Задалески нана история кратко

Обновлено: 05.07.2024

..Буквально вчера узнал о том, что АМС города Владикавказа проводит опрос на своём сайте населения о том, необходимо ли установить памятник Заделески Нана в городе. Уверен о ней знают все жители нашей республики, но всё же расскажу.

История Задалеска связана с самой трагической страницей истории Алан. В конце XIV века, когда походы Тимура в Осетию завершились почти поголовным истреблением народа, сжигали целые поселения. Одна пожилая женщина, Нана, как принято, было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Собрала она детей из 16 осетинских родов и вывела их тайными ходами, дабы уберечь их и сохранить нацию. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть.

Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приютили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище.

С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на куывд по барану, варят пиво, - прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесенным кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой.

У меня идея на счёт памятника во Владикавказе вызвала неординарную реакцию. Сначала я сразу сказала "Да" - Ведь она является ГЕРОИНЕЙ осетинского народа, спасла столько детей, целое поколение. Поэтому дети должны знать её и хотя бы визуально представлять её облик гуляя по городу. Но с другой стороны ПОЧЕМУ ИМЕННО ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ? Она же там никогда не была, более того, Владикавказ тогда ещё не существовал. Почему бы не установить этот памятник в самом Задалеске или, хотя бы, в горной Дигории. Это было бы логично и очень интересно смотрелось в горной местности. В общем нужен этот памятник, но не во Владикавказе.

Очень хочется узнать ваше мнение о том, необходимо ли установить памятник Заделески Нана во Владикавказе и почему?

Задалески Нана – легендарная дочь аланского народа, жившая в средневековье. Она символ женщины, дарующей людям жизнь, свет и добро, один из центральных героических образов аланской истории, благодаря которой Осетия сохранилась и развивается. Мы не знаем, как она выглядела, но кажется, что Нана смотрит на нас сквозь века.


. В конце XIV века среднеазиатский завоеватель Тимур со своим бесчисленным войском хитростью пошел войной на свободолюбивый и непокорный народ Алании за то, что он, в отличие от других, не платил дань. Оказавшись перед выбором, рабство или гибель, народ предпочел второе. Войска Тимура беспощадно расправлялись с населением, варварски грабили и сжигали дома, убивали стариков, женщин и детей.

Избежавшая гибели пожилая женщина Нана, как у нас называют женщин почтенного возраста, пошла по горящим селам собирать тех, кто уцелел. На пепелищах собрала обездоленных детей. По преданию, это были дети из 16 аланских родов, которых она тайком увела высоко в горы. Кормила их дикими фруктами, ягодами и корнями, всем, что удавалось найти. Вместе с детьми Нана перешла перевал Цагат, спустилась к подножию горы, где обнаружила пещеру. Там они и спрятались. Днем и ночью она зорко охраняла детей от врагов и диких зверей. Впоследствии Нана с детьми попала в Задалеск, к Текоевым, которые приютили их. На предложение распределить детей по семьям она ответила отказом. Жители села построили им дом и помогали как только могли. Шло время, дети выросли, обрели свои семьи, пустили глубокие корни. А светлый образ Задалески Нана живет в благодарной памяти осетинского народа, пережившего драматические моменты своей истории. Ее яркий образ как покровительницы сохранился из глубины веков. В Дигории и сегодня старший за столом не забывает упомянуть ее прекрасное имя. Ей посвящен храм в селении Задалеск, и ежегодно в первую субботу августа отмечают в ее честь праздник. О ней слагают стихи и посвящают песни. Путь Нана – своеобразный гимн женщине-спасительнице, которую народ почитает как святую.

А еще, я бы добавила, Задалески Нана – производное от осетинского слова "з¸д", что означает "святая", "ангел", и это вполне соответствует ее предназначению.


Задалеск трепетно хранит историю святой Нана

Ее лихорадило. Она пыталась унять дрожь по телу, панически боясь, что ее могут обнаружить. Укрывшись под стогом сена в хлеву, девушка беззвучно плакала. Мужские голоса, слившись в грубых выкриках на незнакомом языке, наконец, стихли. Предшествующие им вопли ужаса и отчаяния, все еще отдавали болью в сердце. Неровный каменистый пол впивался в спину, но она меньше всего думала об этом.

Ушли? Хоть кто-то остался жив? Что делать дальше? Затянувшаяся тишина вдруг стала заполняться слабыми щелчками. Что за звуки? Что это? Вот еще…. Так трещат сухие ветки в костре. В это же мгновение едкий дым перекрыл дыхание. Они подожгли дома! Девушка осторожно выбралась из укрытия. Чего она больше боялась? Подступающего огня или врага, безжалостно расправляющегося с ее народом и оставляющего после себя лишь пепелище?

Войска Хромого Тимура уже не было. Они сделали свое черное дело и ушли. Она окинула обезумевшим взглядом родное село. От оборонительной крепости камня на камне не осталось, башни разрушены, деревянные строения объяты пламенем и …. убитые. Везде убитые. Сколько лет аланы стойко оборонялись, противостояли натиску среднеазиатского правителя Тамерлана? Но безжалостного, не имеющего поражений завоевателя, прозванного Хромым Тимуром, такое сопротивление привело лишь в ярость. Аланы мужественно сражались, отражая атаки превосходящего по силе врага. Великие воины пали смертью храбрых.

Хрупкая девчушка бродила по разоренному селу, тщетно пытаясь отыскать хоть одного выжившего. Стоны отчаяния клочьями вырывались из груди. Она металась от одного испепеленного дома к другому, падала на колени перед очередным погибшим, в безумии пытаясь отыскать хоть какие-либо признаки жизни….

Наконец, обессилев, девушка упала на землю. Вдруг до нее донесся тихий приглушенный плач. Она приподняла голову, оглянулась и увидела его. Около разрушенной крепости сидел мальчишка лет шести. Крошечными кулачками вытирая слезы, он не сводил с нее взгляда. Сколько же боли было в этих глазах!

Нана, мне страшно, — ребенок обращался к ней. – Где моя мама?

Девушка подбежала к нему и, склонившись, обняла. Оглянувшись в последний раз на село, в котором навсегда поселилась смерть, она произнесла:

— Пойдем, малыш, нам здесь больше нельзя оставаться. Теперь я буду твоей Нана. Будем искать других детей. Враг на нашем селе не остановится.

У каждого народа есть места, символы, предания, имеющие сакральное значение. В Северной Осетии каждый уголок хранит свои истории, прорастающие корнями вглубь веков и впитавшие, как героические, так и трагические вехи. Жизнь и смерть всегда рядом. Так было много столетий назад, так и сейчас. Так же как и война и мир. Так же как любовь и ненависть. Хитросплетенные судьбы людей, правителей и народов, завоевателей и порабощенных, героев и предателей.

Могла ли в 14 веке чудом выжившая после нашествия Тамерлана хрупкая женщина, испуганная, измученная, обескровленная предположить, что на долгие века станет священным символом для своего народа? Жители маленького горного селения Задалеск трепетно хранят историю святой Нана. Задалеской Нана. По преданию, после опустошительного похода Хромого Тимура, некогда могущественная Алания пала. Захватчики без разбору истребляли местных жителей. Не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Жертвуя собой, родители укрывали своих малых детей в небольших укрытиях, недоступных взрослым людям. Одна чудом выжившая женщина после ухода врага ходила по разоренным аланским селениям, собирала осиротевших детей и тайными тропами уводила их в труднодоступные горные убежища.

Нана, мы хотим пить, — дети были обезвожены и истощены. Все чем она могла кормить, это то, что давала природа: ягоды, изредка фрукты, растения, которые можно было употреблять в пищу. Она оглянулась. С нею уже было свыше десятка детей. Все – из сел, разрушенных завоевателем.

Оказывается, боль закаляет! Она словно окаменела, не воспринимая больше трагические картины, открывающиеся при посещении очередного испепеленного селения. Ее сознание было нацелено лишь на спасение возможно выживших после кровавой бойни сирот. Она должна спасти аланский род! Девушка исследовала каждый кусочек земли, укрытия, строения и то, что осталось от них в поисках детей. Собирала остатки одежды, еды, все, что могло ей понадобиться для выживания.

Нана, пить, мы хотим пить, — в унисон снова заголосили дети.

— Слышите шум реки, скоро дойдем, потерпите совсем немного.

Очередной склон был покорен, и взору Нана открылась река.

— Нет, нет, дети, стойте, вам нельзя дальше! Уходим обратно в лес!

— Что случилось, Нана? Мы же шли к реке, — мальчишка постарше подошел к ней.

— Уведи их обратно, поищем в лесу родник. Я сейчас приду.

Девушка спустилась к реке. Вода была красной. По некоторым источникам, одна из последних битв произошла вдоль реки Гизельдон, когда неравные силы алан отступали в Кобанское ущелье, после страшной битвы река Гизель (в переводе на татарский кызыл-красная) получила свое название, так как ее воды неделю текли кровью алан и их противников. Сколько ущелий она обошла? Сколько детей спасла?

Нана, как ее называли дети, уже не была отчаявшейся и обезумевшей от горя девушкой. Аланский народ никогда не сдавался. Да, ошибался, да – был чересчур импульсивен, безрассудно смел, но не боялся смерти. Можно убить тысячи алан, но не победить его дух! Она собрала на 18 пепелищах свыше 30 детей. Ради тех, кого уже нет, мы будем сильны и выживем несмотря ни на что! С каждым найденным ею ребенком в ней пробуждались новые чувства — сила, любовь, надежда, радость. Она снова стала чувствовать – а значит Жить!

Нана, посмотри, там всадники!

Дети преодолели очередной крутой склон, путники были в отдалении. Она стала вглядываться и замерла. Это воины Тимура! Несмотря на размытые расстоянием черты – девушка их узнала. Поздно, они их заметили, ускорив темп!

Подхватив самого младшего на руки, Нана устремилась к очередному холму, в надежде найти укрытие. Спотыкаясь о встречные камни, падая, обессилевшие от долгих скитаний, малыши и ребята постарше все же не отставали, и бежали вслед за своей спасительницей. Родители учили их быть сильными, теперь вселяла в них силу Нана. Вот холм преодолен, а впереди все как на ладони. Где? Где укрыться? Нана обратилась к Всевышнему, взмолившись о помощи. Уже слышались выкрики преследователей, приструнивающих своих лошадей, неприспособленных к горным тропам Алании.

Надежда угасала, как вдруг одна из маленьких девочек потянула Нана за платье.

Посмотри, там можно укрыться…

Когда на холме появились всадники, они никого не застали. Разочарованно потоптавшись на месте и осмотрев местность, воины вражеского войска развернулись. Поразительно, но каменные исполины, нанизанные друг на друга и создавшие природное убежище под собой в виде подземного углубления, спустя века, как и прежде на месте. И сегодня обычному путнику не разглядеть, где находится вход в это природное защитное сооружение.

Местный житель Хетаг Сабанов, вызвавшийся нам показать все окрестности и рассказавший о легендах и святых местах Дигорского ущелья, ухмыльнулся, поманив за собой. Каменные глыбы были окружены кустарниками. Именно они замаскировали вход в небольшую пещеру. Она совсем маленькая, но, по преданию, столетия назад именно это место спасло выживших сирот от настигающего их врага.

Вскоре Нана с детьми в поисках пропитания добралась до селения Задалеск. Местные жители, восхищенные мужеством женщины, выстроили для нее отдельный дом, помогли с обустройством. Сегодня в селении Задалеск осталось 12 дворов. 74-летняя местная жительница Зина Текоева, несмотря на преклонный возраст, сопроводила нас в дом-музей Задалеской Нана, который у людей считается святилищем. Домашняя утварь тех времен, одежда, мебель, фигурки детей и дух той истории – вот что чувствуется в музее. На отдельном стенде фотографии жительниц селения Задалеск разных времен – многодетных матерей.

received_928813883968945

received_224989848368311

received_511948662600804

received_261542231139841

Это, прежде всего святилище, — говорят местные жители. Как и много веков назад жители Задалеска не просто гостеприимны, они рады любому из путников, готовые бросить все свои личные дела и рассказать об удивительной, мужественной, легендарной Задалеской Нана. Никто уже не помнит, как ее звали, для народа она остается просто Мамой. По-осетински—Нана. Женщина, победившая смерть и ставшая спасительницей для своего народа. Она передала сиротам всю мудрость предков, родной язык, культуру и обычаи. Со временем дети выросли и пустили свои корни в близлежащих селениях. А в память о своей спасительнице сложили песню, которая спустя века дошла и до нас.

Пещера-дзуар посвященный спасительнице аланского народа - Нана задалесской.

История Задалеска связана с самой трагической страницей истории Алан. В конце 14 века, когда походы Тимура в Осетию завершились почти поголовным истреблением народа, сжигали целые поселения. Одна пожилая женщина, Нана, как принято, было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Собрала она детей из 16 осетинских родов и вывела их тайными ходами, дабы уберечь их и сохранить нацию. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приютили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище.

С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, - прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесенным кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой.

Праздник Задалески Нана — женский праздник. Все молитвы — о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей.

Песнь о Задалесской Нана

Кровавый дождь, кровавый дождь
Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией.
От волков Ахсак-Тимура с железными пастями,
Почернели их зеленые поля.
Плотнее, крепче плетня из железных прутьев
Вокруг расположились (окружили).
Предводители Тапан Дигории,
Их мужественная молодежь, один лучше другого,
От рук неприятеля в крови тонут,
Редеют, в царство мертвых отправляются.
До последнего человека хоть и сражаются,
Но погибли до единого дигорцы.
То пожарище занялось, то синее пламя взыграло
Над многолюдными селами Тапан Дигории.
Оставшиеся женщины и мужчины
Все уведены в плен, уведены в плен.
Так погибли тапандигорцы, лишились потомства.
Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети
На пепелище, на черной золе.
Но оказалась на счастье народа
Женщина на свете,
Сирот собрала, подобно стаду овечек,
Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга.
С плоскости — в лес, из лесу — на поляну,
В сторону Дигорского перевала повернула,
Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась,
Плодами растений стала их кормить, стала их кормить,
Когда выросли они, окрепли они, села основали,
Свою общую мать, Задалескую нана,
С почестями, со славой похоронили Около Задалеска в Пещере Морга

Читайте также: