Добролюбов луч света в темном царстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Луч света в темном царстве Добролюбов кратко:

Н. А. Добролюбов Луч света в темном царстве краткое содержание:

Интересно сравнение героини с большой полноводной рекой, которая ловко и беспрепятственно обходит все преграды на своем пути. Разбушевавшись, она прорывает даже запруды, но бурление ее вызвано не негодованием и злостью, а потребностью и дальше продолжить свой путь.

Заключение

В своей статье Добролюбов делает акцент на том, что нужно обладать достаточным мужеством и честностью перед самим собой, чтобы нести в себе живой, согревающий свет.

Добролюбов говорит о несоответствии драматическим канонам не с целью раскритиковать, а с целью подготовить читателя к тому, что для истинного понимания произведения подходить к его изучению нужно свободно, исключая стереотипные представления. В то же время нельзя подчинять художественные произведения идее торжества порока над добродетелью.

Образ Катерины автор статьи воспринимает как новый шаг в литературе, движение вперед. Данный персонаж олицетворяет силу, которая не дает ему смириться с обстоятельствами. Катерина скорее предпочтет смерть, нежели останется жить среди ненавистных ею людей, не имея свободы. Действия героини мотивируются отнюдь не буйным, дерзким характером. Наоборот, это человек априори любящий, созидающий, стремящийся к идеалу.

Добролюбов приходит к заключению, что Катерина есть олицетворение народной идеи: девушка подобно большой сильной реке с ровным дном и спокойным течением, которая бурлит не от того, что ей захотелось выплеснуть воды за пределы русла, а от того, что этого требуют обстоятельства, это необходимо для дальнейшего ее течения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Добролюбов - Луч света в тёмном царстве. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой произведения Яков Голядкин обычный государственный работник. Он работает служащим низшего звена. Его мечта стать популярным и всеми любимым, он хочет вращаться в высших кругах.

Одесский король налётчиков празднует свадьбу своей сорокалетней сестры. К Королю пришел молодой незнакомец, и ставит его в известность, что его хотят арестовать городовые

По жанровой направленности произведение относится к древнегреческой комедии, события которой происходят в период Пелопоннесской войны, в которой принимает участие почти все жители Эллады.

Пять лет назад крестьянин Василий Легостев ушел из своей деревни, где у него осталась семья, и устроился на рыбный промысел. На море он жил на косе. Каждое воскресенье к нему приходила любовница красивая и своенравная Мальва

Его самодуры – это богачи, опутывающие человека материальной зависимостью. Они считают, что сам Бог на их стороне. Все остальные герои бьются в сетях чужого эгоизма, ищут выхода, причем, любого.

В его пьесах окружающая обстановка, мнения толпы властвуют над людьми. Они и толкают на преступления, протест, они же и останавливают в шаге от него. Именно через второстепенных персонажей полнее раскрывается трагедия героини.

Чем меньше реальной силы у Кабановой и Дикого, тем больше уважения они к себе требуют. Борьбу самодуры ведут не только против людей и явлений, но и самого здравого смысла.

Они цепляются за времена, когда все угождали им, когда жизнь другого человека ставилась ни во грош. Теперь они чувствуют, что само человечество восстает против такой несправедливости. Семья больше не строится на страхе, на покорности старшим. Молодые хотят жить своим умом. Даже Кабанова понимает это.

Это натура живая, умеющая даже скудными внешними впечатлениями украсить свою внутреннюю жизнь. Не логика или разум управляют ею, но стремление к гармонии, счастью, добру, свету. Впрочем, только в мечтах жить она не согласна. Ее первое желание – поделиться с мужем и новыми родными теплотой, построить с ними добрые отношения. Когда это не удается, она после внутренней борьбы дает себе свободу.

Добролюбов рассуждает о том, что Катерина имела право чувствовать и любить. Ее избранник Борис – человек, как ей кажется, из другой среды, с живым сердцем. Окружающие пытаются опошлить это чувство, но для Катерины оно свято.

Впрочем, автор статьи уверен, что даже гибель героини – это не поражение, а вызов, протест, все тот же побег на свободу. И это приговор темным силам, растлевающим нравственность человека. Кто им поддался – может лишь рыдать и причитать, не смея вырваться. Как это делает муж Катерины Тихон.

Одним словом, всякий внимательный читатель увидит главное своеобразие этой пьесы Островского: ее связь с реальной русской жизнью. Характеры, созданные писателем, знакомы каждому. Можно в них и себя узнать. И присоединиться к высказанному протесту – сердцем и делами.

Сюжет

Катерина – живой русский характер, бросающий вызов темному царству. Она ищет любви, радости. И находит ее не в семье, а в любви запретной. Она готова бежать на свободу – живой или мертвой. В итоге ее самоубийство – еще один протест, обвинение темному царству, убивающему и душу, и стремление человека к новой, осмысленной, деятельной жизни.

Отзыв

Автор статьи пишет о своих современниках и их проблемах. Часть из них общечеловеческие, а часть – принадлежат своему времени. Оттого сейчас многим непонятны и терзания Катерины, и ее самоубийство. Подняты темы совести, суда над собой, любви – несчастной супружеской, счастливой запретной. Островский – новатор, вскрывающий проблемы русской жизни, отношений между людьми, конфликта поколений, прошлого и будущего. Добролюбов – защитник правды и живой, а не искусственной морали, в литературе.

Николай Александрович в начале работы над статьей акцентирует внимание читателя на том, что Островский как никто другой обладал глубоким пониманием русской жизни. У него был особый дар изображать живо и резко самые важные ее аспекты. Анализируя статьи других авторов, Добролюбов отметил в них отсутствие прямого взгляда на вещи.

В каждой драме, по мнению критика всегда присутствует борьба между страстью и долгом, где долг в итоге одерживает верх над чувствами. Сюжет любой драмы должен строго придерживаться определенных правил. За завязкой должна следовать развязка. Помимо этого должно быть единство действий. Драма должна быть написана высоким культурным языком, не переходящим в вульгарность.

Каждый из персонажей в пьесах Островского по-своему важен. Он не лишний, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд второстепенность. Все они являются участниками тех или иных событий. Именно они выстраивают ту обстановку, в которой происходят события пьесы. Добролюбов анализирует их высказывания, пытается понять внутреннее состояние, то, как они видят окружающую их реальность. Он подмечает, что жизнь персонажей настолько ограничена, что они не замечают того, что происходит вокруг них. Это видно на примере Кабанихи, озабоченной тем, какое будущее у старых порядков и традиций. Она обеспокоена тем, что вроде все по-старому, но из под их гнета пробивается новая жизнь. Ей трудно принять то, что настали последние минуты ее правления. Она сильна до тех пор, пока ей удается держать всех в страхе.

Помимо образа, критик в Катерине пристально рассматривает ее поступки, их мотивы. Попав в новую семью, романтичная и тонкая натура столкнулась с давлением и непониманием со стороны близких людей. Ей не хватает кислорода, она задыхается от этой обстановки. Попытки найти утешение в религии и душеспасительных разговорах ни к чему не привели. Она не могла получить от них тех эмоций, на которые рассчитывала. Осознав, что ей нужно на самом деле, в ней в полной мере проявился ее настоящий характер, не растраченный на мелочные выходки.

В своем воображении девушка пытается все облагородить. В ней открылась жажда чувственных наслаждений, потребность в любви и ласке. Она пыталась поверить в то, что муж ее судьба, но вскоре иллюзиям было суждено разбиться о быт. Тихону чуждо было понять душевное состояние жены. Он слишком забит для этого. Для него было загадкой ее поведение. То слова из нее вытянуть невозможно, не говоря уже о ласке, то сама лезет с объятиями. Публицист сравнивает ее с полноводной рекой, бурными потоками, сметающими все преграды на пути. Ее бурление вызвано отнюдь не негодованием и злостью, а естественным желанием продолжить свой путь.

Понятие драмы, существовавшее во времена Островского

Об авторе

Этот человек появился на свет в семье священника, что во многом повлияло на его дальнейшие воззрения в литературе и политике. Восемь лет он активно занимался в философском классе. Друзья всегда отзывались о нём тепло хорошо и тепло, акцентируя внимание на том, что он всегда был опрятным, доброжелательным и открытым для общения. К сожалению, этот человек в 25-летнем возрасте умер от туберкулеза. Он очень много лечился и ездил по Европе, чтобы спасти свою жизнь. Также перед смертью он снял квартиру, чтобы после своей кончины не оставить негативный осадок в домах своих друзей. Похоронили мужчину на Волковском кладбище возле могилы В. Белинского.

Луч света в тёмном царстве

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Добролюбов отмечает значение Шекспира, а также мнение Аполлона Григорьева

Краткое содержание

Интересно сравнение героини с большой полноводной рекой, которая ловко и беспрепятственно обходит все преграды на своем пути. Разбушевавшись, она прорывает даже запруды, но бурление ее вызвано не негодованием и злостью, а потребностью и дальше продолжить свой путь.

Соответствие жанру

Образ Катерины Кабановой

Сравнение

Характер у девушки ровный и спокойный, как дно реки. Когда возникают большие и серьезные преграды, река ловко через них перескакивает; когда намечается обрыв – вода льется каскадом; когда не дают воде течь – она начинает бушевать и прорывается в ином месте. Таким образом, вода не является злой или доброй сама по себе. Она лишь движется по своему пути.

Мотивы поступков Катерины

Добролюбов кроме самого образа этой девушки рассматривает подробно мотивы ее поступков. Он замечает, что Катерина по природе своей не бунтарка, она не проявляет недовольства, не требует разрушений. Скорее, она созидатель, который жаждет любви. Именно это объясняет ее желание облагородить свои поступки в собственном сознании. Девушка молода, и желание любви и нежности естественно для нее. Однако Тихон является настолько забитым и зацикленным, что эти желания и чувства своей жены понять не может, о чем говорит ей прямо.

Финал пьесы

Читайте также: