Ремонт трансмиссии тракторов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Установите вал 1 ( см. рис. 207 ) в приспособление поверхностью со шпоночным пазом вверх. Нагрейте роликоподшипник 2 (внутреннее кольцо) и установите на вал до упора в бурт. Переверните вал Установите на вал кольцо 3. Запрессуйте направляющий штифт 20 до упора в глухое отверстие впадины шлицев для удобства и правильности совмещения пазов со снятым шлицем в муфтах и втулках с каналом подвода смазки в хомуте.

Установите на вал втулку 24, шестерню 4 заднего хода, муфту 5, муфту 23, втулку 6, шестерню 7 нормального диапазона, муфту 22, муфту 8, втулку 21, шестерню 9 ускоренной передачи, втулку 10.

Установите хомут 12 подвода смазки с пружиной 11 на вал 1 лыской в сторону нижнего вала (для машин первого выпуска). Установите шестерню 13 привода масляного насоса, втулку 14 и втулку 19. Сдвиньте до упора шестерни и втулки и установите пакет регулировочных прокладок 18 так, чтобы обеспечить зазор А = 0,05. 0,3 мм между втулкой 19 и роликоподшипником 15. Прокладки толщиной 2,0 мм установите с двух сторон пакета. Нагрейте роликоподшипник 15 и установите на вал. Наденьте стопорную шайбу 17., Собранный вал затяните гайкой 16. Момент затяжки гайки 450. 550 Н• м (45. 55 кгс м). Отогните шайбу 17 на грань гайки. У собранного вала шестерни должны свободно вращаться на втулках, муфты должны перемещаться без заеданий.

Сборка первого промежуточного вала

Установите вал 16 ( см. рис. 208 ) в приспособление цилиндрической поверхностью большого диаметра вверх, нагрейте роликоподшипник 1 и установите его на вал. Переверните вал и установите на него детали: втулку 15, шестерни 2, 3, 4, кольцо 14.

Установите стопорное кольцо 5 в выточку шестерни 7 и установите подшипник 13. Наденьте шестерню с подшипником на вал. Запрессуйте подшипник до упора в кольцо 14. Установите проставку 6, напрессуйте второй подшипник 13 и установите стопорное кольцо 8. Наденьте кольцо 12. Нагрейте роликоподшипник 9 и установите на вал. Установите стопорную шайбу 10, заверните гайку 11 обработанным торцом к шайбе и застопорите ее. Момент затяжки гайки 450. 550 Н-м (45. 55 кгс-м).

Сборка второго промежуточного вала

Установите вал 1 ( см. рис. 209 ) в приспособление концом с резьбой вниз, нагрейте роликоподшипник 9 и установите на вал. Наденьте стопорное кольцо 10. Переверните вал и установите на него: шестерню 8, втулку 11, шестерню 7, шестерню 6, втулку 5, шестерню 4, шестерню 3.

Сдвиньте до упора шестерни и втулки, установите пакет регулировочных прокладок 12, обеспечив зазор А = 0,05. 0,3 мм между торцом шестерни 3 и торцом внутреннего кольца роликоподшипника 2. Прокладки толщиной 2,0 мм установите с двух сторон пакета. Нагрейте подшипник 2 и установите на вал.

Сборка нижнего вала

Установите вал 1 вертикально в приспособление конической шестерней вниз. Установите на вал внутреннее кольцо роликоподшипника 15 до упора в бурт и втулку 14. Запрессуйте направляющие штифты 18 ( см. рис. 210 ) и 20 до упора в глухие отверстия впадины шлицев нижнего вала. Штифты устанавливаются для удобства и правильности совмещения пазов со снятым шлицом в муфтах и втулках с отверстиями подвода смазки в нижнем валу. Установите на вал втулку 16, шестерню 13 второй передачи, муфту 12, муфту 17, втулку 11, шестерню 10 первой передачи, проставку 9, втулку 8, шестерню 7 третьей передачи, муфту 5, муфту 6, втулку 4, шестерню 19 четвертой передачи, кольцо 21 и втулку 3.

Установите пакет регулировочных прокладок 22 так, чтобы обеспечить зазор А = 0,05. 0,3 мм между торцами втулки 3 и кольца роликоподшипника 2.

Прокладки толщиной 2,0 мм ставьте с двух Сторон пакета. Нагрейте роликоподшипник 2 и установите на вал.

У собранного вала шестерни должны свободно вращаться на втулках, а муфты свободно переключаться. Нижний вал устанавливайте комплектно с проверенной по зацеплению зубьев конической шестерней главной передачи. Раскомплектовка этой конической пары не допускается. Номер большой конической шестерни выбит на корпусе коробки передач.

Сборка валов с передней крышкой

Установите верхний вал 4 ( см. рис. 206 ) коробки передач в приспособление так, чтобы расстояние от торца зубьев шестерни 7 ( см. рис. 207 ) до плоскости А приспособления (передней крышки) было (126±0,06) мм. Размер (126±0,06) мм установите с помощью шаблона.. Указанный размер обеспечивает в собранной коробке передач расстояние А=(126±0,5) мм ( см. рис. 205 ) от торца шестерни 7 ( см. рис. 207 ) до внутреннего торца передней крышки.

Установите первый промежуточный вал 2 ( см. рис. 206 ) в приспособление так, чтобы выступание торцов зубьев шестерни 7 ( см. рис. 207 ) верхнего вала по отношению к торцам зубьев шестерни 2 ( см. рис. 218 ) первого промежуточного вала было (2±0,5) мм. Устанавливайте валы в приспособление на указанные размеры вращением рукояток 8 ( см. рис. 206 ).

Установите второй промежуточный вал 5 в приспособление так, чтобы зазор между торцами шестерни 2 ( см. рис. 208 ) первого промежуточного вала и шестерни 6 ( см. рис. 209 ) второго промежуточного вала был в пределах (4±0,5) мм. Установите нижний вал 6 ( см. рис. 206 ) в приспособление.

Застропите и установите переднюю крышку 3 коробки передач на штифты 1 и плоскость приспособления. Прижмите крышку прижимами 7.

Установите, предварительно, пакет Е ( см. рис. 205 ) разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса 10 подшипников верхнего вала. Диаметрально расположенные разрезные прокладки должны быть одинаковой толщины.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 10 подшипников и установите корпус в крышку коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо роликоподшипника до упора в бурт корпуса.

Установите крышку 16 и закрепите ее вместе с корпусом подшипников болтами с пружинными шайбами. Нагрейте фланец 13 до температуры 523. 543 К (250. 270 °С) и напрессуйте на вал. Наверните гайку 11 с левой резьбой на вал до упора во фланец 13, вверните два стопорных болта с пружинными шайбами. Проверьте, нет ли задевания маслосгонной резьбы за крышку подшипников, проворачивая верхний вал.

Проверьте размер А = (126±0,5) мм, при необходимости поставьте или уберите регулировочные прокладки Е под фланец корпуса подшипников для обеспечения указанного размера. Установите пакет М разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса 9 подшипников.

Установите пакет К разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса 6 подшипников.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 6 подшипников и установите корпус в крышку коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо. роликоподшипника в корпус 6 до упора в бурт корпуса номером на кольце вверх. Нагрейте шарикоподшипник в масляной ванне и напрессуйте на вал 29 до упора в роликоподшипник номером на кольце вверх.

Проверьте размеры (4±0,5) мм и, при необходимости, добавьте или убавьте количество прокладок в пакете К.

В коробках передач на тракторах последнего выпуска пакеты разрезных регулировочных прокладок Е, М и К не применяются. Размеры между торцами шестерен валов обеспечиваются конструктивно.

Установите пакет Т разрезных регулировочных прокладок на фланец корпуса подшипников нижнего вала 31.

Наденьте кольцо 33, уплотнительное резиновое кольцо 32 на корпус 4 и установите его в крышку 3 коробки передач. Запрессуйте наружное кольцо роликоподшипника до упора в бурт корпуса подшипников. Нагрейте шарикоподшипник в масляной ванне и напрессуйте на вал до упора в роликоподшипник номером на кольце вверх. Установите шайбу внутренним усиком в шпоночный паз, наверните гайку 5 обработанным торцом к шайбе и отогните концы шайбы на грань гайки. Вращение валов должно быть свободным, без заеданий. Толщина пакета 7 прокладок окончательно устанавливается при регулировании размера С= (83,9±0,1) мм ( см. рис. 205 ).

Сборка корпуса коробки передач

Установите корпус 1 коробки передач на подставку или на деревянный настил. Смажьте посадочные места под роликоподшипники в корпусе коробки трансмиссионным маслом. Установите наружные кольца роликоподшипников 22, 24 , 28, 30 в отверстия корпуса, расположив гнезда под стопоры против отверстий в корпусе. Установите стопор 20 в отверстие корпуса коробки передач так, чтобы он вошел в гнездо подшипника 22.

При установке стопора не прилагайте больших усилий, чтобы не деформировать стопором наружное кольцо роликоподшипника.

Запрессуйте заглушку 19 в отверстие до упора в гнездо корпуса. Упор заглушки в стопор не допускается. Запрессуйте аналогично стопоры подшипников остальных валов. Наденьте уплотнительное кольцо 23 на крышку 25 и установите ее в корпус коробки передач. Установите кольцо 27 в канавку корпуса. Запрессуйте в корпус 1 ( см. рис. 203 ) штифты 2 и 4.

Сборка передней крышки с корпусом коробки передач

Установите корпус коробки передач на приспособление ( см. рис. 202 ) привалочной плоскостью вниз и закрепите.

Закрепите крышку 3 на корпусе болтами с шайбами. Проверьте вручную вращение валов. Вращение валов должно быть свободным, без заеданий. Проверьте, есть ли зазоры в зацеплениях шестерен. Зацепление зубьев любой пары шестерен без зазора не допускается. Поверните КП в приспособлении и выставьте нижний вал 31 на размер С= (83,9±0,1) мм между торцом вала и плоскостью корпуса коробки передач с помощью разрезных прокладок Т, устанавливаемых под фланец корпуса 4. Размер замеряйте при сдвинутом вале во внутрь коробки передач. При неправильной установке конической шестерни возможно разрушение конической пары в эксплуатации.

Установка валиков переключения передач, вилок и хвостовиков

Поверните корпус 1 ( см. рис. 204 ) коробки передач так, чтобы люки под механизмы Переключения были обращены вверх. Установите вилку 29 в кольцевую канавку муфты включения верхнего вала 32. Установите валик 28 в корпус, пропустив его через отверстия вилки 29, и установите на него хвостовик 27.

Установите вторую втулку 25 в кольцевую канавку муфты включения верхнего вала, второй валик 26 в корпус, пропустив его через отверстие вилки 25, на валик — хвостовик 24. Закрепите хвостовики на лысках валиков стопорами.

Закрепите клиньями 34 на лысках валиков вилки 25 и 29 при центральном расположении наружной зубчатой муфты (свисание наружной зубчатой муфты над внутренней не допускается) в нейтральном положении валика 26 (фиксаторы 31 установлены в средний паз на валиках) и законтрите гайки стопорной пластиной. Размер В ( см. рис. 205 ) должен быть равен (21,5±0,8) мм. Проверьте вручную перемещение валиков в корпусе. Перемещение валиков должно быть свободным. При перемещении одного валика другой должен надежно стопориться шариковым замком.

Запрессуйте заглушку 23 ( см. рис. 204 ). Установите крышки 30, закрывающие торцы валиков переключения передач, выдержав с помощью регулировочных прокладок зазор А=0,3 мм между крышкой и торцами валиков во включенном положении. Отсутствие зазора не обеспечивает включение передач. При недостаточном зазоре или превышающем указанную величину происходит самопроизвольное включение передач под нагрузкой. Аналогично установите вилки и валики для нижнего вала 33. Установите штуцер подвода смазки к верхнему валу. Установите масляный насос, если он снимался.

Сборка левого механизма переключения передач

Установите проставку 3 ( см. рис. 204 ) в сборе с крышкой 2 на стол. Введите валик 19 в отверстия проставки 3 и отверстие рычага 20. В глухие отверстия проставки вставьте пружины 17, длинную пружину установите с внешней стороны коробки передач. Уложите кольцо 6, прокладки и внутренний фланец 7. Запрессуйте палец 16 в рычаг 11.

Установите рычаг 11 во внутренний фланец 7 и глухое отверстие рычага 20. Наденьте прокладку и второй внутренний фланец 8. Установите на прокладку наружный фланец 15 и закрепите болтами с шайбами. Установите уплотнительное кольцо 9, крышку 14 шарового фланца 15, колпачок 13 и зашплинтуйте.

Наверните на конец рычага И рукоятку 12. Сборка правого механизма переключения аналогична сборке левого за исключением установки включателя ВК-403. Последовательность установки включателя: установите в выточку резьбового отверстия ( см. рис. 211 ) резиновое кольцо 7, замковую пластину 2, регулировочные прокладки Р (не более восьми штук), отрегулируйте ими зазор 0,3. 0,5 мм между торцом включателя и цилиндрической поверхностью валика 6. Заверните включатель до упора и застопорите его пластиной.

Сборка корпуса фиксаторов с валиком

Вставьте валик 13 ( см. рис. 203 ) в отверстие корпуса 12. Наденьте сальник 6 на выступающий конец валика и .запрессуйте в корпус 12 заподлицо с торцом корпуса. Наденьте рычаг 7 на конец валика и совместите паз валика с отверстием в рычаге. Установите стопор 9 и закрепите гайкой с шайбой. При затягивании гайки, обстукивайте стопор 9 по торцу большого диаметра.

Вставьте в рычаг наконечник 8. Наденьте шайбу и зашплинтуйте. Аналогично соберите корпус фиксаторов с валиком для левого механизма переключения.

Установка механизма переключения передач

Установите механизмы переключения в сборе на две шпильки и два штифта корпуса К.П и заведите рычаги 20 в пазы хвостовиков. Закрепите механизм переключения гайками с пружинными шайбами. При необходимости замените уплотнение 18.

Калибр для установки валика переключения в нейтральное положение

Рис. 212. Калибр для установки валика переключения в нейтральное положение

При нейтральном положении рычагов 20 с помощью приспособления 1 ( рис. 212 ) выставьте на размер (29±1) мм от торца малой бобышки проставки 2 валик 19 ( см. рис. 204 ). Закрепите через боковой люк рычаг 20 болтами 5 и законтрите их стопорной пластиной. Наденьте на пробку 5 ( см. рис. 211 ) стопорную шайбу 4, прокладку и заверните до отказа. Заверните аналогично пробки 5 в резьбовые отверстия остальных бобышек. Установите правый механизм переключения передач аналогично установке левого механизма переключения передач.

Перемещение валиков с вилками должно быть свободным, с четкой фиксацией нейтрального и рабочего положений. Поворот рычагов валиков фиксаторов должен быть свободным, при нейтральном положении рычага переключения передач и в положениях, соответствующих полному включению какой-либо передачи.

При заблокированных фиксаторах перемещение валиков переключения передач не допускается, что должно быть обеспечено регулировкой-зазора между торцом фиксатора и валиком с помощью кар-, тонных прокладок 15 ( см. рис. 203 ), установленных под корпус валика фиксаторов. Приклейте клеем 88НП кольцо 21 ( см. рис. 205 ) в выточку фланца корпуса коробки. Наружная торцовая поверхность кольца должна быть чистой от клея.

Обкатка и испытание коробки передач

Установите коробку передач на стенд, залейте в корпус 25 л трансмиссионного тракторного масла (см. инструкцию по эксплуатации). Обкатку производите без нагрузки по две минуты на каждой передаче, начиная с низшей. Частота вращения верхнего вала коробки передач должна быть 500. 800 мин -1 .

В процессе обкатки проверьте переключения муфт на всех передачах переднего и заднего хода. Переключение должно происходить свободно, без заеданий. При обкатке допускается незначительный шум шестерен. Отдельные удары, стуки и дробные перекаты с повышенным шумом не допускаются. Температура в коробке передач после обкатки не должна превышать температуры окружающего воздуха более чем на 50 °С, Течь масла при обкатке через уплотнения не допускается.

После обкатки снимите коробку передач со стенда, слейте масло и установите на деревянный настил. Закройте подшипники коробки пергаментной бумагой и забейте деревянные пробки в отверстия подвода и отвода смазки к нижнему валу и масляному насосу. Промойте сетку маслоприемника.

Допускается испытывать коробку передач во время испытания силовой передачи трактора. При обкатке на тракторе проверяйте работу механизма блокировки переключения передач. Коробка передач подвергается обкатке на всех передачах переднего и заднего хода.

Перемещение валиков с вилками должно быть легким, без заеданий и с четкой фиксацией нейтрального ц рабочих положений. Поворот рычагов валцков фиксаторов должен, быть свободным, без заеданий при нейтральном положении рычага переключения передач и в положениях, соответствующих полному включению какой-либо передачи.

Проверьте, есть ли давление в системе смазки трансмиссии при вращении верхнего вала коробки передач. При отсутствии давления в системе смазки на щитке приборов загорается лампочка рубинового цвета. Эксплуатация трактора при отсутствии давления в системе смазки не допускается.

Установка коробки передач

Установка коробки передач

Рис. 213. Установка коробки передач

Установите в отверстие привалочной плоскости корпуса бортовых фрикционов штифт 5 ( рис. 213 ). Фрезерованные плоскости штифта должны быть перпендикулярны к прямой, соединяющей центр отверстия диаметром 160 мм с центром отверстия диаметром 16 мм под штифт 5.

Смажьте выточку на привалочной плоскости корпуса бортовых фрикционов клеем 88 НП и установите кольцо 6. Проверьте, есть ли кольцо 4 в выточке привалочной плоскости коробки передач. Заведите коробку передач между лонжеронами и установите ее на шпильки 3 и штифт 5, а выступающий конец подшипника нижнего вала коробки — в отверстие корпуса бортовых фрикционов. Закрепите коробку передач 2 на шпильках 3 , гайками с шайбами. Затягивайте гайки крестообразно, начиная с верхних шпилек.

В стыке привалочных плоскостей Е корпуса бортовых фрикционов и коробки передач зазоры не допускаются.

Смажьте кольцевую канавку клеем 88НП и установите кольцо 1. Установите муфту сцепления, механизм управления поворотом и кожух муфты сцепления. Подсоедините маслопроводы к масляному насосу КЛ, штуцерам подвода масла к верхнему и нижнему валу, отделению конических шестерен и фильтру. Установите кабину с крыльями и панели пола.

Информационно-аналитический портал
для крестьянских фермерских хозяйств

28 Ноябрь 2012 г. 15:19

Поломки и ремонт трансмиссии тракторов МТЗ и ЮМЗ

Технически исправное сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться.

При проведении ТО-З (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением. Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение трактора на ровном участке. Не выключая сцепления, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент

Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления.

Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.

Основные причины пробуксовывания сцепления: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин.

Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть .Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагрева ют диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления. Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин. При открытом сливном отверстии и выключенном сцеплений промывают диски, направлял на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал.

После этого дают возможность бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированное сцепление продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин. В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности.

Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены в табл. 24, 25, 26.

Тема :

Ремонт типовых деталей и сборочных единиц трансмиссии и ходовой части гусеничных тракторов.

План:

1. Характерные дефекты и способы восстановления типовых деталей трансмиссии, ходовой части гусеничных тракторов.

2.Технология сборки и регулировки сборочных единиц трансмиссии.

3. Технология сборки и регулировки сборочных единиц ходовой части гусеничных тракторов.

1.Характерные неисправности и дефекты.

Изучая материал, предусмотренный предложенным планом, следует обратить внимание на то, что большинство узлов и сборочных единиц трансмиссии и ходовой части тракторов (гусеничных в частности) состоит из однотипных деталей: валов, осей, шестерен, подшипников, корпусных деталей (изучено ранее) и других, так как двигатели различных марок из блоков цилиндров, коленчатых валов и т. д.

Технологические процессы восстановления таких деталей можно отнести к групповым, т. е. определяющим технологию ремонта деталей, различных по конструктивным и одинаковых по технологическим признакам.

Групповые технологические маршруты восстановления деталей достаточно подробно изложены в учебнике [2] на указанных страницах.

Изучая названный учебный материал следует обратить внимание на то, что в названном учебнике в каждом из параграфов, описывающих технологию ремонта группы типовых деталей, содержатся сведения об особенностях их конструкции, материалах, используемых для изготовления, характеристики поверхностей, характеристика основных дефектов и технологический маршрут восстановления. Перечисленная информация может быть использована при выполнении курсовых и дипломных проектов.

При оформлении конспекта следует избегать изложения материала в развернутом виде, т. е. так, как он приведен в учебнике.

Рациональнее использовать схематические, табличные и другие формы записи, что позволит уменьшить объем чисто технической работы, т. е. переписывания, стимулирует осмысление и структуризацию материала и его усвоение, создает основу для обнаружения внутри - и межпредметных связей и практического применения полученных знаний.

Пример возможного варианта изложения материала параграфа 4.2. Ремонт деталей "стержни круглые" [2 с. 189 - 191], [1 с. 247].

Группа деталей "стержни круглые" включает в себя:

· валы гладкие и ступенчатые (валы коробки передач, полуоси и т. п.);

· валы шлицевые (как правило, в одной детали объединены гладкие (ступенчатые) и шлицевые валы);

· из углеродистых сталей (45, 35, 50)

· из легированных сталей (40Х, 25ХГТ, 50Г, 18ХГТ) – до 25% от общего числа деталей данной группы;

· из сталей обычного качества – в пределах 4%.

Характерные дефекты и средний коэффициент повторяемости W деталей "Валы гладкие и ступенчатые":

· износ посадочных мест подшипников качения – 0,37;

· износ посадочных мест подшипников скольжения – 0,31;

· износ, повреждение наружной резьбы – 0,15;

· износ, повреждение шпоночных пазов – 0,35;

· износ, повреждение резьбовых отверстий – 0,12;

· износ осевых отверстий – 0,12;

· износ вспомогательных отверстий – 0,15;

· износ поверхностей неподвижных сопряжений – 0,19;

· биение фланцев – 0,01;

· трещины в сварных швах – 0,02;

· износ лысок – 0,04.

Средства контроля технического состояния:

- микрометр – дефекты цилиндрических поверхностей;

- индикатор часового типа, штатив – изгиб вала, биение фланца;

- шаблоны, калибры – износ конических, фасонных и резьбовых поверхностей.

Средняя допустимая величина износа:

* посадочные места под подшипники качения – не более 0,07 мм;

* посадочные места под сальники и манжеты – не более 0,5…0,8 мм;

* шпоночная канавка – увеличение ширины до 15 %.

Технологический маршрут восстановления деталей группы "валы гладкие и ступенчатые

Способы восстановления резьбы:

· прогонка метчиком (леркой);

· обтачивание и последующим нарезанием резьбы ремонтного размера;

· вибродуговой наплавкой, обтачиванием с нарезанием резьбы нормального размера.

Способы восстановления шпоночного паза:

· фрезерование на ремонтный размер с изготовлением ступенчатой шпонки;

· фрезерование паза нормального размера на новом месте.

В аналогичной форме может быть представлен материал и иных параграфов.

2.Технология сборки и регулировки сборочных единиц трансмиссии.

В конспекте достаточно отметить основные моменты и особенности технологии сборки тех или иных узлов и привести технические требования и технологию их регулировки.

По каждому виду узлов трансмиссии или ходовой части следует привести перечень неисправностей и указать причины и признаки их наличия.

· нагрев корпуса ми других деталей;

· затрудненное включение и выключение передач;

· самопроизвольное выключение передач;

· снижение крутящего момента в коробках с гидравлическим управлением фрикционами передач;

· износ посадочных отверстий под подшипники и их гнезда и нарушение соосности, параллельности валов, пятна контакта зубьев шестерен, зазоров в сопряжении подшипник – корпус и т. п.;

· образование трещин в перемычках между отверстиями в корпусе;

· повреждение установочных штифтов и резьб;

· износ или разрушение зубьев шестерен;

· износ и деформация рычагов, вилок, фиксаторов и других деталей механизма переключения;

· износ фрикционов и других узлов и деталей гидросистемы коробки передач.

Следует повторить из ранее изученного способы устранения дефектов основных деталей коробок передач.

Рассматривая технологию сборки коробок передач, следует отметить, что последовательность монтажа отдельных шестерен, валов и других деталей определяется особенностями конструкции. Целесообразно разработать такую последовательность, пользуясь чертежом любой из коробок передач, приведенных в учебниках по тракторам и автомобилям.

К общим техническим требованиям к сборке КПП можно отнести следующие:

· зазоры в сопряжениях деталей должны находиться в пределах допускаемых значений, определенных технической литературой, например в сопряжении шестерня – вал 0,025…0,4 мм, подвижные шестерни должны перемещаться вдоль вала без заеданий;

· допустимое несовпадение зубьев шестерен во включенном положении: для новых – не более 0,5…1,0 мм, для шестерен б\у – 2 мм;

· зазор между торцом наружного кольца подшипника и буртиком гнезда не более 0,1 мм, между торцом внутреннего кольца и буртиком вала – не более 0,05 мм;

· положение конической шестерни выходного (вторичного) вала относительно привалочной плоскости корпуса должно соответствовать норме [1 с.252, рис. 132], например: МТЗ-80 – 58+0,15 мм.

Обкатка коробок передач:

- на стендах с электрическим приводом и электрическим ли гидравлическим тормозом;

- обкатка на всех передачах в режиме:

· без нагрузки – 17…25 мин (автомобильные),

- 20…25 мин (тракторные);

· под нагрузкой 10…50% от максимального крутящего момента двигателя в течение 10…35 минут при частоте вращения ведущего вала 1000…1500 мин-1 (Т-150К (СМД-62) – 65 кгс * м.)

Аналогично рассмотреть технологию ремонта и сборки ведущих мостов, дополнительно отметив требования к установке и регулировке зацепления зубьев шестерен главной передачи, технологию контроля величины зазора (уметь воспроизвести в письменных контрольных работах).

3. Технология сборки и регулировки сборочных единиц ходовой части гусеничных тракторов.

Форма и структура конспекта аналогична предложенной в вопросе 2.

· способы и технологию восстановления ведомых и ведущих колес и звеньев гусениц;

· технические требования и способы регулировки подшипников в направляющих колесах, осях опорных катков и поддерживающих роликов, натяжения гусениц.

Ремонт типовых деталей и сборочных единиц трансмиссии и ходовой части гусеничных тракторов. - 2.0 out of 5 based on 4 votes

Трансмиссия трактора выполняет функцию передачи мощности от двигателя, с последующим преобразованием крутящего момента и формированием передаточного числа вращения согласно выбранной скорости движения на ведущие колёса ходовой части, а также осуществления отбора мощности для привода дополнительного оборудования. МТЗ 80(82) конструкцию трансмиссии получили от своего — предшественника МТЗ 50(52), где узлы являются взаимозаменяемыми.

схема трансмиссии МТЗ 82

Состав трансмиссии МТЗ 82

Система состоит из комплекса узлов, скреплённых болтовым соединением литых корпусов в единый блок, который одновременно выполняет функцию остова трактора вместе с передней балочной полурамой. Механизмы трансмиссии смазываются естественным разбрызгиванием масла при рабочем вращении деталей.

трансмиссия МТЗ 80

В трансмиссию трактора МТЗ 80 82 входят следующие узлы:

Схема трансмиссии МТЗ 82 Список узлов и деталей трансмиссии

таблица взаимодействия шестерён

Соединение трёх частей трансмиссии трактора МТЗ 80(82) (промежутки, КПП и заднего моста) образуют единую масляную ванную, обеспечивающую смазку узлов. Заправка осуществляется через пробку верхней крышке КПП — в кабине трактора в объёме 40 литров трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17 до уровня контрольного отверстия с правой стороны картера КПП. Контролируют уровень при проведении ТО 2 через каждые 500 часов наработки, замену масла осуществляют при сезонном обслуживании.

Промежуточная часть

Узел расположен между двигателем и коробкой передач. Картер узла разделён на сухой и мокрый отсеки. Передняя часть узла соединена с плитой дизеля, задняя с передней частью КПП.

промежуточная часть трансмиссии МТЗ 80

Сцепление

Механизм сцепления – сухая постоянно замкнутая однодисковая муфта, предназначена для разрыва потока мощности от дизеля при переключении скоростей в коробке передач. Муфта расположена в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии и взаимодействует с маховиком двигателя.

устройство сцепления Устройсво промежуточной части

Силовая передача

В отсеке промежуточной части, смазываемым маслом, находится: вал силовой передачи связанный со ступицей корзины сцепления и двухступенчатым понижающим редуктором КПП, вал привода независимого ВОМ, двухскоростной редуктор независимого ВОМ. А также в отсеке установлен привод насоса гидросистемы от силового вала через промежуточную шестерню.

Коробка передач

КПП — механическая, обеспечивает 18 передач переднего и 4 заднего хода, установлена между корпусами промежуточной части и задним мостом. Узел выполняет функцию формирования передаточного числа крутящего момента в соответствии с включённой скоростью водителем трактора и передачей вращения на мосты трактора. В состав коробки входит:

  • первичный и вторичный валы
  • промежуточный вал с проходящим внутри валом привода независимого ВОМ
  • дополнительный вал с блоком задних передач
  • механизм переключения передач

Внешний вид КПП МТЗ 80 схема устройства КПП МТЗ 80

Задний мост

Узел обеспечивает привод задних колёс трактора с учётом угловых скоростей колёс при осуществлении поворота за счёт встроенного дифференциала, а также блокирование дифференциала в случае буксования при движении по бездорожью и переувлажнённым почвам, в том числе и в составе с почвообрабатывающими агрегатами. Механизм узла состоит из:

  • конической пары шестерён с винтовыми зубьями главной передачи
  • дифференциала закрытого типа с четырьмя коническими сателлитами
  • конечными передачами, выполненными в виде пар цилиндрических шестерён

Задний мост в сборе механизм заднего моста

Дополнительно в задней части корпуса моста установлен планетарный редуктор заднего ВОМ, привод которого проходит от КПП через всю нижнюю внутреннюю часть картера. Сам привод обеспечивает передачу вращения в синхронном и независимом режимах с помощью переключения кулачковой муфты, входящей в его состав.

На наружных краях ведущих полуосей установлены фрикционные муфты тормозов с механическим приводом управления и муфта блокирования дифференциала с гидравлическим приводом управления.

Передний ведущий мост

Отличием трансмиссии МТЗ 82 от МТЗ 80 является дополнительно включённый в состав ведущий передний мост с механизмом привода. В привод моста состоит из раздаточной коробки с механизмом включения и переключения режимов работы ПВМ, промежуточная опора с предохранительной муфтой и карданные валы, передающие вращения от раздатки к опоре и от опоры к главной передаче ПВМ.

ведущий передний мост механизм ПВМ МТЗ 82

Передний мост портального типа в состав, которого входят:

  • коническая главная передача с винтовыми зубьями шестерён
  • самоблокирующийся дифференциал со встроенными муфтами повышенного трения
  • бортовые части выполнены в виде двух конических пар прямозубых шестерён

Верхние пары шестерён бортовых осуществляют передачу вращения от полуосей моста на вертикальные валы колёсных редукторов. Нижние пары от вертикального вала непосредственно на ведущие колёса через ведомую шестерню колёсного редуктора, связанную со ступицей колёса.

Раздаточная корбка привода ПВМ МТЗ 82 Промежуточная опора привода ПВМ механизм раздаточной коробки механизм промопоры привода ПВМ

Также нужно отметить, что данная конструкция трансмиссии без изменений внедрена в модели тракторов тягового класса 1.4 т.с. МТЗ 800, 820, 90, 92, где все узлы имеют полную взаимозаменяемость. Остальной модельный ряд машин МТЗ данного тягового класса имеют тот же принцип распределения мощности и отличаются конструкцией ПВМ и коробки передач, где могут устанавливаться механические синхронизированные или гидромеханические КПП, а также более устойчивые к нагрузкам балочные передние мосты с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами.

Читайте также: