Отношения россии и узбекистана после распада ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во-вторых, в среднеазиатских республиках возобладала националистическая пропаганда, сочетавшаяся с возрождением религиозных ценностей. При этом местных националистов религия интересовала скорее как политический инструмент.

В-третьих, социальная структура среднеазиатских обществ была такова, что в условиях отсутствия прежних механизмов управления и контроля республики стремительно архаизировались. На первое место вышли клановые и родоплеменные отношения, а русское и русскоязычное население в традиционную клановую и племенную систему не вписывалось.

Если вспомнить более давнюю историю, то антирусский национализм в Средней Азии всегда имел место быть. Он активно проявлялся в кризисные для российского государства периоды, когда центральная власть ослабляла свою хватку, а националисты и бандиты всех мастей сбрасывали маски и давали волю самым низменным инстинктам. Достаточно вспомнить о знаменитой волне антироссийских восстаний в 1916 году, связанных с отказом туземного населения от участия в обязательных работах и с перераспределением земли. Затем была Гражданская война, во время которой басмачи первым делом старались расправляться с русским населением. Лишь Сталину железной рукой удалось на некоторое время приостановить произвол, но после его смерти все постепенно вернулось на круги своя.

На самом деле, этнополитическая ситуация в среднеазиатских республиках стала обостряться еще во второй половине 1980-х годов – до распада Советского Союза. Именно в это время начался рост националистических настроений среди среднеазиатского населения, усугублявшийся тотальной коррупцией органов власти и полным бездействием правоохранительных органов. Переломный момент наступил, когда произошли первые крупные столкновения на межнациональной почве, повлекшие за собой значительные человеческие жертвы.

В мае 1989 г. в Фергане (Узбекская ССР) начались столкновения между узбеками и турками-месхетинцами, которые переросли в настоящие погромы и привели к вводу войск в Фергану. Эти события привели к переселению значительной части турок-месхетинцев из Ферганской области Узбекистана во внутренние районы РСФСР, в первую очередь – в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Такой опыт изгнания целого народа привел к ажиотажу среди националистов.

С конца 1980-х гг. в Узбекистане очень сильно ухудшилось отношение узбеков к русскому населению, причем это имело место даже в таких многонациональных городах как Ташкент, который за столетие превратился в наднациональный город всесоюзного значения, ставший домом для людей самых разных национальностей – от собственно узбеков и русских до евреев, корейцев, армян и т.д.

Ухудшение социально-экономического положения на фоне националистической пропаганды привело к росту преступности – как организованной, так и уличной. Первыми Узбекистан стали покидать евреи, у которых появилась возможность эмиграции в Израиль. Затем потянулись и русские. Естественно, что первыми уезжали те, у кого были ресурсы для того, чтобы покинуть республику. Речь идет не только о материальных, но и о социальных ресурсах – профессии, образовании, наличии родственников в России.

Очень многим русским людям в начале 1990-х гг. приходилось едва ли не бежать из республик Средней Азии, бросив свое имущество или, в лучшем случае, продав его за бесценок. Покупатели часто сами назначали цену за квартиру, подчеркивая, что в противном случае вообще отберут ее бесплатно. До сих пор отсутствует статистика по числу убитых, искалеченных, пропавших без вести, изнасилованных русских и русскоязычных людей в республиках Средней Азии.

Впрочем, если говорить об Узбекистане, то к середине 1990-х гг. президенту Исламу Каримову удалось несколько стабилизировать ситуацию. Но уже в 2000-е годы началась новая волна оттока русского населения. Дело в том, что при Исламе Каримове, которому недавно поставили памятник в Москве, Узбекистан перешел на латинский алфавит, без знания узбекского языка стало невозможно занимать не только государственные должности, но и работать в бюджетных организациях. В итоге за период, прошедший с 1991 г. по настоящее время, численность русского населения в Узбекистане сократилась более чем в четыре раза. Сейчас русские составляют лишь 2,5 % населения страны, причем среди русских большая часть – пенсионеры, которые остались доживать, и люди среднего возраста, которым также очень сложно перебраться в Россию.

Основная часть русских покинула Таджикистан еще в самом начале 1990-х годов, опасаясь за свою жизнь. Многим не повезло – они были убиты боевиками или преступниками. Даже прекращение гражданской войны не стало спасением для русского населения Таджикистана. Тем более, что и экономическое положение страны в 1990-е – 2000-е годы было просто ужасающим. Если даже этнические таджики отправлялись в Россию на заработки, бросая свои дома и семьи, что говорить о русских. За постсоветские десятилетия численность русского населения Таджикистана сократилась более чем в десять раз. Сейчас русских в республике лишь 1% от общей численности населения.

Между тем, снижение численности русских в среднеазиатских республиках оказало не позитивное, а резко отрицательное влияние на экономическое и социальное положение постсоветских государств. Во-первых, именно русские и русскоязычные составляли основной костяк квалифицированных специалистов – ученых, инженеров и техников, врачей, даже рабочих высокой квалификации. Представители титульных национальностей работали в партийных и государственных органах, в прокуратуре, милиции, преподавали гуманитарные специальности, а основная часть занималась либо низкоквалифицированным трудом на производстве, либо сельским хозяйством.

Во-вторых, националистический поворот в Средней Азии привел к резкому сокращению изучения русского языка в школах, отказу в ряде республик от кириллического алфавита, снижению общего качества образования. Но поскольку Узбекистан, Таджикистан, Киргизия так и не смогли создать развитые экономики и обеспечить значительную часть своего населения работой, их жители, особенно молодежь, потянулись на заработки в Российскую Федерацию. И здесь как раз и сказались незнание русского языка, низкий уровень образования. Не случайно даже представители обеспеченных слоев населения сейчас стремятся отдавать своих детей в немногочисленные русские школы – понимают, что это единственный способ дать им достойное образование в республике.

Сейчас в республиках Средней Азии пошел новый виток русофобии. Он связан с давлением со стороны Запада, стремящегося окружить Россию кольцом недружественных государств со всех сторон. Относительный порядок – и политический, и экономический – сейчас сохраняет лишь Казахстан. Его президент Нурсултан Назарбаев все 1990-е – 2010-е годы умело лавировал между Россией и Западом. В результате Казахстану удалось сохранить относительно развитую экономику и приемлемые условия жизни населения, что во многом является следствием и его многонационального состава населения. Но и из Казахстана продолжается исход русского населения. Процент русских за постсоветские десятилетия упал в два раза. Сейчас русские составляют лишь около 20% населения республики.

В октябре 2017 года президент Нурсултан Назарбаев принял решение о переходе Казахстана на латинский алфавит. Это решение – еще один нож в спину России, с которой Казахстан вроде как находится в союзных отношениях и является партнером по ОДКБ и ЕвразЭС. Хотя сам Назарбаев и его соратники уверяют, что переход на латиницу якобы осуществляется исключительно в целях удобства, так как латинский алфавит якобы лучше передает все многообразие казахского языка, всем понятно, что Астана пытается лишний раз подчеркнуть свою независимость от Москвы.

Главы России и Узбекистана провели телефонную беседу, в ходе которой обсудили не только геополитические проблемы, но также не обошли вниманием и внутрирегиональную повестку. Однако, как живет в Узбекистане этнически русское население?

Русская диаспора является одним из основных по величине этнических меньшинств, составляя 2,6% населения, что равно приблизительно 800 тысяч. Тем не менее, русское население Узбекистана последовательно сокращается. К слову, заметно это на все тех же цифрах. На момент распада СССР в Узбекистане проживало 1,9 млн русских. Возникает вопрос: а что с ними стало?


В Исторической России

В это же время русские поселенцы создавали свой параллельный мир, однако он просуществовал недолго. В 1916 году начались восстания различных народностей, в том числе и узбеков, против метрополии. Формальным поводом стала мобилизация на тыловые работы по обеспечению фронта в годы Первой мировой. Исследователи предполагают, что их ненависть вызревала уже давно. Само среднеазиатское восстание носило оттенок этнической неприязни и во многом обосновывалось религиозными расхождениями.

В СССР

Как и подобает центру, Москва начала в азиатских республиках строительство цивилизации. В результате чего в УзССР появилась одна из самых развитых промышленностей во всем Советском Союзе. Для этого в республику посылали большое число высококвалифицированных рабочих, инженеров и т.д. Благодаря этому численность славянского населения в Узбекистане сильно возросла.

В годы Великой Отечественной войны в Узбекистан в срочном порядке переносили крупные предприятия и перевозили внушительные массы людей. В это время конфликтов на национальной почве практически не возникало, а русский язык почти полностью вытеснил местный и стал языком межнационального общения.


Уничтожается память не только о советском периоде истории, но и о русских как нации вообще. В 2002 году в Фергане произошел беспрецедентный акт вандализма, в результате которого было уничтожено русское кладбище.

День сегодняшний

На данный момент ситуация с русскими в Узбекистане обстоит аналогично ситуации с русскими в Казахстане. Это значит, что дела идут крайне плохо, если не сказать хуже. Русские выдавливаются из всех сфер жизни.

- говорят русские жители Узбекистана.

В свое время можно было жить верой в то, что когда произойдет смена правительства, то у русских появится окно возможностей для встраивания в обновленную государственную систему. Однако действия Шавката Мирзиёева на посту президента Узбекистана могут сделать ситуацию еще хуже. Узбекистан держит уверенный курс на Запад, что в сочетании с оголтелой русофобией может дать крайне плачевные результаты, как в плане политическом, так и на банально бытовом уровне.

Можно ли в такой ситуации быть пессимистом? Нужно.

Прежде всего, на государственном уровне зафиксировать проблему русских в СНГ и планомерно защищать интересы русских людей.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года.

15 мая 1992 г. в Ташкенте подписан Договор о коллективной безопасности.

30 мая 1992 года в Москве был подписан Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Он заложил правовую основу двусторонних отношений.

Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.





Limonad optom, vkusni peroski



На площади Дружбы Народов мне показывают памятник кузнецу Шоахмаду Шамахмудову: во время Великой Отечественной он взял в семью 15 (!) эвакуированных детей-сирот – русских, евреев, молдаван, украинцев, белорусов. В 2008 скульптуры демонтировали: вернули на место лишь спустя 10 лет.


Я прохожу сквозь мемориал Парк Победы, открытый в Ташкенте в прошлом году, — звучат песни военных лет, воздвигнуты монументы советским воинам, воссозданы сцены битв с танками и самолётами. Согласитесь, это знаковая вещь: особенно на фоне, пока в других республиках экс-СССР беззастенчиво рушат памятники воинской славы.



Читайте также: