Западноевропейская цивилизация в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Средние века — важная веха в истории человечества. От падения Рима до эпохи Возрождения мир получил массу удивительных явлений.

Человек, находившийся внутри Средневековья, средневековым себя не называл и не осознавал. Он скорее являлся элементом единого христианского мира, который уже к 11−12 векам обрёл вполне осязаемые контуры. В этом мире всё исчерпывалось христианской доктриной и учением церкви. [Сборник: Пять чувств Средневековья]

Если мы обратимся к Библии, то увидим, что там есть сведения о прошлом, настоящем и будущем. Грехопадение, допотопная и постпотопная история, четыре монархии, последняя из которых, Римская империя, просуществует до конца века. Далее — светопреставление. Поэтому средневековый человек, который постиг библейское учение, не воспринимал проблему прошлого и будущего: всё было предрешено. Эта проблема появится лишь тогда, когда люди в отдельных регионах Западной Европы начнут задумываться о том, где они живут.

В эпоху Просвещения Средние века также не жаловали, но уже видели отдельные корни нового мироощущения в сюжетах из истории европейского Средневековья. Сочинения Вольтера подчёркивали ужасы и социальную несправедливость тёмного для Европы времени. Французская революция и Наполеоновские войны старательно рыли могилы Средневековью, предавая забвению и документы эпохи, и отдельные изобретения времени.

Раннее Средневековье

Западная Римская империя уже в 4-м столетии терпела ряд серьёзных внутренних и внешних потрясений. Рим был совершенно не тот, что раньше: кризисы, интриги, мигранты-варвары, в которых империя хоть и нуждалась, но совершенно не была готова к такому потоку новой силы. Рубеж 4−5 столетий станет настоящей проверкой на прочность, казалось бы, незыблемого государства. 9 августа 378 года военная машина Рима терпит сокрушительное поражение от готов на полях Адрианополя. 410 год развеет миф величия Вечного города: его займут ватаги вестготов Аллариха. Через 45 лет вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха вновь чудовищно разграбили Рим. [Сборник: Падение Рима]

До и после судьбоносной даты падения Западной Римской империи в 476 году (эту дату средневековые европейцы не помнили и не знали) на её территории возникает ряд варварских королевств, которые заняли отдельные провинции и восприняли политическую культуру величайшей цивилизации Античности. Вестготы осели сперва в районе Тулузы в 418 году, а после перебрались на Пиренейский полуостров; вандалы заняли Северную Африку в 430 году, Аттила продолжил натиск на Рим; англы, саксы и юты вторглись на Британские острова, а франки к 486 году окончательно закрепились в Галлии. [Сборник: Варвары]

Остготы захватили в конце 5-го века Италию, но уже в 6-м столетии они стали жертвой завоеваний лангобардов. Великое переселение народов сильно изменило карту Европы. Новые варварские королевства перенимали традиции управления и сам образ власти Рима, наивно полагая, что являются наследниками его величия (Хлодвиг принял титул военного магистра, а короля остготов Теодориха считали принцепсом). Варвары христианизировались: в Европе появились первые монастырские обители, короли внимательно следили за деятельностью церкви и пытались заново отстроить ранее работавшие механизмы общественной жизни.

Юстиниан Великий.

Однако на Востоке по-прежнему оставалась часть империи — Византия. Она выстояла под ударами гуннов и персов, а также смогла стать самой передовой державой Средневековья. В 6-м веке при императоре Юстиниане Великом Восточная Римская империя начала реконкисту — возвращение своих провинций, захваченных варварами. Византийская армия высадилась в Северной Африке, Испании и Италии: земли были отвоёваны, однако цена такой стремительной внешней политики была слишком высокой. Внутренние кризисы, иконоборчество и враг у границ истощали империю, но долгое время этот причудливый оплот греко-римской цивилизации был примером для всей Европы. [Сборник: Византия]

В 7-м веке результатом брожения на Аравийском полуострове стало появление на Ближнем Востоке и в Африке арабских завоевателей, вдохновлённых проповедями пророка Мухаммеда. Под предводительством четырёх праведных халифов началось крупномасштабное завоевание территорий: сасанидский Иран был покорен, Византия еле сдерживала натиск, а королевство вестготов с центром в Толедо в 711 году пало под ударами арабов. [Сборник: Арабские завоевания]

Европа впервые столкнулась с новой верой — исламом. Остановили это стремительное движение смуты внутри халифата и проворные франки, которые в 732 году при Пуатье во главе с майордомом Карлом Мартеллом сдержали напор арабов. Так или иначе, арабская культура и ислам в значительной мере повлияли на средневековую Европу, обогатив её культуру.

Во Франкском королевстве, которое издавна считалось защитником апостольского престола, потомки майордома Карла Мартелла в 753 году сменили на престоле династию Меровингов. Сын Пипина Короткого Карл Великий воплотил в жизнь главную идею Средневековья — возрождение величия Римской империи (Renovatio imperii Romanorum). В 774 году он завоевал королевство Лангобардов, начал кровопролитную войну с язычниками-саксами, в 782 году подчинил Баварию, воевал против арабов и славян, разгромил Аварский каганат в 797 году. Активное расширение границ христианского мира, объединение Европы под одной короной, возрождение культуры создали все предпосылки для создания империи. В рождество 800 года Карл Великий стал императором: у Византии появился достойный противник на Западе.

Карл Великий.

Раннесредневековые правители так или иначе обращали внимание на задел, оставленный в истории Карлом Великим. В 962 году представитель саксонской знати Восточно-франкского королевства, сын первого короля Германии Генриха Птицелова Оттон получил императорскую корону от римского понтифика.

7.jpg

Во многом этот удачливый полководец и харизматичный лидер повторил успехи своего венценосного предшественника: разобрался с внутренними смутами в королевстве, обуздал мадьяр на реке Лех в 955 году, продолжил христианизацию отдалённых уголков Европы. На карте образовалась Священная Римская империя, которая просуществует до 1806 года. [Сборник: Священная Римская империя]

Высокое Средневековье

К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.

Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе. [Сборник: Крестовые походы]

9.jpg

Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей. [Сборник: Инквизиция]

Осень Средневековья

Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.

Битва при Азенкуре.

На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым. [Сборник: Столетняя война]

Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.

Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь. [Сборник: Падение Константинополя]

Феодальная (сословно-корпоративная) цивилизация. Каждый человек в западноевропейском Средневековье был включен в то или иное сословие (первое — духовенство, второе — дворянство, третье — остальная часть общества: купечество, мещанство, крестьянство) и корпорацию (монастырь, приход, рыцарский орден, городская коммуна, купеческая гильдия, ремесленнический цех или иное объединение по профессии и роду занятий, например, корпорация студентов университета или корпорация юристов данного города, сельская община).

Сословно-корпоративный строй защищал человека, гарантировал ему неизменность повседневного привычного порядка жизни, позволял ему на равных участвовать в делах своей корпорации.

Каждое сословие, каждая корпорация занимали свое место в средневековой общественной иерархии (от духовной и светской аристократии до городских нищих, которые тоже составляли отдельное объединение) и выполняли свою функцию в общественном разделении труда (духовенство молится, дворянство воюет, крестьянство пашет).

Корпорации сплачивали общество, что позволяло ему вести диалог с властью через свои представительные органы (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании).

Средневековые западноевропейские государства были сословно-представительными монархиями, которые по мере обретения обществом национального единства заменялись абсолютными монархиями.

Локализованная цивилизация. Пространственно ограниченная на востоке византийской, русской, арабской, а затем османской (турецкой) цивилизациями, на западе — Океаном.

Географическое единство народов западноевропейской цивилизации обеспечивалось относительно небольшой территорией Западной Европы, связанной системой рек и береговой линией внутренних морей и заливов.

Историческое единство народов западноевропейской цивилизации было основано на культуре, рожденной из соединения варварского мира германских племен и мира Западной Римской империи.

Христианская (католическая) цивилизация. Религиозное мировоззрение народов Западной Европы, этические и эстетические ценности сформировались под влиянием католической Церкви, которая, по существу, была государством в государстве, претендующим на подчинение светской власти духовной. Единая церковная организация воплощала идею духовного единства западноевропейской цивилизации, противостоящей Востоку православному и мусульманскому.

Беря на себя посредничество между Богом и людьми, снимая с человека греховность его поступков, Церковь проповедовала не только идеал смирения, но и идею активного участия в мирских делах — во имя веры.


— от крушения западной римской империи (5 век) или появления ислама (7 век) до падения Константинополя (1453 г.) или открытия Америки (1492 г.) или начало Реформации (1517 г.) или начала Английской буржуазной революции (1640г) и др.

Средневековое общество было иерархичным.

Для стран Европы (Англии, Франции, Германии и др) было характерно прохождение 4-х этапов развития:

2. сеньориальная монархия (11-12 вв)

3. сословно-представительная монархия (12-14 вв.)

4. абсолютная монархия (15-17 вв)

Основные признаки феодализма:

1. Феодальная собственность на землю

феод — земельный надел, передаваемый в собственность под условие несения воинской службы

2. Деление общества на сословия

сословие — группа людей, права которых закреплены в законе и передаются по наследству

3. Крепостное право

крепостное право — это форма экономической и внеэкономической зависимости крестьян.

Политический строй

сюзерен

Вассалы: светские и духовные феодалы

(князья, графы, архиепископы, епископы)

Вассалы: бароны, рыцари

Вассалы: горожане

Вассалы: крестьяне


Рыцарство как сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Первоначально рыцарем мог стать любой фермер, имеющий лошадь и амуницию, и только через несколько столетий рыцарство стало передаваться как титул по наследству.

Формирование сословно-представительной монархии

Одновременно с ростом королевской власти,помимо его мощного соперника — церкви, появляется еще одна сила, оспаривающая право первенства в государстве — феодалы.

Крупные феодалы лишь формально подчинялись королю, реально от сюзерена они не зависели (феодалы имели собственных вассалов, чеканили свои деньги, вели войну и осуществляли суд).

В Европе начинается феодальная раздробленность.

Светская и духовная знать укрепляют свои позиции в управлении государством.

С 10 по 13 вв по всей Западной Европе прокатилась волна признания независимости городов . Одновременно развивались и сельские движения за автономию.

Появляются представительные органы власти:

Англия — парламент (1265 г)

Франция — Генеральные штаты

Испания — кортесы

Они контролировали короля в финансовых вопросах, участвовали в обсуждении государственных дел.

Признаки абсолютной монархии

— это такая форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, который суверенен и является источником всякого права.

Основным инструментом власти выступает бюрократия и армия.

После того, как христианство в 313 году становится признанной религией, церковь перестает быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере.

Церковь превращается в политическую силу:

— она получила в дар земельные наделы;

— разрабатывает догматы (вероучения);

— появляются монастыри;

— в 8 веке образовалось Папское государство ( в 4-5 вв римские епископы присвоили себе право называться Римскими Папами)

— в 15 веке духовенство владело 1/3 всей обрабатываемой земли

— в 1054 г христианство распалось на два самостоятельных направлениях: православие (Византия) и католиков (Рим)

— в 1096 — 1270 гг церковь организовала крестовые походы — религиозные войны во имя освобождения гроба Господня в Иерусалиме.


Давным-давно во французской деревушке Клуа жил-был мальчик. В голодном 1212 году ему было лет десять-двенадцать, не больше. Звали его Стефан…

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины…


Церковь стала терять свой духовный авторитет.

Начинается раскол внутри католической церкви, а в 16 веке ей наносит мощный удар Реформация (борьба против порядков римской католической церкви) — Мартин Лютер.

С точки зрения законов аэродинамики шмель летать не способен, но он этого не знает и продолжает летать…

Нужно верить и знать, что все в этой жизни происходит ради твоего же блага и ты должен только одно: БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ И НЕСТИ СЧАСТЬЕ!

Instagram






"⚡Нам выпало интересное время:в материальном смысле наш мир. лучше, чем был когда-либо раньше, но это не мешает нам коллективно сходить с ума. По развитым европейским странам расползается. чувство беспомощности. Это ПАРАДОКС ПРОГРЕССА: чем лучше становится жизнь, тем больше тревоги и отчаяния мы ощущаем"⚡✍️- американский блогер и консультант по личностному развитию Марк Мэнсон, книга" Всё хреново. "✍️. Углубимся в пропедевтику✍️ (историю мысли человечества, зафиксированную в книгах) ✍️ ⚡ДРЕВНИЙ МИР⚡. ВОСТОЧНАЯ философия - интроверная (она с детства ориентирует человека на анализ своих поступков - погружение в себя✍️). Что на выходе?🤔 Философские практики по стрессоустойчивости💪, а продуктом восточной философии стали Религии разных направлений✍️ (буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, христианство в Палестине, ислам на аравийском полуострове и др) ✍️ ЗАПАДНАЯ же философия (АНТИЧНАЯ) - космоцентричная✍️, то есть, ориентированная на изучение устройства внешнего мира - родина рационального мышления👆 (формулы - наука-натурфилософия✍️). Какой продукт?🤔 Наука примененная на практике - комфортная среда жизни для человека (технологии)👆. Итак, 6-5 вв до Н. Э. ВОСТОК (АЗИЯ) делает ставку на познание человеком самого себя, ЗАПАД (ЕВРОПА, АНТИЧНОСТЬ) делает ставку на облегчение жизни человека, думая, что так человек станет добрее, умиротвореннее в благодарность за этот комфорт🤔. 21 век, наши дни: время подводить итоги, какой путь (восточный или западный) оказался верным? 🤔 Чем за комфорт заплатила Европа? 🤔


— от крушения западной римской империи (5 век) или появления ислама (7 век) до падения Константинополя (1453 г.) или открытия Америки (1492 г.) или начало Реформации (1517 г.) или начала Английской буржуазной революции (1640г) и др.

Средневековое общество было иерархичным.

Для стран Европы (Англии, Франции, Германии и др) было характерно прохождение 4-х этапов развития:

2. сеньориальная монархия (11-12 вв)

3. сословно-представительная монархия (12-14 вв.)

4. абсолютная монархия (15-17 вв)

Основные признаки феодализма:

1. Феодальная собственность на землю

феод — земельный надел, передаваемый в собственность под условие несения воинской службы

2. Деление общества на сословия

сословие — группа людей, права которых закреплены в законе и передаются по наследству

3. Крепостное право

крепостное право — это форма экономической и внеэкономической зависимости крестьян.

Политический строй

сюзерен

Вассалы: светские и духовные феодалы

(князья, графы, архиепископы, епископы)

Вассалы: бароны, рыцари

Вассалы: горожане

Вассалы: крестьяне


Рыцарство как сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Первоначально рыцарем мог стать любой фермер, имеющий лошадь и амуницию, и только через несколько столетий рыцарство стало передаваться как титул по наследству.

Формирование сословно-представительной монархии

Одновременно с ростом королевской власти,помимо его мощного соперника — церкви, появляется еще одна сила, оспаривающая право первенства в государстве — феодалы.

Крупные феодалы лишь формально подчинялись королю, реально от сюзерена они не зависели (феодалы имели собственных вассалов, чеканили свои деньги, вели войну и осуществляли суд).

В Европе начинается феодальная раздробленность.

Светская и духовная знать укрепляют свои позиции в управлении государством.

С 10 по 13 вв по всей Западной Европе прокатилась волна признания независимости городов . Одновременно развивались и сельские движения за автономию.

Появляются представительные органы власти:

Англия — парламент (1265 г)

Франция — Генеральные штаты

Испания — кортесы

Они контролировали короля в финансовых вопросах, участвовали в обсуждении государственных дел.

Признаки абсолютной монархии

— это такая форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, который суверенен и является источником всякого права.

Основным инструментом власти выступает бюрократия и армия.

После того, как христианство в 313 году становится признанной религией, церковь перестает быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере.

Церковь превращается в политическую силу:

— она получила в дар земельные наделы;

— разрабатывает догматы (вероучения);

— появляются монастыри;

— в 8 веке образовалось Папское государство ( в 4-5 вв римские епископы присвоили себе право называться Римскими Папами)

— в 15 веке духовенство владело 1/3 всей обрабатываемой земли

— в 1054 г христианство распалось на два самостоятельных направлениях: православие (Византия) и католиков (Рим)

— в 1096 — 1270 гг церковь организовала крестовые походы — религиозные войны во имя освобождения гроба Господня в Иерусалиме.


Давным-давно во французской деревушке Клуа жил-был мальчик. В голодном 1212 году ему было лет десять-двенадцать, не больше. Звали его Стефан…

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины…


Церковь стала терять свой духовный авторитет.

Начинается раскол внутри католической церкви, а в 16 веке ей наносит мощный удар Реформация (борьба против порядков римской католической церкви) — Мартин Лютер.

С точки зрения законов аэродинамики шмель летать не способен, но он этого не знает и продолжает летать…

Нужно верить и знать, что все в этой жизни происходит ради твоего же блага и ты должен только одно: БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ И НЕСТИ СЧАСТЬЕ!

Instagram






"⚡Нам выпало интересное время:в материальном смысле наш мир. лучше, чем был когда-либо раньше, но это не мешает нам коллективно сходить с ума. По развитым европейским странам расползается. чувство беспомощности. Это ПАРАДОКС ПРОГРЕССА: чем лучше становится жизнь, тем больше тревоги и отчаяния мы ощущаем"⚡✍️- американский блогер и консультант по личностному развитию Марк Мэнсон, книга" Всё хреново. "✍️. Углубимся в пропедевтику✍️ (историю мысли человечества, зафиксированную в книгах) ✍️ ⚡ДРЕВНИЙ МИР⚡. ВОСТОЧНАЯ философия - интроверная (она с детства ориентирует человека на анализ своих поступков - погружение в себя✍️). Что на выходе?🤔 Философские практики по стрессоустойчивости💪, а продуктом восточной философии стали Религии разных направлений✍️ (буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, христианство в Палестине, ислам на аравийском полуострове и др) ✍️ ЗАПАДНАЯ же философия (АНТИЧНАЯ) - космоцентричная✍️, то есть, ориентированная на изучение устройства внешнего мира - родина рационального мышления👆 (формулы - наука-натурфилософия✍️). Какой продукт?🤔 Наука примененная на практике - комфортная среда жизни для человека (технологии)👆. Итак, 6-5 вв до Н. Э. ВОСТОК (АЗИЯ) делает ставку на познание человеком самого себя, ЗАПАД (ЕВРОПА, АНТИЧНОСТЬ) делает ставку на облегчение жизни человека, думая, что так человек станет добрее, умиротвореннее в благодарность за этот комфорт🤔. 21 век, наши дни: время подводить итоги, какой путь (восточный или западный) оказался верным? 🤔 Чем за комфорт заплатила Европа? 🤔

Читайте также: