Диссонанс в музыке кратко

Обновлено: 07.07.2024

Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу) - звучание тонов, "не сливающихся" друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, т. е. с какофонией). Понятие "Д." применяется в противопоставлении к консонансу. К Д. относят большие и малые секунды и септимы, тритон и др. увелич. и уменьш. интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. Чистая кварта - неустойчивый совершенный консонанс - трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу.

Различие между консонансом и Д. рассматривается в 4 аспектах: математическом, физическом (аккустическом), физиологическом и муз.-психологическом. С математич. точки зрения Д. представляет собой более сложное отношение чисел (колебаний, длин звучащих струн), чем консонанс. Напр., из всех консонансов малая терция имеет самое сложное отношение чисел колебаний (5:6), но каждый из Д. - ещё более сложное (малая септима - 5:9 или 9:16, большая секунда - 8:9 или 9:10 и т. д.). Акустически диссонантность выражается в увеличении периодов регулярно повторяющихся групп колебаний (напр., при чистой квинте 3:2 повторения происходят через 2 колебания, а при малой септиме - 16:9 - через 9), а также в усложнении внутр. соотношений в пределах группы. С этих точек зрения различие между консонансом и Д. только количественное (как и между разл. диссонирующими интервалами), а граница между ними условна. С точки зрения муз. психологии Д. по сравнению с консонансом - звучание более напряжённое, неустойчивое, выражающее стремление, движение. В европ. ладовой системе средневековья и Возрождения, в особенности в рамках позднейшей функц. системы мажора и минора, качеств. различие консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и составляет одну из основ муз. мышления. Подчинённый характер звучания Д. по отношению к консонансу выражается в закономерном переходе Д. (его разрешении) в соответствующий консонанс.

Муз. практика всегда учитывала различие свойств консонанса и Д. До 17 в. Д. применялся, как правило, при условии его полного подчинения консонансу - правильного приготовления и разрешения (в особенности это относится к т. н. полифонии "строгого письма" 15-16 вв.). В 17-19 вв. правилом было лишь разрешение Д. С конца 19 в. и особенно в 20 в. Д. всё шире применяется самостоятельно - без приготовления и без разрешения ("эмансипация" Д.). Запрет октавных удвоений в додекафонии может быть понят как запрещение удвоения диссонирующих звуков в условиях сплошной диссонантности.

Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; переизд. Полн. собр. соч., Литературные произведения и переписка, т. III-А, М., 1957; Ларош Г. A., О правильности в музыке, "Музыкальный листок", 1873/1874, No 23-24; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. I-III, М., 1908; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, (1909), М., 1959; Гарбузов H. A., О консонирующих и диссонирующих интервалах, "Музыкальное образование", 1930, No 4-5; Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. I-II, М., 1930-31; Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, т. I-II, М., 1930-47, Л., 1971 (обе книги вместе); Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., под ред. и с дополн. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1931; Mазель Л. A., Рыжкин И. Я., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2, М., 1934-39; Клещов С. В., К вопросу о различении диссонирующих и консонирующих созвучий, "Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова", т. 10, М.-Л., 1941; Тюлин Ю. Н., Современная гармония и её историческое происхождение, "Вопросы современной музыки", Л., 1963; Медушевский В., Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы, в кн.: IV Всесоюзная акустическая конференция, М., 1968.

Давайте рассмотрим сегодня очень интересную и противоречивую тему диссонанса. Диссонанс в музыке — что это такое, почему он вызывает у одних людей раздражение, а у других — восторг?

Что такое диссонанс в музыке?


К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава. К диссонансам относятся: секунды, септимы, а также тритоны и аккорды, состоящие из трех и более звуков, включающие эти интервалы.

Энергетика диссонанса

Диссонанс в музыке — что это такое? Я думаю, мы уже почти получили ответ на этот вопрос. Диссонансы — это как изысканная приправа к пище. Без нее музыка была бы пресной и невкусной.

В старинной музыке было запрещено применять диссонирующие интервалы вплоть до наказаний музыкантов и композиторов, применяющих их. Но с течением времени музыка обогащалась красками, и все чаще применялись диссонирующие звучания. Сейчас такое звучание очень популярно, особенно в джазовой музыке. Этот стиль насыщен диссонансами, и просто невозможно представить джаз без них.

Профессиональное пение и диссонанс

Его также можно встретить в учебниках по музыке, литературе, искусству и психологии.

Что же означает этот термин и почему он так популярен среди людей различных профессий?

Диссонанс

Диссонанс — это отсутствие гармонии

Французское слово диссонанс произошло от латинского dissonantia и в буквальном переводе означает несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии.

  1. Негармоничное сочетание звуков (прямое значение).
  2. Разлад, несогласованность (переносное значение).

Противоположные по смыслу слова – консонанс, ассонанс (что это?), согласие, созвучие, унисон.

Диссонанс в музыке

Согласно толковому словарю он означает напряженное созвучие, которое образуется в результате сочетания двух или нескольких звуков.

Всем, кто изучал музыкальную грамоту, хорошо известны диссонирующие интервалы – секунды, тритоны и септимы. Их звуки как будто противоречат друг другу и воспринимаются на слух раздельно, вызывая неприятные ощущения.

Значение диссонанса

Отношение к диссонансу среди музыкантов неоднозначное. Многие композиторы умышленно используют в своих произведениях несогласованное сочетание звуков с целью придать особую остроту своим сочинениям.

Услышать диссонирующие аккорды можно во многих музыкальных композициях. Особенно богаты ими произведения эпохи модернизма и баллады (что это?) современных рок-групп. В числе известных композиторов, применявших принцип диссонанса – Прокофьев, Стравинский, Вагнер.

Диссонансная рифма

В литературе диссонанс – это неточная рифма, в которой совпадают послеударные гласные и не совпадают ударные.

Диссонансная рифма

Диссонанс в архитектуре, живописи, дизайне

В изобразительном искусстве и архитектуре диссонанс — это несогласованность элементов художественной композиции по цвету, размеру, масштабности, форме.

Авторы используют такой прием сознательно, чтобы усилить впечатление от увиденного или акцентировать внимание зрителя на отдельных деталях. Принцип диссонанса был очень популярен в архитектуре стиля Барокко. В наши дни он также не утратил актуальности, хотя порой производит неоднозначное впечатление…

Диссонанс в архитектуре

Создавая этот шедевр, художник использует заостренные угловатые контуры, сокращенные перспективные линии, слишком интенсивные контрастирующие цвета, слишком мрачные тени. Все эти приемы направлены на то, чтобы вызвать у зрителя ощущение тревоги, тоски, одиночества.

Диссонанс очень популярен у современных дизайнеров и модельеров.

Дизайн

В своих декорах и нарядах от кутюр они используют ломаные, рваные формы, несочетаемые материалы. В последние годы этот стилистический прием становится особенно востребованным.

Диссонанс в психологии

Психический дискомфорт, вызванный столкновением противоречивых убеждений, получил в психологии название когнитивный диссонанс. В ситуации когда этот внутренний конфликт не получает своевременного решения, он выходит на внешний уровень и становится причиной разлада в отношениях между людьми.

Диссонанс может проявиться между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной, между индивидом и социумом. Особую остроту он приобретает в случаях, когда человек обладает ярко выраженной индивидуальностью, а его мировоззрение противоречит общепринятым взглядам.

Такой индивид (кто это такой?) вносит ощущение дисгармонии в повседневные ситуации, будоражит сознание окружающих непривычной манерой поведения, громкими заявлениями, нетипичными реакциями на происходящее.

Каждый случай психологического диссонанса требует внимательного подхода. При своевременном разрешении он позволяет не только сохранить отношения, но и вывести их на новый более высокий уровень.

Краткое резюме

Красивое французское слово диссонанс может употребляться в различных контекстах, но практически всегда означает разлад и дисгармонию.

Принцип диссонанса позволяет добиться особой остроты восприятия, акцентировать внимание на наиболее важных моментах, посмотреть непредвзятым взглядом на ставшие уже привычными вещи и явления.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Хотя диссонанс сейчас популярен в дизайне, не думаю, что это можно называть настоящим искусством. Иногда из комбинации противоположностей получается что-то оригинальное, но в основном модельеры просто следуют тренду.

Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.

Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.

Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.

Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).

гармонические и мелодические интервалы

Как различать интервалы на слух?

Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.

Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.

Метод ассоциаций (интервалы и образы животных)

Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.

Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):

  • Прима – это серый зайка, который скачет с кочки на кочку.
  • Секунда – ежик, потому что она звучит колюче, как иголки на спинке ежика.
  • Терция – кукушка, очень уж ее звучанье напоминает кукование.
  • Кварта – орёл, звучит напряженно, серьезно и воинственно.
  • Квинта – медуза, звучит пусто, прозрачно.
  • Секста – олень, газель, звучит очень красиво, элегантно.
  • Септима – жираф, звуки септимы далеко друг от друга, путь от одного до другого длинный, как шея жирафа.
  • Октава – птичка, которая только что была на земле, но мгновенно вспорхнула и поднялась высоко на макушку лесной ели.

В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.

ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ

интервалы в картинках для детей

Консонансы и диссонансы в музыке

Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.

Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.

К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.

разделение интервалов на консонансы и диссонансы

Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:

  • Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
  • Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
  • Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
  • Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
  • Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
  • Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
  • Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
  • Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.

Запоминаем интервалы по песням

Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.

Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:

Интервал

Чистая прима

Большая секунда

Малая терция

Чистая кварта

Малая секста

Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.

Читайте также: