Взаимосвязь основополагающих категорий справедливость законность гуманизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы поведения.

Если ценности, высшие идеалы — явления эмоционально-

образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на

уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы

— феномен рационального сознания. Они четко осознаются и отливаются

в точные словесные характеристики. К числу моральных принципов

относятся такие нравственные начала, как гуманизм — признание

человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение

ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся

в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;

По прозвищу ≪Скорпион≫. АИФ. 2004. № 5. С. 31.

24 Аракелов Ю., Джегутанов Б., Олейников В.

отказ от индивидуализма (противопоставление индивида обществу),

и эгоизма (предпочтения собственных интересов интересам других).

Законом РФ ≪О милиции≫ определены также принципы ее деятельности:

законность, гуманизм, справедливость, уважение прав человека,

гласность. Неукоснительное соблюдение этих принципов является

непременным условием успешной практической деятельности

сотрудников правоохранительных органов.

17. Принцип гуманизма. Гуманистическое содержание

Правоохранительной деятельности. Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности. Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе"

Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности.

ПГ - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 7 УК РФ). В соответствии с этим принципом:
1) уголовное законодательство РФ направлено на обеспечение безопасности человека;
2) наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

18. Содержание принципов Патриотизма и интернационализма и

их нормативно-ретулятивная роль в деятельности сотрудников

правоохранительных органов.Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими.

1. Изначальный смысл слова патриотизм (по латыни patria — родина, pater — отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм — это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, — в этом и состоял патриотизм.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле, как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Пол влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот — это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи, принятая в июле 1971 г. XXV сессией СЭВ, наметила грациозные перспективы развития сотрудничества в различных областях.

Советские ученые в области международного права проследили становление принципов социалистического интернационализма как международно-правовых норм межгосударственного общения и показали процесс перерастания принципов пролетарского интернационализма в социалистические международно-правовые принципы. Они обосновали взаимосвязь между социалистическим интернационализмом и лучшими традициями национального патриотизма, взаимозависимость между прочностью социалистической системы в целом и нерушимостью суверенитета каждой входящей в нее страны, раскрыли руководящую роль принципа социалистического интернационализма в системе социалистических международно-правовых принципов, его сущность и специфические черты

Разделяя добро и зло, особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта с преступным миром. Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена тем, что они постоянно находятся в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности и злобы.

При оценке целого ряда методов работы криминальной полиции с точки зрения общепризнанной морали непосвященному они могут показаться похожими на те методы, которые свойственны преступнику.

Достаточно перечислить специфические черты методов и приемов оперативной работы по раскрытию совершенных и выявлению готовящихся преступлений:

оперативная комбинация (ложь, дезинформация);

моральная маскировка (притворство);

вербовка (склонение к содействию на конфиденциальной основе);

скрытое наблюдение и разведка (негласное получение необходимых сведений)

внедрение в преступную группу (скрытое выведывание чужого замысла под личиной соучастника).

Для разрешения этой проблемы необходим более творческий подход в плане профессиональной подготовки, этический разбор конкретных практических задач и четкое установление нравственных границ своего существования как личности.

Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла.Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми – соответствующими добру, либо злыми – исходящими из зла и к нему ведущими. В связи с этим добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро и зло–понятия высокой степени обобщения, это предельные, полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

Если в безрелигиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, т. е. с некой субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо, высшее из всех возможных благ, он источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди должны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

В морали конкретных культур несомненным добром, которое не может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны, напротив, все усилия индивида предпринимаются ради их снискания. В религиозной морали – это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшей моральной ценностью является гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармоническое взаимодействие с миром, творчество, благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспевания. Напротив, ради них люди жертвуют многим другим. Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные стеснить других. Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей (а шире – для всех живых существ), то зло представляет собой то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, от животворящих истоков бытия, к гибели. Говоря об эмпирической жизни человека, следует отметить, что зло, существующее в мире, может быть, по крайней мере, разделено на три вида.

Во-первых,физическое, или природное зло – это все естественные стихийные силы, которые разрушают наше благополучие (землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и обычные болезни).

Исторически природное зло не зависит от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы всегда происходили помимо людских желаний и действий. Издревле существовали учения, утверждавшие, что именно негативные человеческие страсти, злоба, гнев, ненависть создают такие вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызывают природные катаклизмы. И все-таки штормы, смерчи, ливни и засухи – это прежде всего действие объективных стихий, зло неизбежное и от нас не зависящее.

Другим видом объективного зла являетсязло в общественных процессах.Правда, оно совершается уже с участием человеческого сознания и все-таки во многом помимо него. Так, социальное отчуждение, которое находит выражение в классовой ненависти, насилии, в тяжелых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно несет с собой частную собственность и эксплуатацию. Точно так же объективное противостояние интересов, борьба за земли, источники сырья оборачиваются агрессией, войнами, в которые множество людей оказываются втянуты помимо своей воли.

Третий вид зла–собственно нравственное зло. Разумеется, в реальности оно далеко не всегда существует в чистом виде, но мы обязаны говорить о нем. Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.

Соотношение общеправовых принципов справедливости, гуманизма, законности, равноправия с принципами юридической ответственности

По поводу соотношения общеправовых принципов справедливости, гуманизма, законности и одноименных принципов юридической ответственности можно отметить, что они соотносятся между собой как категории общего и единичного.

Соответственно, содержание названных принципов юридической ответственности специфически преломляет общеправовые принципы, детализирует и конкретизирует их применительно к сфере юридической ответственности.

Так, содержание общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении закона всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности, формальном равенстве. Для принципа законности юридической ответственности требование о неукоснительном соблюдении служит основой. Требование единства законности конкретизируется в требованиях о единообразии судебной практики по применению мер юридической ответственности, о единообразном толковании норм, предусматривающих юридическую ответственность.

Единство законности применительно к сфере юридической ответственности выражается в неукоснительном соблюдении предписаний правовых норм всеми субъектами общественных отношений, тесно соприкасаясь тем самым с сущностью юридической ответственности, а по существу — являясь одной из форм ее выражения.

Конкретизируют общеправовой принцип законности положения о действии закона, предусматривающего юридическую ответственность во времени: не допускается обратная сила закона, отягчающего ответственность, а закон, устраняющий или смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Требование общеправового принципа законности о неотвратимости юридической ответственности применительно к юридической ответственности ввиду своей особой значимости трансформируется в самостоятельный принцип.

Как указывалось выше, некоторые ученые неотвратимость юридической ответственности рассматривают в качестве общеправового принципа. В силу того, что сфера распространения этого принципа охватывает только юридическую ответственность, его следует рассматривать как общий принцип юридической ответственности, но не общеправовой принцип.

Однако для юридической ответственности равенство как требование справедливости имеет свою специфику. Сущность равноправия состоит в равной для всех обязанности нести ответственность за соблюдение и нарушение норм. Равная для всех обязанность нести ответственность не означает равной ответственности за совершенное правонарушение. Поэтому это требование справедливости сочетается с принципами индивидуализации и гуманизма.

Идея равноправия предстает применительно к юридической ответственности еще и в другом ракурсе. Скажем, за одинаковые правонарушения ответственность должностных лиц более строгая, чем ответственность не Задающих статусом должностного лица, поскольку равная ответственность предполагает равенство субъектов по правовому статусу.

Равноправие является не только требованием общеправового принципа справедливости, но и самостоятельным принципом права. Будучи закреплен в Конституции, он касается всех сфер жизни и предусматривает единый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех субъектов, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Например, содержащееся в ч. 2 ст. 21 Конституции положение, согласно которому никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, распространяется на каждого человека — гражданина России, иностранца, лицо без гражданства — и дает всем равную правовую защиту, в том числе и тем, кто совершил преступление и находится в местах лишения свободы. Более подробно принцип равенства излагается в многочисленных нормативно-правовых актах, конкретизирующих и развивающих соответствующие положения Конституции, а также в решениях Конституционного Суда РФ.

Общеправовой принцип равноправия находит свое выражение в таких принципах юридической ответственности, как справедливость, законность, гуманизм, неотвратимость. Связь между принципами права и принципами юридической ответственности, между самими принципами юридической ответственности настолько тесна, что практически немыслимо говорить об одном принципе, не имея в виду, что отдельные его черты являются характеристиками других принципов.

Исключения из принципа равноправия нормативно закреплены и вполне согласуются с принципом законности юридической ответственности.

Другим аспектом выражения принципа равенства является установление равной правовой охраны для различных форм собственности, обеспечение равной защиты как государственных экономических интересов, так и экономических интересов частных субъектов.

Сложность взаимосвязей принципов права и принципов ответственности позволяет рассматривать равноправие не только как характеристику принципов справедливости, гуманизма, но и как характеристику принципа законности юридической ответственности — ввиду его прямого закрепления в Конституции РФ. Таким образом, соотношение принципов права и принципов юридической ответственности носит сложный многоаспектный характер, который еще дополняется внутренним взаимодействием принципов юридической ответственности.

Идеи равноправия, индивидуализации, гуманизма и, в конечном итоге, справедливости могут быть дискредитированы в общественном сознании действиями законодателя и правоприменителя. В этом смысле последним очень осторожно следует подходить к проблемам соотношения индивидуализации и равенства, равенства и гуманизма, гуманизма и индивидуализации и всегда соотносить свои решения с устоявшимися в обществе представлениями о ценностях. Кощунством, а не проявлением гуманизма представляется амнистирование лиц, совершивших сексуальные преступления против малолетних, в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Правильный учет критериев справедливости препятствует пре- вращению гуманизма во всепрощение, что к сожалению, на практике иногда происходит. Система абсолютных иммунитетов, исключающих реальную возможность привлечения некоторых субъектов к ответственности дискредитирует идею равенства и справедливости.

В этой связи следует согласиться с мнением А. Ф. Ефремова: правовая неприкосновенность отдельных категорий субъектов должна распространяться лишь на их служебную деятельность, а за уголовно наказуемые и административно наказуемые поступки в частной жизни они должны отвечать на общих основаниях. Справедливость, выступая в качестве оценочной категории, не позволяет законности и равенству превращаться в обыкновенный правовой формализм.

Идея справедливости, заключающаяся в соответствии правовых норм моральным, находит свое выражение в аналогичном принципе юридической ответственности. В свете современных правовых реформ исключена ответственность за недонесение о совершении преступления. Супруг, супруга, близкие родственники не несут ответственности за отказ отдачи свидетельских показаний и укрывательство преступления.

Справедливость юридической ответственности, исходя из общего требования о наивысшей ценности жизни, других прав и свобод человека, находит свое выражение в самой системе построения норм, предусматривающих юридическую ответственность, системе санкций за правонарушения против прав и свобод человека, равной правовой охране различных форм собственности.

Еще раз напомним, что справедливость не позволяет законности превратиться в обыкновенный формализм. Справедливость учитывается в самой системе построения норм, предусматривающих юридическую ответственность, в иерархии ценностей, устанавливаемых юридической ответственностью.

Собственно говоря, общеправовой принцип справедливости предопределяет не только содержание аналогичного принципа юридической ответственности, но и воплощается в иных ее принципах. Так, принцип индивидуализации юридической ответственности в некоторой степени отражает распределительный аспект справедливости, а принцип неотвратимости — ее уравнительный аспект.

Однако данное соотношение принимает еще более сложный характер, когда неотвратимость соприкасается с гуманизмом, а индивидуализация с равенством. Все это в итоге позволяет говорить о многоаспектности связей принципов права и принципов юридической ответственности, об их сложной координационной зависимости.

Гуманизм права многогранен. Он выражается не только в юридической ответственности, но и в системе льгот, ограничений, стимулов, поощрений, в деятельности органов государственной власти и т.д. Так, сущность льгот заключается в согласовании (гармонизации) интересов личности, социальных групп, государства, направленном на обеспечение интересов личности, социальных групп, государства, на поддержание общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности.

Льготы направлены на улучшение положения субъекта, облегчение условий его жизнедеятельности, расширение круга возможностей в пользовании социальными благами. Представляя собой изъятия из общих нормативах правил, льготы служат интересам гуманизма. Как указывалось выше, свое проявление льготы находят и в системе норм, устанавливающих юридическую ответственность. Льгота является законным отклонением от принципа равенства — отклонение бывает необходимо для реализации принципа гуманизма.

В этом плане правовые привилегии сближаются по своим характеристикам и взаимосвязям с принципом гуманизма, но только в том случае, если не носят абсолютного, недемократичного характера, а служат законным средством удовлетворения интересов и потребностей субъектов.

Наиболее мягким методом правового регулирования общественных отношений является поощрительный метод, который лишь сравнительно недавно стал рассматриваться в качестве самостоятельного. Ученые не изобрели этот метод, а выявили его. Выявление данного метода в определенной степени было обусловлено гуманизацией отечественного права.

Применительно к сфере юридической ответственности этот аспект гуманизма нашел свое выражение в увеличении количества норм, поощряющих одобряемое постделиктное поведение, в отведении поощрительным нормам особой роли в формировании позитивной ответственности личности. Для гуманизма юридической ответственности имеет значение, какими методами будет сформировано правомерное поведение субъекта.

Гуманизм права, гуманизм юридической ответственности нельзя противопоставлять принципу справедливости, как это делает Ю. Е. Пермяков, полагающий, что гуманизм, положенный в основу права, обязывает законодателя считать допустимыми такие поступки, в которых интересы отдельной личности ставятся выше интересов справедливости.

Отдельные случаи проявления законодателем гуманизма по отношению к правонарушителю полностью согласуются со справедливостью, так что нет смысла противопоставлять названные явления. Поэтому права О. В. Рагузина, рассматривающая гуманизм юридической ответственности одновременно с принципом справедливости. По своей сущности эти категории неразрывны, нарушение одной из них ведет к нарушению другой.

Гуманизм права предполагает соблюдение не только общепринятых норм морали, но также прав и свобод человека, поэтому гуманизм юридической ответственности выражается уже в самой защите прав и свобод человека, однако, как указывалось выше, эта защита не должна ограничивать общепризнанные права и свободы.

Гуманизм юридической ответственности не может существовать без гуманизма права в целом, как, впрочем, и о гуманизме права нельзя говорить, если отсутствует гуманизм юридической ответственности. На уровне обыденного правосознания граждане оценивают гуманизм права в целом именно по нормам, предусматривающим юридическую ответственность.

Правовые истоки гуманизма, имеющие особое значение для юридической ответственности, заложены в ряде международно-правовых актов, а именно во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.; Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г.; Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г.; Европейских пенитенциарных правилах 1950 г.

Перечисленные международные нормативно-правовые акты ориентируют законодателей и правоприменителей различных стран на гуманизм, уважение человеческого достоинства, эффективность пенитенциарного воздействия с целью развития личности правонарушителя.

При характеристике принципа гуманизма важно учитывать одно обстоятельство: гуманным или антигуманным может быть как сам закон, так и практика его применения. История отечественного и зарубежного права знает немало примеров, когда лишение свободы, ограниченное сроком 3—5 лет, исполнялось настолько жестко и было связано с причинением таких физических страданий и унижений, что законодательное увеличение сроков данного вида наказания просто было излишним.

Рекомендации международных организаций о расширении перечня наказаний, не связанных с лишением свободы, были восприняты отечественным законодателем, что во многом обусловило гуманизацию уголовного права. Наличие в уголовном законе юридических фикций — одно из проявлений гуманизма. Например, лицо считается несудимым, если судимость снята или погашена. Это типичная юридическая фикция, ведь фактически лицо остается судимым.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

Достоинство – категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь)

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство – эмоциональное.

Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Достоинство для человека имеет не меньшую, а чаще большую роль, чем материальное благополучие, здоровье или даже сама жизнь.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива – это и его честь. Здоровое честолюбие – не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел – быть примером в исполнении законов Российской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений в соответствии с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко осознавать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Делом отстаивать честь и авторитет своего подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками других служб, уважая их профессиональное достоинство.

П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь – заслужить право гордиться своей профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия “чистая совесть”, “нечистая совесть”, “уснувшая совесть”, “совестливый человек”, “бессовестный”, “угрызения совести” и т.п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Логика совести иная. И это было осмыслено исторически довольно рано.

Справедливость - пoнятиe мopaльнoгo coзнaнuя, выpaжaющee не ту или иную цeннocть, блaгo, a иx oбщee cooтнoшeниe мeждy coбoй и кoнкpeтнoe pacпpeдeлeниe мeждy индивидами; должный пopядoк чeлoвeчecкoгo oбщeжития, cooтвeтcтвyющий пpeдcтaвлeниям o cyщнocти чeлoвeкa и eгo нeoтъeмлeмыx пpaвax. Справедливость являeтcя тaкжe кaтeгopиeй пpaвoвoгo и coциaльнo-пoлитичecкoгo coзнaния. В чacтнocти, пoнятиe справедливости включaeт cooтнoшeниe мeждy poлью oтдeльныx людей (клaccoв) в жизни oбществa и иx coциaльным пoлoжeниeм, мeждy дeянueм и вoздaянueм (пpecтyплeниeм и нaкaзaниeм), дocтoинcтвoм людей и eгo вoзнaгpaждeниeм, пpaвaми и oбязaннocтями. Hecooтвeтcтвиe мeждy тем и другим oцeнивaeтcя мopaльным coзнaниeм как нeспpaвeдливocть. Cмыcл, вклaдывaeмый людьми в пoнятиe справедливости, кaжeтcя им чeм-тo caмo coбoй paзyмeющимcя, пpигoдным для oцeнки вcex ycлoвий жизни, который они тpeбyют coxpaнить или изменить.

Справедливость не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба эти понятия. Справедливый судья обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.

проблему взаимосвязи законности с такой категорией, как справедливость. Еще Аристотель утверждал: "Понятие "справедливость" означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное и неравномерное (отношение к людям)". В трудах Гегеля была мысль, что абстрактное право как бытие свободы, как возможность свободных действий должно быть наполнено справедливым содержанием, иначе предоставлять свободу бессмысленно, аморально. Ж.-Ж. Руссо, считая, что позитивное (легальное, законное) право должно соответствовать естественному праву, был убежден, что в основе последнего лежит справедливость.

В правовой сфере справедливости присуща роль своеобразного образца, на котором проверяется внутреннее качество закона. При этом не меньшее значение имеет и его внешняя сторона. Справедливый закон убеждает человека в том, что в окружающем его социальном мире, обществе существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было.

А.В. Мелехин считает, что право по своей сути в меньшей степени зависит от воли законодателя. Поэтому в нем понятие справедливости носит более объективный и достоверный характер, нежели в нормах законодательства. Это проистекает оттого, что в государствах с антидемократическими политическими режимами понятия "законность" и "справедливость" не всегда могут совпадать. Например, законности могут придаваться различные и далеко не правовые оттенки, не в полной мере совпадающие с понятием справедливости (революционная законность, социалистическая законность, целесообразность - как форма подмены законности).

Читайте также: