Сайфулла кади башларов биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Р аспространение Ислама на территории Дагестана началось еще в VII веке, во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. На протяжении столетий Дагестан был важной частью великой мусульманской цивилизации и всегда отличался высоким уровнем образования, науки и культуры. Отсюда Ислам распространялся и на другие территории России.

Каждый, вступивший на путь суфизма, должен быть убежден в том, что ему необходим истинный живой наставник, который знает все тонкости в этом важном деле. Под руководство такого шейха он должен стремиться. Без такого воспитателя крайне трудно достичь состояния искренности (ихсана) в поклонении. Всевышний Аллах даже для пророков, включая и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) предусмотрел наставников. Так наставником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был архангел Джибрил (мир ему), чтобы это было примером для нас.

Религия учит человека, все время помнить о Всевышнем Аллахе. И путь, который приводит к этому, есть суфийский путь.

Тарикат — это суть и основа Ислама, это особый путь, которого придерживается стремящийся к познанию Аллаха.

Фактически на суфизме основывается само возникновение и начало Ислама.

Чтобы получить правильное представление о суфизме, следует ознакомиться с истинной суфийской литературой, ведь она ничто иное, как комментарии, которые служат для правильного понимания того, чему учит Коран и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых изложен истинный путь поклонения Всевышнему.

Для получения более полного представления о тасаввуфе следует обратиться к трудам таких шейхов, как Мухаммад аль-Яраги, Шуайб-афанди аль-Багини, Сайфулла-кади, Хасан-афанди аль-Хильми, Саид-афанди аль-Чиркави и других, в которых аккумулировались все знания суфизма, особенно о тарикате Накшбандийя, Шазилийя и Кадирийя.

Данное сочинение представляет собой практическое руководство для врача и посвящено описанию методов лечения различных болезней человека и животных. В книге приведены наименования лекарственных средств и инструкции для лечения этими препаратами, а также технология их приготовления. В ней даются рецепты на немецком, арабском, русском и некоторых дагестанских языках.

Сайфулла Кади и Хасан аль-Хильми посвятил себя служению религии, защите и сохранению ее ценностей. и завершили свой жизненный путь религиозным и гражданским подвигом.

Они сыграли исключительно важную роль в духовной и общественно-политической жизни российского и особенно дагестанского народа. К сожалению, имена этих выдающихся духовных деятелей и миротворцев мало известны широкой массе общественности и их творческое наследие не изучено полностью. В памяти народа они остались замечательными учеными, поборниками братства всей мусульманской общины (уммы) и социальной справедливости

Да одарит нас Всевышний Аллах их благодатью. Аминь!

Сайфуллаh Къади (къ.с.)

Краткая биография Сайфуллы-кади Башларова

(Из арабской рукописи неизвестного автора и рассказа его внука Сайфулы Башларова)

Сайфулла-кади Башларов — сын Хусейна, сына Хаджи Мусы, сына Муджахида из селения Ницавкра, являлся потомком Хусейна — внука Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Родился он приблизительно в 1850 году (1267 год по хиджре) и покинул бренный мир в 1919 году (1338) в Темир-Хан Шуре (ныне Буйнакск), похоронен в селении Верхнее Казанище. Да возвысит Аллах его степень и осветит Своим светом (нуром) его могилу. Аминь!

Он был крупным ученым, истинным шейхом Накшбандийского, Шазалийского и Кадирийского тарикатов (суфийских путей), достигшим степени духовного совершенства, познавшим Всевышнего Аллаха, истинным кутбу (старшим среди наставников своего времени), обладателем явных и сокровенных знаний. Сайфулла-кади был обладателем божественных знаний (‘ильм раббани) и обновителем (муджаддидом) религии.

Отец Сайфуллы-кади Хусейн и пять братьев отца — Газа, Абдуллах, Исалав, Алихаджи и Убайд, успешно завершили учебу в медресе, и стали хорошими алимами. Вместе с этим Хусейн владел ювелирном мастерством. Его брат Газа был главой сотников селения Ницавкра со стороны русских. А его дядя Абдуллах стал искусным врачом, и ушел с семьей к имаму Шамилю, работал у него и оставался рядом с ним до конца жизни. А остальные братья: Исалав, Алихаджи и Убайд — были ювелирами и оружейниками. Его мать Бахтун была праведной женщиной и кроме своего родного кази-кумухского языка знала аварский и понимала арабский языки. Она также происходила из одного видного тухумов селения Ницавкр.. Сайфулла с детства был религиозным, способным мальчиком, и поэтому его еще в детстве прозвали Кади (судья), а в последующем он стал известен как Сайфулла-кади. В детские годы он обучался в домашних условиях. Окончил ницавкринский примечетский мактаб (среднее духовное учебное заведение). Знал два языка — лакский и аварский.

В 1861 году (по другим данным в 1859 году) он поехал вместе с отцом в Астрахань. Там поступил на учебу в татарское исламское медресе и через три года завершил учебу. После этого он окончил русскую 5-летнюю школу. Через друга отца он ознакомился с народной медициной и освоил некоторые методы лечения травами. Обретению этих знаний ему помогло воспитание, которое он получил дома и в медресе. В 1867 году Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан и продолжил учебу в Арчибском медресе, где его учителем стал шейх Мамма-Дибир Арчибский. В это время завязалась дружба между Сайфуллой-кади и Шуайбом-афанди из селения Багини. В годы учебы в указанном селении он выучил местный диалект (арчибский) аварского языка, а также азербайджанский язык.

В 1869 году Сайфулла-кади отправился к известному в Дагестане ученому-богослову Хасану из селения Кудали (Хасан Кудалинский Младший). Там он усовершенствовал свои религиозные знания при Кудалинском медресе. В это время он познакомился с Хасаном Кахибским, и они стали друзьями.

В Кудали он изучал не только языки, но и философию, математику и этику. В то время Сайфулла-кади знал около 10 языков, в том числе — арабский, аварский, лакский, персидский, турецкий, русский, кумыкский, татарский, казахский, башкирский. Это и создало для него удобства в получении знаний по всем отраслям наук, основанных на традициях и постигаемых умозрительным путем. С детства он проявлял интерес и способности к медицине. Помощницей в этом была его мать, которая владела приемами лечения с помощью трав. Позднее, будучи уже преподавателем в медресе Кудали, он одновременно изучал медицину и географию. Это был очень целеустремленный человек.

В 1871 году Сайфулла-кади поехал в Согратль. В 1875 году, после завершения учебы, по приглашению шейха Ильяса Хаджи Цудахарского в течение 4-х месяцев он работал лекарем и костоправом в селении Цудахар. К этому времени он научился сносно говорить на даргинском языке. Но через четыре месяца он вернулся на свою родину и ему порекомендовали работать писарем в частях русской армии, дислоцированных в то время в Кази-Кумухе. В эти годы он также встретился с Али-Хаджи Акушинским.

Как известно, в 1877 году в Дагестане происходило восстание. Сайфулла-кади не был сторонником восставших и был недоволен этой акцией, хотя стал и невольным его участником. По ложному подозрению в организации этого восстания его отправили в ссылку в Саратовскую Губернию. Некоторые его друзья из Астрахани добились для Сайфуллы-кади права вольного хождения и разрешения работать. Там он познакомился с немецкими врачами и стал работать в Саратовском медицинском центре немецких врачей, одновременно окончил медицинское учебное заведение, где готовили младший медперсонал. В 1886 году медицинский центр немецких врачей вручил ему удостоверение, подтверждающее его профессиональную врачебную подготовленность и предоставлявшее ему право работать в качестве врача.

Сайфулла-кади несколько раз побывал в Германии, создавал медицинские труды на немецком и арабском языках. В это время он одновременно работал над совершенствованием суфийских знаний.

Сайфулла-кади Башларов - сын Хусейна, сына Хаджи Мусы, сына Муджахида из селения Ницавкра, являлся потомком Хусейна - внука Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Родился он приблизительно в 1850 году (1267 год по хиджре) и покинул бренный мир в 1919 году (1338) в Темир-Хан Шуре (ныне Буйнакск), похоронен в селении Верхнее Казанище. Да возвысит Аллах его степень и осветит Своим светом (нуром) его могилу. Аминь!

Bashlarov Sajfulla Kadi

Он был крупным ученым, истинным шейхом Накшбандийского, Шазалийского и Кадирийского тарикатов (суфийских путей), достигшим степени духовного совершенства, познавшим Всевышнего Аллаха, истинным кутбу (старшим среди наставников своего времени), обладателем явных и сокровенных знаний. Сайфулла-кади был обладателем божественных знаний ('ильм раббани) и обновителем (муджаддидом) религии.

Отец Сайфуллы-кади Хусейн и пять братьев отца - Газа, Абдуллах, Исалав, Алихаджи и Убайд, успешно завершили учебу в медресе, и стали хорошими алимами. Вместе с этим Хусейн владел ювелирном мастерством. Его брат Газа был главой сотников селения Ницавкра со стороны русских. А его дядя Абдуллах стал искусным врачом, и ушел с семьей к имаму Шамилю, работал у него и оставался рядом с ним до конца жизни. А остальные братья: Исалав, Алихаджи и Убайд - были ювелирами и оружейниками. Его мать Бахтун была праведной женщиной и кроме своего родного кази-кумухского языка знала аварский и понимала арабский языки. Она также происходила из одного видного тухумов селения Ницавкр.. Сайфулла с детства был религиозным, способным мальчиком, и поэтому его еще в детстве прозвали Кади (судья), а в последующем он стал известен как Сайфулла-кади. В детские годы он обучался в домашних условиях. Окончил ницавкринский примечетский мактаб (среднее духовное учебное заведение). Знал два языка — лакский и аварский.

В 1861 году (по другим данным в 1859 году) он поехал вместе с отцом в Астрахань. Там поступил на учебу в татарское исламское медресе и через три года завершил учебу. После этого он окончил русскую 5-летнюю школу. Через друга отца он ознакомился с народной медициной и освоил некоторые методы лечения травами. Обретению этих знаний ему помогло воспитание, которое он получил дома и в медресе. В 1867 году Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан и продолжил учебу в Арчибском медресе, где его учителем стал шейх Мамма-Дибир Арчибский. В это время завязалась дружба между Сайфуллой-кади и Шуайбом-афанди из селения Багини. В годы учебы в указанном селении он выучил местный диалект (арчибский) аварского языка, а также азербайджанский язык.

В 1869 году Сайфулла-кади отправился к известному в Дагестане ученому-богослову Хасану из селения Кудали (Хасан Кудалинский Младший). Там он усовершенствовал свои религиозные знания при Кудалинском медресе. В это время он познакомился с Хасаном Кахибским, и они стали друзьями.

В Кудали он изучал не только языки, но и философию, математику и этику. В то время Сайфулла-кади знал около 10 языков, в том числе - арабский, аварский, лакский, персидский, турецкий, русский, кумыкский, татарский, казахский, башкирский. Это и создало для него удобства в получении знаний по всем отраслям наук, основанных на традициях и постигаемых умозрительным путем. С детства он проявлял интерес и способности к медицине. Помощницей в этом была его мать, которая владела приемами лечения с помощью трав. Позднее, будучи уже преподавателем в медресе Кудали, он одновременно изучал медицину и географию. Это был очень целеустремленный человек.

В 1871 году Сайфулла-кади поехал в Согратль. В 1875 году, после завершения учебы, по приглашению шейха Ильяса Хаджи Цудахарского в течение 4-х месяцев он работал лекарем и костоправом в селении Цудахар. К этому времени он научился сносно говорить на даргинском языке. Но через четыре месяца он вернулся на свою родину и ему порекомендовали работать писарем в частях русской армии, дислоцированных в то время в Кази-Кумухе. В эти годы он также встретился с Али-Хаджи Акушинским.

Как известно, в 1877 году в Дагестане происходило восстание. Сайфулла-кади не был сторонником восставших и был недоволен этой акцией, хотя стал и невольным его участником. По ложному подозрению в организации этого восстания его отправили в ссылку в Саратовскую Губернию. Некоторые его друзья из Астрахани добились для Сайфуллы-кади права вольного хождения и разрешения работать. Там он познакомился с немецкими врачами и стал работать в Саратовском медицинском центре немецких врачей, одновременно окончил медицинское учебное заведение, где готовили младший медперсонал. В 1886 году медицинский центр немецких врачей вручил ему удостоверение, подтверждающее его профессиональную врачебную подготовленность и предоставлявшее ему право работать в качестве врача.

Сайфулла-кади несколько раз побывал в Германии, создавал медицинские труды на немецком и арабском языках. В это время он одновременно работал над совершенствованием суфийских знаний.

В 1894 году Сайфулла-кади вернулся в город Астрахань и начал работать невропатологом, занимался самообразованием по восточной философии, суфизму и мусульманской юриспруденции, продолжал писать труды по исламской религии и медицине. Помогал Астраханскому духовенству и мусульманским учебным заведениям. По неуточненным данным, он работал там в течение 4-х лет.

В 1903 году отдел по медицине Николаевского правительства дал ему диплом по медицине, который разрешал ему работать в любой точке России.

В 1908 году он вернулся в Дагестан в с. Костек и занимался совершенствованием суфийских учений у суфийского шейха, достигшего степени совершенства, Хасбулата Костекского. Спустя несколько месяцев по рекомендации Хасбулата Костекского, в поисках духовного наставника уехал к шейху Мухаммаду Закиру аль-Чистави. А после его смерти долго искал себе шейха, но не находил. Потом равхани (дух) Мухаммада Закира повелел ему поехать к Зайнулле Расулеву в г. Троицк Челябинской губернии. В мае, в присутствии приглашенных гостей и при стечении многочисленных мюридов шейх Зайнулла Шариф Расулев объявил Сайфуллу-кади шейхом, возвел его в ранг муршида (духовного наставника).

В 1909 году Сайфулла-кади вернулся в Астрахань. С этого года Сайфулла-кади полностью посвятил себя религиозной деятельности.

В 1909 году спустя четыре месяца почти одновременно получил приглашение работать в качестве Муфтия из Средней Азии и Дагестана. По словам самого Сайфуллы Кади, он предпочел родину и в сентябре 1909 года приехал в Дагестан, в Темир-Хан Шуру.

Сайфулла-кади Башларов — крупный ученый, общественный, политический и религиозный деятель Дагестана и России второй половины XIX и начала XX века. Он — муршид тарикатов Накшбандийя, Шазалийя, Кадирийя, Шейх мусульман Сибири, Уйгурии, Туркестана, Башкирии, Татарии, Дагестана и Северного Кавказа. Сайфулла-кади был муфтием Дагестана и Северного Кавказа с 1909 по 1919 годы. Он также является одним из основателей и учредителей Союза (лиги) мусульман (1905 г.) и его сопредседателем. Сайфулла-кади — активный участник восстаний в Дагестане в 1877 году, за что и был отправлен в ссылку в Саратовскую губернию. В 1913 году Сайфулла-кади возглавил антиписарское восстание в Дагестане, и благодаря его усилиям, кровопролитие было предотвращено. Впрочем, он все равно был сослан, на этот раз, в Казанскую губернию. После начала первой мировой войны в 1914 году Сайфулла-кади был реабилитирован и вернулся в Дагестан, где и продолжал работать муфтием.

В период смут и революции 1917 года, будучи муфтием Дагестана и Северного Кавказа, Сайфулла-кади одновременно работал заведующим кабинетом духовных дел Военно-революционного правительства Дагестана, членами которого были шесть человек: Махач Дахадаев, Сайфулла-кади, Д. Коркмасов, У. Буйнакский, Сайд Габиев и А. Тахо-Годи. В годы революции и гражданской войны Сайфулла-кади все свои силы направил на решение проблем и спорных вопросов в Дагестане мирным путем, всеми силами предотвращая кровопролитие. Не раз в этом ему сопутствовал успех. В то время видные политические и религиозные деятели Дагестана при решении сложных, серьезных вопросов, как правило, обращались к Сайфулле-кади, считались с его мнением и советовались с ним. Сайфулла-кади имел огромное влияние на духовенство и народ не только в Дагестане, но и за его пределами. Он пользовался большим авторитетом и уважением. Сайфулла-кади был крупным ученым, известным лекарем и врачом. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся труды и книги, написанные Сайфуллой-кади по тарикату и медицине на арабском и немецком языках. Он хорошо владел семнадцатью языками, и на 5-6 языках свободно мог изложить свои мысли. В этом можно убедиться, ознакомившись с биографией Сайфуллы-кади, его жизнью и деятельностью. Сайфулла-кади Гусейнович Башларов родился в мае 1856 года в селении Ницовкра Лакского округа (района) Дагестана, в семье алима-арабиста Гусейна, который был также прекрасным ювелиром-оружейником.

Фамилия Башларов произошла от тюркского слова "юзбаш". Должность "юзбаш" можно сравнить с современной должностью главы администрации села. Юзбаш в селении Ницовкра всегда избирался из рода Сайфулла-кади. Поэтому односельчане называли их "Башилавкул". Дядя Сайфулла-кади Газа всю жизнь был юзбаши селения Ницовкра, дядя Абдулла стал известным лекарем, а остальные стали ювелирами-оружейниками. В роду Башларовых было много ученых-арабистов, лекарей, ювелиров. Например, отец Сайфулла-кади Гусейн считался одним из лучших ювелиров-оружейников села. Он был грамотным и образованным человеком. После окончания школы при мечети в родном селении Ницовкра он продолжил учебу в Согратлинском медресе. В то время Согратлинское медресе, где учился и Сайфулла-кади, славилось как крупное и престижное учебное заведение не только в Дагестане, но и за его пределами, куда приезжали учиться мутаалимы (ученики) со всей страны. Великий Шейх Мухаммад-эфенди Ярагский тоже учился в Согратлинском медресе. Закончили его и пятеро братьев Гусейна Башларова: Абдулла, Газа, Исалав, Алихаджи и Ибайду. В период борьбы горцев под руководством Имама Шамиля Абдулла стал мухаджиром и ушел с женой и дочерью к Шамилю. Шамиль принял Абдуллу с радушием и большим уважением. Следует отметить, что Абдулла был знаком с Шамилем задолго до этого. Почти до конца войны он был лекарем в войске Шамиля и пользовался большим уважением и известностью. Вместе с отцом Сайфулла-кади и его братьями в Согратлинском медресе учились такие мутаалимы, которые впоследствии стали выдающимися религиозными и политическими деятелями Дагестана и всего мусульманского мира.

Среди них Абдуррахман-хаджи Сугури, Кудияв Гасан Кудалинский, великий Шейх Джамалуддин Казикумухский, Шейх Кун-Омахан хаджи из рода Качаевых (философ и поэт), Махмуд-кади из рода Рашкуевых, Зайди Курклинский, Дибир-Магомед из Убра, потомок знаменитого лекаря, Шейха Магомеда Убринского, который, в свое время, также окончил Согратлинское медресе, Гусейн-Кади Уручлинский, у которого два с половиной года учился, изучая Шариат и арабский язык, выдающийся политический и религиозный деятель Дагестана Алихаджи Акушинский, Кун-Шуай из Ницовкра, потомок Ибрагима-хаджи Ницовкринского из рода Шуаевых, который также, в свое время, окончил Согратлинское медресе. Кстати, знаменитый Шейх Ибрагим-хаджи Ницовкринский семь раз пешком совершил Хадж, 20 лет жил в Мекке и восемь с половиной лет работал имамом большой Мекканской мечети и похоронен там же на Мекканском кладбище. Таково было окружение отца Сайфуллы-кади Гусейна и его братьев.

Сайфулла-кади Башларов (1850–1919) и идея Духовного управления мусульман Северного Кавказа 20.05.2020

Иллюстрация

Сайфулла-кади Башларов известен также как выдающийся шейх. Он родился в 1850 г. в с. Ницовкра (ныне Лакский район) в семье оружейника Гусейна. В 1858 г. он переехал к своему отцу в Астрахань, где тот работал оружейником. В Астрахани он закончил трехгодичное медресе. Затем здесь же в течение пяти лет, до 1866 г., он учился в русской школе. В годы учебы в Астрахани он познакомился с татарами, обучавшимися с ним в мадраса и в русской школе, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на его деятельность. В 1866 г. он вернулся в Дагестан, где совершенствовал свое образование под руководством Хасана ал-Кудали. В селении Кудали (ныне Гунибский район) он познакомился с будущим своим преемником Хасаном Хильми ал-Кахи (Кахибским), с которым в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. С 1871 по 1875 гг. он обучался у шайха Абдурахмана ас-Сугури, куда направил его отец. По словам внука Башларова, Абдурахман ас-Сугури хотел открыть в с. Ницовкра мадраса, где наряду с религиозными дисциплинами преподавались бы и светские. Это он мотивировал тем, что многие дагестанцы, получив духовное образование, не всегда могли найти работу по специальности и им приходилось в поисках заработка осваивать другие профессии. Поэтому Абдурахман ас-Сугури считал необходимым, чтобы помимо ученых-богословов в этом мадраса готовили специалистов светских профессий — врачей, ювелиров, оружейников и т. д. Открытие этого медресе должно было начаться в 1877 г., однако этому помешало восстание.

Так Сайфулла-кади по благословлению накшбандийского шейха Хас-Булата аль-Кустаки стал мюридом Мухаммад-Закира Камалова аль-Чистави (ум. 1893), имама и мударриса в татарстанском Чистополе. После смерти Мухаммад-Закира Сайфулла-кади встал под наставничество шейха накшбандийа-халидийа Зайнуллы Расули из Троицка (см. статью), которого называли духовным и последним королем татар. В августе 1907 года Зайнулла-ишан также возвел его в ранг мюршида (наставника). Оба этих шейха принадлежали к накшбандийа-халидийа.

Внук Сайфуллы-кади рассказывал, что в Чистополе его дед встречался с великим татарским улемом Шигабетдином Марджани и будущим муфтием Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) в шейхом Галимджаном Баруди, который ранее также был мюридом Зайнуллы Расули.

В 1914 г. Сайфулла-кади возглавил антиписарское восстание в Дагестане, за что был сослан в Казанскую губернию. В 1915 г. он возвращается в Дагестан, где продолжал работать кадием. После революции 1917 г. Сайфулла-кади вошел в состав Дагестанского временного областного комитета. После установления советской власти в Дагестане в 1918 г. его назначили заведующим Отделом духовно-шариатских дел Дагестанского военно-революционного комитета. В то время он пользовался огромным авторитетом в Дагестане. Видные политические и религиозные деятели Дагестана при решении сложных политических и религиозных вопросов обращались к Сайфулле-кади.

Смерть застала его в начале Гражданской войны на Северном Кавказе. Он скончался летом 1919 г. и был похоронен в селении Верхнее Казанище (ныне Буйнакский район), где провел последние годы своей жизни. Возле его могилы построили зийарат, который до сих пор посещают многочисленные мюриды шазилийского тариката. Кроме его могилы, на этом кладбище есть зийараты других шайхов дагестанской ветви Шазилийа — Мухаммада ‘Арифа

В Дагестане у Сайфуллы-кади появилось немало учеников. Его главными преемником стал Хасан Хилми (ум. 1937) из селения Кахиб (ныне Шамильский район), который ранее был возведен в ранг муршида, ‘Абд-ар-Рахманом-афанди из селения Ассаб (ум. 1907) и Шу‘айбом-афанди из селения Багинуб (ум. Хасану Хилми (Кахибскому) Сайфулла-кади передал иджазу сразу трех тарикатов — накшбандийского, шазилийского и кадирийского. В дальнейшем силсила, объединяющая представителей этих трех братств, шла в Дагестане через аварских шайхов — преемников Хасана Кахибского Мухаммада из селения ‘Ассаб (ум. 1942), Хумайда-афанди из селения Андых (ум. 1952), Мухаммада Хусайна из селения Уриб (ум. 1967), сына Хасана Кахибского Мухаммада ‘Арифа (ум. 1977), Мухаммада Са‘аду-хаджжи из селения Батлух (ум. 1995), ‘Абд ал-Хамида-афанди из селения Верхнее Инхо (ум. 1977), Хамзата-афанди из селения Тлох (ум. 1977), Мухаммада-афанди из селения Хучада (ум. 1987), Бадр ад-дина-афанди из селения Ботлих. Учеником предпоследнего был Са‘ид-афанди Чиркеевский. Он в свою очередь передал передал иджазу только шазилийского тариката своим муридам Арслан-‘Али-афанди (род. 1954) из селения Параул Карабудахкентского района, Абд ал-Вахиду-афанди из с. Какамахи Левашинского района и Мулла Мухаммаду из Закатальского района Азербайджана. Таким образом, начиная с шайха Сайфуллы-кади и до настоящего времени линия Накшбандийа-махмудийа выступает как объединенная ветвь тарикатов Накшбандийа — Шазилийа.

Сайфулла-кади остается одним из наиболее почитаемых шейхов среди мюридов наиболее многочисленной линии тариката в Дагестане. В гг. его именем были названы Исламский университет в городе Буйнакске и Исламский институт в селении Комсомольское Кизилюртовского района Дагестана.

Читайте также: