Танцы эпохи возрождения кратко

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Служители церкви невзлюбили танец. И причины надо искать в разнице между языческой и христианской идеологией. В христианской религии тело человека - "дьявольский сосуд", "скопище плотской мерзости", его надо усмирять, чтобы душа после смерти получила доступ в царство вечного добра и справедливости. Поэтому танец, тесно связанный с телесным началом как никакое другое искусство, воспевающий радость бытия, не мог приветствоваться церковью, требующей от благочестивых христиан смирения и покаяния. Но как нельзя запретить человеку улыбаться, так нельзя запретить ему танцевать, поэтому без танцев не обходились ни один праздник, ни одно веселье. Самый распространенный крестьянский танец получил название бранль, что в переводе с французского означает "качание", "колебание". Поначалу эти танцы были несложными - простые шаги, покачивания корпусом. Постепенно ритм становился более быстрым и темпераментным, шаги стали чередоваться с подскоками и прыжками. Исполняя его, танцующие пели любимые песни, перебрасывались различными шутками. У каждого профессионального цеха (гильдии) были специальные пляски, в которых они прославляли свое мастерство. Так, например, оружейники исполняли танец с мечами. Карнавалы ведут свое происхождение от языческих обрядов и игр на масленице, когда ряженые в масках обходили дома, обращаясь с приветствием к хозяевам, и исполняли танцы в сопровождении импровизированных шуток.

В Италии, в Венеции, ежегодно устраивался самый знаменитый в мире карнавал, во время которого все жители города выходят на улицы в фантастических масках и костюмах, танцуют и развлекаются. И на вас посмотрят с удивлением, если вы будете хмурым и без праздничного костюма. А ночью в небе над Венецией вспыхивает праздничный фейерверк, от которого у всех его видевших захватывает дух. Горожане любили выступления бродячих артистов - некоторые указы предписывали пропускать их без обязательной для всех уплаты пошлины: Если на мосту появится обезьяна, и ее ведет не простой обыватель для собственного развлечения, но жонглер, дающий с ней представления, то он должен дать его в виде пошлины тут же на мосту.

А теперь покинем средневековый город и перенесемся в замок феодала.

Увеселения феодалов отличались холодной торжественностью, пышностью, здесь отсутствовали живое веселье и праздничная непосредственность. Танцы были по преимуществу медленными, размеренными, состояли главным образом из шагов и поклонов. Да и как можно было танцевать в быстром темпе, если движения сковывала тяжелая, неудобная для танцев одежда. Мужчины танцевали обычно в шляпах, дамы - с платками и веерами. В особо торжественных случаях танцевали с факелами. Этикет придворного общества регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным во время церемоний, придворных прогулок, обедов, ужинов, танцевальных вечеров.

В это же время в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер. В ту пору умение делать реверансы и поклоны свидетельствовало о принадлежности к аристократии: "даже если вы не умеете хорошо танцевать, вам будет поставлено в заслугу умение хорошо сделать реверанс". Зачастую в танце преобладали поклоны, а не танцевальные движения. Реверанс дамы был плавным и глубоким, он занимал довольно долгое время, так как надлежало еще аккуратно придерживать платье, чтобы, не дай бог, не открыть ноги. Способы соприкосновения партнеров также были строго определены этикетом. Кавалер мог поддерживать даму за локоть, иногда за кончики пальцев или накладывать свою кисть на кисть руки дамы, но никогда - обнять даму за плечи или за талию: это могли счесть оскорблением нравственности. Изысканный рисунок рук венчал основные позы. Женщина должна была танцевать скромно, легко, нежно, опустив вниз глаза. Иногда устраивались тематические балы, или маскарады: за несколько дней до праздника задавалась тема, в соответствии с которой приглашенные готовили себе костюмы и сочиняли танцы. Темы были самыми разнообразными: индийский бал, бал в древнегреческом духе, африканский бал, китайский бал, бал садовников и т.п.

Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. В 12 в. культ романтической любви и рыцарства в значительной мере преобразил танец, приглушив его откровенно эротические черты. Танец входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал как своего рода домашняя параллель к турнирам на открытом воздухе. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу; тип этого танца во многом напоминал полонез.

В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. В социальном плане жесткого водораздела тогда еще не существовало. Селяне могли подражать придворному танцу, а рыцари любили иной раз присоединиться к сельскому хороводу. Крестьяне отдавались танцу ни с чем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец становился все более манерным. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.

В эпоху Возрождения светские развлечения постепенно становятся все более изысканными и усложненными. Элементы театра и танца проникали во все сферы жизни феодалов - даже пиры в замках напоминали театральное представление: в перерывах между подачей отдельных блюд перед гостями приглашенные артисты и музыканты разыгрывали небольшие танцевальные и пантомимические сценки, пели арии и играли на музыкальных инструментах. К XV веку танцы несколько изменились - они усложнились, стали более быстрыми и подвижными, теперь исполнялись прыжки и даже легкие поддержки - когда дама с помощью кавалера поднималась в воздух. Появилось много новых танцев, каждый имел определенные движения (па). Причем знать их - и танцы, и движения - надо было так же хорошо, как и правила этикета.

Развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как сюита, которая, в свою очередь, оказала влияние на становление сонатной формы.

Маскарады и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. В 15 и 16 вв. такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Больше всего в эпоху Ренессанса увлекались маскарадами, т.е. танцами в масках, причем маски имели в эту эпоху особое значение. Люди, желавшие сохранить свое инкогнито, путешествовали в масках; представители враждующих знатных семейств скрывали свои лица под масками – как это представлено, например, в шекспировской трагедии Ромео и Джульетта , где юный любовник в маске проникает на бал к Капулетти.

После тысячелетий Средневековья культура европейского танца оставалась застойной и неразвитой, но все это изменилось с приходом 13 века. В то время сильный экономический рост, создание безопасных торговых путей и технический прогресс, наконец, позволили зародиться высокому классу итальянских купцов и дворян, которые обратили свои взоры на искусство, музыку и танцы. После первых шагов по созданию эпохи Возрождения европейского континента 13 века, их усилия быстро распространились по западным странам, наконец, до Англии, где танец был воспринят с распростертыми объятиями.

Влияние Английской королевы Елизаветы I на танец

Танцы, которые использовались высшим классом и двором, чаще всего импортировались из других стран. Купцы и знать, которые путешествовали по всей Европе, привезли в Англию танцы из Италии, Испании и Франции, и их влияние привело к созданию новых танцевальных стилей. Знаменитые мастера танцев елизаветинской эпохи создали подробные руководства (с конкретными инструкциями по танцевальным шагам, скольжению, штамповке, прыжкам и другим движениям), которые были распространены по всей Англии, обучая и воспитывая благородство высшего класса чудесам европейских стилей. Одними из самых известных танцевальных мастеров того времени были итальянцы и французы, такие как француз Тойно Арбо (1520–1595), итальянец Фабритио Карозо (1536–1605) и Чезаре Негри (1535–1604).

Самые известные танцы

Одними из самых известных танцев елизаветинской эпохи были танцы высокого класса: Павал (требовавший шествия мужчин и женщин, лишь слегка коснувшихся пальцами), Гальярд (быстрый и энергичный танец), Алмайн (исполняемый клавишными и лютневыми инструментами), Вольт (только елизаветинский танец, который позволял обниматься танцорам), Гавот (очень популярный танец среднего темпа, в котором поцелуй был одним из движений), Курант (медленный французский танец) и Балет (который был импортирован из Италии, его танцевали как новички, так и профессионалы).

После смерти королевы Елизаветы музыкальное искусство оставалось популярным в Англии лишь в течение короткого периода времени, прежде чем его затмили по популярности и достижениям французские стили раннего барокко.

6 видов танцев, которые были популярны во Франции эпохи Возрождения

Но на что были похожи эти танцы? Читайте дальше, чтобы узнать, как отличить шесть форм танцевальной музыки!

  1. Бранле
    Самым простым из танцев был бранле, который возник как круговой или линейный танец с ударами ногами или скользящими шагами, обычными для свадеб и народных праздников. Даже когда бранле дошло до двора, оно сохранило свои праздничные корни. Бранлес был настроен на живую музыку, которая обычно писалась в два метра и часто исполнялась на скрипках, хотя иногда использовались и другие инструменты, в зависимости от обстоятельств. Сами танцы исполнялись цепочкой танцоров, все держались за руки и делали несколько больших шагов к влево и такое же количество меньших шагов вправо, чтобы вся линия продолжала двигаться влево. Однако Мелинда Салливан, профессор Бостонского университета, преподающая танец, говорит, что простые бранли имеют одинаковые типы шагов слева направо, более сложные бранли могут иметь разные шаги и ритмы с каждой стороны. Часто бранли также часто перемежаются некоторыми движениями пантомимы.

Шотландские бранли были представлены во Франции Марией Стюарт (Мэри Королева Шотландии) после замужества с Франсуа II в 1559 году.

Был величественным танцем для пар, который использовался для торжественных процессий, таких как вход короля или королевы. Часто это был первый танец, исполняемый на балу. В этом медленном, достойном танце пары держались за руки и образовывали форму колеса. Они шагали вперед и назад, вставая на подушечки стоп в конце каждого движения. Павана часто сочеталась с более быстрой гальярдой, еще одним парным танцем, который часто может быть довольно сложным и энергичным.

  1. Гальярд
    Гальярды — это живые танцы, которые обычно начинаются сразу после медленных величественных паванов. На гальярде мужчина и женщина выполняют четыре маленьких удара ногой, а затем один большой прыжок. Пары танцевали на состоянии всего бального зала вовремя гальярды. Гальярды часто заканчивали танцевальные номера и использовались как повод для обмена поцелуями, подарками или цветами. Туано Арбо, опубликовавший первый трактат о французском танце в 1588 году, говорит, что танец был необходим в хорошо организованном обществе, потому что он показывает, каковы влюбленные. А о поцелуях он говорит, что после танцев влюбленным «разрешается целовать своих любимых, чтобы они могли прикоснуться и насладиться друг другом.

В отличие от величественной паваны, которая обычно предшествовала ей, гальярда обычно показывала тройное время, обычно принимая его метр как адаптацию 2/4 времени паваны, так что полмеры паваны равняются одной целой мере измерения гальярда.)

  1. Танцы для скоморохов (или актеров)

Хотя многие танцы исполнялись самими дворянами, некоторые также исполнялись актерами. В трактате Арбо объясняется, как исполнить танец яркой хореографической игры на мечах четырьмя мужчинами, одетыми как солдаты.

Уровень культуры в обществе в эпоху Возрождения достаточно быстро рос, а запросы социума повышались. Так, правители итальянских государств, городов и знатные особы все больше уделяли внимания пышности и зрелищности своих приемов, балов и празднований. Таким образом, постепенно сложился популярный набор хореографических композиций, который предусматривал соблюдение целого ряда правил и некоторых норм. И стоит сказать, что, несмотря на такое активное участие танца в жизни человека эпохи Возрождения, пляски этого периода состояли в основном их таких же движений, как и во времена Средневековья.



Танец эпохи Возрождения

Эволюция танца в эпоху Возрождения

Некоторая трансформация танца произошла с приходом в моду длинных носков в мужских туфлях и еще более пышных и тяжелых платьев у дам.


Вследствие этого хореография эпохи Возрождения отличалась простотой и состояла в основном из ходьбы под музыку, хлопков, небольших прискоков и очень редко из бега на цыпочках. Но такое однообразие изрядно поднадоело, и в хореографии начала появляться пластика, а танец становился более утонченным, грациозным и сложным. Эта эволюция поспособствовала возникновению такого вида хореографии, как балет.



Бас-данс

Не менее популярным был мориско. Это танец очень долго был неотъемлемым атрибутом любого торжественного праздника в эпоху Возрождения. Дання хореографическая композиция могла исполняться как сольно, так и в группах, но только мужчинами. Все участники действа облачались в маскарадные костюмы и маски, а на ноги привязывались специальные колокольчики. Состоял мориско из взмахов ногами и руками и отличался простотой. Этот вид плясок используется и в современной Испании, а также на Британских островах.


Практически каждый человек, услышав какой-нибудь ритм или мелодию, испытывает подсознательное желание двигаться, и, кажется, оно заложено в нас природой и существовало всегда.
Первые свидетельства о танце встречаются учеными при изучении культур Древней Греции, Индии и Египта. В эти времена танец, в основном, был частью театрального представления. Но и за пределами сцены люди всегда хотели танцевать.
Именно поэтому появился бытовой (иногда его еще называют социальный) танец. Он, с одной стороны, мог исполняться обычными людьми, не только артистами, с другой, имел фиксированную музыкальную форму и фигуры, что позволяло участвовать в нем одновременно большому количеству человек.
Изучая такие танцы мы, так или иначе, вынуждены погрузится в исторический контекст. Каждое движение определяется тем, кто, когда, когда, почему и где исполнял эти танцы, какие были костюмы и правила этикета.
Далее, рассматривая танец в различные эпохи, мы будем говорить в основном о Европе, так как во-первых, наша культура балов формировалась именно под влиянием Европейской, а во-вторых, именно развитие танца в этих странах оказало наибольшее влияние на балет и другие формы танца как искусства.

Средневековые танцы.

То, что люди сегодня знают о танцах Европы в средние века, основывается на музыке, характерной для данного исторического периода, изображениях в живописи и литературе. И хотя до нас дошли названия многих средневековых танцев: кароль, фарандоль, эстампи и другие, практически ничего не известно о конкретных шагах, движениях тела, и взаимодействии партнеров.



Конечно, для нас сейчас описываемое звучит дико, но стоит помнить, что жители европейских стран в те годы пребывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время позволяющей забыть о суровой действительности.

Большое влияние на развитие общественных танцев также оказала церковь, под контролем которой тогда находились все сферы искусства. Христианство видело в танцах, форму выражения низменных сторон человеческой натуры, так как в них был возможен телесный контакт мужчины и женщины.
Отчасти благодаря этому появилось строгое различие между придворным парным танцем и деревенским групповым. Если народный танец оставался импровизацией, то придворный становился все больше регламентированным. В нем уже было жестко ограничено взаимодействие внутри пары: например, кавалер мог касаться запястья дамы только кончиками пальцев, а благородная дама не могла смотреть кавалеру прямо в глаза.

Танцы эпохи Возрождения.

Даже развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях ориентировались на танец. Тогда же зародилась тенденция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца, которая породила такую музыкальную форму, как сюита.

Еще одним танцем-фаворитом королевы Елизаветы была Вольта. Ее танцевали под ту же музыку, что и гальярду, но контакта в паре было значительно больше, из-за чего его даже считали неприличным. Шутка ли, кавалер мог даже поднять даму за талию, и при этом увидеть ее ножки.

Читайте также: