Взаимоотношения федеральных и региональных органов государственной власти кратко

Обновлено: 04.07.2024

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 43 настоящего Федерального конституционного закона

1. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти

2. Федеральные органы государственной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ — ОРГАНЫ ВЛАСТИ РОССИИ НА
УРОВНЕ ФЕДЕРАЦИИ.
В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ, ВЛАСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ТРЕМЯ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ВЫСШИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ
ОРГАНОМ: ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, КОТОРЫЙ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ПАЛАТ: ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПУТЁМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ,
ПОСТАНОВЛЕНИЙ, И ДРУГИХ ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ. ПОМИМО УКАЗАННОГО В
КОНСТИТУЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ДЕЙСТВУЮТ И ДРУГИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
АГЕНТСТВА, А ТАКЖЕ ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМОЙ СУДОВ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ, ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИИ, ДРУГИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ.

3. Региональные органы государственной власти

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
• НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЕМ
СОБСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С УЧЕТОМ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАНИМАЮТСЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
• ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ,
РЕАЛИЗУЮТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ В РЕГИОНАХ ПОСРЕДСТВОМ
ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
• В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ ОНИ НАДЕЛЕНЫ
ГОСУДАРСТВЕННО–ВЛАСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ПРЕДЕЛАХ ПРЕДМЕТОВ
ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРЕДМЕТОВ СОВМЕСТНОГО
ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ.

• ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ОБЕСПЕЧИВАЮТ,
РЕАЛИЗУЮТ ВЛАСТЬ В РЕГИОНЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И
ФИНАНСОВОЙ СФЕР РЕГИОНА, УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ .
• ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НАДЕЛЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ УПРАВЛЕНИЕ ВСЕМИ СФЕРАМИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЙ,
ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ЗАКОНОВ, ПРИНЯТЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ОНИ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЯ, ИЗДАЮТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ .ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ
ЯВЛЯЮТСЯ АДМИНИСТРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА, РУКОВОДСТВО КОТОРЫМИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ, ГУБЕРНАТОР ИЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВА. НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕГО
СТРУКТУРА УСТАНАВЛИВАЮТСЯ СУБЪЕКТОМ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С
МЕСТНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ.

5. Типы взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти

6. Формы взаимодействия между федеральными и региональными органами власти и управления

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
1. ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОС.
ВЛАСТИ РФ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ;
2. СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ О ВЗАИМНОЙ ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧАСТИ
СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ;
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТАМИ ФЗ И ЗАКОНОВ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ;
4. СОГЛАСОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОГВ ОДНОГО УРОВНЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ИНЫХ
УРОВНЕЙ НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ И РФ
И РЕГИОНА;
5. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ, КООРДИНАЦИОННЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И ИНЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ
ПРИМЕНЕНИЕ СОГЛАСИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР.

7. Основные черты взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти

11. Участие субъектов рф в решении общефедеральных вопросов.

УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РФ В РЕШЕНИИ
ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ.
• ОНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
1.ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА — СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ —
ЯВЛЯЕТСЯ ПАЛАТОЙ РЕГИОНОВ, В КОТОРОЙ НА ПАРИТЕТНЫХ НАЧАЛАХ
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ СУБЪЕКТЫ РФ;
2.СУБЪЕКТЫ РФ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНАХ (ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ, ПРИ ОТДЕЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ РФ, В
СОВЕТЕ СУДЕЙ В СОВЕТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ И Т. Д.);
3.СУБЪЕКТЫ РФ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ РФ (ЕСЛИ ДОГОВОРОМ ЗАТРАГИВАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ
РФ);

4. СУБЪЕКТЫ РФ УЧАСТВУЮТ В ФЕДЕРАЛЬНОМ НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ:
ВО-ПЕРВЫХ, ЧЕРЕЗ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОДОБРЕНИИ ЛЮБЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ;
ВО-ВТОРЫХ, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
ПАРЛАМЕНТЕ;
В ТРЕТЬИХ, ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОЦЕДУРАХ СОГЛАСОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ (ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ), ПО ПРЕДМЕТАМ
СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ (НАПРИМЕР, ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПО ПРЕДМЕТАМ
СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ПОСЛЕ ИХ ВНЕСЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ
ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЯЮТСЯ
В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИМИ В 30ДНЕВНЫЙ СРОК ОТЗЫВОВ НА ЗАКОНОПРОЕКТЫ (В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ) И ПОПРАВОК К УКАЗАННЫМ
ЗАКОНОПРОЕКТАМ (ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ), ПРИ ЭТОМ ЕСЛИ ОТЗЫВЫ ВЫСШИХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БОЛЕЕ ЧЕМ 1/3 СУБЪЕКТОВ РФ ОКАЖУТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ, ТО В
ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ СОЗДАЕТСЯ СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, И ДО ИСТЕЧЕНИЯ 30ДНЕВНОГО СРОКА, ОТВЕДЕННОГО РЕГИОНАЛЬНЫМ ПАРЛАМЕНТАМ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПОПРАВОК К ЗАКОНОПРОЕКТАМ, ПРИНЯТЫМ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ, НЕ
ДОПУСКАЕТСЯ РАССМОТРЕНИЕ УКАЗАННЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ).

13. Основные направления федерального воздействия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ (ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПРЕЗИДЕНТ РФ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ
СУД РФ И ДРУГИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА В РФ, ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ, МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ И ДР.);
2.ВВЕДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОТДЕЛЬНЫХ
СУБЪЕКТОВ РФ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ;
3.ВВЕДЕНИЕ ПРЯМОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ
(КАК ЭТО БЫЛО В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ);

Статья 9. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации и находящихся в пределах их компетенции.

2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

3. Непредставление официального заключения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривается как его согласие с направленным на согласование проектом плана и программы.

4. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

Особенности взаимодействие органов власти на разных уровнях . Описание правовых путей решения конфликтов между органами власти на разных уровнях.

Нестерова И.А. Взаимодействие органов власти на разных уровнях // Энциклопедия Нестеровых

Механизмы взаимодействия уровней власти

Взаимодействие органов власти на разных уровнях

В рамках изучения правовых механизмов взаимодействия уровней власти необходимо выделить само понятие правового механизма или механизма правового регулирования, как такового. В.Н. Хропанюк дает следующее краткое но ёмкое определение данному термину: "Механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношении в соответствии с целями и задачами правового государства" [1].

Функционирование механизма взаимодействия субъектов РФ и его непосредственная эффективность в современных условиях напрямую коррелирует с реализуемой государством политикой социально-экономического развития. В настоящее время социально-экономическая политика направлена на устранение пространственного дисбаланса в развитии субъектов РФ и снижение уровня регионального неравенства в целях достижения максимально возможного межрегионального интеграционного взаимодействия. Вместе с тем, наблюдается отсутствие проработанных концептуальных основ, обеспечивающих вовлеченность субъектов РФ в процесс формирования социально-экономической политики. Такое положение снижает объективную результативность и недостаточно полно отражает конечную целевую ориентацию проводимых преобразований в социальной и экономической сфере в контексте взаимодействия субъектов РФ.

К числу механизмов правового регулирования взаимодействия уровней власти можно отнести следующие:

  • организационные
  • процедурные
  • формальные

В современных условиях очень актуальны организационные механизмы взаимодействия уровней власти. В системе организационного механизма функционируют следующие органы государственной власти:

  • Совет Федерации РФ,
  • Государственное собрание РФ,
  • Совет законодателей,
  • Полномочные представители президента Российской Федерации в федеральном округе и советы при них,
  • представительства субъектов РФ в Москве.

Механизмы взаимодействия

Механизмы взаимодействия уровней власти

Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – избирательная методика, лежащая в основе процедуры выборов главы региональной исполнительной власти. Непосредственно процедура осуществляется законодательными органами субъекта Федерации по представлению Президента России [2].

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В рамках новейшего российского законодательства, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Все кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и/или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

В рамках данного аспекта будет актуальным обратить внимание на то, что в ряде республик Северного Кавказа, в частности, в Ингушетии и Дагестане, планируется отказ от прямых выборов глав регионов.

20 августа 2013 года была принята федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)". Устанавливался порядок, позволяющий субъектам РФ самим определять порядок избрания губернатора – прямым голосованием населения или решением регионального парламента.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, эта законодательная инициатива "также направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ и сохранение межнационального мира и согласия" [3].

В качестве альтернативы предусматривается следующее: губернатора могут избрать при соблюдении определенной процедуры депутаты Законодательного собрания. Порядок выборов губернатора депутатами должен быть определен законом субъекта РФ.

Документ утратил силу с 01.01.2017 г.

Разграничение предметов ведения между федеральными и региональными органами власти

В системе взаимоотношений органов государственной власти и субъектов федерации существует разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и отдельными субъектами РФ. Этот процесс, начавшийся в феврале 1994 г. заключением двустороннего договора с Республикой Татарстан, постепенно приобрел широкий размах: к лету 1999 г. было заключено 46 двусторонних договоров и 250 соглашений. В связи с дифференцированным подходом к определению закрепляемых в договорах прав различных субъектов РФ возникли существенные различия в их статусе.

Только Федеральный закон 24.06.1999 № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации"., который на настоящий момент утратил силу, ограничил возможности развития договорных отношений на неконституционной основе. Это в свою очередь предопределило тенденцию снижения роли договоров и повлекло расторжение многих из них.

В настоящее время порядок заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ регламентируется ч. 3 ст. 11 Конституции РФ и статьёй 26.7 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Отметим, что сформулированная в федеральном законе N 184-ФЗ в "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательная формула об экономических, географических и иных особенностях субъекта РФ достаточно абстрактна. По мнению А. Н. Кокотова [4], с которым нельзя не согласиться в силу его обстоятельности, под эту самую формулу можно подвести широкий спектр вопросов, требующих индивидуализации, которые в свою очередь требуют индивидуализации законодательно закрепленных полномочий. Ярким примером являются субъекты РФ, которые находятся на территории крайнего Севера. Спецификой этих субъектов является районах структура экономики, и суровый северный климат, и огромные, слабо обжитые или вообще необжитые пространства, отсутствие на многих территориях развитой транспортной, другой инфраструктуры, и национальный фактор.

В системе взаимодействия уровней власти порядок заключения соглашений о передаче осуществления части полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ регулируется Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий".

Правовое урегулирование споров между органами власти

В рамках развития российской правовой системы неизбежно возникают споры в сфере регулирования полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. В соответствии со ст.3 и ст.125 Конституцией РФ Конституционный Суд РФ обладает полномочиями по проверке конституционности законов, нормативных актов и договоров, которая осуществляется по причине трех запросов жалоб от органов государственной власти, от судов и от граждан.

В настоящее время действует четко регламентированный порядок разрешения споров о компетенции Конституционным Судом РФ. Данный аспект регулируется Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1- ФКЗ в ред. от 05.04.2013 "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Согласно мнению Д.А. Кобзарь структура конституционно-правовых споров о компетенции содержит следующие элементы: стороны, границы, сфера и предмет спора, внешняя социально-правовая среда. Эти элементы имеют определенную специфику, которая во многом предопределяет порядок разрешения и предотвращения компетенционных споров [5].

В условиях современного развития гражданского общества в РФ на основании положений статьи 80 Конституции РФ Президент имеет право приостановить действие нормативно-правовых актов субъекта РФ.

Порядок приостановления отражен в Федеральном законе Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [6].

Формальные механизмы взаимодействия уровней власти прописаны в п. 7 ст. 26.3 ФЗ РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") к ним относятся организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Читайте также: