Профессиональная адаптация личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда. В ходе социально-профессиональной адаптации используются ритуальные методы (посвящение в профессию, вручение трудовой путевки), наставничество, шефство, моральные и материальные стимулы, различные формы повышения квалификации.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .

Смотреть что такое "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ" в других словарях:

Профессиональная адаптация — см. Адаптация … Российская энциклопедия по охране труда

профессиональная адаптация — rus трудовая адаптация (ж), профессиональная адаптация (ж) eng adaptation to work fra adaptation (f) au travail deu Anpassung (f) an die Arbeit spa adaptación (f) al trabajo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе) … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Профессиональная адаптация — приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и… … Психология человека: словарь терминов

Профессиональная адаптация (occupational adjustment) — П. а. сложный и длительный процесс, к рый начинается со времени вступления в трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни. Прикл. психологи изучают мотивацию и потребности работника в связи с удовлетворенностью работой и… … Психологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда … Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — – совокупность воспитательных и обучающих воздействий, развивающих у молодого человека умение осознанно принимать решения, относящиеся к профессиональному будущему, на основе учета природных способностей и образования, а также с учетом развития… … Терминологический ювенологический словарь

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА — процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональная адаптация приспособление к условиям производства,… … Профессиональное образование. Словарь

Профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (См. Профессия) (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном… … Большая советская энциклопедия

адаптация — Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия


Становление личности специалиста имеет два аспекта:

  1. профессионально-ролевую социализацию личности;
  2. профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.

Становление личности профессионала осуществляется через его:

  1. профессиональную социализацию,
  2. профессионализацию.

Одним из механизмов такого становления личности является её профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Подготовку специалиста к деятельности сложного, экстремального и неординарного характера важно осуществлять особым образом. Успешное вхождение его в профессиональную деятельность должно сопровождаться адаптационными процессами. Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:

1. взаимодействие личности со средой ("Л-С"):

  • социальное взаимодействие (с отдельными людьми и с социальными группами),
  • социально-психологическое взаимодействие,
  • взаимодействие с материально-технической средой, с искусственной средой своего обитания,
  • взаимодействие с экологической, природной средой;

2. возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой;

3. возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации;

4. появление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций (ЗР) у человека;

5. осуществление защитного адаптационного поведения (АИ) по снижению или снятию дезадаптационного состояния;

6. снижение или снятие противоречия между личностью и средой, транение КС (рисунок 6.5.).

Рисунок 6.5. Последовательные составляющие процесса профессиональной адаптации.

Эти элементы процесса профессиональной адаптации могут быть представлены последовательно в следующем виде:

Взаимодействие "Л-С"- КС-ПС - ЗР - АП-Разрешение КС.

Адаптационный процесс может принять иной ход и оказаться неуспешным. В таком случае противоречие во взаимодействии "Л-С", КС сохраняется или нарастает. В результате этого происходит "запуск" нового адаптационного процесса с определёнными коррективами.

Профессиональная адаптация специалиста обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:

  • особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности;
  • своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.

Внутренние обстоятельства и факторы профессиональной адаптации специалиста - это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости и адаптивности как качеств личности и организма, адекватность мотивации профессиональной адаптации её требованиям.

В профессиональной адаптации специалиста базовую, определяющую роль играют внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, в которое попадает специалист.

Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:

  1. в профессионально-деятельностной области - адаптация к профессиональной деятельности (к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности);
  2. в организационно-нормативной области - адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;
  3. в социально-профессиональной области - адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу (врач, педагог, юрист, инженер и др.);
  4. в социально-психологической области - адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;
  5. в социальной области в широком смысле - адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде (рисунок 6.6.).

Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.

Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Однако эти процессы взаимосвязаны особенно в профессионально-деятельностной и социально-психологической и других сферах. Социально-психологическая адаптация специалиста существенно влияет на успешность профессионально-деятельностной адаптации и в целом профессиональной адаптации специалиста.

Рисунок 6.6. Виды профессиональной адаптации в зависимости от областей деятельности специалиста.

В профессиональной адаптации молодых специалистов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. Поэтому трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации.

Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном (в широком смысле) не уменьшается (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентно идущий процесс и имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности.

Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:

1. наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок:

  • соответствующей подготовленности,
  • достаточного уровня адаптивности,
  • мотивации профессиональной деятельности,
  • чётких представлений о содержании и условиях этой деятельности.

2. особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;

3. осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;

4. специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.

Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста:

  • в организационно-нормативной сфере,
  • в профессионально-деятельностной сфере,
  • в сферах социальных и психологических ролевых отношений.

Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста

в первую очередь зависит от его личностных и других психологических особенностей. Одной из особенностей выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуществлении профессиональной деятельности.

Адекватность образа будущей профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса психологической адаптации. Однако полной адекватности ожиданий и реальности сформировать у специалиста обычно не удаётся. У подавляющего большинства молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встречались в реальной жизни после окончания ССУЗа. В связи с этим в своей профессиональной адаптации они сталкиваются с большими препятствиями. Поэтому одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у студентов правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности ожиданий. Создание адекватного образа - это задача сузовской подготовки. Однако соединение представления с реальностью даже в идеальном случае носит кризисный характер.

Как бы человек не готовился к будущей профессии, до определённого момента он ещё студент, а в следующий момент он уже специалист (врач, педагог, инженер и др.). У него меняется всё: и способы бытия, и приёмы деятельности, и характер общения. Неполное соответствие образа будущей деятельности действительности приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Необходимо не только сформировать у студентов адекватный образ специальности и профессиональной деятельности, но и подготовить их в соответствии с этим образом (привить вкус и любовь к своей профессии, развить стремление совершенствоваться в специальности, наращивать свой профессионализм и др.).

Уровень и характер самооценки как сложного системного психического образования личности выступают важным индивидуально-личностным параметром, который оказывает влияние на процесс адаптации. Самооценка личности по уровню развития может быть высокой, средней и низкой, что характеризует уровень развития личности. По характеру самооценка может оказаться завышенной. Это зависит от способности личности к рефлексии. Уровень самооценки личности влияет преимущественно на направленность её активности, а характер самооценки - на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль её взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенности личности в себе.

Индивидуально-психологические и психотипические особенности молодых специалистов оказывают влияние на успешность профессиональной адаптации. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, которая определяет его ориентации и отношения к самому себе, сотрудникам и руководителям, избранной профессии, своим служебным обязанностям. Очевидно, что эти отношения могут быть или позитивными, или негативными (В.А.Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

В этом отношении определённый интерес представляет типология социогенов личности, разработанная М.Е.Литваком. Он выделяет 4 сферы отношений, ориентации личности:

Совокупность и своеобразие этих отношений составляют социоген личности, её базовую психологическую мозаику или психологический тип, определяющий поведение и деятельность молодого специалиста (М.Е. Литвак). Основные личностные особенности специалистов, особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности в зависимости от типов отношений представлены в таблице 6.2.

профессиональная адаптация

Новые условия труда, обязанности и коллектив часто мешают новым сотрудникам качественно выполнять свою работу. Поэтому им нужна успешная профессиональная адаптация.

В таком случае от них требуется принять все компоненты новой деятельности:

  • ее цель;
  • задачи;
  • способы осуществления;
  • средства;
  • условия;
  • результаты;
  • предмет работы.

В итоге они смогут быстро приспособиться к трудовому процессу, а также подкорректировать его под себя. К тому же такие специалисты получат бесценный опыт. Их творческие способности и личностные качества выйдут на новый уровень. Однако, чтобы достичь таких результатов, необходимо пройти все этапы этого сложного процесса.

Профессиональная адаптация в несколько этапов

профессиональная адаптация в несколько этапов

Стрессовые ситуации — частые явления в работе новичков. Они приводят к снижению их производительности и качественных характеристик. В чем причина? Это происходит из-за несоответствия представлений работника к требованиям, выдвигаемых организацией.

В связи с этим фирме необходимо осуществить все этапы профессиональной адаптации сотрудника:

  1. Ознакомление специалиста с требованиями фирмы, фронтом его работ, а также рабочим местом.
  2. Налаживание межличностных отношений с коллективом. В некоторых случаях понадобится назначить новичку наставника, который поможет ему влиться в коллектив.
  3. Преодоление производственных, а также межличностных барьеров. Цель — научить молодого сотрудника решать конфликты и разного рода проблемы.

профессиональная адаптация в коллективе

В таком режиме профессиональная адаптация может продлиться от 3 до 12 месяцев. Чтобы сократить этот период, в первую очередь необходимо оценить уровень подготовки специалиста. Такой анализ поможет сформировать для него индивидуальную программу привыкания к новым условиям. Тем не менее многое будет зависеть от слаженной работы коллектива.

Профессиональная адаптация личности включает в себя определенный комплекс мероприятий. Все они направлены на то, чтобы как можно эффективнее реализовать творческий и физический потенциал молодого специалиста.

Проводимые организацией меры помогут работнику сформировать правильное отношение к своей деятельности. Если работа будет вызывать у него положительные эмоции, он сделает ее частью своей жизни. В итоге сотрудник будет отдавать ей все свои силы. А для компании такие специалисты являются бесценными.

Виды профессиональной адаптации

При поступлении на работу сотруднику приходится принимать новые ценности, нормы поведения и требования. К тому же он должен полностью осознать и принять свое место в новом обществе. Сделать это бывает очень сложно, потому что у него уже сформировались определенные устои, взгляды на жизнь.

Преодолеть барьер поможет знакомство с основными видами профессиональной адаптации:

внутренние правила коллектива

  1. Психофизический. Новый род занятий всегда дает нагрузку на психическое и физическое состояние человека. Поэтому стоит научиться уделять должное место работе, отдыху и семье.
  2. Профессиональный. Работнику нужно освоить трудовые навыки, связанные со спецификой его работы. Для этого понадобятся дополнительные знания, а также тесное сотрудничество с коллективом.
  3. Организационный. От новичка требуется усвоить свой статус, а также роль в организации.
  4. Социально-психологический. Каждая компания имеет свою культуру, манеру поведения, и к ним необходимо приспособиться.

Специалисты не советуют сразу же заводить новых друзей. Вначале стоит присмотреться к людям, ощутить климат коллектива, а только потом налаживать межличностные отношения.

Учитывая эти особенности профессиональной адаптации, процесс привыкания к новым условиям пройдет быстро и безболезненно. Все же сделать это можно только при слаженной работе коллектива.

Адаптацию в широком смысле трактуют как процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями личности или к преобладанию зависимости личности от среды.

При рассмотрении этапов включения специалиста в производство выделяется адаптация первичная и вторичная.

Первичная адаптация осуществляется в период первоначального включения молодых сотрудников (не имеющих опыта профессиональной деятельности) в деятельность профессиональной группы.

Вторичная адаптация – процесс приспособления специалиста к изменениям профессиональной деятельности, вызванным его переходом на новое место работы, в другой коллектив, техническими, технологическими и организационными нововведениями. Выделяются следующие основные характеристики вторичной адаптации:

· освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего профессионального опыта;

· в процессе продвижения специалиста по служебной лестнице социально-психологическая и организационная адаптация осуществляются значительно легче, так как он уже обладает навыками и умениями общения в производственном коллективе, у него частично сохраняется структура общественных и административных контактов;

· основным объектом вторичной адаптации является профессиональная сфера.

К основным стадиям профессиональной адаптации относятся:

1. Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

2. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.

3. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.

Направления профессиональной адаптации:

1. Психофизиологическая адаптация. Адаптация специалиста к физическим условиям профессиональной среды. В качестве критериев психофизиологической адаптации выступают состояние здоровья, уровень тревожности, динамика работоспособности и утомления, активность поведения. Для оценки адаптации на данном уровне используются показатели энергозатрат, состояния дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т. п.

2. Функциональная адаптация. Характеризуется приспособлением личности к требованиям профессиональной деятельности, овладением способами ее осуществления, выработкой оптимального режима выполнения профессиональных функций. Наблюдается перестройка психических процессов и свойств в соответствии с условиями и требованиями деятельности. Происходит профессионализация восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, формируются профессионально важные качества.

3. Социально-психологическая адаптация. Адаптация специалиста к социальным компонентам профессиональной среды. Предполагает вхождение молодого специалиста в профессиональную систему межличностных отношений, принятие новой социальной роли, норм поведения, традиций, культуры.

Полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется специалисту после окончания учебного заведения для того, чтобы достичь нормативного уровня выполнения профессиональной деятельности. Оптимальный срок профессиональной адаптации для большинства молодых специалистов составляет около полугода. Адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается раньше профессиональной (1–3 месяца).

Субъект труда
Деятельность в условиях профессиональной среды
Физические условия профессиональной среды Профессиональные задачи, операции Социальный компонент профессиональной среды Организационная культура
Психофизиологическая адаптация Профессиональная адаптация Социально-психологичес-кая адаптация Организационная адаптация
Адаптированность к профессиональной среде

Рис. 5. Адаптация молодого специалиста к профессиональной среде

На успешность профессиональной адаптации влияют следующие факторы:

I. Субъективные характеристики специалиста:

1. Социально-демографические:

· Возраст. Отмечается двусторонее влияние возраста на успешность адаптации. С одной стороны, адаптационные возможности молодого специалиста выше, в пожилом возрасте они значительно снижаются; с другой – с возрастом накапливается опыт уравновешивания с профессиональной средой.

· Пол. По некоторым данным, в профессиональной адаптации женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, в то время как мужчины адаптируются прежде всего к деятельности.

· Семейное положение. Наличие собственной семьи делает специалиста представителем малой социально-психологической группы со своими интересами, нормами. В дальнейшем он вынужден корректировать свое профессиональное поведение в соответствии с принадлежностью к данной группе. Отсутствие семьи, с одной стороны, позволяет специалисту больше времени уделять работе, с другой – снижает его удовлетворенность жизнедеятельностью, поскольку он лишен необходимых компонентов жизненного равновесия.

2. Физиологические особенности.

3. Эмоциональная стабильность.

4. Адекватная самооценка. Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе деятельности зону постоянных неудач, сниженную мотивацию. Заниженная самооценка способствует развитию пассивности, боязни ответственности, снижению субъективной вероятности успеха. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях – отказ от нее.

5. Активность личности. Под активной адаптацией понимается стремление молодого специалиста воздействовать на профессиональную среду с целью ее изменения. Низкий уровень личностной активности характеризует пассивную адаптацию к среде. Наиболее эффективной является адаптация как процесс активного приспособления сотрудника к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

6. Предадаптивный уровень знаний, умений, навыков.

7. Социальная и профессиональная готовность к деятельности:

· установка на преодоление трудностей;

· настроенность на профессиональную деятельность;

8. Соответствие реальной и требуемой компетентности молодого специалиста. Преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Преобладание требуемой компетентности над реальной приводит к полной или частичной профессиональной непригодности специалиста к данному рабочему месту. Возможны ситуации, когда молодой специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность, сделав поспешные выводы по результатам случайных наблюдений (недооценка) либо не оценив основательно содержание деятельности, которой ему придется заниматься (переоценка).

II. Объективные факторы:

1. Условия труда. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

2. Организация технологического процесса. Содержание производственных заданий, особенности нормирования и оплаты труда, стимулирование успешного выполнения производственных заданий, систематический анализ допущенных адаптантом ошибок, обучение посредством примера, задание темпа включения специалиста в технологический процесс и т. д.

3. Режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха – чередование периодов работы и перерывов, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников. Типичная внутрисменная кривая работоспособности представлена на рис. 6.

Рис. 6. Кривая работоспособности в течение рабочего дня

Критерии оценки успешности профессиональной адаптации:

· быстрота приобретения и повышение квалификационного разряда;

· степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;

· стабильность количественных показателей труда:

– систематическое выполнение норм;

– продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах);

· удовлетворенность работой в целом и специальностью;

· адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;

· стремление к совершенствованию, повышению квалификации.

Об уровне адаптированности молодого специалиста можно судить по степени проявления объективных и субъективных критериев, рассматривая их в единстве. Адаптированность молодого специалиста как результат процесса адаптации проявляется значительно позднее (через несколько лет) и в первые годы работы, как правило, не сказывается на результатах профессиональной деятельности.

На адаптационный период приходится самый высокий процент текучести кадров. Практика показывает, что нередко те задачи, которые привычно решаются давно работающими сотрудниками, оказываются не под силу молодым специалистам, плохо сориентированным в сложившейся организационной ситуации. Причинами затруднений в данном случае, как правило, выступают:

1. Недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей определиться в новой ситуации и найти правильное решение.

2. Избыток информации, который, с одной стороны, требует предельного внимания и запоминания, а с другой – мешает выбрать необходимую информацию для эффективного воздействия на новую ситуацию.

3. Необходимость решать одновременно несколько равнозначных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы профессиональной деятельности, особенно тщательно строить свое поведение.

4. Необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания. Иногда возникает необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе, появившееся вследствие определенных социальных установок и стереотипов, характерных для данного предприятия, и т. д.

Управление профессиональной адаптацией – это активное воздействие на факторы, оказывающие влияние на ее успешность и сроки.

Необходимость управления адаптацией обусловлена вероятностью ущерба как для работников (травмы), так и для организации в целом (поломка оборудования). На крупных предприятиях, как правило, имеются специализированные службы адаптации кадров. Они могут выступать как самостоятельные структурные подразделения или входить в состав других функциональных подразделений (отдел кадров, отдел труда и заработной платы и т. п.). Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур.

Основные задачи службы адаптации:

1. Разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий:

· по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника;

· стабилизации трудового коллектива;

· стимулированию трудовой отдачи работников;

· повышению удовлетворенности трудом.

2. Координация деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к профессиональной адаптации специалистов (администрации, функциональных служб предприятия, линейных руководителей).

Результатами деятельности службы адаптации выступают снижение уровня брака, текучести кадров, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, нарушений трудовой дисциплины.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

· Ознакомление с предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д.

· Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом.

· Беседа с руководителем.

· Ознакомление с социальными льготами и стимулами.

· Инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности.

· Обучение по специальной программе.

· Работа на своем рабочем месте.

Особое внимание к молодым специалистам необходимо проявлять в первые три месяца работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения новой профессиональной деятельности.

Программа по оптимизации адаптационных процессов сотрудников может включать:

1. Вручение молодому специалисту информационного издания, где содержатся основные сведения о предприятии и выпускаемой продукции.

2. Просмотр фото- и видеоматериалов об истории создания и развития предприятия, его сегодняшнем состоянии.

3. Встречу молодых специалистов с одним из ведущих руководителей предприятия.

4. Многообразные способы предоставления молодому специалисту возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы и пр.

В заключение необходимо отметить, что программа поддержки молодых специалистов в период адаптации может рассматриваться в качестве успешно завершенной, когда сотрудник войдет в привычный для себя рабочий ритм и без утомительных усилий будет справляться с профессиональными функциями.

Вопросы для самопроверки

1. Какие компоненты в структуре профессиональной пригодности выделены Е.А. Климовым?

2. В чем состоит динамический характер профессиональной пригодности?

3. Какие можно выделить группы работников по профессиональной пригодности?

5. Какие свойства субъекта могут быть отнесены к профессионально важным?

6. В чем состоит отличие базовых профессионально важных качеств от ведущих?

7. Какие профессиональные (специальные) способности Вам известны?

10. Какие принципы лежат в основе организации процесса отбора?

11. Какие особенности Вы будете учитывать при определении количественной потребности организации в персонале?

12. С какой целью осуществляется изучение и анализ заявительных документов кандидата?

13. Какие задачи позволяет решить проведение отборочного интервью?

14. В чем состоит отличие первичной адаптации от вторичной?

15. Какие выделяются направления профессиональной адаптации?

16. По каким показателям можно судить об успешности социально-психологической адаптации?

17. Какие субъективные характеристики специалиста оказывают влияние на его адаптацию к профессиональной деятельности?

Читайте также: