Взаимоотношения славян и варягов кратко

Обновлено: 05.07.2024

В перечислении, какие народы обитают в “Иафетовой же части” русь упоминается наряду с чудью, “... русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы.” - за исключением литвы, если я не ошибаюсь, племена финно-угорской группы с родственными языками уральской семьи. Получается, все эти племена жили рядом друг с другом.

Но шведы и норманны (викинги: датчане, норвежцы, шведы) - германцы с общим древнескандинавским языком - в этом эпизоде не упоминаются.

В перечислении: “Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь. ” и русь, и варяги упоминаются, но отдельно и даже не рядом.

В записи за год 6360 (852) упоминается поход Руси на Царьград. Ни Рюрика, ни варягов на славянских территориях ещё и в помине быть не должно. Возможно, что под Русью летописцы имели в виду пока что только славян? С другой стороны, в Бертинских анналах за 839 год упоминаются “росы”, которые при дальнейшем расследовании оказались “свеями”. При этом, “. король (rex) их, именуемый хаканом”, и в русских более поздних источниках несколько раз русские князья упоминались как “каганы”.
Примечательно, что росы-свеи жалуются византийцам, что их путь в Константинополь “...пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов. ” Историки, вроде, сходятся к тому, что это были земли угров-венгров. Правда, вполне вероятно, что росы-свеи просто захотели побольше посмотреть в Византии и использовали жалобу-поклёп на нравы славян как предлог для этого. Почему византийцы и посчитали их разведчиками.
В этом случае Повесть не упоминает варягов вообще, хотя “росы-свеи”, которые и должны бы быть варягами, ещё раньше упоминаются византийцами.

В году 6367 (859) “Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей.

Следующее упоминание руси - в эпизоде “призвания варягов” в году 6370 (862): “Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы.
Лично мне кажется, что варяги здесь не этническая общность с синонимом “русь”, а обозначение надэтнической группы: “Те варяги назывались русью, как другие [варяги] называются шведы, а иные [варяги] — норманны и англы, а еще иные [варяги] готы — вот так и эти
Это выглядит весьма логично, поскольку и другая надэтническая группа - викинги - включала и шведов, и датчан, и норманнов (в смысле - норвежцев и не только), и вполне вероятно - англов, и даже готов, как родственных германцев. Причём, англы здесь - жители Ютландии, датчане.

Примечательно описание: “И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам.

Что отсюда следует:
Из варягов для переселения на земли славян вызвались три брата (естественно, варяги), взяли с собои своих этнических (каким бы этнос ни был) родственников и “всю (!) русь”. Снова русь предстаёт отдельной от варягов и их этнических родственников группой людей.

А далее - упоминания в Повести интересуюших групп людей.

В этом же году Аскольд и Дир захватили Киев, “. собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.” Без русов.

Снова русь появляется в году 6374 (866) в описании похода Аскольда и Дира на Царьград. Правда, византийские хроники несомненно указывают год 860, но называют напавших на них точно: “рос”. А описание этого в Повести - перевод из византийских хроник. Соответственно, варяги здесь и не упоминаются.

В году 6390 (882) о княжении Олега говорится: ”И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью.” - Опять славяне, варяги и русь - разные общности.
Олег же “. установил варягам давать дань от Новгорода”, то есть в Новгороде собиралась определённая сумма и отдавалась варягам: “...что и давалось варягам до самой смерти Ярослава”. Варяги здесь - отдельная группа людей.

В год 6406 (898) упомянуто, что:
. из тех же славян — и мы, русь…
А славянский народ и русский един. От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне…
. поляне, которые теперь зовутся русь”.

В году 6449 (941) Игорь посылал “… за море к варягам, приглашая их на греков”.
В год 6452 (944). Игорь собрал воинов многих: варягов, и русь, полян, и славян, и кривичей, и тиверцев, и нанял печенегов
Опять варяги, русь и славяне - по-отдельности. Но греки их всех именуют “рос”.

В году 6453 (945) в словах к цесарю Роману игоревы послы говорят о “роде русском”, русских людях и стране Русской. .
О варягах упоминается, что среди них было много христиан.

В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами
В этом же году “Владимир же собрал много воинов — варягов, славян, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода.
После того, как Владимир обманул варягов с военной добычей, те с разрешения Владимира ушли к грекам: “И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам.”

В году 6491 (983) описывается убийство славянами-язычниками двух варягов-христиан, отца и сына, в их доме, то есть эти варяги имели собственное жилище и хозяйство на землях славян.

В году 6523 (1015) Ярослав нанимает за морем варягов для защиты от Владимира, а два варяга по приказу Святополка добивают Бориса. Варяги, нанятые Ярославом, “… творили они насилие новгородцам”. Новгородцы убивают варягов, а Ярослав в отместку убивает новгородцев. После получения известия о смерти Владимира Ярослав обращается к новгородцам: “О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна”. То есть, произошёл конфликт между дружинниками-славянами и наёмниками-варягами. Варягов осталось около тысячи.

В году 6526 (1018) “Ярослав же, собрав множество руси, и варягов, и словен, пошел против Болеслава и Святополка
Опять варяги, славяне и русь в конфликте между Ярославом и Святополком - суть разные.

В дальнейшем варяги упоминаются в летописи только как наёмники русских князей.

Итак, имеем упоминания тех или иных общностей в эпизодах, причем учитываем именно явные указания, но не предположительную или подразумевательную принадлежность:

Древнерусской цивилизации Варяги и восточные славяне, когда и при каких условиях появились варяги на их землях?

Как же связаны славяне и варяги? Ответить на этот вопрос можно лишь, углубившись в историю. А, если быть конкретнее, то в начало новой эры. Именно с этих пор мы имеем хоть какую-то информацию о таинственных варяжских племенах.

Кого славяне называли варягами? Людей германского происхождения, которые проживали в Европе. Они служили византийским императорам. А с седьмого века начинаются активные походы варяжских племен на земли восточных славян. Вообще, варяги считались лучшими воинами в то время. Кроме того, они занимались торговлей. Славяне называли варягами норманнов, или викингов. Эти племена проживали в Скандинавии, Западной Европе в восьмом-одиннадцатом веках. Кроме того, их можно было встретить на берегах Балтийского моря и даже Средиземного.

Правда ли то, что варяги создали государство у восточных славян?

На это счет существует много мнений и гипотез. Одной из самых известных является норманнская теория. Если верить ей, то пришедшие к славянам варяги окультурили эти дикие племена, сумели создать государство на их территории, установить определенный порядок. Но такое мнение вызывает абсолютное негодование у оппонентов. Последние же считают, что варяги стали лишь правящей верхушкой над восточнославянскими народами. Ведь государство невозможно создать за один месяц или год. Для этого необходимы десятки лет, постепенное накопление предпосылок. Таковыми у восточных славян стали племенные союзы, образованные в восьмом веке.

Древнерусской цивилизации Варяги и восточные славяне, когда и при каких условиях появились варяги на их землях?

Антинорманнская теория, ставшая оппонентом норманнской, была предложена великим русским ученым Михаилом Ломоносовым. Она стала своеобразной реакцией на преувеличение заслуг варяг в жизни восточных славян. Однако она вовсе отрицает какое-либо участие варяг в становлении Киевской Руси. А нам доподлинно известно, что варяги имели место быть.

То есть норманнская гипотеза гласит:

  • Варяги сформировали на территории восточных славян государство (Древнерусское государство, или Киевская Русь). Последние просто не могли сделать этого самостоятельно.
  • Варяги способствовали формированию культуры у восточных славян, которые до этого ее фактически не имели.

Приход варягов на Русь

Древнерусской цивилизации Варяги и восточные славяне, когда и при каких условиях появились варяги на их землях?

Варягам было выгодно прийти на Русь. Она уже была достаточно прославленной и богатой. Поэтому вся сложившаяся ситуация сыграла им на руку. Таково мнение знаменитого историка Рыбакова.

В заключение

Древнерусской цивилизации Варяги и восточные славяне, когда и при каких условиях появились варяги на их землях?

Варяги и восточные славяне, таким образом, находились в очень тесном контакте в седьмой-десятый века. Остается доказанным тот факт, что первые князья в Киевской Руси имели варяжские корни. Но то, что они сотворили из ничего государство восточных славян, является полным абсурдом. Кто-то думает, что варяги были высокоразвитым племенем. Но это совсем не так. В Скандинавии царила бедность, там было мало городов. Есть данные, что варяги отставали от славян на сотню лет.

Но не будем отрицать, что в этногенезе восточных славян достаточно часто упоминается о варягах. Только все время меняется их роль: купцы, наемные дружинники-воины, правящая династия, создатели государства.

Все знают, что в исторической науке постоянно идет спорный вопрос на точку зрения влияния варягов на русскую государственность. Эту концепцию относили к так называемым норманнистам (А. Шлёцер, Г. Миллер, Н. Карамзин). Они утверждали, что только с приходом варягов, у славян появилась государственность. Была и другая точка зрения – антинорманнская (М. Ломоносов, Д. Иловайский), в которой ученые утверждали противоположное, и смотрели на версию норманнистов явно преувеличенной. Славяне, как считали они, создали государственность задолго до прихода скандинавов, при этом не исключая роли скандинавских вождей в истории Древнерусского государства.


Во второй половине XX в. появилась и третья точка зрения, которую привели Л. Н. Гумилев и Б. А. Рыбаков. Их взгляды можно отнести к антинорманнским, однако тезисы ученых немного отличаются от традиционного понимания истории антинорманистов.

В данной работе я предлагаю рассмотреть деятельность варяжских конунгов со стороны евразийской концепции, а также сторонников антинорманнской версии, и показать, что варяжские конунги, прибывшие на Русь, вовсе не принесли пользы славянскому государству, а скорее разрушили все то, что создали когда-то исконно славянские князья.

Д. С. Лихачев пишет, что летописец сочинил легенду о трех братьях-варягах, чтобы показать в них прототипы основателей Киева: Кия, Щека, Хорива.

Так как вторая версия представляет собой только предположение, будем придерживаться первой.

Восстание 864 г. потерпело крах. По-видимому, славяне серьезно ошиблись в тех, кого приглашали. В этом мы убедимся позже, а пока вернемся в 860 г., когда князь киевлян Аскольд победоносно ведет войну с Византией. Греков одолели, но вот какие отношения были в то время с Хазарией?

Подобные походы происходили нередко (864, 884, 909, 910 гг.), и заканчивались они не всегда благоприятно. Естественно, в эту борьбу были вовлечены и славяне, которых варяги использовали в своих грабежах.

Так началось правление сына Рюрика – Игоря. В 914 г. князь завоевывает древлян. Это уже было их второе покорение. Первым князем, покорившим древлян, был Олег. Теперь же, Игорь. Не удивительно, что определенные славянские племена со времени их захвата, все равно отделяются, и варяжским князьям приходится вновь и вновь их покорять. Не только древляне были недовольны варяжским руководством, но и северяне, радимичи, вятичи.

В 920 г. Игорь ведет войну с печенегами. Событие малоизвестное, и о результатах его никто толком не знает. Нестор только пишет, что поход был. И ничего больше.

В 930-е гг. Игорь ведет вместе с Византией войну против Хазарии на территории Таманского полуострова и терпит серьезное поражение. Иудейский полководец Песах разоряет весь Крым. Жертвой оказываются греческие и славянские поселения. Игорь вынужденно заключает перемирие с врагом и вступает в войну против своего бывшего союзника — Византии. Естественно, происходит это под давлением иудейского царя Иосифа. Песах же, возвращается героем в Итиль.

Проиграв серьезную войну с Хазарским каганатом, Игорь сталкивается с большой проблемой. Ему приходится диаметрально менять свою политику, платить дань хазарам, воевать с Византией. Впрочем, страдали от всех этих неудач больше славяне, которых жутко эксплуатировали власти, то есть варяжская знать, да еще приходилось расплачиваться с Хазарией.

Однако если смотреть реально на вещи, то Игорь вторично взял дань только потому, что была необходимость платить Хазарии. Князь нарушил договор, а виноватыми оказались древляне, коим княгиня Ольга отомстила.

Заключение

Варяги же использовали славян практически в тех же целях, как и иудейская верхушка Хазарии местных жителей – хазар. Целью была нажива, слава, которую строили на тяжелом положении местного населения. Что касается славян, то нельзя сказать, что все они мирно служили своим варяжским хозяевам, за исключением одного древлянского князя Мала. Восстание древлян – это всего лишь одно из десятков восстаний, которые просто не зафиксированы в источниках. Славяне всеми способами старались избавиться от варягов. Они либо отделялись от Киева, либо уходили в неизвестные земли с другими народами. Чаще всего с кочевыми, как нам показали события миграции мадьяр в 884 г.

Данная теория, получившая название норманнизма, господствовала в дореволюционной России, перекочевала и в советскую науку. За рубежом она до сих пор признаётся бесспорной. Да и в отечественной литературе сложился настолько прочный стереотип, что разрушить его оказывается чрезвычайно сложно.

Хотя государственность на территории нашей страны существовала с древнейших времён. Ещё Геродот и другие греческие авторы описывали могущественное Скифское царство. Сейчас однозначно доказано, что в его состав входили праславяне. Причём они были в Скифии отнюдь не бесправным подневольным народом. Археология показывает, что селения земледельцев Поднепровья и Буга не огораживались, скифы не были для них врагами. Праславяне выступали их союзниками, на равных делили военную добычу – в тех же селениях найдено немало трофеев из походов в Закавказье, Ассирию, на Ближний Восток. Найдено и много греческих монет, изделий: земледельцы имели возможность продавать продукцию на экспорт.

Предание рассказывает, что в I в. землю будущей Руси посетил св. апостол Андрей Первозванный. Основал христианские общины в Крыму, поднялся по Днепру, благословил место, где возникнет Киев, видел у новгородцев парные бани и удивлялся им, а потом через Балтийское море вернулся в Рим.

Обычно эту легенду воспринимают скептически. Но, если разобраться, то… ничего невероятного в ней нет. Конечно, Великого Новгорода ещё не существовало. Но в Крыму процветал город Неаполь-Скифский, Неаполь в переводе – Новгород. Парные бани в нём имелись, они найдены при раскопках. Водный путь через Днепр и Волхов уже действовал. Переплыть Балтийское море было реально, его бороздили венедские корабли. А города венедов были крупными центрами международной торговли, римские купцы ездили сюда покупать драгоценный янтарь.

Во II в. прибалтийские государства вандалов, ругов (они же русы, росы, рутены) и др. сокрушили германцы-готы. Часть русов отступила в Причерноморье, объединилась с местными славянами и сарматами-роксоланами. Множество данных, археологических и письменных, свидетельствует, что у них сложилось общее государство. Оно было рыхлым, недолговечным, и в III в. готы разгромили его. Завоеватели создали огромную империю. В числе других народов подданными готских королей стали финские племена чудь, весь, меря. То есть, в империю вошли и территории нынешней Центральной, Северо-Западной России. Некоторые славянские племена стали союзниками готов, вместе с ними нападали на римлян. Другие были покорены.

Дожидаться 300 лет, пока придут викинги и научат чему-нибудь полезному, славянам было в общем-то незачем. Потому что гости с запада не могли научить их ничему, зато рядом лежала Византия – средоточие передовой культуры той эпохи. Антия поддерживала с ней прочные связи, была её союзницей. Антские отряды действовали в составе византийской армии, антский гарнизон стоял в греческом городе Тирас на Днестре.

В VI в. Антия пала под ударами Аварского каганата. Он подмял и терроризировал племена, оказавшиеся в пределах его досягаемости, и случились массовые переселения славян. Часть из них двинулась на Балканы. Далеко на север ушли словене, кривичи, полочане, на восток – вятичи и радимичи. А в VII в. могущество Аварского каганата было подорвано, он стал рушиться, и исчезло препятствие, сдерживавшее развитие славян. Они заняли господствующее положение в Центральной и Восточной Европе.

Цепочка их княжеств протянулась по южному берегу Балтики. Уподножия Ютландского полуострова располагались владения ободритов. Рядом лежала страна вагров. Еще восточнее– ругиев. От Одера до Вислы жили поморяне. Амежду ними и литовцами– пруссы. На территории современной Германии от Лабы (Эльбы) до Хафеля и Шпрее обитали лютичи. Южнее их лежали земли лужичан. Нынешнюю Польшу делили между собой мазовшане, ляхи, висляне, словинцы.

В Центральной Европе жили чехи, мораване, паннонцы, на Балканах устроились сербы, хорваты, хорутане. А по Восточной Европе расселились народы, известные нам по летописям. На Волхове– словене. От Псковского озера до Смоленска – кривичи. ВБелоруссии– полочане, дреговичи. ВПрикарпатье– белые хорваты. На Западной Украине– волыняне. По Днестру– тиверцы, по Южному Бугу– уличи. ВПолесье– древляне. ВПоднепровье– поляне, радимичи, на Десне и Оке– вятичи. Авосточнее полян, от Днепра и до Дона, лежали края северян.

Но славянские княжества не были едиными. Кто-то вступал в союзы, кто-то воевал между собой. В результате северяне, поляне, вятичи, радимичи попали под власть хазар. А на Балтике в конце VIII в. разгулялись викинги. Они нагрянули и в Ладогу, разбили князя Буривоя, обложили данью словен, кривичей, финские племена чудь, весь, мерян. Но говорить о какой-то их культурной и просветительской миссии было бы просто нелепо. Достаточно взглянуть хотя бы на перечень главарей скандинавских флотилий: Раскалыватель Черепов, Гадюка, Коварный, Кровавая Секира, Брюхотряс, Грабитель, Свинья, Живодер, Вшивая Борода, Поджигатель. Это были обычные разбойники, и интересовала их только нажива.

Славяне и финны недолго их терпели. Поднялось восстание под предводительством сына Буривоя Гостомысла, викингов изгнали. А племена, участвовавшие в освободительной войне, объединились в союз. По-видимому, как раз держава Гостомысла получила название Русского каганата, её знали и в Византии, и в Германии. Укреплялись связи и с прибалтийскими славянскими княжествами, особенно с ободритами. Сопоставление новгородских летописей, германских хроник и легенд, показывает, что за Годолюба, князя племени рарогов, входивших в федерацию ободритов, Гостомысл выдал замуж дочь Умилу. Рарогам принадлежал крупнейший порт на Балтике, Рерик, дружба с ними была очень важна для торговли.

Все данные сходятся на том, что Рюрик, будущий властитель Руси, как раз и был сыном Годолюба и Умилы. Возможно, его и назвали в честь погибшего города и сокола-рарога, тотема племени. Как и где протекало детство княжича, неизвестно. В826 г. братья Харальд и Рюрик появились при дворе императора Людовика Благочестивого. Их окрестили, обещали поддержку. Но империя франков уже разваливалась, в ней начались усобицы.

А для сирот и изгоев на Балтике открывалась прямая дорога в викинги или варяги. Этими терминами обозначалась не национальность, а род занятий: свободные воины, пираты или наёмники. Их ряды пополнялись удальцами разных национальностей, и варяги-русь были известны ничуть не меньше скандинавских коллег. Они брали неприступную Севилью, разоряли даже Швецию и Данию.

Рюрик выдвинулся в числе самых умелых и удачливых варяжских вождей. Эскадры под его началом крепко отметились во Франции, Испании, Англии, Германии. Опираясь на достигнутый авторитет и накопленные богатства, он в 853 – 854 гг. попытался отвоевать отцовское княжество. Сперва имел успех, но датчане все-таки одолели.

А в это же время важные события происходили в Ладоге. Гостомысл умер, не имея прямых наследников. Его держава распалась, племена передрались между собой. Этим не преминули воспользоваться соседи. Мерян покорили хазары. А с моря в 852 г. нагрянули датские викинги, увезли домой немалые богатства. В854 г. шведский принц Эрик погромил и обложил данью словенских словенов: куров, эстов и финнов.

Читайте также: