Описание картины тропинина портрет пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Портрет Александра Сергеевича Пушкина, созданный художником Василием Тропининым — это, пожалуй, самое популярное на нынешний момент времени изображение великого поэта. А по словам самого Александра Сергеевича — этот портрет довольно-таки реалистичен.

Перед нами фигура поэта, он сидит, слегка повернув свою голову, его взгляд образует диагональ относительно нас из глубины левой части портрета в наружную сторону полотна вправо. Поэт гладко выбрит, за исключением мягких бакенбардов, напоминающих нам лёгкие облака,

с той лишь разницей, что они — чёрные, как и курчавая шевелюра на голове классика. Ворот белой рубахи накрахмален колом и перевязан чёрным платком.

Поверх нижней одежды поэт облачён в одеяние, напоминающее нам нечто среднее между сюртуком и домашним халатом коричневого цвета с чёрными отворотами. В левом нижнем углу картины намечается красно-розовый, возможно, из гранита, стол на котором покоится длань великого классика золотого слова. Пальцы руки сжаты в расслабленный кулак. На указательном и большом пальцах мы видим золотые кольца, украшающие руку непревзойдённого мэтра пера.

чуть внимательнее, то можно обнаружить под локтевой частью руки Пушкина, спрятанную от нас рукопись, чьи белые уголки лишь слегка показывают себя для наблюдательного ценителя искусства.

Портрет выполнен весьма элегантно. Александр Сергеевич изображён здесь с максимальной долей достоверности, словно перед нами живой человек или же его фотография. Взгляд поэта и лицо спокойны и в то же самое время присутствует в них толика тревоги или озабоченности чем-то грядущим. Возможно, поэт созерцал своё будущее, по крайней мере скрытый страх в этой картине присутствует, однако, общее впечатление от картины — эстетически положительное.

История происхождения этой картины является загадкой. Некоторые исследователи считают, что его заказал друг Пушкина Соболевский. Другие уверены, что поэт сам обратился к художнику за собственным изображением. В любом случае, из-за известной неусидчивости Александра Сергеевича, Тропинину приходилось ловить его в гостях и делать эскизы буквально в походной обстановке.

Тропинин выбрал поясной портрет, изобразив литературного гения сидящим за письменным столом. Одной рукой он облокотился на столешницу, из-под широкого рукава видны бумажные листы – возможно, это новая незаконченная поэма.

Выбор наряда для героя можно считать вольной фантазией живописца. Одежда на поэте совсем простая, домашняя, словно в противовес портрету Кипренского, где художник изобразил Пушкина настоящим денди, одетым по последней моде.

Александр Сергеевич облачен в белую рубашку с поднятым воротником, вокруг шеи повязан шелковый изумрудный шарф, а на плечи небрежно наброшен домашний свободный халат – в девятнадцатом веке такая одежда считалась признаком свободолюбия и вольного нрава.

На ухоженной руке с длинными заостренными ногтями надеты два перстня. Один был подарен поэту Елизаветой Воронцовой – этой женщине были посвящены многие пушкинские стихотворения. Пушкин считал кольцо своим талисманом, приносящим удачу, и никогда с ним не расставался. О происхождении второго перстня историкам ничего не известно.

Других значимых деталей на холсте нет, поэтому внимание зрителей сосредотачивается на лице героя.


Картины Русских Художников

Автор

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) – русский художник-портретист, особенностью произведений которого является открытие зрителям героев картин в часы их внутреннего умиротворения. Рождённый крепостным, Тропинин, удивительным образом сочетая в себе душевную кротость и настойчивость в достижении цели, мягкость характера и трудолюбие, добился самых вершин – получил образование и стал популярным в Москве живописцем. Автор более 3000 картин – портретов родных, друзей, простых людей и московской аристократии.

Заказчик

Александру Сергеевичу в конце 1826 года разрешили вернуться из ссылки в Михайловском и велели явиться в Москву на аудиенцию с Николаем I. Поэту обещалось личное покровительство и цензурные послабления.

Знакомство живописца с поэтом

Пушкин и Тропинин были представлены друг другу в доме Соболевского. Художника провели в кабинет, где, вопреки ожиданиям, светило литературы весело возился с щенками. Он оказался очень живым и подвижным, настоящим непоседой. Эта его особенность отчасти стала причиной заказа портрета именно Тропинину – художник славился тем, что герои его картин лишены официоза, они благодушны и максимально расслаблены, тогда как портреты кисти других живописцев, часто припомаженные и припудренные, не могли открыть пушкинского темперамента.

Художник, благоговея, приступил к работе – он быстро написал маленький этюд, в котором точно уловил черты облика поэта и сумел передать им живость и свежесть. В следующий сеанс работал над идеей будущего портрета, закрепив её на бумаге карандашом. Замысел изобразить поэта в домашней обстановке оказался очень удачным.

Элементы его одежды заслуживают пристального внимания:

  • Просторный мягкий халат уютного коричневого цвета с синими атласными отворотами – значит, в комнате прохладно, а Пушкин любил тепло. Мужчины в XIX веке накидывали халат дома, сняв сюртук и оставив рубаху и панталоны. По воспоминаниям современников, Пушкин любил халаты, покупал их в путешествиях. На юге или в жаркие дни носил по утрам на голое тело. В халатах из дорогих тканей было позволительно даже принимать гостей-мужчин.

Правая рука героя картины лежит на столе, прижав к нему рукопись. На пальцах два перстня. На большом – с изумрудом, от дяди, Василия Львовича. Это перстень с историей, уходящей к Ивану III. На указательном пальце перстень от графини Воронцовой, к мужу которой кольцо попало от крымского хана.

История с подменой картины

Подмена была раскрыта спустя годы, в 1850-х. Нашли оригинал в лавке менялы Волкова, принесли автору засвидетельствовать подлинность и подкорректировать. Художник взялся лишь почистить полотно и покрыть лаком – что-то исправлять и подкрашивать на холсте, видевшем воочию самого Пушкина, написанном с живого поэта, посчитал святотатством.

Как картина оказалась в Санкт-Петербурге

В 1909 году шедевр Тропинина из семьи князя Оболенского попал в Третьяковку. В 1937-м страна вспоминала поэта в связи со 100-летием его гибели, и галерея отправила картину в качестве экспоната в Ленинградский музей Пушкина, который отказался вернуть полотно. Так на берегах Невы оно и осталось.

Самый живой портрет

Художественные решения живописца достигли своей цели – раскрыли своеволие, свободолюбие и непокорность поэта. Этими его чертами Тропинин восхищался – ему, почти пол века бывшему крепостным, было свойственно обострённое чувство собственного достоинства, присуще нежелание подчиняться и ходить в мундире.

Современники поэта поражались и точно подмеченному взгляду Пушкина – именно так он выглядел, когда им овладевала Муза. Поэтому картину можно смело назвать историческим документом, позволяющим сегодня, спустя два столетия, лицезреть величайшее светило русской поэзии.

О том, как выглядел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, нам сообщают изображения, оставленные его современниками. Одно из них — портрет, написанный Василием Тропининым в 1827 году. Это знаменитое полотно, с которым связано много исторических тайн.

Сочинение по картине тропинина портрет пушкина

История создания

Полотно написано маслом с натурного этюда. Сейчас оно хранится в Государственной Третьяковской галерее. Его размер — 68.2 х 55.8 см.

До сих пор неизвестно, кто заказал Тропинину портрет Пушкина. Но этот счет есть две версии:

 тропинин

Большинство пушкиноведов склоняется к тому, что Александр Сергеевич лично сделал заказ, чтобы удивить поэта Соболевского. Впрочем, тот так и не увидел оригинальное произведение. Почти сразу после написания портрет заменили подделкой. Только через несколько десятков лет подлинное полотно было выкуплено князем Оболенским у мелкого торговца живописью.

К тому времени Тропинин уже был 80-летним стариком.

Он опознал свою работу, слегка ее почистил и отреставрировал, но наотрез отказался переделывать, считая, что лучше выполнить портрет Пушкина уже нельзя.

Описание работы Тропинина

Поэт изображен сидящим за столом. Голова Александра Сергеевича повернута влево таким образом, что лицо показано в три четверти. У Пушкина темные вьющиеся волосы, спускающиеся ниже ушей, и бакенбарды, доходящие до начала подбородка.

Правая рука поэта лежит на столе. Пальцы согнуты, на большой и указательный надеты украшения из желтого металла:

  • кольцо;
  • перстень с темно-зеленым изумрудом.

Пушкиноведы считают, что на указательном пальце не кольцо, а перстень с восьмиугольным сердоликом, перевернутый вниз камнем. Это ювелирное изделие было очень дорого Александру Сергеевичу. Он носил его постоянно, но незадолго до роковой дуэли подарил своему другу Жуковскому. От него перстень перешел к Тургеневу и Полине Виардо. Затем драгоценность оказалась в Пушкинском музее Александровского лицея, где находилась до 1917 года, а затем была украдена. Одежда поэта на картине:

  • белая рубашка с выпущенным наружу воротником;
  • шоколадного цвета халат с темными лацканами, сшитый из гладкого блестящего материала;
  • черный атласный шарф, низко завязанный свободным узлом.

 описание портрета пушкина

Распахнутый на груди халат противопоставляется сюртукам, в которых в те времена было принято позировать. Так автор подчеркнул независимость и свободолюбие поэта.

Для фона мастер выбрал нейтральный коричневый цвет, перекликающийся с одеждой модели. В верхнем углу фон светлее. Эта деталь говорит, что Пушкин сидел у окна и смотрел вглубь комнаты. Об этом же свидетельствуют блики на его одежде и лице.

Фигура и поза модели уравновешены, производят впечатление цельности. Обращают на себя внимание широкие плечи, величественная посадка и гордый разворот головы. Поэт выглядит монументально. Даже халат смотрится на нем, будто это римская тога патриция.

Распахнутый ворот белой рубашки позволил художнику выделить лицо Пушкина, сконцентрировать на нем внимание зрителя. Во взгляде поэта, устремленном вдаль, читается вдохновение.

Краткий анализ

Работы кисти Василия Андреевича Тропинина отличаются точностью деталей. Мастер умел талантливо выполнять особенности внешности. В портрете Пушкина Тропинин смог изобразить живое выражение лица, типичное для поэта. Кажется, что подвижный и энергичный Александр Сергеевич через секунду повернет голову и посмотрит на зрителя, а затем резко встанет. Те, кто знал Пушкина лично, подтверждали, что у него был именно такой взгляд, когда он обдумывал свои гениальные произведения.

Тропинин портрет пушкина сочинение

Тропинин выбрал из палитры темные и сероватые нейтральные цвета. Простая одежда и отсутствие обстановки служат одной цели — выделить лицо поэта и сохранить его для потомков, показать характер.

Тропинин показал процесс создания великих стихов. Пушкин на полотне находится во власти вдохновения. Он словно отсутствует в бренном мире и смотрит вдаль, видя то, что непостижимо для простых людей. На полотне запечатлен момент рождения шедевра.

Тропинин смог достоверно описать внешность и характер великого российского поэта. Мастер не только спас от небытия внешние черты молодого Пушкина, но и показал его глубокий внутренний мир.

Используя собственный безупречный стиль, живописец раскрыл тайные уголки души гения, показал, как рождались бессмертные стихотворения.

Читайте также: