Взаимодействие сотрудников овд с представителями сми кратко

Обновлено: 05.07.2024

Происходящие в России преобразования в различных сферах жизнедеятельности общества и государства оказывают важнейшее влияние на совершенствование правовых основ общественно-политической жизни.

С внедрением в практику новых технологий, приоритетное внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции, укреплению служебной дисциплины и законности, искоренению коррупции и т. п. Особая роль в этом процессе отводится средствам массовой информации (далее СМИ). Своевременность информирования общества о происходящих событиях, профессионализм и компетентность в освещении деятельности полиции являются важным атрибутом взаимного доверия между полицией и гражданами. Только профессиональный подход к делу позволит

завоевать уважение и доверие представителей СМИ и достичь самого широкого освещения своей деятельности.

Сегодня очень динамично развивается медиапространство, непрерывно возрастают количество источников и скорость распространения информации в обществе, активно совершенствуются новые PR-методики. В этих условиях особую значимость приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия полиции со средствами массовой информации и общественностью. С этой целью 1 января 2009 г.

1 О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 2 июля 2013 г.) (ст. 2) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

В сфере информационного сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в средствах массовой информации важное место занимает Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России (УОС МВД России). Это Управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Именно УОС МВД России «в установленном порядке обеспечивает эффективность деятельности пресс-служб, подразделений информации и общественных связей, должностных лиц, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации и институтами гражданского общества, подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно- исследовательских

1 См.: Асанов А.И. Взаимодействие внутренних войск МВД России со СМИ в современном обществе // Управление в органах внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики: сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 41-42; Наумкин Ю.В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент, 1990. С. 10; Томин В.Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью. Горький, 1976. С. 3-4. и др.

Сегодня существует достаточно прочная правовая база, которая регулирует общественные отношения в сфере информации (доступа граждан к информации, защиты информации и др.), а также взаимодействия полиции со СМИ. Так, в соответствии со ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, равно как имеет право искать, получать и свободно распространять информацию2. Согласно ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения, включая свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ3.

Конституционно-правовой основой доступа граждан к информации является Конституция России, которая в стст. 24, 29, 42 закрепляет право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять

2 О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.), вместе с протоколом № 1 подписанным в г. Париже 20 марта 1952 г., протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (подписан в г.

Страсбурге 16 сентября 1963 г., протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

информацию любым законным способом; право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды1.

Кроме того, имеются и другие конституционные нормы обеспечивающие свободу массовой информации. Например, ч. 3 ст. 41 Конституции России устанавливает ответственность должностных лиц в соответствии с федеральным законом за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; ч. 1 ст. 44 – свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности; ч. 2 ст. 100 – открытый характер заседаний Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; ч. 1 ст. 123 – открытость судопроизводства и т. д.

Своеобразными ограничителями сворачивания политического плюрализма выступают стст. 8, 13, 34, 35 Конституции России в которых речь идет о свободе экономической деятельности, свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, праве частной собственности, а также о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Анализ Конституции России и иных нормативных правовых актов, так или иначе, связанных с вопросами массовой информации, дает основание говорить о том, что они соответствуют нормами международного права. Конституция России определила фундаментальные основы деятельности средств массовой информации, а более конкретные вопросы должны регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, например, закрепленные в Конституции Российской Федерации положения, касающиеся деятельности СМИ, нашли свое дальнейшее развитие и детализацию в целом ряде нормативных правовых актов. Среди них следует особо выделить Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4202.

2 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

Взаимодействие полиции со СМИ основано на взаимовыгодных отношениях и осуществляется с целью повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников полиции и придания деятельности органов внутренних дел большей степени открытости и публичности.

1 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (Ч. 1.). Ст. 3448; 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4243.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 170; 2014. № 11. Ст. 1094.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4259.

Г.В.Ф. Гегель говорил о публичности как о всеобщей осведомленности в делах государства5. К. Маркс и Ф. Энгельс, определяя черты государственности, писали, что «второй отличительной чертой является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженную силу. Эта публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и всякого рада принудительных учреждений. Обладая публичной властью, чиновники становятся как органы общества над

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 472, 631.

3 Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб., М.: Рипол-Норинт, 2008. С. 474, 653.

4 Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 2000. С. 384, 454.

5 Гегель Г. Философия права. М, 1990. С. 351.

Публичность в большей степени характеризует взаимоотношения полиции и граждан по вопросам достойного информационного обеспечения последних и соответствующего гражданского (общественного) контроля за качеством оказания полицией услуг населению.

На первый взгляд может показаться, что содержание рассматриваемых понятий идентично, и что они представляют собой взаимозаменяемые термины. Но, в действительности, они имеют разную смысловую нагрузку.

Таким образом, как представляется, под открытостью деятельности полиции следует понимать степень доступности получения достоверной информации организациями, объединениями и гражданами о ее деятельности (кроме информации ограниченного доступа). Под публичностью понимается способность полиции публично (т. е. в присутствии публики, людей) информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, а также возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности полиции.

1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1961. С. 170.

1 Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2013 № 51. Ст. 6689; О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534; 2014. № 6. Ст. 558; 2014. № 23. Ст. 2930; О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451; 2014. № 23. Ст. 2927.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4278.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г., с изм. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2014. № 19. Ст. 2334; 2014. № 26 (Ч. 1). Ст. 3377.

отмечено ранее, составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Так, в период существования СССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими СМИ, а также творческими организациями осуществляло пресс-бюро МВД СССР, созданное в структуре центрального аппарата Министерства 10 июня 1983 г. приказом МВД СССР

№ 162. Эту дату принято считать днем образования пресс-служб и подразделений общественных связей в системе органов внутренних дел1.

В настоящее время пресс-службы, подразделения информации и общественных связей, сотрудники, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, функционируют во всех подразделениях центрального аппарата Министерства и территориальных органах МВД России, в транспортной полиции и во внутренних войсках. Именно их сотрудники играют существенную роль в повышении престижа службы в полиции, формировании положительного образа полицейского, поиске новых форм и методов взаимодействия со СМИ и иными институтами гражданского общества, в реализации иных задач и функций, возложенных на МВД России, в том числе, в выработке и осуществлении современных, более эффективных подходов и направлений в информационной политике МВД России с учетом открытости и публичности его деятельности.

Эффективность взаимодействия полиции и институтов гражданского общества подтверждается статистическими данными. В 2011 г. в центральных и региональных средствах массовой информации было более 1 млн 400 тыс. материалов о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Только по линии центрального аппарата МВД России проведено 74 брифинга и пресс-конференции3. Каждый день публикуются десятки статей связанных с деятельностью полиции, МВД России проводится работа со средствами массовой

1 Пилипчук А. Пресс-служба МВД России – источник объективной информации для гражданского общества // Профессионал. 2013. № 3. С. 2.

2 Степанов О.А., Гладких Р.Б., Борисов А.В., Лялякин Ю.А. Реализация принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 30.

3 Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. № 1. С. 22.

информации в режиме онлайн. Представителями средств массовой информации ежедневно в Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России направляется 40-60 запросов о подготовке материалов, касающихся деятельности полиции. Помимо этого средства массовой информации и иные институты гражданского общества обращаются с просьбой съемок кинофильмов, подготовки публикаций, написания художественных произведений, в которых освещаются будни полицейской жизни. В свою очередь МВД России представляет масс-медиа свои информационные поводы.

Сегодня органами внутренних дел осуществляется тесное сотрудничество более чем с 3500 средствами массовой информации по всей России. Более того, МВД России организует работу собственных средств массой информации. В настоящее время в субъектах России выпускается 68 печатных изданий органов внутренних дел. Пресс-службами производится 100 телевизионных программ и 39 радиопередач. Пресс-центром МВД России ежедневно проводится мониторинг материалов более 3 тыс. СМИ (центральных и региональных). По итогам этой работы составляется справка с приложением копий наиболее значимых публикаций. Также ведется круглосуточный мониторинг центральных каналов телевидения. Наиболее значимые видеосюжеты о деятельности полиции записываются и передаются руководству МВД России. Вся информация подвергается тщательному анализу, после чего принимаются конкретные решения (например, проводятся служебные проверки, готовятся дополнительные разъяснения)1.

внимание журналистов к произошедшему событию или проводимому мероприятию невозможно без учета формата СМИ, целевой аудитории. Поэтому информационный повод должен содержать социально-значимую информацию, интересную для большого числа граждан и, соответственно, масс-медиа.

Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (в 2013 г.) позволяет нам привести ряд примеров, о влиянии средств массовой информации на оценку эффективности органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан. Так, 47% граждан указали, что на их представления о работе органов внутренних дел (полиции) наибольшее влияние оказали новостные и публицистические теле- и радиопередачи, 24% сослались на публикации в прессе. На долю неформальных каналов информации о деятельности полиции (сведения, полученные от бесед со знакомыми, соседями,

Кроме того, необходимо: совершенствование нормативных актов, регулирующих взаимодействие полиции со СМИ, а также системы материально-

1 Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2014. № 1. С. 7.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.

технического и организационно-методического обеспечения, в том числе системы повышения квалификации сотрудников полиции в области взаимодействия со СМИ; проведение информационной деятельности с использованием новых, более оптимальных форм и методов, обеспечивающих эффективное решение полицией служебно-боевых и оперативно-служебных задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе (анализ и активное внедрение в практику деятельности полиции передовых форм и методов взаимодействия со СМИ; развитие взаимовыгодного сотрудничества полиции и СМИ в освещении правоохранительной практики, повышение эффективности информационной поддержки федеральных и региональных СМИ, объективно отражающих деятельность полиции; незамедлительное реагирование на конструктивную критику СМИ о недостатках и нарушениях в оперативно-служебной деятельности, информирование населения о принимаемых мерах по решению возникающих проблем и устранению негативных последствий).

Таким образом, реализация этих и других мер, безусловно, будет способствовать дальнейшему поступательному развитию взаимодействия полиции и СМИ, расширению их сотрудничества на новом качественном уровне, формированию современных подходов и выработке механизмов такого сотрудничества, что в конечном итоге обеспечит успешное выполнение полицией, стоящих перед ней задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ

ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ

ПРОФСОЮЗ ПОЛИЦИИ запись закреплена

Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с представителями средств массовой информации.

При взаимодействии с представителями СМИ сотрудники органов внутренних дел должны учитывать не только основные законные права и обязанности журналистов, но также и иные существенные факторы, обусловленные их служебным и правовым статусом. В связи с этим Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России разработаны методические рекомендации, в которых разъясняются правовые основы и алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел при взаимодействии с представителями СМИ.

1. Общие положения

На протяжении ряда лет Министерство в информационной работе следует принципам максимальной открытости и доступности для представителей СМИ. Это продиктовано требованиями времени и уровнем развития медиасреды. Сегодняшние технологии позволяют любому человеку распространять информацию о резонансных событиях за считанные минуты, а иногда и секунды, с фото- и видеоматериалами. Даже незначительное промедление в реагировании на то или иное событие неизбежно приводит к упущению информационной инициативы, что отрицательно сказывается на репутации ведомства. А искусственная закрытость ОВД для СМИ приводит к тому, что граждане зачастую получают искаженную или неполную информацию о деятельности полиции, и это, в конечном итоге, отрицательно сказывается на репутации того или иного подразделения.

В соответствии с Положением об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России, утвержденным приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 683, Управление выполняет функцию головного подразделения МВД России, обеспечивающего нормативно-правовое регулирование вопросов взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью, координирует реализацию единой информационной политики МВД России в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть ­Интернет).

Приложением № 1 к приказу МВД России от 19 июня 2018 г. № 385 определен исчерпывающий перечень должностных лиц МВД России, уполномоченных доводить до СМИ официальную позицию ведомства. В этой связи иные сотрудники ОВД (полиции), кроме перечисленных в этом приказе, не вправе освещать в СМИ и сети Интернет официальную позицию МВД России.

Однако это не означает полного запрета на общение с представителями СМИ сотрудникам полиции, выполняющим функции по обеспечению общественного порядка. Ситуации, когда полицейский (а особенно руководитель) отказывается ответить на самый простой вопрос журналиста или пытается скрыться, увидев видеокамеру, не только не способствуют укреплению авторитета полиции, но более того – показывают наших коллег в неприглядном свете, как ограниченных людей, не способных связать двух слов.

Сотрудник ОВД, находящийся при исполнении служебных обязанностей, вправе проинформировать журналиста по некоторым вопросам общего порядка. Например: где располагается ближайшее отделение полиции, распорядок его работы, как добраться до места проживания (гостиницы) или места проведения культурного/спортивного мероприятия, куда обратиться за получением квалифицированной по­мощи и другим.

2. О правовом статусе СМИ и их представителей

При взаимодействии с представителями СМИ следует учитывать основные законные права и обязанности журналистов, а также иные существенные обстоятельства.

Профессиональным статусом журналиста на территории Российской Федерации обладают:

- штатные сотрудники редакций российских СМИ (при наличии редакционного удостоверения);

- внештатные авторы и корреспонденты при выполнении ими поручений редакции (при наличии удостоверения внештатного корреспондента и редакционного задания);

- штатные сотрудники редакций иностранных СМИ (при наличии аккредитационного удостоверения МИД России).

Редакционные удостоверения подтверждают личность и полномочия журналиста, однако не являются документами, удостоверяющими личность гражданина.

Блогеры, согласно законодательству Российской Федерации, не являются журналистами и не обладают таким статусом. Данная категория лиц вправе на общих основаниях свободно получать и распространять информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В практике оперативно-служебной деятельности ОВД нередко возникают ситуации, когда удостоверениями журналиста или внештатного корреспондента, как правило, поддельными, пользуются люди, не имеющие отношения к СМИ. При возникновении сомнений в подлинности документов (например, при обнаружении орфографических ошибок, неразборчивой подписи руководителя или печати), личности журналиста, наличии у внештатного корреспондента редакционного задания необходимо в срочном порядке извещать ОИиОС, пресс-службу для уточнения информации и принятия дальнейших решений. Сотрудники этого подразделения оперативно сделают запрос в редакцию СМИ для подтверждения принадлежности к нему проверяемого лица.

Так, журналист обязан:

- проверять достоверность сообщаемой им ­информации;

- при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

- предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Злоупотребление свободой массовой информации, равно как и несоблюдение обязанностей журналиста, влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской ­Федерации.

3. Общие правила взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с представителями СМИ

В соответствии с требованиями статьи 5 Закона о полиции, при обращении к представителю СМИ (как и к любому гражданину) сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. В случае обращения представителя СМИ сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

При встрече с сотрудником полиции первое, на что обращают внимание граждане, включая журналистов, – это его внешний вид. Аккуратный и подтянутый полицейский всегда вызывает у людей большее доверие. Затем фиксируются детали, которые могут остаться незамеченными обычным человеком. Например, наличие нагрудного знака на форменной одежде, позволяющего идентифицировать сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах.

В беседе с корреспондентом сотруднику ОВД следует придерживаться следующих принципов:

- не комментировать того, о чем не имеется четкого представления, вести разговор только в пределах тем, относящихся к служебным обязанностям;

- не говорить неправду, поскольку любая ложь рано или поздно будет раскрыта;

- не позволять втягивать себя в длительные дискуссии, особенно на политические темы;

- не комментировать слухи, если нет прямого указания руководства эти слухи опровергать;

- не критиковать решения вышестоящих ­руководителей.

При взаимодействии с журналистами нельзя:

- поддаваться на провокации;

- в общении использовать грубые и нецензурные выражения;

- применять физическую силу и специальные средства, за исключением случаев, предусмотренных Законом о полиции;

- самовольно принимать решение о запрете допуска журналиста в места, посещение которых не запрещено законодательством Российской Федерации;

- доставлять представителей СМИ в подразделения ОВД без проверки документов на месте и (или) задерживать их без достаточных на то оснований;

- препятствовать фото-, видеосъемке (в том числе силовыми методами), если это не запрещено законодательством Российской Федерации; изымать средства фото- и видеосъемки, аудио­записи, фото-, видео- и аудионосители.

В случаях, когда журналист выходит за пределы своих прав либо нарушает установленные нормы, целесообразно предупредить его об этом и сообщить, в чем конкретно состоит его нарушение. При пресечении продолжающихся незаконных действий со стороны журналиста рекомендуется максимально соблюдать корректность и сдержанность в высказываниях и действиях. Необходимо помнить, что любое незаконное действие в отношении журналиста со стороны сотрудников полиции может стать предметом критического обсуждения и негативных комментариев в СМИ в адрес ОВД. Также не нужно забывать, что некоторые журналисты могут сознательно провоцировать полицейских, производя при этом фото- и видеосъемку и оставляя при их публикации только негативную реакцию.

В связи с этим о каждой конфликтной ситуации с участием сотрудников полиции и представителей СМИ следует незамедлительно информировать своего непосредственного руководителя и ОИиОС, пресс-службу территориального органа МВД ­России.

4. Об осуществлении гражданами, в том числе представителями СМИ, фото- и видеосъемки сотрудников полиции

В соответствии с принципами публичности и открытости, установленными статьей 8 Закона о полиции, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскной деятельности, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений ­ и организаций.

При освещении деятельности МВД как пресс-службы ведомства, с одной стороны, так и журналисты и редакции СМИ, с другой, имеют свой круг прав и обязанностей по отношению друг к другу. И для большей эффективности сотрудничества обе стороны должны знать, что они имеют право делать, что обязаны и какие зоны риска следует избегать при распространении информации о деятельности правоохранительных органов, о конкретных уголовных делах и о гражданах, фигурантах уголовных дел и участниках следственных действий.

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

В соответствии с действующим законодательством пресс-службы МВД вправе:

В свою очередь редакции СМИ вправе:

Редакции СМИ обязаны:

Журналисты вправе:

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В ряде случаев при распространении сведений не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, главный редактор, журналисты и редакция СМИ не будут нести ответственности за распространение вышеперечисленных сведений.

3) если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц (Следует обратить внимание, что согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлении Пленума о применении Закона о СМИ, имеет существенное значение имело ли должностное лицо полномочия на выступление от имени представляемого им органа, организации, общественного объединения, и можно ли данное выступление признать официальным с учетом времени, места и темы выступления. К официальным, например, следует относить выступления должностного лица на заранее запланированном заседании, проведенном с участием журналистов в специально выделенном помещении в здании соответствующего органа, организации, общественного объединения и в соответствии с утвержденной повесткой дня. Если судом будет установлено, что должностное лицо не было уполномочено на официальное выступление и выражало лишь свою собственную точку зрения (о чем было известно журналисту), то редакция, журналист не будут освобождены от ответственности за дословное воспроизведение такого выступления.).

При этом важно понимать, что освобождение от ответственности не означает, что в случае возникновения спора на редакцию и на журналиста вообще не подадут в суд. Иск подать могут, а вот уже в суде редакция должна будет доказать что в данном случае есть то или иное обстоятельство, в связи с которым редакция и журналист должны быть судом освобождены от ответственности.

МВД России во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации проводится целенаправленная работа по совершенствованию информационного сопровождения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

В целях создания эффективных механизмов взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска задач, была разработана и утверждена Концепция совершенствования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы.

Сформированы основные принципы информационной политики подразделений системы МВД России. Получило системный характер сотрудничество со СМИ. Созданы условия для обеспечения эффективного участия институтов гражданского общества в разработке основных направлений государственной политики в области внутренних дел, укрепления законности, повышения правовой культуры населения, сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Правовым регулированием охвачены все важнейшие направления взаимодействия со СМИ и общественными объединениями.

Наблюдается устойчивый рост количества информационных материалов в СМИ и, что особенно важно, материалов позитивного характера о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Значительный вклад в формирование положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, укрепление взаимодействия со СМИ вносит проведение Всероссийского конкурса МВД России "Щит и перо"*(6).

Активно участвует в разработке информационной политики МВД России, определении ее приоритетных целей и задач, выработке предложений по совершенствованию отдельных направлений информационной и пропагандистской деятельности и оценке эффективности их практической реализации Информационный совет МВД России*(7).

В целях учета потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики в области внутренних дел установлено взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации*(8).

По предложению совета Общественной палаты Российской Федерации создан Общественный совет при МВД России*(9). Созданы общественные советы при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

В рамках Соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью*(10) проводятся совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, профилактике преступности среди несовершеннолетних, участие в других социально значимых акциях.

Совместно с представителями духовных управлений мусульман ведется работа по преодолению радикализма и экстремизма, особенно среди молодежи, предотвращению этнонациональных конфликтов. Во взаимодействии с представителями еврейских региональных общин России реализуются меры по недопущению проявлений ксенофобии и национально-религиозной неприязни.

В соответствии с ранее подписанным Меморандумом о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации*(11) организовано взаимодействие с правозащитными организациями по вопросам выработки и реализации решений, направленных на соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

В целях совершенствования организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов внутренних дел для обеспечения гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении заключено соглашение о взаимодействии с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации*(12).

Подписано Соглашение с Министерством обороны Российской Федерации о сотрудничестве и взаимодействии в информационной сфере*(13), в рамках которого МВД России совместно с телеканалом "Звезда" ФГУП "Единая телерадиосистема Вооруженных Сил Российской Федерации" проводится активная работа по объективному информированию общественности о деятельности органов внутренних дел и подразделений внутренних войск.

Организован регулярный выход в эфир программы "Прямой разговор" на радиостанции "Милицейская волна" с участием руководящего состава Министерства.

В целях систематизации данных, отражающих состояние и динамику развития информационно-пропагандистской работы органов внутренних дел, разработаны формы статистической отчетности по направлениям деятельности подразделений информации и общественных связей.

Усовершенствована система подготовки, обучения и повышения квалификации сотрудников пресс-служб и подразделений информации и общественных связей системы МВД России, представителей ведомственных СМИ.

Активно внедряются современные информационные и коммуникационные технологии для информирования населения о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В завершающую стадию входит работа над созданием "Правоохранительного портала Российской Федерации" в сети Интернет, координирующая роль в которой отведена МВД России.

Несмотря на принятые меры, сохраняется потребность в совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск со средствами массовой информации и общественными объединениями.

Содержание большинства публикаций носит информационный характер, отражая только факты совершения преступлений и меры, принимаемые милицией для их пресечения и раскрытия. У значительной части населения по-прежнему не сформировано доверительное отношение к правоохранительным органам, а значит, и к государству в целом, уважение к законам и общепринятым нормам поведения.

Подготовка и распространение пропагандистских материалов, направленных на повышение правой культуры граждан, воспитание у населения активной гражданской позиции по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, стимулирование практических действий по оказанию содействия органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск ведется на недостаточном уровне.

В отдельных субъектах Российской Федерации органы внутренних дел не уделяют должного внимания проведению социологических исследований, в результате чего при выработке управленческих решений не учитывается в надлежащей мере реакция общества на действия милиции по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений.

Руководители региональных подразделений органов внутренних дел не всегда адекватно реагируют на конструктивную критику СМИ и правозащитных организаций о недостатках и нарушениях в служебной деятельности, не информируют население о принимаемых мерах по решению имеющихся проблем и устранению негативных явлений.

В ряде регионов не проявляется активности в работе по взаимодействию с общественными объединениями, организации их участия в деятельности по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

По-прежнему на недостаточном уровне готовятся публикации в региональных ведомственных СМИ.

В связи с этим в организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями выдвигаются дополнительные задачи, решение которых требует корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: