Сумароков в классицизме кратко

Обновлено: 05.07.2024

4) установление строгих правил создания литературных произведений.

Характерные особенности литературы классицизма:

Задача писателя – воспитание граждан в духе высоких нравственных ценностей.

Основной закон классицизма – художественное правдоподобие. Авторы изображают вещи и людей не такими, какие они есть, а такими, какими они д. быть.

Действие классицистических произведений, как правило, происходит в историческом прошлом. Местом действия часто выступают Рим и Древняя Греция.

Главные герои – цари, полководцы, гос. деятели, именитые, знатные люди.

Главный конфликт - конфликт долга и чувства. Торжество идеи долга. Стремление противопоставить хаосу и несовершенству действительности разумное начало, человеческим страстям и аффектам – способность личности к их обузданию.

Четкое деление героев на положит. и отрицат. Некоторый схематизм в раскрытии характеров.

Нравоучительные, дидактические концовки.

Правило трех единств.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Строгое деление жанров на высокие и низкие. Недопустимость смешения жанров. (Высокие – ода, трагедия, поэма; Низкие – комедия, басня, сатира).

Принцип общественного назначения поэзии и "подражания природе" с помощью вымысла.

Значение поэтического творчества с позиций общественных, гражданских идеалов. Цель лит-ры: воздействие на разум чел-ка для исправления пороков и воспитания добродетели.

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ (1717 - 1777)

Создатель канона рус. классицист. трагедии. 9 трагедий, и на протяжении с 1750 по 1770 гг. его пьесы составляли по существу основу нац. трагедийного репертуара. 1е его трагедии были разыграны любит. труппой кадетов его корпуса. Успех при дворе принес ему популярность.

В 1756 г. В Петербурге был образован публичный гос. рус. театр. С. был назначен директором.

Сюжеты большинства трагедий на материале из истории Др. Руси Киевского периода. Объясняется общим подъемом нац. самосознания, стремлением деятелей рус. культуры XVIII в. утвердить знач. своего истор. прошлого, собственных ист. традиций.

Опора на тему смуты; связь с совр. историей (Екатерина II свергла своего мужа, Петра III, и самовластно правила).

Неизменный герой трагедий С. — правитель, поддавшийся пагубной страсти — подозрительности, честолюбию, ревности — и в силу этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся 2 влюбленных, счастью кот. препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбл. определяется борьбой в их душе долга и страсти.

Творчество и идеи пьес Сумарокова


Принадлежащий к древнему дворянскому роду и воспитанный на идеалах благородства и чести, он считал, что все дворяне должны соответствовать этой высокой планке. Обучение в Шляхетском корпусе, дружба и общение с другими молодыми дворянами-идеалистами только укрепило эту его мысль. Но действительность не соответствовала мечтам. Драматург повсеместно встречал в высшем свете леность, трусость, был окружен интригами и лестью. Это очень злило его. Необузданный характер молодого таланта часто приводил сочинителя к конфликтам с дворянским обществом. Например, Александр мог запросто швырнуть тяжелым стаканом в помещика, который с упоением рассказывал о том, как он наказывает своих крепостных. Но будущему гению многое сходило с рук, поскольку он снискал славу придворного поэта и пользовался покровительством монархов.

Целью своего творчества – и драматургии, и поэзии – Сумароков считал воспитание у дворян благородных черт характера. Он рисковал даже поучать монарших особ, поскольку они не соответствовали нарисованному им идеалу. Постепенно менторство автора стало вызывать раздражение у двора. Если в начале своей карьеры драматург обладал особой неприкосновенностью, то под конец жизни драматург лишился покровительства даже Екатерины II, так и не простившей ему злобных эпиграмм и посланий. Умер Александр Петрович в одиночестве и нищете на 61-ом году жизни.

Его драматургия носила откровенно дидактический характер. Но это не значит, что она была неинтересна или неоригинальна. Пьесы Сумарокова написаны блестящим языком. Драматург снискал у современников славу

Конечно, в этих пьесах наблюдается некоторая подражательность западным классицистам, но избежать этого было практически невозможно. Хотя русская драматургия 18 века была глубоко оригинальной, она не могла не использовать лучшие западные образцы для создание русских драматических произведений.

Трагедии Сумарокова

Перу Александра Петровича принадлежит 9 трагедий. Литературоведы разделяют их на две группы.

В первую входят трагедии, написанные в 1740-1750 года.

Вторая группа трагедий была написана после 10-летнего перерыва:

От трагедии к трагедии тираноборческий пафос произведений автора увеличивается. Герои трагедий в соответствии с эстетикой классицизма четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действий. Основную часть времени занимают монологи главных героев, зачастую обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы морали. За счет этого трагедии проигрывают в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах героев.

Комедии Сумарокова

О значении деятельности драматурга в создании и становлении русского театра — здесь

А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Сумароков начал с написания од, первые две оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 г. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. Однако жанр оды не стал главенствующим в творчестве Сумарокова, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика, создатели любовных песен, идиллий, элегий, эклог.

Все хвально: драма ли, эклога или ода —

Слагай, к чему тебя влечет твоя природа.

Следует так же учесть то обстоятельство, что эпистолы Сумарокова появились тогда, когда в самой русской литературе были уже созданы художественные образцы ряда классических жанров (оды, трагедии). Это свидетельствует о том, что теоретическая база русского классицизма оформлялась на основе общеевропейских эстетических принципов, национальной традиции и достижений французского классицизма в интересах именно отечественной литературы.

Вместе с тем в эпистолах Сумарокова достаточно полно отражены основные положения эстетики европейского классицизма:

1) подражание образцовым писателям;

2) соблюдение строгой регламентации жанров по содержанию и стилю;

3) признание руководящей роли разума (сначала привести в порядок мысли, потом приступать к написанию)

4) подчинение формы содержанию (рифма не должна брать в плен мысль)

5) утверждение дидактической направленности художественной литературы

6) требование правдоподобия действия и естественности изображения чувств, чтобы тронуть не только разум, но и сердце (если поэт хочет писать о любви, то пусть прежде влюбится)

Именно дворянство после реформ Петра Великого оказалось тем сословием, которому пришлось не только служить обновленному государству в армии и государственных учреждениях, но и приспосабливать к нуждам и традициям России западную систему ценностей. Для этого необходимо было, в частности, знать образцовые произведения западной литературы и создавать собственные, по возможности не хуже. Литература (в частности, поэзия) стала цениться необычайно высоко. Сумароков же первым из русских дворян посвятил себя ей целиком.

Александр Петрович Сумароков вошел в историю русской литературы не только как писатель, но и как один из основных теоретиков русского классицизма. Ему принадлежат наиболее полно и доступно сформулированные программные произведения утверждавшегося литературного направления - эпистолы "О русском языке" и "О стихотворстве".

Древность рода, с точки зрения поэта,-.весьма сомнительное преимущество, поскольку родоначальником всего человечества, согласно Библии, был Адам. Право на высокие посты дает только просвещение. Дворянин-невежда, дворянин-бездельник не может претендовать на благородство.

Здесь господствующим стал принцип обобщения: хотя есть и памфлетность, и портретность, но уже не они играют первенствующую роль. В незамысловатую сюжетную схему Сумароков сумел вложить живые красочные картины быта невежественных мелкопоместных дворян. Замысел комедии - показать Викула и Хавронью не как исключительное, а как рядовое явление, и можно сказать, что деревенский дворянский быт, невежество, тупость, обжорство, животность интересов "благородного сословия" показаны в этой комедии чрезвычайно ярко.

Речеваяхар-ка персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян. Сочен, выразителен их язык. Это не сглаженная, правильная речь дворянских салонов, а грубый, красочный, пересыпанный пословицами и поговорками, сродни простонародному языку провинциального дворянства.

Действ.лица: Викул – дворянин, Хавронья – его жена, Флориза – бедная дворянка, Касандр – граф, Дворецкой, Ниса – служанка Хавроньи, Егерь графа Кассандра. Граф собирается приехать к ним на обед, Хавронья раздает указания, она знает Кассандра – в Москве в театре рядом сидели. Викула ревнует. Граф женится на Флоризе, Хавронья ему уступает Нису. Граф готов всем с ними делиться.

А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Сумароков начал с написания од, первые две оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 г. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. Однако жанр оды не стал главенствующим в творчестве Сумарокова, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика, создатели любовных песен, идиллий, элегий, эклог.

Все хвально: драма ли, эклога или ода —

Слагай, к чему тебя влечет твоя природа.

Следует так же учесть то обстоятельство, что эпистолы Сумарокова появились тогда, когда в самой русской литературе были уже созданы художественные образцы ряда классических жанров (оды, трагедии). Это свидетельствует о том, что теоретическая база русского классицизма оформлялась на основе общеевропейских эстетических принципов, национальной традиции и достижений французского классицизма в интересах именно отечественной литературы.

Вместе с тем в эпистолах Сумарокова достаточно полно отражены основные положения эстетики европейского классицизма:

1) подражание образцовым писателям;

2) соблюдение строгой регламентации жанров по содержанию и стилю;

3) признание руководящей роли разума (сначала привести в порядок мысли, потом приступать к написанию)

4) подчинение формы содержанию (рифма не должна брать в плен мысль)

5) утверждение дидактической направленности художественной литературы

6) требование правдоподобия действия и естественности изображения чувств, чтобы тронуть не только разум, но и сердце (если поэт хочет писать о любви, то пусть прежде влюбится)

Именно дворянство после реформ Петра Великого оказалось тем сословием, которому пришлось не только служить обновленному государству в армии и государственных учреждениях, но и приспосабливать к нуждам и традициям России западную систему ценностей. Для этого необходимо было, в частности, знать образцовые произведения западной литературы и создавать собственные, по возможности не хуже. Литература (в частности, поэзия) стала цениться необычайно высоко. Сумароков же первым из русских дворян посвятил себя ей целиком.

Александр Петрович Сумароков вошел в историю русской литературы не только как писатель, но и как один из основных теоретиков русского классицизма. Ему принадлежат наиболее полно и доступно сформулированные программные произведения утверждавшегося литературного направления - эпистолы "О русском языке" и "О стихотворстве".

Древность рода, с точки зрения поэта,-.весьма сомнительное преимущество, поскольку родоначальником всего человечества, согласно Библии, был Адам. Право на высокие посты дает только просвещение. Дворянин-невежда, дворянин-бездельник не может претендовать на благородство.

Здесь господствующим стал принцип обобщения: хотя есть и памфлетность, и портретность, но уже не они играют первенствующую роль. В незамысловатую сюжетную схему Сумароков сумел вложить живые красочные картины быта невежественных мелкопоместных дворян. Замысел комедии - показать Викула и Хавронью не как исключительное, а как рядовое явление, и можно сказать, что деревенский дворянский быт, невежество, тупость, обжорство, животность интересов "благородного сословия" показаны в этой комедии чрезвычайно ярко.

Речеваяхар-ка персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян. Сочен, выразителен их язык. Это не сглаженная, правильная речь дворянских салонов, а грубый, красочный, пересыпанный пословицами и поговорками, сродни простонародному языку провинциального дворянства.

Действ.лица: Викул – дворянин, Хавронья – его жена, Флориза – бедная дворянка, Касандр – граф, Дворецкой, Ниса – служанка Хавроньи, Егерь графа Кассандра. Граф собирается приехать к ним на обед, Хавронья раздает указания, она знает Кассандра – в Москве в театре рядом сидели. Викула ревнует. Граф женится на Флоризе, Хавронья ему уступает Нису. Граф готов всем с ними делиться.

Цель работы. Цель работы изучить Сумарокова А. П. как теоретика русского классицизма.
1. Описать жизненный путь Сумарокова А. П.
2. Рассмотреть Сумарокова как теоретика классицизма.
3. Необходимо определить вклад Сумарокова в развитие русского театра.

Содержание

Введение 3
1. Жизненный путь Сумарокова А. П. 4
2. Сумароков – теоретик классицизма 5
3. Вклад Сумарокова в развитие русского театра 11
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из 1 файл

сумароков.docx

Если Тредиаковский открыл, что российское стихотворство должно быть тоническим, а Ломоносов произвел истинную реформу, то Сумароков дал образцы почти всех видов тонического стиха. Выступая как драматург, поэт, теоретик, критик, Сумароков считал, что его литературная деятельность — служение обществу, форма активного участия в общественной жизни страны. Он был передовым человеком своего времени, дворянским просветителем, творчество которого высоко ценили Радищев и Новиков.

2. Сумароков — теоретик классицизма.

А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Сумароков начал с написания од, первые две оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 г. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. Однако жанр оды не стал главенствующим в творчестве Сумарокова, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика, создатели любовных песен, идиллий, элегий, эклог.

Все хвально: драма ли, эклога или ода —

Слагай, к чему тебя влечет твоя природа.

3. Вклад Сумарокова в развитие русского театра.

Сумароков еще кадетом имел, как и другие, свободный доступ в дворцовый театр Кадеты создали и свою, любительскую труппу, в репертуаре которой были трагедии французских классиков, в том числе Вольтера. Особенное внимание в царствование Елизаветы I уделяется французскому языку и французской культуре. Формировались новое светское русское национальное искусство и литература, в некоторой степени основанные на традициях западноевропейского барокко, рококо и классицизма, одновременно хлынувших в Россию и оказавших влияние на становление раннего русского классицизма.

Успех спектакля привлек внимание Елизаветы I, и трагедия была играна при дворе. В 1750 г. он был закреплен постановками труппы Федора Волкова, что подвигло Сумарокова продолжить занятия драматургией .

На это время приходится окончательное оформление жанра и его проблематики в творчестве Сумарокова. Он не только становится первым отечественным драматургом, но широко вводит в пьесы политическую общественно значимую проблематику.

Ключевой проблемой его трагедий, созданных на сюжеты из истории Киевской Руси, становится проблема долга монарха перед страной и своими подданными.

Основой коллизии пьес является нарушение монархом своего долга, его

Сумароков управлял театром не особенно долго. В 1761 г. из-за каких-то неизвестных столкновений с артистами и недоразумений Сумароков подает прошение об увольнении от звания директора театра.

Московская чума, которая началась в октябре 1771 г. и заставила Сумарокова покинуть город и уехать в деревню, отвлекла его от литературных занятий. Вернувшись в Москву после окончания эпидемии, Сумароков, несмотря на свои обиды, вновь хлопочет о восстановлении московского театра, прекратившего существование из-за эпидемии. Но хлопоты прервала тяжелая болезнь, на протяжении восьми месяцев мучившая Сумарокова.

Читайте также: