Структура пожарной части кратко

Обновлено: 05.07.2024

В процессе развития ГПС – ее органов управления и подразделений – выработалось несколько видов организационных структур управления. Основными из них являются: линейная; функциональная; линейно-штабная.

Структура ГПС имеет многоуровневую (иерархическую) систему. В ней каждый орган управления управляет несколькими нижестоящими органами и одновременно сам управляется вышестоящим органом.

При линейной структуре все функции управления сосредоточены в одном органе управления (или у одного руководителя). Это обеспечивает прямое воздействие на нижестоящие органы управления и подразделения. Каждый орган управления имеет вышестоящую инстанцию и несколько нижестоящих, т.е. у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но у каждого подчиненного только один руководитель. Например, караул, пожарная часть.

При линейной структуре управление осуществляется каждым руководителем на каждом уровне по всем функциям управления. Руководитель обладает полномочиями в пределах своего объекта управления по всему комплексу управленческих функций. Поэтому каждый такой руководитель должен иметь разносторонние знания и большой опыт управления для правильного воздействия на все стороны деятельности подчиненного ему органа управления или подразделения ГПС.

Вместе с тем при линейной структуре каждый руководитель должен иметь большой объем разносторонних знаний для эффективного управления подчиненными ему подразделениями. Однако по мере увеличения числа подчиненных ему подразделений и числа уровней управления этих знаний часто становится недостаточно. Руководитель становится уже не в состоянии охватить всю разностороннюю деятельность объекта управления.

Сосредоточение всех функций управления у одного руководителя резко увеличивает объем обязанностей по организации процесса управления. При этом вся ответственность за все решения возложена на высшие органа управления. Линейная структура ориентирует руководителя на решение многочисленных и неотложных оперативных задач, на получение текущего эффекта и затрудняет разработку и решение стратегических вопросов.

По мере развития ГПС, количественных и качественных изменений в ее деятельности возникла необходимость обеспечить разделение труда между отдельными руководителями системы управления таким образом, чтобы каждое звено этой системы осуществляло свою определенную функцию, т.е применили функциональные структуры.

При функциональной структуре структурные подразделения, органы управления или руководители специализируются на выполнении строго определенных функций.

Органы управления направляют нижестоящим подразделениям обязательные для выполнения распоряжения, каждое по своей линии и в пределах представленных ему полномочий.

Функциональные подразделения организуются тогда, когда у линейных подразделений (руководителей) появляется потребность в специальных знаниях и помощи со стороны. К ним можно отнести плановые, финансовые, кадровые, технические и другие подразделения.

Главным достоинством функциональной структуры является то, что она позволяет аппарату управления более компетентно решать специальные вопросы, относящиеся к различным областям деятельности подчиненных подразделений, освободить руководителей высокого уровня от решения частных вопросов. Функциональные подразделения не имеют полномочий для управления линейными подразделениями, они подчинятся вышестоящим органам управления и между ними существуют линейные отношения. Между же функциональными и линейными подразделениями существуют штабные отношения.

Каждое функциональное подразделение обеспечивает квалифицированное выполнение своих функций, но при этом линейные подразделения получают указания от разных функциональных подразделений в пределах порученных им функций. В результате этого нарушается принцип единоначалия распорядительства, суть которого заключается в том, чтобы каждое должностное лицо подчинялось только одному руководителю.

При функциональной структуре управленческая информация собирается по многим каналам – вертикальным, горизонтальным, пересекающимся. В связи с тем, что информация собирается и обрабатывается по отдельным функциям, в аппарате управления иногда встречается дублирование и параллелизм в прохождении информации.




В процессе развития структур управления возникли смешанные структуры, которые позволяют соединять в себе достоинства линейной и функциональной и нейтрализовать многие их недостатки. Одной из таких структур является линейно-штабная. В ней за основу берется линейная структура, но при руководителе создается штаб, состоящий из сотрудников (или подразделений), специализирующихся по отдельным функциям. Руководитель рассматривает подготовленные штабом проекты решений по направлениям деятельности штаба, утверждает их и передает для исполнения линейным руководителям.

Все большее распространение получают системы управления с изменяющейся структурой. Они характерны для организаций, призванных выполнить за определенный промежуток времени какую-то ограниченную задачу. После ее выполнения структуры реформируются. В ГПС такие структуры формируются во время тушения крупных пожаров, когда имеется РТП, при нем дежурная служба пожаротушения и из отделений различных пожарных частей создаются боевые участки по руководством опытных сотрудников. После ликвидации пожара такая структура по распоряжению РТП расформировывается, все подразделения возвращаются к местам своей дислокации и структура управления гарнизоном приобретает первоначальный вид.

При формировании организационной структуры органов управления и подразделений ГПС особое значение имеет формирование целей ее деятельности.

Главной целью и главной функцией ГПС является обеспечение пожарной безопасности. Эта цель подразделяется на подцели: предотвращение пожаров, ограничение ущерба от пожаров, техническое обеспечение и обслуживание органов и подразделений ГПС, кадровое, финансовое обеспечение и т.д.

Для достижения этих подцелей специально выделенным органам и подразделениям поручается выполнение определенных функций. Реализация их для достижения поставленных целей поручается отдельным сотрудникам. В соответствии с этими подцелями и функциями и строится организационная структура управления ГПС, которая предусматривает руководство работой оперативных подразделений, кадровой, финансовой, технической работой и др. видами работ.

Детализированные в виде должностных инструкций эти функции определяют организационное и кадровое обеспечение органов управления и подразделений ГПС, численность личного состава, требования к сотрудникам, направления и объемы работ и др. Можно сказать, что именно для выполнения определенных функций и создаются структурные подразделения.

Структура ГПС состоит из совокупности профилактических, оперативных, технических, управленческих и других подразделений, а также связей между ними. Элементами структуры являются сотрудники, органы и подразделения ГПС, между которыми распределены цели, задачи, права, обязанности, связи, ответственность.

Конкретное выражение структура ГПС находит в следующих элементах:

· составе, взаимосвязи и соподчиненности оперативных, профилактических, технических, кадровых, финансовых и других подразделений;

· составе и распределении функций между ними;

· положениях об органах и подразделениях;

· должностных инструкциях и т.п.

Структура управления представляет собой совокупность звеньев и сотрудников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. В структуре управления отражается состав структурных подразделений, соподчиненность и взаимосвязь каждого из них.

Вопросы для самопроверки:

1. Характеризуйте систему ГПС как составную часть системы МЧС.

2. Дайте определения двух сторон управления.

3. Каковы функции внешнего управления?

4. Каковы функции внутреннего управления?

5. Какие виды организационных структур управления вы знаете?

6. Приведите примеры и раскройте каждую структуру управления.

В процессе развития ГПС – ее органов управления и подразделений – выработалось несколько видов организационных структур управления. Основными из них являются: линейная; функциональная; линейно-штабная.

Структура ГПС имеет многоуровневую (иерархическую) систему. В ней каждый орган управления управляет несколькими нижестоящими органами и одновременно сам управляется вышестоящим органом.

При линейной структуре все функции управления сосредоточены в одном органе управления (или у одного руководителя). Это обеспечивает прямое воздействие на нижестоящие органы управления и подразделения. Каждый орган управления имеет вышестоящую инстанцию и несколько нижестоящих, т.е. у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но у каждого подчиненного только один руководитель. Например, караул, пожарная часть.

При линейной структуре управление осуществляется каждым руководителем на каждом уровне по всем функциям управления. Руководитель обладает полномочиями в пределах своего объекта управления по всему комплексу управленческих функций. Поэтому каждый такой руководитель должен иметь разносторонние знания и большой опыт управления для правильного воздействия на все стороны деятельности подчиненного ему органа управления или подразделения ГПС.

Вместе с тем при линейной структуре каждый руководитель должен иметь большой объем разносторонних знаний для эффективного управления подчиненными ему подразделениями. Однако по мере увеличения числа подчиненных ему подразделений и числа уровней управления этих знаний часто становится недостаточно. Руководитель становится уже не в состоянии охватить всю разностороннюю деятельность объекта управления.

Сосредоточение всех функций управления у одного руководителя резко увеличивает объем обязанностей по организации процесса управления. При этом вся ответственность за все решения возложена на высшие органа управления. Линейная структура ориентирует руководителя на решение многочисленных и неотложных оперативных задач, на получение текущего эффекта и затрудняет разработку и решение стратегических вопросов.

По мере развития ГПС, количественных и качественных изменений в ее деятельности возникла необходимость обеспечить разделение труда между отдельными руководителями системы управления таким образом, чтобы каждое звено этой системы осуществляло свою определенную функцию, т.е применили функциональные структуры.

При функциональной структуре структурные подразделения, органы управления или руководители специализируются на выполнении строго определенных функций.

Органы управления направляют нижестоящим подразделениям обязательные для выполнения распоряжения, каждое по своей линии и в пределах представленных ему полномочий.

Функциональные подразделения организуются тогда, когда у линейных подразделений (руководителей) появляется потребность в специальных знаниях и помощи со стороны. К ним можно отнести плановые, финансовые, кадровые, технические и другие подразделения.

Главным достоинством функциональной структуры является то, что она позволяет аппарату управления более компетентно решать специальные вопросы, относящиеся к различным областям деятельности подчиненных подразделений, освободить руководителей высокого уровня от решения частных вопросов. Функциональные подразделения не имеют полномочий для управления линейными подразделениями, они подчинятся вышестоящим органам управления и между ними существуют линейные отношения. Между же функциональными и линейными подразделениями существуют штабные отношения.

Каждое функциональное подразделение обеспечивает квалифицированное выполнение своих функций, но при этом линейные подразделения получают указания от разных функциональных подразделений в пределах порученных им функций. В результате этого нарушается принцип единоначалия распорядительства, суть которого заключается в том, чтобы каждое должностное лицо подчинялось только одному руководителю.

При функциональной структуре управленческая информация собирается по многим каналам – вертикальным, горизонтальным, пересекающимся. В связи с тем, что информация собирается и обрабатывается по отдельным функциям, в аппарате управления иногда встречается дублирование и параллелизм в прохождении информации.

В процессе развития структур управления возникли смешанные структуры, которые позволяют соединять в себе достоинства линейной и функциональной и нейтрализовать многие их недостатки. Одной из таких структур является линейно-штабная. В ней за основу берется линейная структура, но при руководителе создается штаб, состоящий из сотрудников (или подразделений), специализирующихся по отдельным функциям. Руководитель рассматривает подготовленные штабом проекты решений по направлениям деятельности штаба, утверждает их и передает для исполнения линейным руководителям.

Все большее распространение получают системы управления с изменяющейся структурой. Они характерны для организаций, призванных выполнить за определенный промежуток времени какую-то ограниченную задачу. После ее выполнения структуры реформируются. В ГПС такие структуры формируются во время тушения крупных пожаров, когда имеется РТП, при нем дежурная служба пожаротушения и из отделений различных пожарных частей создаются боевые участки по руководством опытных сотрудников. После ликвидации пожара такая структура по распоряжению РТП расформировывается, все подразделения возвращаются к местам своей дислокации и структура управления гарнизоном приобретает первоначальный вид.

При формировании организационной структуры органов управления и подразделений ГПС особое значение имеет формирование целей ее деятельности.

Главной целью и главной функцией ГПС является обеспечение пожарной безопасности. Эта цель подразделяется на подцели: предотвращение пожаров, ограничение ущерба от пожаров, техническое обеспечение и обслуживание органов и подразделений ГПС, кадровое, финансовое обеспечение и т.д.

Для достижения этих подцелей специально выделенным органам и подразделениям поручается выполнение определенных функций. Реализация их для достижения поставленных целей поручается отдельным сотрудникам. В соответствии с этими подцелями и функциями и строится организационная структура управления ГПС, которая предусматривает руководство работой оперативных подразделений, кадровой, финансовой, технической работой и др. видами работ.

Детализированные в виде должностных инструкций эти функции определяют организационное и кадровое обеспечение органов управления и подразделений ГПС, численность личного состава, требования к сотрудникам, направления и объемы работ и др. Можно сказать, что именно для выполнения определенных функций и создаются структурные подразделения.

Структура ГПС состоит из совокупности профилактических, оперативных, технических, управленческих и других подразделений, а также связей между ними. Элементами структуры являются сотрудники, органы и подразделения ГПС, между которыми распределены цели, задачи, права, обязанности, связи, ответственность.

Конкретное выражение структура ГПС находит в следующих элементах:

· составе, взаимосвязи и соподчиненности оперативных, профилактических, технических, кадровых, финансовых и других подразделений;

· составе и распределении функций между ними;

· положениях об органах и подразделениях;

· должностных инструкциях и т.п.

Структура управления представляет собой совокупность звеньев и сотрудников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. В структуре управления отражается состав структурных подразделений, соподчиненность и взаимосвязь каждого из них.

· объекты технического обслуживания пожарной техники.

Пожарное депо - комплекс помещений, предназначенных для размещения личного состава подразделения ГПС и пожарной техники для выполнения возложенных задач.

В помещениях производственных мастерских отрядов (частей) технической службы, станций и постов диагностики и технического обслуживания, аккумуляторных, испытательных пожарных лабораторий, механизированного ремонта и обслуживания пожарных рукавов, баз и постов ГДЗС и кинопроекционных клубов, а также кабинетах, лабораториях и мастерских профильных учреждений и учебных подразделений должны быть вывешены инструкции по охране труда для каждого участка и цеха, а также при работе на станках и оборудовании. На пунктах связи подразделений ГПС, базах и постах ГДЗС, ремонтных зонах отрядов и частей технической службы, постах технического обслуживания пожарной техники и на каждом пожарном автомобиле должны быть аптечки.

В караульном помещении температура воздуха должна быть не ниже 18 0 С. Стены окрашиваются в светлые мягкие тона, полы устраиваются деревянными, а в остальных помещениях - бетонными или железобетонными.

Обслуживающий пост ГДЗС - комплекс помещений или отдельно стоящее здание, предназначенное для технического обслуживания, ремонта и хранения СИЗОД. При отсутствии достаточного количества помещений (в случае их размещения в существующих зданиях) мойку и сушку противогазов разрешается производить в помещении хранения и проверки СИЗОД.

Гараж - помещение, предназначенное для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделении ГПС. Размещение пожарных автомобилей в гараже должно быть таким, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение пожарных по сигналу тревоги между автомобилями, а также между ними и стенами.

Запрещается стоянка в гараже автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ГПС, а также зарядка аккумуляторных батарей, применение открытого огня, отдых личного состава подразделений ГПС в пожарных автомобилях, заправка автомобилей ГСМ, а также их хранение.

Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, должны храниться раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.

На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).

Рукавная база (пост) размещается на территории пожарного депо в отдельно стоящем здании и предназначена для хранения, технического обслуживания и ремонта пожарных рукавов. При ремонте и обслуживании пожарных рукавов необходимо:

- избегать соприкосновения с нагретой поверхностью вулканизационного аппарата;

- проветривать помещения периодически (через каждые 1,5 часа работы) при работе с клеем.


Рис. 2.3.1 Структура управления в ПЧ-42

ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЖАРНОГО И ВОДИТЕЛЯ (БОЕВОГО РАСЧЁТА) ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА

Должностная инструкция пожарного

Пожарный при осуществлении своей деятельности обязан:

- выезжать к месту пожара с целью его тушения и проведения АСР;

- принимать закрепленный пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование при заступлении на дежурство;

- проводить техническое обслуживание закрепленного СИЗОД;

- обеспечивать выполнение обязанностей пожарного при несении службы на постах, в дозорах и во внутреннем наряде;

- совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием;

- соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в период дежурства;

- беречь имущество подразделения, содержать в чистоте и постоянной готовности пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование, индивидуальное снаряжение;

- знакомиться с оперативной обстановкой в районе (подрайоне) выезда подразделения;

вносить предложения командиру отделения по улучшению условий организации караульной службы.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)


Пожарная охрана России состоит из государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны. Эти подразделения пожарной охраны, выстроенные по объему, масштабу, вертикали.

Государственная противопожарная служба – это, по своей сути, именно та пожарная охрана, которую всем мы знаем и вызываем, если происходит возгорание. Это и федеральная, и территориальная противопожарная служба.

Если вы заранее решили подумать о том, что подарить пожарному на День МЧС, Новый год, 23 февраля или День пожарной охраны, то стоит обратить внимание на высококачественное портмоне "Пожарный надзор МЧС России".


Структура и подразделения пожарной охраны России


Муниципальная пожарная охрана включает все органы, силы и средства, которые создают муниципальные образования во взаимодействии или в качестве дополнения к государственной пожарной охране. Указанную охрану создают органы местного самоуправления в муниципальных районах, в небольших муниципальных образованиях – сельских округах, поселениях, городах, например, пожарная охрана Москвы.

Ведомственная пожарная охрана – орган, который создают федеральные органы исполнительной власти и организации для обеспечения таких важных условий, как пожарная безопасность и охрана.

Частная пожарная охрана является составной частью системы по обеспечению пожарной безопасности, создаваемой в организациях и населенных пунктах. Частные пожарные организации заключают договора на оказание услуг в области пожарной безопасности.

Добровольная пожарная охрана является формой добровольного участия населения в осуществлении первичной стадии пожарной безопасности.


Пожарная охрана МЧС среди своих основных задач осуществляет организацию профилактики пожаров, решает вопросы спасения людей и имущества на пожарах, выполняет организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Тушение пожаров – это действия, которые направлены на ликвидацию пожаров, спасение людей и имущества. Аварийно-спасательные работы, осуществляемые подразделениями пожарной охраны, это спасение людей, имущества, доведение до минимального уровня действия опасных факторов, которые являются характерными при чрезвычайных ситуациях, катастрофах и авариях.

Вопросы организации и осуществления профилактики пожаров – это совокупность превентивных мер, которые направлены против возникновения пожаров и на ограничение их последствий. Это комплексные мероприятия, носящие пропагандистский, информационный, технический и организационный характер.

Деятельность и история пожарной охраны МЧС РФ

История пожарной охраны России

Деятельность пожарной охраны не содержат предупреждение, ликвидацию конфликтов межнационального и социально-политического характера, массовых беспорядков. Функции отдельных органов разделены федеральным законом, потому что борьба с пожарами отличается от охраны общественного порядка.

Кстати, прямо сейчас у вас есть отличная возможность заказать очень достойный подарок работникам пожарной охраны - обложку для удостоверений "Пожарный надзор МЧС РФ".


Государственная противопожарная служба – это составная часть сил обеспечения безопасности человека, общества и государства. Для защиты человека, общества и государства в России предназначено множество структур. Речь идет о Вооруженных силах РФ, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности, Внутренних войсках и т.д.


История пожарной охраны говорит о том, что эту службу вполне заслуженно ставят в один ряд с другими защитными органами страны. Пожарная охрана МЧС занимается координацией деятельности всех видов пожарной охраны. Законодательство считает государственную противопожарную службу ведущей силой в борьбе с пожарами и последствиями. Все остальные пожарные службы подведомственны ей.

Отличным, качественным и недорогим подарком для работников этой важнейшей сферы может стать жетон "Государственный пожарный надзор", доступный для заказа в военторге "Военпро".


МЧС – это министерство, которое уполномочено решать весь комплекс вопросов по пожарной безопасности. МЧС состоит, в числе прочих структур, из Департамента пожарно-спасательных сил, сил гражданской обороны и специальной пожарной охраны. Каждый субъект РФ обладает структурным подразделением министерства, которое реализует государственную политику в сфере пожарной безопасности.


Система МЧС РФ включает в себя органы государственного пожарного надзора. Общая их задача состоит в выявлении, пресечении правонарушений в сфере пожарной безопасности, наказании виновных, обеспечении устранения нарушений законодательства.

В системе МЧС функционирует целый ряд пожарно-технических, научно-исследовательских, образовательных учреждений, которые призваны разрабатывать новое оборудование, материалы, порядок действия, которые применяются при обеспечении пожарной безопасности, а также готовить квалифицированные кадры.

Где готовят специалистов пожарной охраны в России?


Прежде всего, стоит упомянуть о:

Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Ивановском институте Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

Воронежском пожарно-техническом училище МЧС РФ;

Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС РФ и других организациях.

Очевидно, что пожарная охрана России очень внимательно относится к кадровому вопросу.

Подразделения пожарной охраны существуют в каждом аэропорту, морском порту, на атомной электростанции, нефтеперерабатывающем заводе и иных крупных объектах. Они выполняют задачи по пожарной охране указанных объектов, но могут осуществлять тушение других объектов при экстренной необходимости. Серьезные пожарные меры принимаются для обеспечения безопасности военных аэродромов, космодромов, полигонов.

Не стоит забывать, что современная пожарная охрана в России входит в структуру МЧС, поэтому, вам может быть очень интересна уникальная коллекция флагов МЧС от военторга Военпро.


Что в себя включает пожарная охрана и безопасность?


Пожарная охрана России выполняет следующие основные функции:

– Организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории России, исключая объекты, на которых иные государственные органы выполняют функции государственного пожарного надзора;

– Организует и осуществляет профилактику пожаров;

– Организует и осуществляет тушение пожаров, проводит аварийно-спасательные работы, спасает людей и имущество, на объектах и закрытых административных и территориальных образованиях, имеющих критическую важность в вопросах национальной безопасности страны, а также на иных пожароопасных объектах повышенной ценности, относящихся к культурному наследию народов Российской Федерации;

– Координирует деятельность иных видов пожарной охраны, на основании законодательства Российской Федерации;

– Осуществляет научно-техническое обеспечение пожарной безопасности и координацию научных исследований в сфере пожарной безопасности;

– Организует по мере своей компетенции подготовку в собственных образовательных учреждениях специалистов для работы в пожарной охране и организациях;


– Осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью по обучению населения вопросам пожарной безопасности, организацию подготовки должностных лиц для работы в органах государственной власти, занимающихся вопросами пожарной безопасности.

Федеральная противопожарная служба занимается:

– Проведением профилактики, тушением пожаров, аварийно-спасательными работами на объектах, считающихся критически важными для национальной безопасности страны, на мероприятиях федерального уровня, где предполагается массовое скопление людей, режимных и особо важных организациях;

– Реализацией государственной научно-технической политики в сфере пожарной безопасности;

– Осуществлением контроля за исполнением нормативных правовых актов, технических регламентов органами местного самоуправления;

– Осуществлением оперативного управления всеми видами пожарной охраны, средствами и силами, которые привлекаются для тушения пожаров;

– Обеспечением профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации личного состава, обеспечением подготовки должностных лиц по вопросам пожарной безопасности.

Если гражданин Российской Федерации решил связать свою судьбу с войсками гражданской обороны, он должен подать заявление в военный комиссариат, в котором он стоит на учете. Вместе с заявлением подаются следующие документы:

– Анкета поступающего по контракту на военную службу, заполненная по установленной форме;

– Автобиография, в произвольной форме, написанная от руки;

– Копии документов, заверенные по установленному порядку, с подтверждением профессионального или иного образования;

– Копии свидетельств о рождении детей и браке;

– Фотография 9-12 см (анфас);

– Копия свидетельства о рождении;

– Служебная характеристика с места последней учебы или работы;

– Выписка из домовой книги.

Где купить подарки ко Дню пожарной охраны и как поздравить спасателей с праздником?


Служба в органах МЧС и, в частности, в войсках пожарной охраны России, сегодня стала почетной и уважаемой всем народом. Спасатели во всех сферах жизни следует да безопасностью населения и государства.


27 декабря – всероссийский день спасателя, который будут отмечать все сотрудники МЧС, в числе которых и пожарная охрана России. В этот день мы обязаны поблагодарить пожарных за их мужество, отвагу, каждодневный риск, без которого невозможна их служба.

Если вы еще не в курсе, где купить подарки пожарникам в Интернете, скорее занимайтесь этим насущным вопросом, ведь до праздника осталось совсем мало времени, и вполне возможно, что именно того подарка, который вы хотите сделать, уже сегодня не останется в продаже.


Подарки для пожарной охраны – это то малое, чем мы можем отблагодарить этих мужественных людей, своих друзей, братьев, отцов и сыновей.

Не знаете, что дарят пожарникам в их праздник? Покупайте предметы одежды, толстовки, футболки, флаги с символикой МЧС и пожарной охраны, и вы не прогадаете. Главное, чтобы ваши подарки были сделаны от всего сердца. - флаги МЧС по индивидуальному заказу

Пожарная охрана

Определение, задачи, классификация

Итак, пожарная охрана – это объединение организаций, подразделений, органов управления, направленные на борьбу с возгораниями. Основные ее задачи:

  1. Предотвращение возгораний.
  2. Спасение и защита людей, имущества, ценностей.
  3. Локализация, тушение пожаров.

Согласно федеральному закону № 69-ФЗ пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:

  • государственная противопожарная служба;
  • ведомственная пожарная служба (ПО);
  • муниципальная;
  • частная;
  • добровольная.

Государственная противопожарная служба (ГПС) является частью МЧС России. Она подразделяется на федеральную ПС и ПС субъектов РФ.

Прежде, чем основательно разберем все виды, познакомимся с историей создания службы тушения огня.

История образования пожарной службы в России

Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.

Тушение пожаров на Руси

Тушение пожаров на Руси

Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.

Федеральная противопожарная служба (ФПС)

Вся деятельность ФПС подчиняется Положению (Постановление правительства № 385 от 20.06.2005 года). Структура ФПС состоит из:

  • подразделений центрального аппарата МЧС и региональных органов гражданской обороны (ГО); ;
  • образовательных учреждений МЧС;
  • научных организаций МЧС;
  • пожарно-спасательных подразделений ФПС для закрытых территориальных образований, особо важных и режимных учреждений, организаций.
  1. Государственный пожарный надзор. Уполномоченные представители посещают поднадзорные объекты, проверяют их деятельность, выявляют нарушения противопожарного режима, проводят расследование по этим нарушениям, составляют протоколы, акты, постановления, предостережения, то есть ведут дело об административных нарушениях. Кроме того, информация о нарушениях учитывается статистикой.
  2. Профилактика пожаров. Как правило, это огромный комплекс мероприятий, направленный на предупреждение возгораний, создание путей эвакуации, создание систем оповещения и пожаротушения.
  3. Тушение возгораний на поднадзорных объектах.
  4. Научные исследования, направленные на улучшение противопожарной безопасности. Огромное значение имеют испытательные лаборатории, которые изучают новые материалы на горючесть, токсичность, дымообразование и другие показатели. Научные работы выполняют не только специалисты в области пожарной безопасности. Многие НИИ предоставляют свои противопожарные выводы при выполнении своей научной работы.
  5. Образовательная деятельность. В первую очередь это относится к воспитанию специалистов (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) и обучение должностных лиц. При этом решаются вопросы, связанные с обеспечение противопожарной грамотности населения.

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:

  1. анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
  2. ведение статистического учета;
  3. участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
  4. обеспечение противопожарной грамотности;
  5. участие в региональных программах.

Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.

Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:

  • бюджета субъекта РФ;
  • целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
  • денежных средств от оказания платных услуг;
  • пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.

Муниципальная ПО

Муниципальный вид ПО образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России.

Тем не менее, это тоже не означает полной независимости от государственной власти. Муниципальная ПО находится в оперативном подчинении пожарной службы МЧС России, которая привлекает ее к тушению огня. Кроме того, муниципальная ПО входит в состав гарнизона пожарной охраны (это определение означает совокупность, комплекс всех органов управления и подразделений пожарной службы, находящихся на определенной территории).

Финансирование деятельности этого вида ПО происходит соответственно из муниципального бюджета.

Ведомственная ПО

Согласно закону ведомственные ПО создают федеральные органы исполнительной власти РФ. Федеральные органы исполнительной власти – это министерства с подчиненными им службами, агентствами, надзорами. Ведомственная ПО не территориальное образование, она организуется в сфере, ограниченной определенной деятельностью.

Пожарная охрана на железнодорожном транспорте

Пожарная охрана на железнодорожном транспорте

Например, транспортные ПО. Они обеспечивают безопасность при эксплуатации железнодорожных, речных, морских, воздушных транспортных средств. Также существует ведомственная ПО Вооруженных Сил, которая обеспечивает безопасность военных объектов. Еще один вид – консульская и дипломатическая ПО, так как представительства за рубежом являются территорией России и работают в соответствии с российским законодательством.

Ведомственная ПО осуществляет свою деятельность на средства своего ведомства. Отдельные подразделения часто контролируют предприятия своей отрасли. Основные функции и задачи направлены на профилактику и тушение пожаров. Подразделения контролирую противопожарный режим и в случае выявленных нарушений имеют право остановить производственную деятельность до момента устранения замечаний.

Частная ПО

По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:

  1. Тушение пожара.
  2. Профилактика и контроль.

На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.

Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).

При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.

Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.

Добровольная ПО

Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:

  • Предприятие находится в черте города, но проезд затрудняется пробками, неудобными транспортными развязками, узкими дорогами и т.д.
  • Предприятие находится в сельской местности: при нормативе приезда на возгорание в 20 минут после вызова, имущество успевает сгореть.

Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:

  1. Следят за соблюдением противопожарного режима.
  2. Проверяют системы оповещения и тушения.
  3. При возгорании оказывают первую помощь пострадавшим, организуют эвакуацию, используют имеющиеся средства тушения.

Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.

Популярное пожелание пожарных

Популярное пожелание пожарных

Заключение

Читайте также: