Юлий клевер биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Юлий Сергий фон Клевер

Юлиус фон Клевер младший ( d )

Юлий фон Клевер ( русский : Юлий Юльевич Клевер ) (1850-1924) - русский художник немецкого происхождения. Он известен как ландшафтный дизайнер академического стиля . Заслуженный живописец первого класса (1876 г.), член Императорской Академии художеств (1878 г.) и профессор (1881 г.).

Резюме

биография

Юлиус Клевер происходит из немецко-балтийской семьи фон Клевер. Его отец имеет докторскую степень по химии и преподает в Ветеринарном институте в Дерпте или Дерпте ( русский язык : Дерпт ), ныне Тарту .

Также он написал серию картин для дворца мецената Александра Кузнецова (ru) в Форосе .

В 1890-х он уехал в Германию, будучи вызванным в качестве свидетеля по делу о громких финансовых махинациях, по обвинению своего друга П. Исева, бывшего секретаря-преподавателя Академии художеств. Семья Клевер вернулась в Россию в 1915 году. Затем он организовал выставку в Москве. После революции 1917 года Юлиус Клевер получил финансовую помощь от Общества художников имени Архипа Куинджи . До конца жизни преподавал в Академии художеств и Художественно-промышленной академии им. Штиглица , где занимал кафедру монументальной живописи.

Похоронен на православном кладбище в Смоленске . В 1980 году в его честь возле церкви в Смоленске поставили новый памятник.

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 02

Художник Юлий Юльевич Клевер родился в январе 1850 года в эстонском городе Дерпте (ныне Тарту), в семье университетского преподавателя химии. Увлечение сына живописью семья приняла спокойно, однако сына определили на архитектурное отделение Императорской Академии художеств, поскольку отец живописца справедливо полагал, что профессия архитектора более перспективна для будущего сына.

Сам же Клевер считал иначе и нацелился доказать всем, что поступили с ним несправедливо. А для осуществления грандиозного плана следовало покорить Императорское общество поощрения художников. Художник взялся за кисти и уже через год одну из работ молодого живописца приобрёл сам Павел Строганов. А ещё через год творчеством Клевера заинтересовалась великая княгиня Мария Николаевна, которая, между прочим, в те времена возглавляла императорскую Академию художеств.

Как же молодой недоучившийся художник не затерялся среди своих именитых собратьев? Нужно ли напоминать, что в этот период творили не просто великие русские пейзажисты, а просто колоссы пейзажной живописи мирового уровня.

Клевер создал свой уникальный стиль, который завораживал зрителя: некоторая доля декоративности, в основе сюжета таинственное и заброшенное (полуразрушенное) место, и всё это освещено закатным (восходящим) солнцем, лучи которого придают пейзажу мистическое, порой зловещее, содержание. При этом полотна художника невозможно назвать нереалистичными и абсолютно надуманными. Есть доля сказки, мифа, страшилки. Но полотно смотрится, как реальный живой пейзаж. В этом и заключается особый дар и уникальный почерк Юлия Клевера.

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 06

В 1874 году состоялась первая персональная выставка Юлия Юльевича Клевера. Художник в тот год исполнилось 24 года. Это был вызов художественному сообществу. Признанные мэтры, такие как Клодт или Айвазовский, могли позволить себе персональную выставку. А чтобы начинающий, изгнанный из академии, по сути художник-самоучка… Это больше чем скандал.

В академическую квартиру Юлий Юльевич въезжал уже женатым человеком.

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 03

Пейзаж с деревьями в цвету

Члены царской семьи и Павел Третьяков достаточно регулярно приобретали новинки. И очень скоро сложилась такая атмосфера в высшем обществе, что отсутствие пейзажей Клевера в семейной галерее почиталось за дурной вкус.

Современники отмечают, что Юлий Юльевич был человеком лёгким, жизнерадостным, беспечным и совсем не жадным. Впоследствии многие из учеников Клевера с трогательной благодарностью вспоминали, что учитель мог выкупить у студента все имевшиеся в наличии эскизы за очень хорошую цену – только для того, чтобы помочь нуждающемуся, и при этом не ставить студента в неловкое положение.

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 04

А беда, как говорится, не приходит одна. В тот же год был арестован, за финансовые махинации и хищения, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Исеев, который был игроманом и свои немалые долги погашал за счёт академии. Клевера привлекли к делу как свидетеля. Однако, для человека, который вращался в высшем свете, был вхож в окружение императора, это был страшный удар по репутации. Клевер как-то пытался оправдаться, забросил живопись и в конце концов, после семейного совета, принял решение на время покинуть Россию. Местом временного убежища семья выбрала Германию.

На новом месте художник много работал и очень скоро стал известным и востребованным живописцем, картины которого европейская публика любила, выставки посещала и заказы, снова, сыпались как из рога изобилия. Но Клевер мечтал вернуться в Россию.

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 05

Вид запущенного парка в Мариенбурге (Старый парк)

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 07

Скончался художник в декабре 1924 года. Похоронен на Смоленском кладбище в городе Ленинграде. Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в музеях многих городов, как в России, так и далеко за её пределами.

Картины художника Юлия Юльевича Клевера

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 09

В парке Гатчинского дворца

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 10

Зимой на кладбище

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 11

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 12

Запущенный парк в Мариенбурге

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 13

Зимний пейзаж с избушкой

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 14

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 15

Зимний пейзаж с соснами

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 16

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 17

Закат солнца зимой

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 19

Закат в деревне

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 20

Зимний пейзаж в лучах вечернего солнца

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 21

Зимний пейзаж с домами и рекой

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 22

Зимний закат в еловом лесу

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 23

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 24

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 25

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 26

Зимний закат. Рыбацкая деревушка

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 27

Зимний пейзаж с избушкой

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 29

Зимнее настроение с грачами

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 30

Путник на краю деревни

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 31

После снегопада (Зимний вечер в лесу)

художник Юлий Юльевич Клевер картины – 32

Избушка у реки ночью

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Русские Художники

В современном обществе имя Юлия Юльевича Клевера мало знакомо. Хотя при жизни он гремел по всей России, картины его приобретались коллекционерами, меценатами и носителями царской фамилии. Но талантливый пейзажист не стал окончательно забыт. Его полотна выставлены в Третьяковской галерее и в других музеях многих городов.

Начало пути

Ю. Ю. Клевер был рожден в 1850 году в прибалтийском городе Дерпт (на сегодняшний день г.Тарту Эстония). Отец его немец, химик. Мать из семьи заведующего дворцовой аптекой. Семейство будущего живописца никакой связи с искусством и творчеством не имела, тем не менее, его стремления всячески поддерживала. Поэтому одновременно с гимназическим образованием мальчик стал брать уроки у профессионального художника Константина Карловича фон Кюгельхена. Он и посеял в душе юного Клевера свою сердечную любовь к природе. Для получения дальнейшего образования Клевер поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Родители поставили одно условие — получить профессию архитектора. И по этой специальности он учился год, однако впоследствии не выдержал и перевелся в класс живописи. В 1870 г. Юлий Клевер стал учеником профессора С.М. Воробьева, потом М.К. Клодта. Тут его манера живописи не была одобрена учителями, а его самого не устроила их манера обучения. И Академию Юлий Клевер покинул по собственному желанию, поставив цель — развивать свой дар самостоятельно.

Головокружительный успех

Ю. Ю. Клевер 1914 г.
Новые сюжеты

Работы, созданные по мотивам северной природы, производили особое впечатление на публику. Их рассматривали, делились впечатлениями и покупали. Люди среднего класса могли довольствоваться репродукциями, а состоятельные проявляли интерес к подлинникам.

К тридцати одному году мастер-пейзажист достиг всего, о чем мог мечтать: заработаны известность, признание, достаток. Мастерскую толпами посещали заказчики, приятели, ученики.

Индивидуальность в работах

В те годы входило в силу Общество передвижников. Клевер не относился к их направлению. Его картины причастны к романтизму в русской живописи. В них кроме полной фотографичности была таинственность незнакомых, девственных или полуразрушенных мест. Свет, солнечные лучи, часто закатные озаряли удивительные, загадочные уголки природы. Его тип композиции изображает взгляд изнутри, дает эффект погружения зрителя в нехоженые чащи, непроторенные снежные равнины, настраивает на лирическую гармонию человека и природы. Большое значение в картинах мастера играли выразительно подчеркнутые пятна, силуэты, очертания. В этих работах заключены покой и молчаливая созерцательность.

Большое признание завоевали полотна фантазийного характера:

Широкая душа

Зарабатывал Юлий Клевер благодаря своему призванию и успешности достаточно крупные суммы, а растрачивал свои доходы довольно легко. Когда деньги кончались, он свободно писал и продавал новую картину. В среде современников ему приписывали такие черты как простота и бескорыстность. Со слов учеников художника, мастер мог выкупить у оставшегося без денег студента все эскизы, чтобы помочь и не поставить в неловкое положение.

Мастерская

Неприятная история

В 1880-х годах Юлий Юлиевич оказался вынужден уехать из страны. Этому предшествовало громкое дело, по которому художник проходил в роли свидетеля. Дело касалось крупных денежных растрат из-за карточных долгов знакомого П.Ф. Исеева. Художник тяжело переносил происходящее, он воспринял это как удар по репутации. Поэтому с семьей было принято решение покинуть Россию. В Германии, в отъезде живописец очаровал местную публику своими величественными пейзажами, также приобрел известность, но мечтал вернуться в Россию.

Обратно на родину

Возвращение семьи Клеверов на родину произошло в 1915 году. Несмотря на тяжелую обстановку в России перед Октябрьской революцией, художник был тепло встречен своими почитателями. Были организованы несколько выставок в Москве и Петрограде, далее следовали путешествия в Финляндию, Белоруссию, Прибалтику за творческими впечатлениями. Обстановка постоянно менялась, общественность и окружение трансформировалось, а Юлий Юльевич остался верен своему творчеству, сохранил в работах тот особенный почерк, привносивший в полотна самобытность и делал узнаваемыми.

После революции

И после революции в жизни художника ничего не изменилось. Проживал он в Петрограде, занимался преподаванием в Академии художеств, заведовал кафедрой в художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной, работал над полотнами. Он, наряду со многими живописцами, пользовался поддержкой Общества художников им. А. Куинджи. Оптимизм и философское мировоззрение помогли ему пережить бурные события на родине.

Скончался Ю.Ю. Клевер 4 декабря 1924 года.

Пруд с белыми лилиями 1893 Зимний закат в еловом лесу Девственный лес 1880 Красная Шапочка в лесу Будет дождь Перед грозой Деревня на острове Нарген 1881

Родился Юлий Клевер 19 января 1850 года в Дерпте. Так в прошлые времена назывался старинный эстонский город Тарту. Отец Клевера — магистр химии — преподавал в Ветеринарном институте.
Семья Клеверов была большой, шумной. Здесь ценили шутку, любили праздники, общие застолья.
В семье чутко уловили, что маленький Юлий — художественно одаренная натура. На семейном совете решили: следует отдать Юлия учиться к профессиональному художнику. Им оказался живописец Карл Кюгельхен (?), по национальности немец.

В 1868 году Клевер написал свою первую картину — копию с оригинала знаменитого в то время немецкого пейзажиста Ахенбаха. Учитель Кюгельхен остался доволен этой работой.
Близилось окончание гимназии, в семье Клеверов постоянно обсуждался вопрос — где и чему юноша будет учиться дальше? Юлий заявил, что видит себя в будущем только живописцем и хочет поступать в петербургскую Академию художеств. В конце концов на семейном совете Клеверов приняли "соломоново решение": раз юноша мечтает об Академии художеств — хорошо. Но пусть выучится на архитектора: карьера зодчего более солидная, чем служба живописца, и дает средства к существованию.

Сдав выпускные экзамены в гимназии, Клевер собрался в Петербург. Приехав в Петербург, Юлий Клевер не посмел ослушаться родительского наказа и поступил в архитектурные классы Академии художеств. Юноша утешал себя, что годы учения длятся не вечно, ради успокоения родителей можно потерпеть скучную архитектуру. Почти год юноша промучился: с каждым днем все более осознавал, что зря уступил настояниям родных. Архитектура его раздражала. Юлий Клевер был человеком эмоциональным, импульсивным, тянуть унылую лямку обязательств не мог и не умел. Нет, надо резко менять жизнь!

Как гора упала с плеч: Клевер подал прошение в совет Академии художеств с просьбой перевести его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта.

Увы, Юлию Клеверу снова не повезло: С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал без душевной горячности, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ни первый педагог, ни второй не захотели оценить смелые замыслы молодого художника Клевера. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы показались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. - Поставил цель - развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры".
Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Молодой человек поставил себе совершенно иную цель: не окончить Академию художеств, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Юлий знал: художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.

Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: из Академии Клевера исключили. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села". И снова успех! Картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств.

Прошло два года. Юлию Клеверу исполнилось двадцать четыре года, и он удивил художественный Петербург совершенно неожиданным образом: организовал персональную выставку. Она прошла на стендах Общества поощрения художеств.

Не только в 1874 году, но и позднее это было необычное дело, на которое отваживались лишь немногие живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин.

После персональной выставки свершилось: успех следовал за успехом. В 1875 году упорный художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", в 1876-м - за картину "Первый снег на вспаханном поле". Лиха беда начало, в том же 1876 году Клевер на второй своей персональной выставке (!) показал десять картин и тридцать этюдов.

Петербург поражался его работоспособности и таланту, о Клевере говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину "Березовый лес" пожелал приобрести Александр III, и это стало не только очередной победой: покупка картины царем мгновенно решила официальную судьбу Клевера. Ему, не кончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.

Оставался один шаг до звания академика. И в 1878 году Юлий Юльевич стал академиком за картину "Старый парк", отправленную затем на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
В поисках новых сюжетов Клевер в 1879 году со своим приятелем Василием Васильевичем Самойловым уехал на остров Нарген, виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили почти целое лето. Рисовал в свой альбом Самойлов, делал — один за другим — этюды Клевер.

Середина ХIХ века стала тем самым временем, когда многие русские живописцы, словно сговорившись, стремились передать все многообразие ландшафтов своей обширной страны. Художники работали не только в окрестностях Петербурга и Москвы, они начали уезжать на Урал, в Крым, на Кавказ. Они открывали зрителям загадочный Русский Север, хотели утвердить историческую значимость его неподражаемой природы.

Знаменитый артист оказался прав: Петербург не забыл Клевера. Художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его работы ходили смотреть, их обсуждали, покупали

Далее последовало еще одно событие, еще одна победа: "Лес на острове Нарген" ("Девственный лес") приобрел "московский Медичи" — Павел Михайлович Третьяков.

А поездка Юлия Клевера на остров Нарген продолжала давать свои "плоды". Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений. Картину "Остров Нарген" приобрел великий князь Алексей Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Не отстал от брата и Александр III: он купил клеверовский "Лес зимой".

Золотой дождь успеха и славы щедро проливался на Юлия Клевера: Академия художеств, видя, как ценит произведения молодого художника первое семейство России, присвоила Клеверу звание профессора за картину "Лесная глушь" (1880, Русский музей) и предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую. Именно те, которые в течение шестидесяти лет занимали знаменитые педагоги живописи М.Н. и С.М. Воробьевы.
В это новое жилище Юлий Клевер приехал не один, а с молодой женой.

В тридцать один год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь картин Клевера. Дверь в его мастерскую не закрывалась: шли заказчики, друзья, студенты Академии.

Шумным успехом пользовались картины Юлия Клевера "Красная Шапочка" (1887), "Лес призраков" (1886) и "Лесной царь" (1887). Это были фантазии художника, его "сочинения на вольную тему".
В советское время художник продолжал свою педагогическую деятельность в Академии художеств, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной. Там он заведовал кафедрой монументальной живописи. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР…

Шли последние годы жизни Юлия Юльевича Клевера. В Петрограде царили беспорядки, голод, разруха. Но они не мешали молодым художникам стремиться за советом и знаниями к старым мастерам.
Юлий Клевер был широкой натурой. Много зарабатывая, он постоянно нуждался, легко тратил деньги и без счета раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям. Современники считали художника простым и бескорыстным человеком.

Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день.

А в 1890-х годах произошел драматический поворот в жизни Юлия Юльевича Клевера. Он косвенным образом был связан с карточной игрой и деньгами. Правда, пострадал другой человек, но Клевера привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П.Ф.Исеева. Как говорили, тот потерпел безвинно — ответил за растраты, произведенные самим президентом Академии, великим князем Владимиром Александровичем.

Для Клевера участие в судебном процессе стало серьезнейшим ударом. В те тяжелые дни он постоянно думал о том, что верна русская поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся".

Юлий Юльевич очень тогда переживал, не мог подойти к мольберту, с домашними говорил на истерических нотах. Друзья посоветовали художнику уехать из России, пока вся эта финансово-судебная история не забудется.
На семейном совете долго решали, какую страну выбрать для продолжительного жительства. Наконец остановились на Германии. Семь лет прожил Клевер в Германии. Нельзя сказать, что это время он провел впустую, всеми забытый. У Юлия Юльевича проходили выставки, у дверей мастерской не переводились заказчики, газетчики брали у художника интервью. Юлий Юльевич тосковал по России и много думал.
Эти раздумья помогли Клеверу заново оценить свою работу. Художник мечтал вернуться в Россию, чтобы начать новую жизнь.

К сожалению, Юлий Юльевич не мог предположить, насколько изменилась Россия, не мог почувствовать, какие ветры в ней дуют. В ней шли забастовки, бурлило народное недовольство властями. Появились новые слова: "листовка", "революционер", "пролетариат". До искусства ли стране, которая напоминала вулкан накануне извержения?
Семья Клеверов вернулась в Россию в 1915 году. На вокзале Клевера встречали друзья, поклонники, шумно говорили, обнимались, целовались; сунули в руки несколько букетов.

После возвращения на родину Юлий Юльевич устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой "фирменный клеверовский" почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали. Клеверовские "эффекты" придают работам художника яркую индивидуальность, оригинальность и узнаваемость.

Оптимизм, жизнелюбие помогли Юлию Юльевичу дожить до глубокой старости. Он философски воспринимал бурные российские события, о прошлых днях вспоминал с улыбкой.
В последние годы Клевер жил в Петрограде-Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. После революции 1917 года его, как и других, поддерживало Общество художников имени А.И. Куинджи.
Юлий Юльевич Клевер умер 4 декабря 1924 года.

Читайте также: