Искусство гомеровского периода кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура и искусство Древней Греции прошло ряд этапов в своём развитии. Каждый из них давал нечто новое, что приводило ко всё более впечатляющим достижениям. Чтобы лучше ориентироваться в том, как развивалось искусство Древней Греции, что было достигнуто на каждом из исторических этапов, я приведу общепринятую периодизацию, с краткой характеристикой каждого из периодов.

Эгейский или Крито-микенский период – 3 – 2 тыс. до н.э.

Некоторые из исследователей античности рассматривают историю древнегреческой культуры, начиная с цивилизаций, развивавшихся на этой территории (о.Крит и п-ов.Пелопонне́с) в глубокой древности. К этому древнейшему периоду относятся:

1. Мино́йская или критская культура , центром развития которой был остров Крит. Археологические исследования, предпринятые англичанином А. Эвансом в начале 20 века, стали сенсацией и послужили отправной точкой в изучении искусства этого периода.

В древней столице Крита - городе Кносс , им был обнаружен царский дворец, соотносимый с мифологическим лабиринтом, построенным царём Миносом для минотавра (чудовище с телом человека и головой быка).

Архитектура дворца была необычна, но логична и уравновешена. В качестве строителя и проектировщика этого сооружения древнегреческие мифы называют легендарного Деда́ла.

Стены дворца украшали фрески, изображающие прекрасных утончённых юношей и девушек, животных и птиц. Они считаются шедевром древней монументальной живописи.

Не меньшим изяществом и мастерством отличались минойская пластика и изделия из керамики, украшенные прекрасными росписями.

А также по царским погребениям, обнаруженным немецким археологом Г. Шли́маном. Им была найдена гробница легендарного царя Микен – Агаме́мнона (предводителя ахейцев в троянской войне).

В погребениях сохранились предметы декоративно-прикладного искусства этого периода – ювелирные изделия, оружие, керамика.

Крито-микенская культура прекратила своё существование либо в результате глобальной природной катастрофы, либо в результате разрушительных войн и завоевания этих территорий более отсталыми в развитии (дорийскими) племенами.

Сосуд для смешивания вина с водой (кратер) с изображением состязания с ремнями. Около 1350-1250 до н. э.

Сосуд для смешивания вина с водой (кратер) с изображением состязания с ремнями. Около 1350-1250 до н. э.

Но именно это время считается началом зарождения собственно культуры Эллады (Классической Греции) , периодом возникновения греческой религиозной системы и мифологии, повлиявшими на формирование специфического (греческого) мировоззрения.

Об искусстве этих периодов я буду писать подробнее в следующих статьях. Поэтому здесь будет представлена лишь их самая общая и краткая характеристка.

Арха́ика - 7 – 6 вв. до н. э.

Время, наступившее после долгих греко-персидских войн, из которых Греция вышла победительницей. Центром всей политической и культурной жизни становятся Афины. Особого подъёма афинская культура достигает во время правления Пери́кла (490—429 г. до н. э.). Классика - период наивысшего расцвета всех форм греческой культуры. В это время созданы высочайшие образцы во всех видах искусства и художественной деятельности.

Эллини́зм – 3 – 1 вв. до н.э.

В результате этих войн греческая (э́ллинская) культура получила распространение на всех завоеванных Александром Великим территориях – от Египта до Индии.

Соответственно, это время стало периодом смешения, взаимовлияния и взаимообогащения различных культур древнего мира. Для эллинистической культуры, мировоззрения и искусства характерны дробность, эклектичность (смешение различных элементов в одном целом), экспрессивность.

В следующих статьях, мы с вами рассмотрим важнейшие достижения искусства древней Греции периодов архаики, классики и эллинизма.

stanford.edu

Период с 11 по 8 в. до н. э. известен в истории как важнейший этап формирования греческой культуры. Благоприятные исторические обстоятельства способствовали тому, что в этот промежуток времени был сформирован патриархальный жизненный уклад и возникли истоки примитивного хозяйства.

К тому же, из строк гомеровских поэм мы получаем краткое представление об архитектуре известных культовых и других зданий, об особенностях военных действий. И по мере того, как греческий эпос стал обретать популярность и обсуждаться критиками на Западе, начали исчезать пробелы в изучении загадочной истории и мифологии этой страны.

Развитие скульптуры и архитектуры

Но изучение известных архитектурных шедевров гомеровской эпохи происходило также на основании исследований руин грандиозных сооружений и миниатюрных моделей культовых зданий. Эти исследования дали приблизительное представление о стилистическом оформлении разных видов построек.

Так, сейчас известно, что при строительстве домов за основу были взяты микенские традиции. В ранние периоды развития архитектуры (с начала 11 по 9 в. до н. э.) основными строительными материалами служили глина и сырцовый кирпич, и только в некоторых случаях – бутовый камень. При этом здания тех времен имели одну типичную особенность – стена, противоположная входу, была округлой.

Однако при изучении известных сооружений 9-8 вв. до н. э. (например, храма Артемиды) была выявлена еще одна важная тенденция – в конструкции присутствовали деревянные каркасы. Кроме этого, в культовых постройках применялись фронты и портики из столбов, благодаря чему они обретали более величественный вид и становились практичнее. При этом форма всех сооружений была стандартной – прямоугольной.

Изучая раскопки древних зданий гомеровской эпохи, археологи также отметили, что развитие скульптурного ремесла в тот период достигло высокого уровня. Так, изображения людей, богов, животных, созданные из глины, кости и бронзы, позволяют делать выводы о жизненном укладе и ритуалах греков.

В древнегреческих произведениях встречаются и другие описания видов скульптурных творений (например, идолов из дерева и камня). Однако такие модели, к сожалению, пока не найдены.

Продолжение традиций развития керамики и росписи

Развитие керамического ремесла началось еще в далеком эгейском периоде. Однако, при сравнении образцов разных времен было отмечено, что именно расписные вазы 9-8 вв. до н. э. представляют собой особые произведения искусства. К тому же, искусство создания неповторимых лаконических росписей стало своеобразной школой для греческих художников и творцов архаического и классического периода, которые впоследствии научились отображать человеческие чувства и представлять хаотическую систему взаимосвязей системно и упорядоченно. И, несмотря на то, что рисунки на этих изделиях имели примитивный характер, они стали настоящими шедеврами керамического ремесла.

Гомеровский период характеризуется началом разрушения родового строя, началом формирования олимпийской религии. Именно эту религию исповедовали в Древней Греции. Жители страны верили, что на главный бог Зевс-громовержец и сонм других богов расположились, живут на вершине горы Олимп.

Какой была культура Гомеровского периода?

Древнегреческая культура во времена после Микен развивалась сложно и противоречиво, и этот путь её развития сложно описать точно и определённо. Учёные по разному определяют стадии развития греческого социума того периода. Наиболее верными являются мнения учёных о том, что общество прошло последнюю первобытную стадию и перешло к стадии цивилизационного развития. В произведениях показано общество более примитивного развития, культуры, чем оно было показано в памятниках крито-микенского периода. Гомер в своих произведениях описывает царей, знать предводителей, проживающих в деревянных домах. Эти дома окружены частоколом и совсем не походят на дворцы крито-микенских царей.

Общество, описываемое Гомером, является неграмотным. Люди не понимают зловещие знаки письменности других народов. Эти знаки являются для них непонятными, таинственными.

В гомеровский период времени происходит формирование языческой религии древних греков. В каждой общине был бог-покровитель. Он оберегал жителей общины от злодеяний, враждебных замыслов людей и богов. Бог общины был намного сильнее, могущественнее других богов лесов, рек, источников. Его покровительство распространялось только на жителей данной общины. В это время процветал культ местных богов. Небольшой социум - община должен был жить обособленно ради своего выживания, ведя борьбу с грозными силами природы. Люди общины вынуждены были отражать набеги злобных соседей, напрягать все имеющиеся силы.

Культ предков характерен для древнегреческой религии того периода. Значительное, существенное значение имели погребальные церемонии, игры. В этом культе отразилась духовная составляющая греческого общества того периода. Первобытнообщинные отношения заканчивались, зарождались основные моральные, этические принципы новой, возникающей цивилизации.

Черты гомеровского периода:

  • уход от традиций дворцовой жизни предыдущего бронзового века
  • появление, зарождение нового уклада жизни, традиций с опорой на огромный потенциал, накопленный греческим обществом в прошлые исторические периоды.

Какими были материальная культура, искусство гомеровского периода?

Значимых, больших достижений в этих сферах культуры не было. Наметился прогресс во всех производствах, где использовалось железо. В это период времени создавались более передовые, лучшие орудия труда, в сельском хозяйстве, разных ремёслах использовались новые технологии и приёмы труда.

В описываемом периоде мало значимых, культурных памятников. Здания строили из обожжённого кирпича, дерева. Такими были строительные материалы того времени. Даже большие скульптуры производились из дерева. Хорошо сохранилась до настоящих времён керамика, ярко расписанная геометрическим орнаментом. Предметами керамики тех времён являются, большие вазы, служившие погребальными надгробиями, а также бытовая посуда, сосуды, скульптурные украшения на вазах, терракотовые статуэтки. Все эти предметы древнегреческой истории являются памятниками искусства.

Художественное творчество, искусство гомеровского периода можно назвать незатейливым, примитивным. Оно скорее похоже на ремесленный помысел. Изделия украшались несложным геометрическим узором, который не требовал от исполнителя большого художественного таланта.

Музыкально-поэтическая культура гомеровского периода

Музыкальная культура Древней Греции – самобытное, уникальное явление, вобравшее в себя плоды музыкального развития древних цивилизаций – египетской, сирийской, индийской. Греция представляла собой союз полисов, областей, которые различались политическим строем, экономикой и культурой.

Крит – один из наиболее ярких центров развития музыкального искусства, где культивировалось хоровое пение, сопровождающее обряды. Здесь был развит культ поклонения богам, для проведения обрядов были построены театральные площадки. Все театрализованные явления можно разделить на группы:

  • Народный фольклор, включающий пения, связанные с уборкой урожая, ремеслами, этапами жизни – свадебные, заупокойные песни.
  • Религиозные обряды, включающие в себя хоровое пение, хороводный, групповой танец, выступления со змеями.
  • Спортивные соревнования, кулачные бои, бег, гимнастические упражнения.
  • В честь развитого культа быка, проводились игры с этим животным.


Период Греческой истории с XI до IX века до н.э. называют гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера "Иллиада" и "Одиссея".

В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль. В период его расцвета (VIII в. до н. э.) создавались большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения. Их пропорции, взаимодействие отдельных частей, чёткая построенность формы отдалённо напоминают очертания человеческого тела. Росписи состояли из геометрического орнамента и отличались чёткой ритмикой, выразительностью линий. Вначале это лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие тулово вазы, позднее - более разнообразные мотивы с изображением людей и животных, опять же построенные из простейших геометрических форм (вспомните стилизацию в неолитическом искусстве).

Геометризации подчинялись и скульптурные изображения людей и животных. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы и кости, малорасчленённые, но красочные и разнообразные по форме. Статуэтки изображают всадников, атлетов (героев или богов), животных. В этой мелкой пластике также просматривается геометрический стиль.

В эпоху ранней архаики появляются первые монументальные скульптуры - ксоаны, не дошедшие до нас и известные только по литературным источникам. Ксоаны - это примитивные скульптуры культового назначения. Они представляли собой столб со слегка обозначенными формами человеческого тела и были символическим изображением божества.

В раннеархаическом периоде в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие о начале отхода от условности росписей и скульптур. Появляется стремление показать фигуру человека не схематично, но более живо.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

После покорения дорянами ослабевших в Троянской войне ахейских племен следует гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI—VIII вв. до н. э.), характеризующийся патриархальностью быта, раздробленностью мелких хозяйств и примитивностью начинавшей формироваться культуры. От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:

Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных рисунках на них выступало стремление к красоте, к художественному осмыслению мира.

Стиль росписей этого времени называют геометрическим по характеру узоров. Он существовал у греческих племен в течение трех столетий. Концом XI века до н. э. датируются его ранние образцы, в X и IX веках происходит медленное развитие его форм, к первой половине VIII века он достигает расцвета.

Во второй половине VIII века до н. э. обнаруживаются черты его упадка. Памятники геометрического стиля, распространенного на обширной территории, встречаются на Балканском полуострове и в Малой Азии, на Крите, Кипре и других островах Эгейского моря.

В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX — начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса — фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров — животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий — около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц. Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и у днища заметны различия. У венчика — лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова, где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны иначе — будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение плавного ритма контурной линии сосуда нашло отзвук в изображении ланей.

К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин (илл. 10). Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного — плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:

В лаконизме росписей X—VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика (илл. 11).

В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм — результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения — в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода — первые шаги в развитии античного художественного мышления.

В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции — на островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые сосуды с росписями многоречивыми, живыми. В Аргосе композиции предельно лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и в особенности для аттической, характерны общие качества — нарастание интереса к человеческому образу, стремление к гармоничному соответствию форм и четкости композиции.

В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, ставились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были исполненные из обожженной глины фигурки с только намеченными чертами лица и конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их довольно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются.

В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного характера, как хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка бронзовое изображение кентавра и человека, рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике, — обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).

Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, различные предметы не схематично, но более живо. В этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно конкретным. Уже на закате геометрического стиля наметились первые признаки того процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле приведет к предельной конкретности воспроизведения мира в памятниках поздней античности. С возникновением более зрелых представлений человека о мире появляется потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к кризису геометрического стиля и появлению новых форм в памятниках архаического периода VII—VI веков до н. э.

Источник: Соколов Глеб Иванович. Искусство Древней Греции.— М.: Искусство, 1980.- 271 с., ил.— (Очерки истории и теории изобраз. искусств).

Читайте также: