Служебный этикет сотрудника полиции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общие предписания норм профессиональной этики в служебной деятельности сотрудника полиции. Профессионально-этические запреты служебного этикета.

Правила поведения сотрудника полиции при выполнении задач оперативно-служебной деятельности. Порядок поведения при выполнении служебных обязанностей. Профессионально-этические правила обращения с задержанными лицами, правонарушителями (подозреваемыми). Особенности общения с потерпевшими и свидетелями, людьми преклонного возраста, женщинами, детьми, людьми с физическими недостатками.

Порядок поведения сотрудника полиции при выявлении противоправных действий и их пресечении. Особенности поведения сотрудника полиции при проведении опроса (допроса).

Правила поведения сотрудника полиции, выполняющего оперативно-служебные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, происшествиями и другими ситуациями экстремального характера.

Профессиональная нравственная деформация сотрудника полиции: понятие, проявления и пути профилактики.

Тема 2.1.7. Культура речи и правила служебного общения сотрудника полиции

Культура устной и письменной речи сотрудника полиции. Общие правила служебного общения. Порядок действий при установлении личности гражданина или связанной с исполнением служебных обязанностей проверке документов.

Особенности общения сотрудника полиции с посетителями органов внутренних дел. Порядок действий сотрудника полиции в случае конфликтного поведения со стороны посетителя. Особенности общения сотрудника полиции с иностранными гражданами.

Правила поведения сотрудника в служебном коллективе. Профессиональная этика в неформальном общении сотрудников полиции. Внешний вид сотрудника полиции и форма одежды. Отношение сотрудника полиции к служебному удостоверению. Правила обращения со служебной информацией. Профессионально-этические требования к оформлению и содержанию служебных помещений.

Основные требования к сотруднику полиции при нахождении его на улице и в общественном городском транспорте. Особенности поведения сотрудника при нахождении в поездах, самолетах и иных транспортных средствах дальнего следования.

Тема 2.1.8. Основы антикоррупционного поведения сотрудника полиции

Понятие и причины коррупции. Виды и составы коррупционных правонарушений. Коррупционно опасное поведение сотрудника, дискредитирующее органы внутренних дел.

Государственная антикоррупционная политика. Противодействие коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры по профилактике коррупции.

Требования к антикоррупционному поведению сотрудника полиции. Ограничения и запреты, налагаемые на сотрудника в связи со службой в органах внутренних дел.

Обязанность сотрудников полиции представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Обязанность сотрудников полиции уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов и его предупреждение. Отношение сотрудника полиции к ненадлежащей выгоде. Отношение сотрудника полиции к подаркам и иным знакам внимания.

Тема 2.1.9. Культура межнационального общения в деятельности сотрудника полиции

Основы государственной национальной политики и служебная деятельность органов внутренних дел. Основные вопросы, цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики. Особенности национальных культур народов Российской Федерации: духовно-нравственные ценности, обычаи и традиции (в регионе прохождения службы).

Традиционные религиозные конфессии России: православие, ислам, буддизм, иудаизм; их роль в поддержании межнационального мира и согласия. Деструктивная деятельность религиозных сект.

Культура межнационального общения: содержание, роль и значение в деятельности сотрудника полиции. Правила общения сотрудника полиции с гражданами различных национальностей. Особенности поведения сотрудника полиции в многонациональном служебном коллективе органа, организации, подразделения МВД России.


Правоохранительные органы, и полиция в первую очередь, предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности.

При исполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции должны ориентироваться на потребности общества и государства. Это, в свою очередь, должно повысить уровень доверия граждан к деятельности полиции и каждого её отдельного сотрудника. Для того чтобы эффективно решать задачи по предупреждению преступности, необходимо изучить причины, которые на неё влияют, и стараться их исключить. Таким образом, деятельность сотрудников полиции направлена на устранение причин, влияющих на состояние преступности. Однако полиция самостоятельно, без сторонней помощи, не может в полной мере противостоять преступности. Вот почему при решении этой наисложнейшей в условиях развития нашего общества задачи органам внутренних дел просто необходима поддержка граждан и общественных структур.

Эта поддержка общества важна, с одной стороны, для получения информации, необходимой для предотвращения, раскрытия и расследования преступлений. С другой стороны, взаимодействие с гражданами повышает доверие населения к полиции, позволяет гражданам вносить вклад в обеспечение собственной безопасности и в какой-то мере координировать деятельность полиции, в зависимости от потребностей современного общества и общественного уклада в конкретном регионе. Кроме того, за счёт такого взаимодействия граждане начинают чувствовать и за собой ответственность за поддержание правопорядка и общественной безопасности, решение социальных проблем в своём районе.

Доверие населения к полиции тесно связано с поведением сотрудников полиции по отношению к гражданам, и в особенности с соблюдением норм профессиональной этики как при исполнении служебных обязанностей, так и в частной жизни, обычных бытовых ситуациях. Всё — внешний вид, форма одежды, манера общения, уважение сотрудниками полиции достоинства и основных свобод и прав человека, неравнодушие к чужим проблемам и бедам, элементарное внимание — способствует налаживанию доверительных отношений.


Новый подход основывается на идеях служения полиции обществу и предполагает высокую степень социальной важности её работы, повышения уровня ответственности за результаты своей деятельности не только перед государством, но, в первую очередь, перед обществом и каждым отдельным гражданином.

Исходя из вышесказанного, задачами полиции являются: поддержание общественного спокойствия и правопорядка, защита и уважение прав и свобод личности, предотвращение преступности и борьба с ней, оказание помощи гражданам.

Защита и уважение прав человека как наиглавнейшая задача правоохранительных органов — отличительная черта функционирования полиции в демократическом обществе. Обязанность полиции быть на страже прав человека становится приоритетной, и залогом успеха в данном случае является хорошо организованная профилактика преступности, то есть её предупреждение. При выполнении этой задачи взаимодействие полиции с гражданами и обществом в целом, а также государственными органами приобретает наибольшее значение, так как только в таком взаимодействии мероприятия по предупреждению преступлений и недопущению их негативных проявлений могут быть максимально эффективными.

Так как любая обязательная к выполнению задача предполагает ответственное отношение к процессу и результатам её выполнения, то такая новая задача органов внутренних дел, как организация взаимодействия с обществом и гражданином, предполагает выработку новых механизмов и поиск новых путей её решения.

В данном случае повышение уровня профессиональной этики, развитие личностной и профессиональной культуры, этическое и интеллектуальное развитие каждого отдельного сотрудника являются обязательным и просто необходимым элементом решения и выполнения одной из важнейших задач полиции. Подтверждение этому — следующие факторы:

Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями — это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами её порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их собственный моральный облик и способно при определённых условиях привести к профессиональной деформации. С другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника полиции проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осуждённого. К тому же, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан, а также определяет степень их доверия к правоохранительным органам.

Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности в отношении деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали сотрудников заметно возрастает, так как в первую очередь именно негативные проявления становятся достоянием общественности.

Профессиональная этика рассматривается как определённые моральные требования к сотрудникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы её требования, нормы не были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Таким образом, требования к профессионально-этической культуре сотрудников органов внутренних дел вдвое выше, чем к рядовому гражданину. Даже правильно проведённая беседа может стать благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, поможет склонить его к принятию правильного решения и создаст предпосылки к изменению, если не мировоззрения в целом, но оценки своего конкретного поступка или отношения к конкретной проблеме. Нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. В общении с любым гражданином, даже если это представитель маргинального сообщества, особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать, а главное, услышать собеседника —
в сложной ситуации залог взаимопонимания.

Правила поведения сотрудников органов внутренних дел, определяющие вежливое и внимательное обращение к гражданам, неукоснительное соблюдение их прав и свобод, разработаны на основе норм Конституции РФ, общепризнанных принципов международного права, а также других нормативных правовых актов и отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1139.

Каждый гражданин нашей страны должен чувствовать себя в безопасности, видеть в полицейском своего защитника, способного надёжно оградить его жизнь, здоровье, честь и достоинство от преступных посягательств, достойного стать примером для подрастающего поколения, вызывающего уважение.

Обладая широкими правами и полномочиями, предоставленными законом, сотрудники полиции должны пользоваться ими умело и разумно, проявляя при этом выдержку и высокую культуру, придерживаясь высоких моральных устоев. Одновременно сотрудники полиции обязаны быть решительными при пресечении правонарушений, но в то же время их действия должны быть безупречными в правовом отношении, исключающими нарушение законности, понятными и обоснованными для окружающих, исключающими ущемление прав граждан, в том числе задержанных и арестованных.

Сотрудники органов внутренних дел должны помнить, что они постоянно находятся на виду у населения и от их поведения во многом зависит авторитет полиции в целом, доверие к каждому конкретному сотруднику и поддержка граждан. Как показывает жизнь, людьми на первое место ставятся профессионализм, культура поведения и общее интеллектуальное развитие сотрудника, его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности, стремление к социальной справедливости и неукоснительному соблюдению законности, а также высокие морально-волевые, этические качества, способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, нарушающим закон, права и свободы граждан. Также граждане считают, что не менее необходимые качества сотрудника — это порядочность, нравственность, доброта и сопереживание, великодушие и стремление помочь человеку словом и делом, то есть общепризнанные и общечеловеческие, а значит, наиболее ценные.

Если оценивать пожелания граждан принципиально, то их требования абсолютно правомерны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом высокоразвитом государстве, стремящемся к совершенству.

В заключение могу лишь сказать, что этику, издревле называют ещё и практической философией. Её изучают не только для того чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики — не знания, а поступки. Она не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях и не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить её. За этику нельзя спрятаться, на неё можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет её помощи, искренне желает искоренить зло в себе и помочь в этом другим, стать лучше самому и сделать лучше мир вокруг себя.

Действие документа (за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ).

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.

2. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

3. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".

4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут содержаться в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.


Формирование профессионально-служебного этикета у сотрудников территориальных органов МВД России является одной из специальных задач воспитательной работы с ними, значимость которой возрастает в условиях отсутствия на сегодняшний день Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел, закрепляющего этические правила и нормы служебного поведения и определяющего тактику действий субъектов воспитательной работы.

Ключевые слова: профессиональная этика, сотрудник органов внутренних дел, кодекс.

Любая социально ориентированная профессиональная деятельность, в том числе деятельность сотрудников органов внутренних дел, неразрывно связана с реализацией определенных культурных ценностей и этических норм. Важнейшими условиями эффективности труда в социальной сфере является соблюдение субъектами профессиональной деятельности сформировавшихся в данной сфере морально-ценностных установок и традиций, проявление ими профессионально-этической культуры.

Однако, формировать профессионально-служебный этикет как поведение, отвечающее единым правилам, у сотрудников территориальных органов МВД России достаточно сложно, поскольку огромное влияние на результат воспитательной работы оказывают их индивидуально-личностные особенности. В связи с этим целесообразно использовать такой инструмент, как закрепление всех служебных правил поведения в соответствующих нормативных документах — в кодексах этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Такие правовые акты должны учитывать изменения представлений общества о необходимом поведении сотрудников органов внутренних дел.

Если кратко определить цель этических кодексов сотрудников органов внутренних дел, то она имеет три основных аспекта, а именно [2]:

− описание нравственного климата, который царит на государственной службе;

− фиксация стандартов этического поведения, ожидаемого от сотрудников органов внутренних дел;

В процессе формирования профессионального этикета сотрудников территориальных органов МВД, а также закрепления их нормативно, должны быть представлены такие психолого-педагогические составляющие:

− государственно-управленческие ценности. Специальными ценностями сотрудников территориальных органов МВД являются: политическая нейтральность, честность, неподкупность, владение управленческим и экономическим мышлением, соблюдение законности, своевременность и оперативность выполнения задания;

− коммуникации (культура общения), то есть этические составляющие культуры общения;

− соответствие этическим требованиям профессии;

− социальная (гражданская) культура, наличие общечеловеческих нравственных ценностей;

− морально-этические регуляторы (саморегуляторы);

− культура трудовых отношений;

− профессиональное поведение (ответственность за дело, честность, порядочность, внимательное отношение к коллегам, уважение к закону, справедливость, объективность, готовность оказать помощь).

  1. Индивидуальное вознаграждение в удовлетворении работой в коллективе.
  2. Вознаграждение организации заключается в росте ее эффективности и авторитета в обществе благодаря реальным результатам его труда на благо гражданина, общества.
  3. Общество, в свою очередь, получает вознаграждение в форме качественных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, утверждающих атмосферу доверия, сотрудничества и прогресса.

Принципиально важным является вовлечение максимально возможного числа сотрудников территориальных органов МВД в обсуждение составляющих служебного этикета. Одобрение составляющих служебного этикета на общем собрании и оформление решения протоколом позволяет существенно повысить приверженность служебному этикету сотрудников МВД, ощущающих свою значимость и сопричастность к решению приоритетных задач, стоящих перед правоохранительными органами.

Фундаментальной основой для формирования служебного этикета выступают положения Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (далее — гражданин) — обязанность государства. Данная обязанность согласно статье 18 Конституции Российской Федерации определяет смысл, содержание и применение положений законодательства

Российской Федерации, деятельность законодательной, исполнительной власти и обеспечивается правосудием.

Обозначенные нормы Конституции Российской Федерации должны быть положены в основу всех правовых (инструктивных) документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников МВД.

Сотрудник МВД, обеспечивая исполнение полномочий правоохранительных органов, должен всегда помнить, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, гражданина его основополагающая конституционная обязанность, в своем поведении и принимаемых решениях подтверждать приверженность высшей ценности.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, воспитательная работа, дело, территориальный орган МВД, профессиональный этикет, служебный этикет, высшая ценность, государственная служба, профессионально-служебный этикет, территориальный орган МВД России.

Читайте также: