Общественные настроения в 1930 годы ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда заходит речь о 30-х годах, то сразу вспоминаются ГУЛаг, репрессии, политические процессы и ежовщина 1937-1938 гг., из-за чего создается впечатление, что эти годы были наполнены только страхом, визитами "черных воронков", произволом НКВД и т.д. Однако это была, хоть и трагическая, но только одна сторона жизни. Трудно поверить, но слова Сталина о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее" , в чем-то оказались правдой. Сегодня мы расскажем о повседневной жизни советских людей в 30-е годы.

На рубеже 20-30-х годов происходит массовое переселение людей из сел и деревень в города, где можно было заработать денег и более-менее устроить жизнь и куда можно было сбежать от колхозов. Но руководство страны сразу сообразило, что этот процесс нужно жестко регулировать. В 1932 году в СССР вводится система паспортов и прописок , благодаря чему теперь можно было следить за передвижением граждан по стране. Правда, сельские и деревенские жители были лишены права получить паспорт, что, фактически, сделало их привязанными к колхозу и не давало им возможности уехать в другое место.

Как раз из-за массового заселения городов появилась пресловутая жилищная проблема с бараками, общежитиями и теми самыми коммунальными квартирами . Правда, в то время возможность иметь отдельную комнату казалась роскошью, а о просторных квартирах даже речи не велось. Квартирный вопрос , который задел Воланд в "Мастере и Маргарите", в годы репрессий решался доносами, когда опустевшую жилплощадь занимали новые жильцы.

В 1933 году в СССР были отменены карточки на продукты. Это означало некоторое улучшение жизненных условий. Открывались ресторанчики, кафе и столовые. Правда, некоторые деликатесы по-прежнему было не достать. Но в эти же годы, во многом, благодаря наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну, в рационе советских граждан появились привезенные из США консервы , сосиски , советское шампанское и даже разные виды мороженого .

Что же касается пищи духовной, то она с избытком предоставлялась советским людям. Это стало возможным потому, что еще в 20-е годы была запущена программа всеобщей ликвидации безграмотности , когда издавались специальные буквари и пособия, открывались начальные и средние школы . В итоге к 1939 году общий уровень грамотности населения достиг показателя в 87,4 % (в 1917 году он был 43 %) . В городах и селах открывались клубы, "культчайные", дворцы культуры и дома пионеров. В них проводились политические собрания, показывались советские кинофильмы, устраивались мероприятия.

В сфере образования в 30-е годы был сделан большой прорыв. Открылось множество училищ, техникумов, университетов. Выросло число студентов. Причем, образование людей перестало строиться только на марксистко-ленинской теории, но стала внедряться и традиционно-патриотическая линия. Вновь вспомнились имена исторических героев, о которых снимались фильмы (Иван Грозный, Александр Невский, Минин и Пожарский) . Не забыли и о великой русской литературе. Так, в 1937 году было широко отмечено 100-летие гибели Пушкина. Не обходили вниманием и патриотическое воспитание молодежи. Именно в эти годы появились соревнования "Готов к труду и обороне СССР" и "Ворошиловский стрелок" .

Правда, не стоит забывать и о пропагандистских моментах. Если говорить об образовании, то всякий плюрализм был уничтожен, а главной идеологической книгой стал "Краткий курс истории ВКП (б)" , редактированный Сталиным. В этом труде, который были обязаны изучать все жители СССР, излагалась "правильная" точка зрения на революцию, Гражданскую войну и 20-е годы, где бывшие герои стали предателями и врагами. А чего только стоит культ личности "отца народов" Сталина , которого в эти годы воспевали на плакатах и страницах всех газет, журналов и книг.

Пропаганда стала важной частью жизни. Ежедневно гражданам СССР рассказывали о достижениях советских летчиков и полярников, стахановцев и победителей соцсоревнований, примеры которых должны были вдохновить жителей могучего Советского Союза на новые подвиги по достижению социализма. В это время были введены награды "Герой Социалистического труда" и "Герой Советского Союза" .

Действительно, трудились в это время люди много и ударно. Эти годы ознаменованы строительством множества городов, заводов и предприятий. Была изменена Москва и построено столичное метро . Выходных было не так много, потому что нужно было достигать светлого будущего, которого люди ждали и в которое верили. Но руководство дало народу несколько праздников: 1 мая , 7 ноября и Новый Год , возвращенный при Сталине. Вождь вернул народу елку с Дедом Морозом, заменив Новым Годом старое и доброе Рождество. Остальные праздники отмечались демонстрациями , парадами на Красной площади , шествиями физкультурников . Свободное время граждан наполнялось мероприятиями в клубах, танцами, политпросвещением и футболом , который стал очень сильно развиваться в это время.

В целом, это время можно назвать периодом великого народного энтузиазма, воодушевления и подвижничества. Люди были готовы идти за своим вождем Сталиным, готовы были выполнять любые его приказы и даже готовы были верить во все, что он скажет. В эти годы руководство страны боролось за народ, открывая санатории и давая ему бесплатную медицину , образовывая его и запрещая аборты , возвращая ему историю и великую литературу.С одной стороны, это время великих свершений, которые люди творили вопреки непростым условиям и в надежде на светлое будущее. А с другой, это время великой лжи и страшных преступлений, когда вчерашние герои становились "врагами", когда соседи, друзья и коллеги оказывались "троцкистами", "контрреволюционерами" и "шпионами". Это время борьбы с верой и Богом и, одновременно - время возвышения новых богов - Ленина и Сталина.

Повседневная жизнь в эпоху 30-х гг.

Индустриальный рывок начала 30-х годов был также в значительной степени достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.

Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжелыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А.Г. Стаханова, добывшего 102 т. угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда.

Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Советское общество в 1930-е гг.

Гастроном и Бакалея

Парад физкультурников 1936 г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 740 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2020 851
  • PPTX 5.4 мбайт
  • 34 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Востриков Игорь Тимофеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Посредством репрессий устранялась лучшая, свободо­мысля­щая часть нации, способная критически оценивать происходящие в об­ществе процессы и потому представлявшая препятствие на пути утвер­ждения личной власти Сталина.




После убийства Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были по­ставлены его сторонники (А. Микоян, А. Жданов, Н. Хрущёв, Г. Маленков). В 1935 г. из библиотек были изъяты произведения Троцкого, Зиновьева, Каменева; ликвидированы Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан. В 1934 г. в ходе обмена партийных билетов большевики проверялись на предмет со­чувствия Троцкому, Зиновьеву и Каменеву.

Было истреблено руководство компартий союзных республик. Загадочной смертью умерли Г. Орджоникидзе, В. Куйбышев, М. Горький, Н. Крупская, Н. Аллилуева (супруга Сталина).

От репрессий стра­дали и сами репрессивные органы. Были уничтожены руководители органов безопасно­сти, исполнители массовых репрессий – Г. Ягóда (расстрелян в 1936 г.) и Н. Ежов (расстрелян в 1940 г.). Ежова в 1938 г. сменил Л. Берия (расстрелян в 1953 г.).

По обвинениям в политических преступлениях было арестовано только в 1937–1938 гг. около 2 млн. человек, из них 800 тыс. было казнено. Огромный урон понесли интеллигенция, ду­ховенство (с 1930 г. было закрыто 90 % церквей). Всего в 1930-е гг. было арестовано 7–10 млн. человек, около 90% осуждены к различным срокам заключения. Через ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) с конца 1920-х гг. до 1953 г. в общей сложности прошло, по раз­ным данным, от 17 до 40 млн. человек. Около 3,5 млн. человек нахо­дилось в заключении одновременно.

-Тезис о построе­нии, в основном, социализма.

-Политической основой СССР провоз­глаша­лись Советы депутатов трудящихся, экономической – социали­стиче­ская собственность на средства производства.

-Выборы в сове­ты объявлялись прямыми, равными, тайными и всеобщими (в действительности – бе­зальтерна­тивными и формальными).

-Высшим законодательным органом объяв­лялся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Председателем Президиума Верхов­ного Совета являлся М. И. Калинин. В реальности вся власть находилась в руках Сталина и высших партийных органов.

-Конституция отменила соци­альный слой лишенцев, декларировала социальные права трудя­щимся, демократические права и свободы (в реальности этого также не существовало).

Национальные отношения по Конституции 1936 г. В качестве основных форм национально-государственного строительства Консти­туция закрепила федерацию и автономию. СССР состоял из 11 союз­ных республик. Киргизская и Казахская автономные республики были преобразованы в союзные республики, а республики За­кавказья – Азербайджанская, Армянская и Грузинская – непосредственно вошли в Советский Союз. ЗСФСР была упразднена.

Но федеративное устройство СССР было фикцией, в реальности су­ществовало цент­рализованное государство. Административно-команд­ная система в 1930-е годы проводила искусственное объединение и раз­деление этносов. Так, ингуши и чеченцы в 1934 г. были со­единены в одну Чечено-Ингушскую АССР, а осетины, напротив, были разделены на Северо-Осетинскую АССР (в составе РСФСР) и Юго-Осетинскую автономную область (в составе Грузии). Создавались искусственные национально-территориальные образования (Ев­рейская автономная область на Дальнем Востоке, где евреи раньше никогда не жили).

Социально-классовую структуру общества составляли:

- рабо­чий класс – 34%, увеличился за 1929–1937 гг. с 9 до 24 млн.;

- класс колхозного крестьянства – 47%;

- крестьяне-единоличники и некооперированные кустари – 2,5%.

Признаки тоталитарного режима – системы мобилизационного типа в СССР. Тоталитарный режим – государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества. Тоталитарный режим называют также общественной системой мобилизационного типа.

Её политическую основу составляли:

1. Господство однопартийной политической системы в лице ВКП(б).

2. Единая официальная идеология (коммунизм).

3. Система тотального контроля.

4. Культ харизматического вождя (И. В. Сталина).

5. Мощный репрессивный аппарат, массовый террор против оппозиции, целых классов, народов.

6. Сращивание партийного и государственного аппаратов.

7. Создание системы огосударствленных массовых организаций, вовлечение всех слоёв населения в идеологические организации (пионерия, комсомол, партия), обязательное участия граждан в делах режима, невозможность оставаться в стороне.

8. Унификация всей политической и общественной жизни.

9. Государственный контроль над средствами массовой информации, государственная монополия на СМИ.

Её экономическую основу составляли:

1. Руководство экономикой через бюрократический аппарат.

2. Полное подчинение производителя государству.

3. Ликвидация свободы труда, внеэкономическое принуждение.

4. Присвоение государством средств производства и рабочей силы.

5. Государственное регулирование рабочего дня и заработной платы.

6. Запрет забастовок.

7. Экономическая автаркия.

8. Милитаризация экономики и труда.

9. Государственное регулирование имущественных отношений.

В сфере духовной жизни происходило:

1. Огосударствление партийной идеологии и символики.

3. Разветвлённый аппарат обработки общественного сознания.

4. Идеологизация системы образования, начиная от детских садов.

5. Унификация и стандартизация духовной жизни.

6. Создание творческих союзов интеллигенции, обслуживающих правящую партию.

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР:

- отсутствие демократических тради­ций в России.

Посредством репрессий устранялась лучшая, свободо­мысля­щая часть нации, способная критически оценивать происходящие в об­ществе процессы и потому представлявшая препятствие на пути утвер­ждения личной власти Сталина.

После убийства Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были по­ставлены его сторонники (А. Микоян, А. Жданов, Н. Хрущёв, Г. Маленков). В 1935 г. из библиотек были изъяты произведения Троцкого, Зиновьева, Каменева; ликвидированы Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан. В 1934 г. в ходе обмена партийных билетов большевики проверялись на предмет со­чувствия Троцкому, Зиновьеву и Каменеву.

Было истреблено руководство компартий союзных республик. Загадочной смертью умерли Г. Орджоникидзе, В. Куйбышев, М. Горький, Н. Крупская, Н. Аллилуева (супруга Сталина).

От репрессий стра­дали и сами репрессивные органы. Были уничтожены руководители органов безопасно­сти, исполнители массовых репрессий – Г. Ягóда (расстрелян в 1936 г.) и Н. Ежов (расстрелян в 1940 г.). Ежова в 1938 г. сменил Л. Берия (расстрелян в 1953 г.).

По обвинениям в политических преступлениях было арестовано только в 1937–1938 гг. около 2 млн. человек, из них 800 тыс. было казнено. Огромный урон понесли интеллигенция, ду­ховенство (с 1930 г. было закрыто 90 % церквей). Всего в 1930-е гг. было арестовано 7–10 млн. человек, около 90% осуждены к различным срокам заключения. Через ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) с конца 1920-х гг. до 1953 г. в общей сложности прошло, по раз­ным данным, от 17 до 40 млн. человек. Около 3,5 млн. человек нахо­дилось в заключении одновременно.

-Тезис о построе­нии, в основном, социализма.

-Политической основой СССР провоз­глаша­лись Советы депутатов трудящихся, экономической – социали­стиче­ская собственность на средства производства.

-Выборы в сове­ты объявлялись прямыми, равными, тайными и всеобщими (в действительности – бе­зальтерна­тивными и формальными).

-Высшим законодательным органом объяв­лялся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Председателем Президиума Верхов­ного Совета являлся М. И. Калинин. В реальности вся власть находилась в руках Сталина и высших партийных органов.

-Конституция отменила соци­альный слой лишенцев, декларировала социальные права трудя­щимся, демократические права и свободы (в реальности этого также не существовало).

Национальные отношения по Конституции 1936 г. В качестве основных форм национально-государственного строительства Консти­туция закрепила федерацию и автономию. СССР состоял из 11 союз­ных республик. Киргизская и Казахская автономные республики были преобразованы в союзные республики, а республики За­кавказья – Азербайджанская, Армянская и Грузинская – непосредственно вошли в Советский Союз. ЗСФСР была упразднена.

Но федеративное устройство СССР было фикцией, в реальности су­ществовало цент­рализованное государство. Административно-команд­ная система в 1930-е годы проводила искусственное объединение и раз­деление этносов. Так, ингуши и чеченцы в 1934 г. были со­единены в одну Чечено-Ингушскую АССР, а осетины, напротив, были разделены на Северо-Осетинскую АССР (в составе РСФСР) и Юго-Осетинскую автономную область (в составе Грузии). Создавались искусственные национально-территориальные образования (Ев­рейская автономная область на Дальнем Востоке, где евреи раньше никогда не жили).

Социально-классовую структуру общества составляли:

- рабо­чий класс – 34%, увеличился за 1929–1937 гг. с 9 до 24 млн.;

- класс колхозного крестьянства – 47%;

- крестьяне-единоличники и некооперированные кустари – 2,5%.

Признаки тоталитарного режима – системы мобилизационного типа в СССР. Тоталитарный режим – государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества. Тоталитарный режим называют также общественной системой мобилизационного типа.

Её политическую основу составляли:

1. Господство однопартийной политической системы в лице ВКП(б).

2. Единая официальная идеология (коммунизм).

3. Система тотального контроля.

4. Культ харизматического вождя (И. В. Сталина).

5. Мощный репрессивный аппарат, массовый террор против оппозиции, целых классов, народов.

6. Сращивание партийного и государственного аппаратов.

7. Создание системы огосударствленных массовых организаций, вовлечение всех слоёв населения в идеологические организации (пионерия, комсомол, партия), обязательное участия граждан в делах режима, невозможность оставаться в стороне.

8. Унификация всей политической и общественной жизни.

9. Государственный контроль над средствами массовой информации, государственная монополия на СМИ.

Её экономическую основу составляли:

1. Руководство экономикой через бюрократический аппарат.

2. Полное подчинение производителя государству.

3. Ликвидация свободы труда, внеэкономическое принуждение.

4. Присвоение государством средств производства и рабочей силы.

5. Государственное регулирование рабочего дня и заработной платы.

6. Запрет забастовок.

7. Экономическая автаркия.

8. Милитаризация экономики и труда.

9. Государственное регулирование имущественных отношений.

В сфере духовной жизни происходило:

1. Огосударствление партийной идеологии и символики.

3. Разветвлённый аппарат обработки общественного сознания.

4. Идеологизация системы образования, начиная от детских садов.

5. Унификация и стандартизация духовной жизни.

6. Создание творческих союзов интеллигенции, обслуживающих правящую партию.

Международное положение страны

Для этого периода в стране характерны балансировочные настроения между Германией и странами Запада, находясь в раздумьях выбора правильной позиции.

В 20-е годы РСФСР, а после СССР осуществляли двойственный политический курс. Она была направлена на защиту интересов государства, отражала направленность правящей партии в отношении мировой революции.


Первые международные акты — договоры о мире. Они были подписаны в 1920 году с Прибалтийскими государствами и Финляндией, а также территориями, включенными в состав Российской империи.

Контактировать с СССР пришлось ведущим мировым странам. Теорию и практическое применение большевизма они отрицали, но экономические интересы одержали победу. Март 1921 — торговое соглашение с Великобританией. Представители большевиков настояли на включение в текст политического обязательства — воздерживаться от враждебных действий в отношении друг друга. Даже в советско-германском торговом соглашении присутствовал пункт о передаче представителям РСФСР функций дипломатических. К лету 1921 года в активе страны было 11 торговых договоренностей с ведущими европейскими странами.

Политическая жизнь

Сталин, начавший восхождение к власти, имел талант улавливать настроение граждан. Именно по этой причине политическая жизнь проявлялась в том, что он свернул НЭП и перешел к форсированному строительству индустриального государства. У него было осознание того, что массы неоднородны, а притворять в жизнь авантюрные планы способны лишь люди с неокрепшим мышлением, в том числе, молодые. Сталин во всех отраслях государства и хозяйства стремился заменить старых работников молодежью. В этом проявлялась его мощь и слабость.

Экономическое развитие

В СССР в 1920-1930 годы наблюдался великий скачок. В 1929 году, когда все страны мира погрязли в мировом экономическом кризисе, в СССР наступил переломный момент. К началу 30-х экономика страны достигла уровня 1913 года, хотя ее восстановление было завершено страной на устаревшей материальной базе.

Коллективизация

В 1927 году был собран хороший урожай. Однако план хлебозаготовок оказался провальным, так как крестьянство отказалось продавать хлеб за низкую стоимость.


С выполнением планов индустриализации возникли вопросы. У государства не было хлеба для экспорта, а, следовательно, и средств, для приобретения передовых технологий. В январе 1928 года Политюбюро были приняты чрезвычайные меры по выполнению хлебозаготовительной программы. Но в этом году уровень хлебозаготовок был низок.

16 партийная конференция, которая состоялась в апреле 1929 года приняла решение об реорганизации крупного социалистического земледелия. Против кулаков началась борьба. Вновь приняли чрезвычайные меры по заготовке хлеба. В деревню были направлен рабочие-агитаторы, которые рассказывали крестьянам о преимуществах организации в колхозы и совхозы.

Зимой 1929-30 гг. решение Политбюро стало реализовываться. Местные органы власти торопились отрапортовать о выполнении плана по коллективизации, широко применяли политику против кулаков.

Крестьянство оказывало сопротивление насильственной коллективизации. Чтобы спастись от репрессий крестьяне стали уничтожать скот, продавать инвентарь. Сталин ужесточает меры и ставит деревню под контроль.

Индустриализация

Была провозглашена в декабре 1925 года. Под термином понималось создание крупного машинного производства, автоматизация всех отраслей хозяйства.

Культура и образование

Важнейшее направление — развитие образования. Были открыты пункты обучения взрослых и детей.

Культура страны проявлялась в расцвете искусства плаката. Плакат — востребованное средство пропаганды. Быстро новая власть поняла преимущества кинематографа. Революционные события внесли раскол в деятельность деятелей культуры, часто из которых вынуждена была эмигрировать.

Тюрьмы и концлагеря

Большое количество людей в момент правления Сталина оказались репрессированы и посажены в тюрьмы. В местах заключения оказались не только крестьяне-кулаки, но и обычные граждане, военные, которые думали не так, как действующее правительство.

Читайте также: