Заболоцкий особенности творчества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — выдающийся русский поэт, человек нелегкой судьбы, прошедший сложный путь художественных исканий. Его самобытное и многообразное творчество обогатило отечественную поэзию, особенно в сфере философской лирики, и заняло прочное место в поэтической классике XX в.

В глуши бутылочного рая, где пальмы высохли давно, — под электричеством играя, в бокале плавало окно; оно на лопастях блестело, потом садилось, тяжелело; над ним пивной дымок вился. Но это описать нельзя.

Сидит извозчик, как на троне, из ваты сделана броня, и борода, как на иконе, лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет, то вытянется, как налим, то снова восемь ног сверкают в его блестящем животе.

Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.

Именно в этих произведениях истоки натурфилософской тематики в лирике и поэмах Заболоцкого 30-50-х гг., его размышлений о взаимоотношениях человека и природы, трагических противоречиях бытия, жизни и смерти, проблеме бессмертия.

На формировании философско-художественных взглядов и концепций Заболоцкого сказалось воздействие трудов и идей В. Вернадского, Н. Федорова, особенно К. Циолковского, с которым он находился в это время в активной переписке. Мысли ученого о месте человечества во Вселенной, несомненно, остро волновали поэта. Кроме того, на его мировоззрении отчетливо сказалось давнишнее увлечение творчеством Гёте и Хлебникова. Как говорил сам Заболоцкий: «В это время я увлекался Хлебниковым, и его строки:

Я вижу конские свободы И равноправие коров. —

Лодейников прислушался. Над садом шел смутный шорох тысячи смертей. Природа, обернувшаяся адом, свои дела вершила без затей. Жук ел траву, жука клевала птица, хорек пил мозг из птичьей головы, и страшно перекошенные лица ночных существ смотрели из травы. Природы вековечная давильня соединяла смерть и бытие в единый клуб. Но мысль была бессильна соединить два таинства ее.

. Где люди с ледяными бородами,
Надев на голову конический треух,
Сидят в санях и длинными столбами
Пускают изо рта оледенелый дух;
Где лошади, как мамонты в оглоблях,
Бегут урча; где дым стоит на кровлях,
Как изваяние, пугающее глаз.

С конца 1938 и до начала 1946 г . Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему жизнь.

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, —
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

И боюсь я подумать,
Что где-то у края природы
Я такой же слепец
С опрокинутым в небо лицом.
Лишь во мраке души
Наблюдаю я вешние воды,
Собеседую с ними
Только в горестном сердце моем.

И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье, — Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Я сделался нервной системой растений,
Я стал размышлением каменных скал,
И опыт осенних моих наблюдений
Отдать человечеству вновь пожелал.

Но в яростном блеске природы
Мне снились московские рощи,
Где синее небо бледнее,
Растенья скромнее и проще.

Значит, даль не навек занавешена Облаками и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов.

И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь.

Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.

В этих стихах удивительно сочетаются предельная реалистическая конкретность зримых, слышимых, воспринимаемых всеми чувствами примет и деталей обычного, казалось бы, природного явления и особая зыбкость, изменчивость, импрессионистичность видений, впечатлений, воспоминаний. И сам привидевшийся поэту во сне куст можжевельника становится емким и многомерным образом-олицетворением, вобравшим в себя давнюю радость и сегодняшнюю боль уходящей любви, ускользающий облик любимой женщины:

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!

Творчество Заболоцкого в основе своей глубоко реалистично. Но это не лишает его постоянного стремления к художественному синтезу, к соединению средств реализма и романтики, сложно-ассоциативного, условно-фантастического, экспрессивно-метафорического стиля, открыто проявившегося в ранний период и сохранившегося в глубине поздних стихов и поэм.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие традиций русской поэтической классики, и в первую очередь философской лирики XVIII-XIX вв. (Державина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, с самого начала своей творческой деятельности Заболоцкий активно осваивал опыт поэтов XX в. (Хлебникова, Мандельштама, Пастернака и других).

Жизненный и творческий путь Н.А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей в XX в. Органически впитав огромные пласты отечественной и мировой культуры, Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, в частности и в особенности философской лирики — от классицизма и реализма до модернизма. Он соединил в своем творчестве лучшие традиции литературы и искусства прошлого с самым смелым новаторством, характерным для нашего столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.

Н.А. Заболоцкий неоспоримо был талантливейшим русским поэтом, и, как и любой настоящий поэт, он видел мир не так, как другие люди: он мог увидеть красоту в неприметном, сделать из маленького и незначительного величественное.

Чтобы писать по-настоящему ценные и трогающие читателя стихотворения, необходимо не только видеть многообразие и богатство мира, но и уметь передать их, используя все возможности языка.

Произведения Заболоцкого пестрят необычными сравнениями, метафорами. Например, в стихотворении "О красоте человеческих лиц" он обратил наше внимание на сходство лица со зданием, по внешнему виду (и особенно по окнам) которого можно многое сказать о его владельце: "Есть лица, подобные пышным порталам. / Есть лица - подобия жалких лачуг. /Иные холодные, мертвые лица / Закрыты решетками, словно темница. ". Думаю, под окнами здесь подразумеваются глаза человека, ведь не зря говорят, что глаза - это зеркало души.

В целом, все стихотворения Заболоцкого строятся с помощью художественных средств, вот самые яркие примеры: "сияющих нот", "луженых глоток", "металлический хруст аметистовых ягод" - эпитеты; "усталость . снедала души их", "звезды . не смотрели больше на людей", "обняла их сладкая дремота" - олицетворения. Они придают поэзии автора особенный характер, составляют неотъемлемую часть художественного почерка Заболоцкого.

Больше всего внимания он уделял теме человеческой души, бессмертия, духовности и бездуховности. Поэт посвятил много стихотворений противостоянию человека и природы. Частично в этом прослеживается влияние мыслителей натурфилософии и творчества Тютчева и Баратынского. Он не принимал эту войну и желал, чтобы человек снова научился жить с окружающим его миром в ладу ведь, по его словам, "поистине мир и велик и чудесен".

Итак, в своем творчестве Н.А.Заболоцкий стремился ответить на вечные проблемы бытия, достигнуть понимания тайн жизни, найти гармонию в мире. Решения он находил исходя из взглядов философа-гуманиста, в позднем творчестве - исходя из своего литературного и жизненного опыта. Результатом его духовных поисков стало бесценное наследие в виде стихотворений, которые хоть немного зацепят любого близкого к культуре человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Творчество Н. Заболоцкого

Николай Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу после революции. Его отличали упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции, критическое отношение к своим произведениям и к их подбору. Заболоцкий считал, что нужно писать не отдельные стихотворения, а книгу.

В целом стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, повышенной музыкальностью, глубокой мыслью и искренним чувством.

Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу.

На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.
Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе.

Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам (“Жена”, “Неудачник”, “В кино”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”…), к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека (“О красоте человеческих лиц”, “Портрет”). Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии (“Рубрук в Монголии”).

Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная

им триада: мысль – образ – музыка. Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого “поэзией мысли”.
В творчестве поэта отчетливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами “голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя”.
Диапазон идей лирики Н. А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник “Столбцы”, отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении “Свадьба” поэт сатирически рисует стаю “мясистых баб”, которые едят “густые сласти”. В “Вечернем баре” изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем.

Блик света, отраженный в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ – “в бокале плавало окно”.
В конце 20-х – начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема – тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделенное разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и ее злые, стихийные силы. Человек для него – венец природы, “мысль ее, зыбкий ум ее”.

И все же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести ее от “дикой свободы”, “где от добра неотделимо зло”, в мир разума, гармонии и солнца.
Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого “Я не ищу гармонии в природе…”, и в стихотворениях 30-х годов “Все, что было в душе…” и “Вчера, о смерти размышляя…”. В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит “множество диковин” (“Вечер на Оке”), но распознать их может далеко не каждый.

Осень у Заболоцкого похожа на “молодую царевну в венце” (“Сентябрь”), а сам поэт подобен кедру, расщепленному громами (“Гроза идет”).
Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф. Энгельса и К. Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек – это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому все живое на земле наделено разумом. Это отражено в стихотворении “Метаморфозы”:
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком.
Мысли о человеческом бессмертии, воплощенном в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении “Завещание”: “Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу”.
В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении “Гроза” в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в “ночи вдохновенья” возникает “молния мысли”, – и рождается слово.
В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения “О красоте человеческих лиц”, “Одинокий дуб”, “Некрасивая девочка”). Красоту души мы “творим по мере наших сил”, она не “сосуд, в котором пустота”, а “огонь, мерцающий в сосуде”.
В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений (“Журавли”), болью отдается в его стихах тема войны (“Прохожий”, “В этой роще березовой…”).
Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает “последнюю любовь” в одноименном цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признается, что “слезами и стихотвореньями” обожжет “свою горькую, милую…”, то душа его “кричит от боли”, то между ним и его радостью “встает стена чертополоха”, потому что “их песенка спета” и “счастья до гроба не будет, мой друг”.
Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создается причудливыми звукописными образами. В образах его произведений “золото дубравы” и “серебро березняка” (“Подмосковные рощи”), “зеленый луч” морского заката (“Зеленый луч”), “белый блеск вольтовой дуги” (“Гроза идет”). В них звучит призыв: “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!”
Таким образом, и в гротеске “Столбцов”, и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.

Темы идеи образы лирики Н. А. Заболоцкого

Мы изучаем - Темы идеи образы лирики Н. А. Заболоцкого. Подсказки школьнику

Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу.

На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.
Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам (Жена, Неудачник, В кино, Некрасивая девочка, Старая актриса…), к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека (О красоте человеческих лиц, Портрет). Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии (Рубрук в Монголии).

Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль образ музыка. Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого поэзией мысли.
В творчестве поэта отчетливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя.
Диапазон идей лирики Н. А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник Столбцы, отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении Свадьба поэт сатирически рисует стаю мясистых баб, которые едят густые сласти. В Вечернем баре изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем.

Блик света, отраженный в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ в бокале плавало окно.
В конце 20-х начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделенное разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и ее злые, стихийные силы. Человек для него венец природы, мысль ее, зыбкий ум ее.

И все же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести ее от дикой свободы, где от добра неотделимо зло, в мир разума, гармонии и солнца.
Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого Я не ищу гармонии в природе…, и в стихотворениях 30-х годов Все, что было в душе… и Вчера, о смерти размышляя…. В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит множество диковин (Вечер на Оке), но распознать их может далеко не каждый.

Осень у Заболоцкого похожа на молодую царевну в венце (Сентябрь), а сам поэт подобен кедру, расщепленному громами (Гроза идет).
Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф. Энгельса и К. Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому все живое на земле наделено разумом. Это отражено в стихотворении Метаморфозы:
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком.
Мысли о человеческом бессмертии, воплощенном в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении Завещание: Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу.
В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении Гроза в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в ночи вдохновенья возникает молния мысли, и рождается слово.
В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения О красоте человеческих лиц, Одинокий дуб, Некрасивая девочка). Красоту души мы творим по мере наших сил, она не сосуд, в котором пустота, а огонь, мерцающий в сосуде.
В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений (Журавли), болью отдается в его стихах тема войны (Прохожий, В этой роще березовой…).
Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает последнюю любовь в одноименном цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признается, что слезами и стихотвореньями обожжет свою горькую, милую…, то душа его кричит от боли, то между ним и его радостью встает стена чертополоха, потому что их песенка спета и счастья до гроба не будет, мой друг.
Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создается причудливыми звукописными образами. В образах его произведений золото дубравы и серебро березняка (Подмосковные рощи), зеленый луч морского заката (Зеленый луч), белый блеск вольтовой дуги (Гроза идет). В них звучит призыв: Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Таким образом, и в гротеске Столбцов, и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.

Читайте также: