Пословица недаром молвится значение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сколько существует язык, столько бытуют и пословицы. Мудрые и краткие изречения, сочинённые талантливыми представителями народа, несут не только смысл, но энергию.

Пословице присуще это качество – выражать самую суть вещей – в высшей степени. Поэтому она всегда произносится недаром, не зря, не для того, чтобы заполнить пустоту, затянувшуюся паузу. Пословичное изречение служит самым убедительным аргументом в споре. Удачно найденная и вовремя сказанная пословица может сделать ненужными десятки доказательств, остудить пыл неправого спорщика и обезоружить его.

Великую художественную мощь и силу поговорок и пословиц ценил их первый собиратель и издатель Владимир Иванович Даль. Любовь к слову вела этого человека сложными путями, приближая к родникам народного творчества. После службы на флоте, затем в медицинской сфере этот человек оставил свои профессиональные занятия ради душевной потребности работать со словом, его смыслом и выразительностью.

Увидев наибольшую концентрацию смысла в пословицах, он десятилетиями записывал и собирал их. Когда он вышел в отставку и покидал место службы, для перевозки его записей пришлось нанимать верблюда.

Очевидно, это и есть два главнейших достоинства пословиц: они выражают бесспорную истину и эта истина несудима.

Следовательно, пословицами люди не сыпят ради красного словца. К ним обращаются, чтобы кратчайшим путём и очень убедительно донести свою мысль.

Пословица недаром молвится

Пословица недаром молвится

Популярные сочинения

Когда говорят – Мороз, красный нос, сразу представляется добрый Дедушка Мороз, который помогает людям и дарит подарки детям. В большинстве сказок и произведений это именно так, но не в поэме Николая Некрасова

Все животные абсолютно разные. Они могут быть домашними и дикими. Дикие животные обитают в горах, лесах, полях. Домашние питомцы живут рядом с человеком.

Больше всего на свете мне нравится лето. И я считаю, что это самое лучшее время года. Именно летом всем хочется брать не только выходные, но и отпуск для того чтобы в полной мере ощутить лето

Именно речь отличает людей от животных. В частности сознательная речь. Конечно, сейчас и гориллу обучили говорить на языке жестов, ученые исследуют особенности коммуникации морских существ. Тем не менее, если мы говорим о сообществе людей, то можем лучше осознать ценность и глубину речи. Слова на самом деле способны двигать этот мир, во многом они даже приближают людей к пониманию этого мира. Однако, много слов говорится людьми попусту.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка статья по теме

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

Языковое пространство пословиц и поговорок довольно обширно. Народные изречения — превосходный материал для разных видов работы на уроках по изучению лексики, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Вот некоторые примеры использования пословиц и поговорок на уроках русского языка.

1. Пословицы о языке.

  • Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет.
  • Язык мой, а речи не свои говорю.
  • Языку каши дай.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Без русского языка не сколотишь и сапога
  • Всякая сорока от своего языка погибает.
  • За твоим языком не поспеешь и босиком.

2. Лексика и фразеология.

А) Прочитайте пословицы и поговорки о пословицах и поговорках, объясните их смысл.

  • От пословицы не уйдёшь”…
  • “Пословица не судима”…
  • “Пословицы не обойти, не объехать”…
  • “Пословица ведётся, как изба веником метётся”…
  • “Старая пословица вовек не сломится”…
  • “Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка”.

Б) 1. Определите, как соотносятся величины веса золотник, пуд, фунт. Узнайте, какое расстояние обозначалось словами пядь (пядень), аршин, сажень, вершок. Объясните иносказательный смысл пословиц.

  • Фунт пуду уступает.
  • Болезнь ходит пудами, а уходит золотниками.
  • Жили сажень, доживать пядень.
  • От горшка два вершка.
  • Для друга семь верст не околица.
  • Семи пядей во лбу.

2. Определите по словарю значение выделенных слов. В каких ситуациях можно употребить приведенные пословицы?

  • На одном вече да не одни речи.
  • Иное от книг, иное от ендовы.
  • Поделом татю кнут.

(Примечание: историзмы не имеют (и не могут иметь) синонимы в современном языке)

3. Выделите среди приведенных пословиц и поговорок те, в которых есть архаизмы, обозначающие: а) абстрактные понятия, б) старые названия букв кириллицы, в) названия частей тела человека. Объясните значение архаизмов и смысл пословиц.

  • Не суйся, буки, наперед аза.
  • Всуе законы писать, когда их не исполнять.
  • Смирен – смирен, а не сунь перста в рот.
  • Не говори обиняком, говори прямиком.
  • Руки фертом, ноги прописным азом.
  • Видит око далеко, а ум еще дальше.
  • Где верхом, где пешком, а где на карачках.
  • С молитвою в устах, с работою в руках.
  • Жива душа калачика чает.
  • Простота, чистота, правота — наилучшая лепота.

3. Изучение морфологии

А). Спишите пословицы и поговорки. Подчеркните ь в глаголах 2-го лица ед. числа. Какая из пословиц вам особенно понравилась и почему?

  • Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь. (Русская.)
  • Плывешь по реке — следуй ее изгибам, входишь в дом — следуй его обычаям. (Вьетнамская.)
  • Любишь жизнь — дорожи временем. (Эстонская.)
  • Изучая старое — узнаешь новое. (Японская)
  • Толку зерно я, а пыхтишь ты. (Курдская.)
  • Покупаешь коня — смотри на его зубы; заводишь друга — смотри в его сердце. (Китайская.)
  • Помашешь косой -будет сладок покой. (Болгарская)

Б). Спишите пословицы, вставляя вместо точек нужные по смыслу глаголы в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.

  • Помогая другим, — … себе. (Монгольская)
  • Выбирай писателя, как … друга. (Английская)
  • … кататься, люби и саночки возить. (Русская)
  • Шутку … над Фомой, так люби и над собой. (Русская)
  • … — не делай, сделал – не бойся. (Монгольская)

В). Спишите пословицы, вставляя вместо точек нужные по смыслу глаголы из скобок в форме 2-го лица ед. числа.

  • Воду, что рядом течет, не … (ценить). (Узбекская.)
  • Когда … (спешить), всегда на пути холмов много. (Монгольская.)
  • Если… (любить) меня, люби и мою собаку. (Английская.)
  • Когда новый ботинок начинает жать, … (вспомнить) старый. (Английская.)
  • … (хотеть) есть калачи, так не сиди на печи. (Русская.)
  • … (идти) рыбу ловит, бери и сеть. (Японская.)
  • В каком народе … (жить), того и обычая держись.

Г).Запишите примеры, раскрыв скобки. Объясните написание НЕ в словах.

  • Лодырю всегда (не)здоровится.
  • (Не)бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
  • (Не)всё греет, что светит: луна светла, да без тепла.
  • (Не)годами старость красна — делами.
  • (Не)красна книга письмом, а красна умом.
  • (Не)праведная денежка впрок нейдёт.
  • Сказал бы словечко, да волк (не)далечко.
  • Чего (не)сделаешь утром, вечером (не)нагонишь.
  • (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь
  • (Не)сподручно волку с лисой промышлять.
  • (Не)зная броду, (не) лезь в воду.
  • (Не) давши слова — крепись, а давши — держись.

4. Изучение синтаксиса.

А).Словосочетание. Выпишите из данных предложений примеры согласования, управления и примыкания.

  • Большая работа требует и большой заботы.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Застарелую болезнь лечить трудно.
  • Не хвались травой, хвались сеном.
  • От вежливых слов язык не отсохнет.
  • Лодырю всегда нездоровится.

Б).Предложение. Произвести разбор данных предложений.

  • Болтун славит себя языком, а мастер — делом.
  • Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Друг и брат — великое дело: не скоро добудешь.
  • Корень учения горек — плоды его сладки.

5. Изучение пунктуации.

А).Восстановите пословицы, используя материал для справок. В записанных предложениях подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания. В каких случаях вы поставили тире? Почему? Каковы причины отсутствия тире в остальных предложениях?

  • Доброе дело…
  • Ум одежда…
  • Дружба с хорошим человеком свет…
  • Длинный язык это лестница…
  • Москва…
  • Мир что огород…

Материал для справок: …половина дела; … дружба с плохим человеком змеиный яд; … по которой в дом входит несчастье; … которая никогда не износится; … всем городам мать; …в нем все растет.

Б).Допишите пословицы. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните пунктуацию в записанных предложениях.

  • Мир освещается солнцем, а человек…
  • Ложь стоит на одной ноге, а правда …
  • Мудрец обвиняет себя, невежда…
  • Змея один раз меняет кожу, а предатель…

6. Изобразительно-выразительные средства языка

  • МЕТАФОРА: Он себе залил за шкуру сала. Его голыми руками не возьмёшь. Добрая жена дом сбережёт, худая рукавом растрясёт.
  • ЭПИТЕТ: На великое дело — великое слово.
  • СРАВНЕНИЕ: Клевета — что уголь: не обожжёт, так замарает.
  • ОКСЮМОРОН: Дела как сажа бела.
  • АЛЛЕГОРИЯ: Угорела барыня в нетопленой горнице. Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто.
  • ГИПЕРБОЛА: У каменного попа ни железной просвиры. У него каждая копейка алтынным гвоздём прибита.
  • МЕТОНИМИЯ: Сытое брюхо к ученью глухо. Зелёный седому не указ.
  • СИНЕКДОХА: Семеро топоров вместе лежат, а две прялки врозь. Чем бы салу рычать, ан телега скрыпит.
  • ИРОНИЯ: Исплошила зима сватью в летнем платье. Жаль девки — потеряли парня.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ: Молодость — пташкой, а старость — черепашкой.
  • ДВУСМЫСЛИЕ: Иная вода стоит крови (слёзы). Смертью люди живут (гробовщики).
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: Авоська верёвку вьёт, небоська петлю закидывает. Весна говорит: уклочу; осень говорит: а вот я ещё погляжу.
  • УСЛОВНОСТЬ: Либо коня доброго держи, либо кнут. Либо кланяться, либо чваниться.
  • ОПУЩЕНИЕ, НЕДОГОВОРКА: Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору. От старых дураков молодым житья нет.

Использование пословиц и поговорок позволяет ненавязчиво усваивать грамматический материал, развивает мышление обучающихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.

Елена Мартьянова
Пословица недаром молвится.

Пословицы давно вошли в нашу речь, но мало кто задумывается об их происхождении.

Трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения с назидательным смыслом.

Неоспоримым остается только один факт: все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда-то давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.

Если хотите узнать, как пословицы влияют на развитие детей, то стоит вспомнить каждому из нас свой жизненный опыт. Мы все слышали пословицы с самого детства, к ним привыкали. Но никто из нас не заучивал их специально наизусть. Благодаря своей легкой словоформе и особому ритму при произношении, такой вид жанра автоматически откладывался в нашей голове и запоминался. Если вы будете рассказывать пословицы детям, это будет способствовать развитию логики и абстрактного мышления. Дети смогут расширить свой кругозор, смотреть на многие вещи по-другому, сформировать литературные и художественные навыки собственной речи.

Безусловно, пословицы признаны поучать и советовать, но нравоучение не всех пословиц понятно детям. Пословицы можно понимать и трактовать по-разному. У некоторых пословиц не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.

Чтобы еще больше понять детям смысл пословицы, предлагаем им углубиться в историю.

Значение пословицы означает, что некоторые вещи не такие ценные, какими они нам кажутся. Также как и всякий блестящий предмет нельзя принимать за золото, так и любой предмет, кажущийся нам ценным или отличной находкой с первого взгляда, нельзя принимать за таковой, не убедившись в этом. Но данная пословица применима не только к предметам. В повседневной современной жизни данную пословицу можно применить и к людям: к примеру, не всякий человек, показывающий нам дружеское отношение или оказывающий нам дружеские жесты, является нашим настоящим другом.

Употребление: пословицу “не все золото, что блестит” можно использовать в качестве совета или напоминания собеседнику, делающему поспешные, положительные и неправильные выводы о людях и предметах. Этой пословицей мы как бы советуем собеседнику быть осторожным в своих выводах.

Далее, в комментариях добавлю информацию об авторах иллюстраций, использованных мной в топике и дополню некоторыми пословицами, с трактовками, которые наиболее популярны.
Пожалуйста дополняйте комментарии, если у вас сохранились варианты старорусских пословиц или поговорок, может, выражений. Материал обширный, всех пословиц не озвучить))
Спасибо.

Ямогу: Текстильные авторские куколки.

Ямогу: Куклы из запекаемого пластика

Ира, спасибо, это открытки с иллюстрациями Табурина.
А те, что черно-белые — это иллюстрации Васнецова.

Юля, спасибо за такую замечательную публикацию! Очень понравились открытки В.Табурина, хотя, конечно, ощущается влияние стилистики Елизаветы Бем.

Татьяна, спасибо! С вами полностью согласна. Видно невооруженным глазом, что творчество Бем на него очень повлияло.
Когда я подбирала материал, то долго разбиралась с открытками, потому, что они похожи конечно, подписи есть не на всех, а где есть видны не четко)

Читайте также: