Франция в период империи кратко игпзс

Обновлено: 02.07.2024

Правительственный заговор, во главе которого стал виднейший деятель Учредительного собрания и член Директории аббат Сийес, завершился военным переворотом 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.).Воспользовавшись политической провокацией (псевдозаговором якобинцев), верные Директории войска разогнали законодательный корпус. Лидером переворота стал генерал Наполеон Бонапарт, прославившийся в Итальянскую кампанию и пользовавшийся громадной популярностью в армии. Остаток депутатов парламента санкционировали подготовленные Сийесом государственно-политические перемены:вместо Директории правительственная власть передавалась Исполнительной комиссии из трех консулов(Сийес, Бонапарт, Дюко),вместо законодательных советов образовывались две законодательные комиссии по 25 членов, которым поручалось выработать новую конституцию исходя из новой системы власти.

Конституция 1799 года (в 95 ст.)установила республиканский строй с преобладанием исполнительной власти, а в рамках исполнительной структуры – преобладанием единоличной власти.Формально было восстановлено всеобщее избирательное право– с 21 года при соответствующем цензе оседлости и при самостоятельности статуса. Реально низовые избиратели только косвенно участвовали в формировании органов государственной власти: избиратели коммуны делегировали 1/10 себя в т. н. коммунальный список, те – 1/10 в следующий, департаментский, 1/10 тех составляла национальный список, из которого назначались члены законодательного корпуса и других институтов. Спискинотаблей (избранных)первых уровней служили для формирования из них коммунальных и департаментских властей.

Установленный Конституцией VIII года режим консульства был переходной политической формой. Режим эволюционировал в особую разновидность монархии, реально основанной на военной диктатуре – цезаризм.

Конституционные перемены были закреплены сенатус-консультом 2-4 августа 1802 г.(в 86 ст.).Он был принят по итогам нового плебисцита.Существенно расширялась власть Первого консула: он мог выбирать себе преемника, представлял кандидатов для назначения 2-го и 3-го консулов, созывал Сенат, распускал Законодательный корпус, отменял смертные приговоры судов, заключал мирные и союзнические договоры.Самой главной переменой было объявление Бонапарта пожизненным консулом, т.е. превращение его, по сути, в монарха.

Режим пожизненного консульства в течение двух лет закономерно преобразовался в завершенную монархию, хотя и в конституционном обличье. Важную роль сыграло создание в 1802 г. новой корпоративной военно-государственной структуры – ордена Почетного легиона. Иерархия ордена, даровавшегося за военные или гражданские заслуги, подкреплялась системой значительных государственных пенсий для его членов. Тем самымсоздавалось как бы новое дворянство(взамен разрушенного старого), но всецело из лиц, преданных новому строю.

Новая редакция конституции была утверждена сенатус-консультом 18 мая 1804 г.Третий референдум (с главным предложением – о наследственной власти Бонапарта) завершился полным одобрением.

Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти - Директорию.

Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой дикта­туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю. Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической "верхуш­ки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

2, Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту.

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия: он осуществлял исполнительную власть;

✓ назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;

✓ обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели полномочия.

Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.

✓ Государственный совет, осуществлявший редактирование этих за­конопроектов;

✓ Трибунат, обсуждавший их;

✓ Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;

Охранительный сенат, утверждавший их.

Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте -

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.

3. По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полнос­тью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Основными рычагами императорской власти стали:

✓ армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессио­

нальную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны;

✓полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством;

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развиваю­щегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

Предпосылки возникновения Французской буржуазной революции

Вторая половина ХVIII века во Франции характеризуется кризисом и падением феодального строя, постепенным развитием капиталистических производственных отношений, которым препятствовал господствовавший в стране абсолютизм.

Предпосылками к росту недовольства у населения послужили следующие обстоятельства:

  1. Феодальные отношения в деревне тормозили расширение внутреннего рынка. Торгово-промышленная буржуазия и крестьяне были заинтересованы в ликвидации феодальной собственности.
  2. Цеховые и корпоративные ограничения, мелочная регламентация тормозили свободу предпринимательской деятельности и совершенствование производства. И буржуазия, и трудящиеся были заинтересованы в ликвидации цехового строя, торговых монополий, в отмене внутренних таможенных сборов, в установлении свободного и единого рынка, в установлении единой правовой системы, единой системе мер, весов, банковского кредита и т.д.
  3. Третье сословие требовало гласного суда, равного налогообложения, местного самоуправления.
  4. Отсутствие перспектив реформ в политической и социально-экономической областях, поддержка абсолютной монархии наиболее реакционными кругами дворянства и духовенства.
  5. Неурожаи и торгово-промышленные кризисы конца XVIII века.

Особенностью французской буржуазной революции являлось наличие собственной революционной идеологии, основанной на учениях французских философов о разделении властей, народном суверенитете, о естественных прав и свобод человека.

Начало буржуазной революции. Учредительное собрание

В 1789 году из депутатов третьего сословия, части дворянства и духовенства было образовано Учредительное собрание, положившее начало первому этапу буржуазной революции. Учредительное собрание взяло на себя функции верховной власти во Франции, основную долю его состава представляли крупно-финансовая буржуазия и представители либерального дворянства.

Учредительное собрание на протяжении 1789-1791 годов приняло целый ряд важнейших законодательных актов:

  • Декларация прав человека и гражданина По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина подробнее ;
  • аграрные декреты, упразднившие феодальную собственность на землю и все феодальные институты;
  • декреты о национализации и распродаже земель церкви;
  • избирательные цензы;
  • закон Ле-Шапелье о запрете феодально-сословных и профессиональных союзов и корпораций;
  • Конституция.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституция Франции 1791 года

3 сентября 1791 года была принята Конституция, закрепившая сложившиеся политико-правовые порядки.

Основные положения Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее :

  1. В сфере прав, свобод человека и общих вопросов: отмена дворянских титулов и сословных отличий, ликвидация цехов и ремесленных корпораций; упразднение наследования и продажи государственных должностей; введены свободы вероисповедания, обращения к властям, передвижения и мирных собраний; введены частичная социальная помощь инвалидам, сиротам, безработным, частичное бесплатное начальное образование.
  2. В области государственного управления и судопроизводства: исполнительная власть принадлежала монарху (поддерживал дипломатические отношения, верховный главнокомандующий, утверждал объявление войны); король обладал правом отлагательного вето в отношении решение Законодательного собрания (исключение составляли акты конституционного или финансового характера); однопалатное Национальное законодательное Собрание осуществляло законодательную власть; административное деление страны на кантоны (районы), дистрикты (округа), департаменты; формирование местной администрации на выборной основе.
  3. Деление всех граждан на активных (имеющих избирательное право) и пассивных (не имеющих избирательного права) избирателей.

В результате принятия Конституции во Франции установилась конституционная монархия, которая носила дуалистический характер. На колонии Франции Конституция не распространялась.

Узаконив новый порядок, Учредительное Собрание свою миссию посчитало выполненной.

Установление якобинской диктатуры. Конституция 1793 года

В результате восстания 10 августа 1792 года к власти пришла средняя и мелкая торгово-промышленная буржуазия. Был создан новый представительный орган Национальный Конвент По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Национальная гвардия подробнее , в который вошли жирондисты и якобинцы. Конвент По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное правоотношение подробнее отменил выкуп поземельных повинностей, упразднил королевскую власть и объявил Францию республикой (в сентябре 1792 года). Во Франции была установлена Первая республика.

В результате восстания 1793 года к власти пришли якобинцы (представители мелкой буржуазии и городских низов). В результате была установлена якобинская диктатура. Якобинцы сокрушили остатки феодального строя и основы буржуазной демократии, приняли важные аграрные декреты, ввели систему государственных пособий и некоторые другие нормы. Законодательная власть принадлежала Национальному Конвенту, который стал постоянно действующим органом.

Комитет общественного спасения осуществлял исполнительную власть. Большую роль играл Комитет общественной безопасности По данной теме мы уже выполнили реферат Административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности подробнее , которому подчинялись революционные комитеты на местах и полиция. В системе органов якобинской диктатуры большое значение придавалось революционному трибуналу. Постепенно диктатура якобинцев стала превращаться в диктатуру Робеспьера По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Политические воззрения Якобинцев: Марат и Робеспьер подробнее .

24 июля 1793 года Конвент принял новую декларацию прав человека и гражданина и новую Конституцию, в которых определялись следующие положения:

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции.

Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса.

Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

Данная империя стала прародиной таких современных держав, как Австрия, Бельгия, Германия, Италия и Франция.

Франкское государство просуществовало намного дольше, чем другие варварские страны Европейского материка. Благодаря удачным военным кампаниям территория королевства разрослась до огромных размеров.

Возникновение Франкского государства

Некоторые упоминания о франкском государстве датируются началом III столетия. Но историки, называя дату основания, упоминают середину V в.

Франкское государство

Возникло королевство на территории Западной римской империи в результате слияния ряда германских племен. Буквально в течение жизни одного поколения произошло его становление. До этого исторического момента франки являлись подданными римской империи.

Основателем королевства франков считают одного из военных вождей рода Меровингов – Хлодвига. Он и положил начало династии.

Король Хлодвиг

Под его руководством франкские племена объединились и завоевали плодородные земли Галлии. Кроме этого, каждый предпринятый им военный поход увеличивал территорию данного государства.

За 20 лет его управления почти вся римская Галлия была завоевана, а карта государства приобрела впечатляющие очертания. Чтобы обеспечить себе поддержку галло-римской аристократии и католической церкви, он и его дружина приняли христианство.

Процесс феодализации у франков

Знатные франки, беря пример с короля, набирали себе дружинников и раздавали им земельные наделы. Чтобы обеспечить свои потребности, им приходилось отбирать участки у крестьян-общинников.

Процесс феодализации у франков

Таким образом земледельцы теряли свободу и становились собственностью землевладельцев. Общинники сопротивлялись, боролись за свою землю и свободу при помощи оружия, но силы были не равны. Со временем все они утратили свои права и превратились в крепостных.

Период монархии Меровингов (VI - VII вв.)

Меровинги– это первая династия, которая правила франками на территории нынешней Бельгии и Франции. Сыновья Хлодвига после его смерти принялись за передел власти.

Франкское государство при Меровингах

По обычаю, они разделили огромное по тем временам государство. У каждого из них была своя столица, но по-доброму поделиться у них не получилось. Поэтому на протяжении 2,5 столетий, дестабилизируя положение в стране, государство трясло от междоусобных войн.

Лишь в начале VII века, в период управления Хильдерика II, последовало восстановление и объединение монархии, а с ними и развитие. Франкское государство стало могущественной европейской державой, также возросло всевластие христианской церкви.

После смерти Хильдерика II, власть его потомков постепенно слабеет, они предпочитают проводить время во дворце, развлекаясь. Зато не дремлют их главные советники и захватывают трон.

Период монархии Каролингов (VIII – начало IX вв.)

Династия Каролингов сменила Меровингов в 751 году. Карл Мартелл, один из представителей данного рода, который внес немалый вклад в процесс смены власти. Под его руководством было восстановлено единство королевства, он сосредоточил верховную власть в своих руках.

Правление Каролингов

Чтобы упрочнить государственную централизацию и укрепить военное имущество королевства, Карл Мартелл отменил устрой, при котором дарили земли. Конфискованные у монастырей и непокорных богачей наделы переходили во власть бенефиция. Это привело к росту феодального землевладения, стало толчком к образованию системы вассалитета.

Временное усиление центральной власти помогло отразить нападки внешних врагов, а также на некоторое время сломило сопротивление непокорной знати.

Правление Карла Великого

Карл Великий правил государством с 768 по 814 гг. За время его правления было совершено больше 50 набегов на близлежащие территории.

Карл Великий

За эти годы франкское государство значительно увеличилось. Король раздавал аристократии завоеванные земли, безжалостно расправлялся с теми, кто не хотел ему покоряться.

Он и его большое войско ежегодно отправлялись в далекие походы. Два раза его армия нападала на Италию, вследствие чего большая часть государства была присоединена к Франкии. Чуть позже развернул кампанию против арабов и отвоевал себе небольшую область на юг от Пиренейских гор.

Походы Карла Великого

Самая нелегкая и затяжная война случилась с племенами саксов. Против них Карл предпринял 8 походов. Франкам не составляло большого труда их завоевывать. Когда они отправлялись домой, саксы уничтожали и жгли построенные укрепления. Больше 30 лет длилось их противостояние, пока король не переманил на свою сторону знатных саксов и не подкупил их.

Карл Великий провозгласил себя императором в 800 году. Таким образом, он хотел усилить свою власть над завоеванными им народами. Но империя получилась непрочной и просуществовала недолго.

Суд и процесс в государстве франков

До появления короля проступки и споры между родственниками разбирало народное собрание. Судили они по древним законам. Когда появился король, он стал высшим судьей, а знатные и богатые франки исполняли эту функцию за него в деревнях общинников.

Суд франков

По распоряжению Хлодвига в специальный сборник законов были внесены новые распоряжения короля и старинные обычаи. В нем были прописаны наказания за кражу скота, поджег амбаров, похищение рабов и многое другое.

Распад Франкской империи

Поначалу землевладельцы были на стороне Карла Великого, ведь он помогал им расширять свои владения. Но спустя некоторое время перестали исполнять его приказания.

Распад Франкской империи

Так как у состоятельных землевладельцев были свои вооруженные дружины, они стремились обрести независимость. По этой причине глава государства им был уже не нужен.

После смерти первого франкского императора произошел распад великой державы. Его внуки в 843 году заключили договор о разделе некогда могучего государства. Вместо него появилось три больших королевства: Германия, Италия и Франция.


Читайте также: