Проблемы политизации этничности в российских регионах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пока позиция Президента России Владимира Путина по данному вопросу не выражена определённо. Возможно, это проявление одной из сильных сторон нашего национального лидера, который по обыкновению избегает формулировок своей позиции.

Далее докладчик коротко описал историю обсуждения национального вопроса в русской консервативной мысли. Национальная тематика актуализировалась в России после Отечественной войны 1812 года, когда наблюдался подъем национального духа нашего народа.

В 50-60 годах XIX в русском обществе начали набирать популярность идеи панславизма. В связи с этим в 1867 году состоялась любопытная дискуссия между двумя консервативными органами по национальной проблематике. Иван Аксаков утверждал, что русские - это славяне; в свою очередь, его оппонент Владимир Скарятин прямо говорил: Россия для русских, а не для славян.

В конце XIX века наблюдается подъем сепаратизма окраин, национальный вопрос встает во всей своей остроте. В это же время собственно и появляется русский национализм.

В 1908 году учреждается Всероссийский национальный союз. Это детище Петра Аркадьевича Столыпина привело к расцвету русского национализма и расколу монархического движения.

В 1961 году на XXII Съезде КПСС Н.Хрущев объявил о появлении новой общности - советского народа. Сегодняшние разговоры о российском народе отсылают к этой общности.

Говоря об идее закона о российской нации, Баранов отметил, что большинство отзывов отрицательные. Национальные меньшинства боятся ущемления своих прав. Идея также не встретила понимания и в русофильских кругах. По мнению докладчика, уже видно, что властью дан задний ход. Но если закон все-таки будет принят, то российская нация будет представлена в нем как этническая конструкция.

Докладчик считает, что Вячеслав Михайлов, выступая со своей нашумевшей идеей, смешивает этническое и гражданское значения понятия. Конечно же, необходимо укреплять единство народа, но именно гражданское, а не этническое. Идея Михайлова по душе государственно-бюрократическому сообществу, ибо она может упростить управление народом.

Выступление вызвало множество вопросов. Участников заседания интересовало, каким образом реализовать государствообразующую роль русского народа, как положить конец деструктивной деятельности академика Тишкова, на чем основана уверенность докладчика, что Россия не распадется, каковы перспективы консолидации русской нации в рамках Русского Мира, нужен ли закон о русской нации, есть ли необходимость в создании новых государственных органов по межнациональным отношениям, каким образом будут делиться государства, на территории которых проживает русский народ?

После ответа на вопросы состоялся обмен мнениями. В ходе оживлённой дискуссии выступили несколько участников заседания.

Заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России (САНР), председатель Комитета САНР по этнокультурному развитию русского народа Игорь Эрикович Круговых заявил, что Михайлов не имел в виду под российской нацией этническое сообщество. Круговых считает, что русским народом утрачивается цивилизационная и национальная идентичность. Необходимо внести поправки в Конституцию и закрепить в ней государствообразующую роль русского народа. В качестве положительного примера решения в данной сфере Игорь Эрикович привел Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года, в разработке которой он принимал участие. Необходимо учитывать интересы национального большинства, национальных меньшинств и коренных народов России. Альтернативы нет. Круговых считает необходимым подумать над реализацией прав национального большинства. Также, по его мнению, нужен закон о русском языке, в котором были бы прописаны все его функции.

Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Ивановна Артёменко раскритиковала предыдущее выступление. По ее мнению, закрепление в законодательстве государствообразующей роли русского народа приведет к тому, что в национальных республиках, в частности в Татарстане, на правовом уровне будет зафиксирована государствообразующая роль татарского народа и т.д. и т.п. Последние 20 лет в некоторых субъектах РФ формировалось массовое этническое самосознание. Это изменение культурно-языковой среды необходимо учитывать. Эксперт считает недопустимым имеющееся несоответствие базовых документов некоторых субъектов РФ федеральному законодательству. Также первоочередной задачей является разработка понятийного аппарата.

Читайте также: