Взаимоотношения президента и федерального собрания и судебной власти кратко

Обновлено: 04.07.2024

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ­ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно­мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю­чительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со­вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно­мочиями других органов государственной власти, образуя систе­му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще­ния односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези­дента могут быть разбиты на следующие основные группы:

    1. Президент и Федеральное Собрание;
    2. Президент и Правительство;
    3. отношения с субъектами РФ;
    4. Президент и судебная власть;
    5. военные полномочия;
    6. полномочия в сфере внешней политики;
    7. чрезвычайное положение;
    8. гражданство и награды;
    9. помилование.

    Президент и Федеральное Собрание

    Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы госу­дарства и парламента, в главном не конкурируют с полномочия­ми представительного органа. Конституция проводит четкое раз­личие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотноше­ний с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Прези­денту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на ос­нове Конституции РФ и федерального закона без участия Госу­дарственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. По­сле выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Ду­мы раньше этого срока.

    Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне­сения законопроектов в Государственную Думу, он обладает пра­вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя пала­тами Федерального Собрания при раздельном обсуждении боль­шинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законо­проект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отли­чается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения за­кона нарушение конституционных условий и процедур его при­нятия или одобрения.

    Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с вы­сказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с па­латами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписа­ние) регулируется Положением, утвержденным указом Прези­дента РФ.

    Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы прини­мать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

    Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не преду­смотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 1 1 7 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре ме­сяца после роспуска.

    Государственная Дума не может быть распущена Президен­том:

    1. в течение года после ее избрания;
    2. с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
    3. в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
    4. в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

    Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежела­тельное.

    Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента рос­пуска Государственная Дума не полностью прекращает свою ра­боту и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия.

    Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Фе­дерального Собрания обеспечивается с помощью его полномоч­ных представителей в каждой палате. Они представляют на засе­даниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием от­клонения Президентом принятых палатами законов. При рас­смотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Пра­вительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным пред­ставителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

    Президент и Правительство

    Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назна­чает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председа­теля Правительства назначить самостоятельно.

    Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе­дателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не остав­ляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан предста­вить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

    К отмеченным полномочиям Президента примыкает его пра­во решающего влияния на назначение Председателя Центрально­го банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолич­но определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит во­прос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем сно­ва предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Пре­зидента.

    Отношения с субъектами РФ

    Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на долж­ность высшего должностного лица, он вправе отрешать от долж­ности это лицо, в определенных случаях распускать законода­тельное собрание субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления.

    Президент и судебная власть

    В соответствии с принципами раз­деления властей и независимости судов Президент не вправе вме­шиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Со­ветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших су­дебных органов РФ. Президент также назна­чает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президен­та выдвинуть ту или иную кандидатуру.

    С этими полномочиями тесно связано и право Президента вли­ять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствиис федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос­вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно­сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне­ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен­том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон­ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста­новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку­рора от должности на время расследования дела.

    Военные полномочия

    В военной области полномочия Прези­дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док­трину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

    Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре­зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми­нистр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко­мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формированийвходятвойска, подчиненные различным министерствам и ве­домствам.

    Организация воинских формирований в РФ строится на четком принципе, согласно которому эти фор­мирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.

    Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло­жения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

    Полномочия в сфере внешней политики

    Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руково­дство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает рати­фикационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста­вителей.

    Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

    Чрезвычайное положение

    Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. ТолькоПрезидент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

    Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэто­му полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешива­ются контрольным полномочием Совета Федерации. От Прези­дента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

    Гражданство и награды

    К числу полномочий Президента от­носится решение вопросов гражданства и предоставления поли­тического убежища.

    Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

    Помилование

    Президент РФ осуществляет помилование осу­жденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государст­венной Думе.

    Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреп­лено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт ми­лосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголов­ном законе.

    Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их ра­бота носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

    Читайте также: