Зачем раскольников вышел из своей каморки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) Алешина Л.Н.

История создания

Все сердце мое с кровью положится в этот роман…

Композиция романа

(состоит из 6 частей).

Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения

Жанр романа

Главный герой – человек идеи.

Преступник не столько в уголовном, сколько в философском плане.

3.Преступление и наказание

4. Роман - трагедия

8. Философско - психологический

Двойственное толкование фамилии Раскольникова

Время у Достоевского

(действие в романе происходит в 1865 году)

События совершаются в течение 14 дней, из них 9,5 дней показаны в действии.

а) Визит Раскольникова к старухе.

б) Встреча с Мармеладовым в распивочной.

в) Первый визит к Мармеладову.

а) Письмо от матери, рассуждения и решение.

б) Встреча с пьяной девушкой на бульваре

в) Сон о забитой лошади

г) Встреча на Сенной с Лизаветой: услышал, что завтра в 7 ее не будет дома.

а) Воспоминание о разговоре в трактире. Говорили о том, что старуха – процентщица богата.

…в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью…

2. Шляпа у Раскольникова была циммермановская ( Циммерман – фабрикант шляп и владелец магазина головных уборов на Невском проспекте).

Алена Ивановна? – Алена – светлая, сверкающая (греч.); Иван – Божия благодать (милость) (еврейское) – таким образом, оказывается, что, несмотря на свою неприглядную оболочку, Алена Ивановна – светлая по милости Божией. Кстати, деньги, завещанные на монастырь, только безбожному, материалистическому сознанию могут представляться дурно употребленными.

8.Семен Захарыч Мармеладов. Значение фамилии (сладкая, вязкая масса, слепляющая расколотое существование, да еще придающая ему сладость).

9.Катерина Ивановна – Катерина – чистая, непорочная (греч.). Таким образом, Катерина Ивановна – непорочная Божией милостью.

19.Финифтяной образок.- Финифть – эмаль.

Зачем Раскольников вышел из своей каморки в романе "Преступление и наказание 2.Какие мысли родились в голове Раскольникова полтора месяца назад 3.Как Раскольников пришел к убеждению что задуманная им не преступление 4.В чем главная причина в его преступлении

В смысле вышел? Если в самом начале-он уже готовился к преступлению (отмерял шаги от своего дома до дома старухи) . Главная причина-его теория. Он хотел узнать "Тварь ли я дрожащая или право имею". Не преступление потому же-по его теории если ты право имеешь-можешь делать всё что угодно, потому что у тебя сила.

В этой статье представлена цитатная характеристика комнаты Раскольникова в романе "Преступление и наказание": описание в цитатах каморки, жилища, квартиры героя.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"

Комната Раскольникова в романе "Преступление и наказание": описание в цитатах (каморка, жилище, квартира)


Бедный студент Родион Раскольников снимает комнату в в доме Шиля в С-м переулке в Петербурге (имеется в виду Столярный переулок). Комната героя находится на верхнем этаже 5-этажного дома и числится под номером 14. Хозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына:

". молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке. " (часть 1 глава I)

"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу." (часть 1 глава I)

"Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать." (часть 2 глава VI)

Бедное жилище Раскольникова в романе называется каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом и т.д.:

". там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. " (часть 1 глава V)

". ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору. " (часть 1 глава III)

"Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели." (снять крюк (замок) с двери, часть 2 глава I)

". с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок." (часть 1 глава III)


Из мебели в комнате Раскольникова имеются три старых стула, стол, большая софа (диван) и маленький столик:

"Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться. " (часть 1 глава III)

На стенах в комнате Раскольникова поклеены желтые обои с белыми цветочками. Обои выглядят старыми, "обшарканными":

"Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками. " (часть 2 глава IV)

". вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу." (часть 2 глава I)

"Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье. Всё это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван." (часть 5 глава V)

Бедная комната Раскольникова, без сомнения, отрицательно влияет на его психологическое состояние. По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в его "меланхолии":

". я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик. " (мать Раскольникова, часть 3 глава III)

По данным исследователей, прототип дома, в котором жил Раскольников, сохранился до наших времен. "Дом Раскольникова" сейчас можно найти в Санкт-Петербурге по адресу: Гражданская улица, дом 19 (на углу Столярного переулка).


Это была цитатная характеристика комнаты Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского: описание в цитатах каморки, жилища, квартиры героя.

Утверждения Чулкова основаны, по-нашему, на четко замеченных, но неправильно оцененных чертах поэтики Достоевского.

Вряд ли правильно сближать произведения Достоевского по жанру с произведениями драматическими.

Достоевский в своих письмах точно указывал, что его произведения – трудный материал для драмы; он считал, что форма романа им органически присуща и, так сказать, неизбежна.

Ремарка драмы рассказывает об обстановке, причем обстановка дается сразу, целиком. Драма может повторить эпизод, но не может по-разному показать одну и ту же обстановку или один и тот же пейзаж, у драмы и нет этой необходимости.

В стремительных романах Достоевского, в тот момент, когда происходит действие, описывать уже поздно. К этому времени обстановка должна быть подготовлена, причем подготовлена таким образом, чтобы читатель не заметил подготовки. У него должно быть ощущение свободы восприятия, представление, что он видит вещи и рассматривает их так, как сам хочет.

Книга начинается так:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу, и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

В этом коротком описании дано время действия, указан возраст героя, местожительство героя и только упомянута его квартира. Все это для ремарки было бы слишком коротко. Описание нарочно не развернуто.

Описание каморки Раскольникова

Отношение Раскольникова к своей комнате

Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.

Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

Описание кабака

Преступление и наказание ключевые слова

Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.

Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.

Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.

Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня.

Описание комнаты Сони

Описание жилищ других персонажей


Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа. Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова. Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской. Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад.

Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень. Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места.

Старухина квартира также на стенах имела желтые обои, окна закрывались занавесками, подоконники разместили на себе цветы герани.

Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи. Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.

Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.

Несколько интересных сочинений

В следующей главе идет второе описание комнаты Раскольникова. Здесь нам необходимо сделать отступление о характере описания у Достоевского вообще.

Утверждения Чулкова основаны, по-нашему, на четко замеченных, но неправильно оцененных чертах поэтики Достоевского.

Вряд ли правильно сближать произведения Достоевского по жанру с произведениями драматическими.

Достоевский в своих письмах точно указывал, что его произведения – трудный материал для драмы; он считал, что форма романа им органически присуща и, так сказать, неизбежна.

Ремарка драмы рассказывает об обстановке, причем обстановка дается сразу, целиком. Драма может повторить эпизод, но не может по-разному показать одну и ту же обстановку или один и тот же пейзаж, у драмы и нет этой необходимости.

В стремительных романах Достоевского, в тот момент, когда происходит действие, описывать уже поздно. К этому времени обстановка должна быть подготовлена, причем подготовлена таким образом, чтобы читатель не заметил подготовки. У него должно быть ощущение свободы восприятия, представление, что он видит вещи и рассматривает их так, как сам хочет.

Книга начинается так:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу, и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

В этом коротком описании дано время действия, указан возраст героя, местожительство героя и только упомянута его квартира. Все это для ремарки было бы слишком коротко. Описание нарочно не развернуто.

Перейти на страницу: 15

Архитектурные изменения дома

Во двор дома по улице Гражданской, 19 сегодня зайти нельзя, его закрыли решетками. Раньше этот дом был пятиэтажным, сегодня там четыре этажа. Дело в том, что на первом этаже находились полуподвальные помещения. В 1970 году дом перестроили и реставрировали. Полуподвал ликвидировали, а мощеный двор из булыжника заасфальтировали. Сегодня с четвертого этажа, как и в романе Достоевского, на чердак можно подняться по 13 ступенькам.

надпись на доме Раскольникова

У исследователей не остаётся сомнений, что Родион Раскольников жил в Столярном переулке. Но номер дома до сих пор не разгадан. Есть три версии адреса: Столярный, 14, 5 и 9. Наиболее реальной версией считается Столярный, 5. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи. Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М.

Преступление и наказание интерьер

Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Читайте также: