Бой у чемульпо кратко

Обновлено: 07.07.2024

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в 5 раз, а торпедным - в 7, преградила русским кораблям путь в открытое море. 6 японских крейсеров заняли исходные позиции. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В. Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа. Вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение, и лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В. Ф. Руднев приказал открыть огонь. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Во время боя "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых. Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Ночной бой миноносцев, или Сражение вплотную 1-го отряда истребителей


115 лет тому назад, в ночь на 9 февраля (ст.ст. 27 января) 1904 года, без объявления войны, японские миноносцы атаковали русские корабли, стоящие на рейде в Порт-Артуре. Так началась русско-японская война, не входившая в планы Российской Империи.

10:40 — на русских кораблях команды переодеваются в чистое.






17:30 - на крейсере были открыты кингстоны








Сама война продлилась больше года и завершилась мирным договором, который до сих пор вызывает многочисленные вопросы с обеих сторон. Вопреки мифам большевицкой пропаганды Япония так и не смогла добиться своих целей, а вот Россия только начала входить в войну, для гарантированной победы ей надо было полгода боевых действий и полмиллиона солдат, хотя в тылу и разгорались беспорядки, инспирированные японской разведкой, финансировавшей революционеров-террористов. Николай Второй решил, что победа такой ценой ему не нужна и согласился на мир, ставший спасением для выдыхающейся Японии.

Царствие Небесное и вечная память всем героям забытой и оболганной русско-японской войны!

В самом начале 20 века внимание мировой общественности приковал Дальний Восток. Было ясно, что этот регион в ближайшее время должен стать местом ожесточенной схватки за сферы влияния между двумя империями: огромной, но одряхлевшей Российской и стремительно наращивавшей мощь Японской. Страна восходящего солнца, недавно пережившая ускоренную модернизацию, изо всех сил старалась вклиниться в список мировых держав. Доказательством её могущества должна была стать победа над Россией.

66f7dd71770aa668a62d1da7aee181f7.jpg

Варяг 2.jpg

Варяг 3.jpg

Варяг 4.jpg

Варяг 5.jpg

Героический миф, который не затопишь, не убьёшь

Сразу после сражения начались переговоры о судьбе русских моряков. Японцы согласились отпустить их домой под честное слово Николая II, что они не примут участия в войне. Нейтральные корабли переправили русских моряков в Сайгон и Гонконг. Оттуда экипажи отправились морем в родные края. Во время долгой дороги офицеров одолевали мрачные мысли: многие из них были уверены, что за явно проигранный бой дома их ждет суд. Однако в Севастополе команды торжественно встречали, как героев. Дело в том, что война шла крайне неудачно для России, и государственной пропаганде требовался хоть какой-нибудь пример для поднятия боевого духа сограждан. Решено было поднять на щит и объявить победой русского характера по сути проигранное сражение у Чемульпо.

Варяг 6.jpg

Варяг 7.jpg



П.Т. Мальцев. Крейсер Варяг. 1955 г.

Начиная с 1868 г., Россия постоянно держала на Тихом океане небольшой отряд боевых кораблей. Силы Балтийского флота базировались здесь в портах Японии на ротационной основе. В 1880-х годах началось укрепление позиций Японии, сопровождаемое ростом численности ее населения, усилением ее военной мощи и военно-политических амбиций. В 1896 г. в Главном Морском штабе был подготовлен особый доклад о необходимости безотлагательного увеличения морских сил России на Дальнем Востоке и оборудования там своих баз.

Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

Крейсер получил мощное вооружение: 12 152-мм орудий, 12 75-мм орудий, 8 47-мм орудий, 2 37-мм орудия, 2 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены 6 381-мм торпедных аппарата и 2 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен 3 дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.

Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.

1 марта 1903 г. в командование крейсером вступил капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев. В отличие от своего предшественника, он обладал гуманными взглядами на работу с экипажем. Своим человечным отношением к матросам он скоро снискал уважение экипажа, однако столкнулся с непониманием со стороны командования. Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

В 07:00 24 января соединенный флот Японии покинул порт Сасебо и вышел в Желтое море. Ему предстояло нанести удар по русским кораблям за пять суток до официального объявления войны. От общих сил отделился отряд контр-адмирала Уриу, которому поручалось заблокировать порт Чемульпо и принять капитуляцию от стоявших там кораблей.

Боевая рубка русского крейсера была разбита. Командир чудом остался жив, но штаб-горнист Н. Нагль и барабанщик Д. Кореев, стоявшие рядом с ним, погибли. Ординарец В.Ф. Руднева Т. Чибисов оказался ранен в обе руки, но отказался покинуть командира. Рулевого старшину Снегирева ранило в спину, но он никому об этом не сказал и оставался на посту. Командиру, получившему ранение и контузию, пришлось переместиться в помещение, располагавшееся за боевой рубкой, и руководить боем оттуда. Из-за повреждения рулевого привода пришлось перейти на ручное управление рулями.

Один из снарядов уничтожил орудие № 35, возле которого погибли комендор Д. Шарапов и матрос М. Кабанов. Другими снарядами был поврежден паропровод, ведущий к рулевой машине. В самый напряженный момент боя крейсер полностью лишился управления.

Пытаясь укрыться от губительного огня за островом, чтобы дать экипажу возможность потушить пожары, крейсер стал описывать в узком проливе большую циркуляцию и получил на подводных камнях серьезное повреждение подводной части. В этот момент у орудий возникло замешательство, вызванное слухами о гибели командира. Капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу пришлось в окровавленном мундире выйти на крыло разрушенного мостика. Весть о том, что командир жив мгновенно облетела корабль.

На протяжении всего часа боя боцманмат П. Оленин находился на посту у грот-мачты в готовности каждую минуту сменить флаг на гафеле, если бы он оказался сбитым. Осколками П. Оленину ранило ногу, разорвало обмундирование, разбило приклад оружия, однако он ни на минуту не оставил поста. Дважды часовому приходилось заменять флаг.

Достоверных сведений о результативности стрельбы русских комендоров нет. Итоги боя у Чемульпо до сих пор являются поводом дискуссии между историками. Сами японцы настаивают на том, что их корабли не получили ни одного попадания. По сведениям иностранных миссий и военных атташе в Японии, отряд контр-адмирала Уриу все-таки понес в этом бою потери. Сообщается о трех поврежденных крейсерах и десятках убитых моряков.

В марте 1917 г. крейсер получил предписание совершить переход из Владивостока в Мурманск через Суэцкий канал. 12 офицерам и 350 матросам под командованием капитана 1 ранга Фалька этот поход дался очень тяжело. В Индийском океане во время шторма в угольной яме открылась течь, с которой экипаж непрерывно боролся. В Средиземном море крен судна достиг угрожающих значений, и кораблю пришлось встать на ремонт в одном из портов. В июне 1917 г. корабль прибыл в Мурманск, где должен был усилить флотилию Северного Ледовитого океана.

При следовании к месту разборки в Ирландском море многострадальный крейсер сел на мель. Попытки снять его с прибрежных камней не увенчались успехом. Легендарный корабль нашел свое последнее пристанище в 50 метрах от берега в небольшом местечке Лэндалфут в шотландском графстве Южный Эйршир.

Майор Владимир Прямицын,
заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института (военной истории) ВАГШ ВС РФ,
кандидат военных наук

Читайте также: