд работ посвящен иерархическому соотношению других элементов и явлений в правовой системе общества [81] . Однако ни в одной из них не поставлена проблема осмысления названных иерархических отношений в рамках иерархии в праве.

    По нашему мнению, узкое понимание иерархии в праве не отражает данное явление во всем его многообразии.

    С учетом указанного разграничения, следуя во многом определению права С.С. Алексеева [83] , в настоящей работе под правом в 1первом значении понимается социальный нормативный регулятор, обеспечивающий гегемонию правящего класса, социальный мир и порядок и реализацию потребностей личности, воплощенный в динамической системе формально­определенных и обязательных нормативно-регулятивных средств,

    поддерживаемой силой общественно-государственного воздействия, закрепленной в текстуальной форме в соответствии с существующими правилами признания (в интерпретации Г. Харта), подлежащей толкованию и реализации.

    Естественно, эти определения, как и любые определения права, страдают несовершенством в силу многогранности, многоуровневости права, исключительной значимости данного понятия для юридической науки. Они не должны рассматриваться как нечто противостоящее друг другу, поскольку описывают с разных углов зрения одно и то же явление [85] .

    Для понимания нашего подхода к праву как объекту, в котором мы будем искать иерархию, важно заострить внимание читателя на цели права как системы: оно призвано посредством создания и претворения в жизнь формализованных и обеспеченных обществом и государством моделей поведения людей упорядочивать человеческую деятельность.

    Цель права как системы обусловливает наличие ряда ее свойств, которые оказывают значительное влияние на описание данной системы [86] .

    Право является многоуровневой системой, включающей в себя:

    - сущностно-содержательный уровень (сущность и содержание права);

    - уровень формы права (внутренняя и внешняя формы права).

    Так, к примеру, на страницах юридической печати уже более 10 лет ведется оживленная дискуссия о правовой природе постановлений и

    определений Конституционного Суда Российской Федерации [88] . Сложная, комплексная правовая природа актов Конституционного Суда РФ оставляет неразрешимым в рамках традиционного узконормативного подхода к иерархии в праве вопрос о месте, которые они занимают в правовой иерархии.

    Отметим, что расширение иерархии в праве за пределы формы права нельзя назвать абсолютно новым и онтологически и гносеологически противоречащим существующим концепциям иерархии в праве. Иногда такой подход nota bene присутствует в ряде работ в тех случаях, когда авторы рассматривают вопросы, связанные с функционированием права как многоуровневой системы.

    Идея многоаспектности иерархических отношений в праве была сформулирована и Гансом Кельзеном, который писал: «.нормы подлежат

    Рассмотрение иерархии в праве с учетом предлагаемой градации уровней его проявления позволит:

    а) более полно показать системные свойства права и роль иерархических связей в конструировании права;

    б) плодотворно использовать достижения современной науки в области исследования иерархии;

    в) акцентировать внимание на содержательном концепте понимания иерархии в праве, который, как было продемонстрировано, в настоящий момент явно подчинен формально-догматическому пониманию иерархии;

    г) проследить наличие связей непосредственно между различными аспектами иерархии в праве.

    Логика исследования при такой постановке проблемы предполагает необходимость вначале исследовать сущностно-содержательный аспект иерархии в праве, затем рассмотреть иерархию в рамках формы права (внутренней и внешней).

    Такая градация проблематики иерархии в праве позволит в дальнейшем сформулировать основные отправные пункты при функциональном анализе иерархии в праве в процессе реализации права. Причем указанные аспекты иерархии в праве проявляются во всех трех срезах общенаучного понимания иерархии, рассмотренных в параграфе 1 настоящей главы, а именно:

    При исследовании же внутренней и внешней форм права, а также процесса реализации права ученый с необходимостью вынужден спускаться

    С одной стороны, важно помнить, что именно сущностно­содержательный уровень как уровень иерархии описания является в праве ведущим, задает направление развития иерархии в праве.

    С другой - хотя указанные уровни иерархии описания права и находятся в субординационных отношениях, они относительно автономны друг от друга. Это связано с уже обозначенным в параграфе 1 настоящей главы общенаучным положением о неформализуемости выводов, сделанных на одном уровне описания, для другого уровня. Грубо говоря, нельзя, изучив тексты всех законов, акты их толкования и реализации, понять, что в праве главное? И наоборот, постигнув сущность права, можно быть профаном в тонкостях действующего законодательства, его интерпретации и реализации [94] .

    2. Как иерархия уровней сложности принимаемого решения (иерархия слоёв принятия решения). В этом ракурсе следует вести речь о том, что в праве существует несколько соподчиненных уровней, на которых происходит выбор юридических средств для наиболее адекватного внешней среде правового регулирования той или иной области человеческой деятельности. Здесь мы можем говорить о том, что сущностно­содержательный уровень права (что есть право? что в праве главное? кому (чему) оно служит?) является наиболее сложным для принятия конкретного решения о правомерности или неправомерности определенного акта деятельности.

    Менее сложен для принятия решения уровень формы права, поскольку здесь мы имеем дело с облаченными в текстуальную форму моделями поведения, опирающимися на силу и авторитет государства и к тому же, как правило, доступными для населения.

    3. Как организационная иерархия. Здесь мы должны со всей ясностью утвердиться в мысли, что сущностно-содержательный уровень иерархии в праве должен организационно подчинять формальный уровень и затем влиять на реальное функционирование (реализацию) права, ибо право само по себе лишь как форма немыслимо в отрыве от тех правовых идей, ценностей, идеалов, целей, которые формулируются на сущностно­содержательном уровне. Именно на этом уровне задаются базовые характеристики правовой формы, определяется ее базовое идейно­политическое содержание.

    В аспекте организационной иерархии в праве следует отметить, что в праве существует различные по своей природе иерархические связи, основанные на двух типах связей различных уровней в единой иерархии в праве:

    интерпретационных или же правоприменительных актов и иных объектов иерархических коллизий [99] ;

    2) динамическая - для наличия которой необходимо и достаточно установления на вышестоящем уровне возможности регулирования определенной сферы правилами нижестоящих уровней без определения конкретных правил поведения на вышестоящем уровне и, следовательно, без выявления логического соотношения непосредственно регулирующих определенный тип поведения нормативно-регулятивных средств или иных объектов коллизии.

    Иерархия в праве характеризуется следующими признаками:

    - описывает отношения (связи) между различными элементами права как многоуровневой системы;

    - показывает подчиненность одного (расположенного на нижестоящем уровне) элемента другому (расположенному на вышестоящем уровне);

    - свойства и закономерности, которые существуют на различных уровнях в праве, не могут быть выведены друг относительно друга лишь на основе формально-логических операций (неформализуемость различных уровней иерархии в праве);

    - имеется возможность внутриуровневого тиражирования иерархии в праве;

    - существует прямая зависимость между расположением элемента правовой иерархии и значимостью данного элемента для функционирования права как системы (более значимый элемент должен располагаться на более высоком уроне в иерархии, и наоборот);

    - выделяется прямая зависимость элементов более высокого уровня иерархии в праве от фактического функционирования нижестоящих элементов [104] .

    Таким образом, можно определить иерархию в праве как порядок отношений между разноуровневыми элементами права, основанный на неравенстве ниже- и вышестоящих уровней в контексте общности (абстрактности) описания права, слоев принятия решений по праву или организации права как системы.

    Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

    Понятие и виды источников права

    Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

    Понятие источника права

    В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы - англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права.

    Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской - нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

    Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

    Виды источников права

    Нормативный правовой акт

    Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры.

    Нормативно-правовые акты

    НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления.

    Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее голосование, где и была решена его судьба.

    Нормативный договор

    Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный.

    Признаки нормативного договора

    Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

    Судебный прецедент

    Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств.

    Правовой прецедент

    Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

    Правовой обычай

    Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений.

    В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

    Религиозные тексты

    В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике.

    Коран

    Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

    Правовые доктрины

    Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента.

    Правовая доктрина

    Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

    Общие принципы права

    Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему.

    Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

    Признаки зафиксированных источников права

    Признаки права

    Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

    нормативность - предполагает систему эталонных, общих правил поведения;

    общеобязательность - означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;

    определенность - нормы должны быть ясными, четкими и понятными;

    формальность - нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;

    системность - предполагает наличие определенной иерархии норм;

    властный характер - нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

    Источники права в РФ

    РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ.

    Источники права в РФ

    Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части.

    Затем по юридической силе следуют:

    федеральные конституционные законы;

    Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

    Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.


    Читайте также: