Жизнь сибиряков в конце xix начале xx вв кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории России было немало трагических и переломных периодов, когда народ мобилизовал все свои силы для сохранения государства. В такие моменты и шло формирование национального характера. В ментальности сибиряков преломилась вся совокупность его поведенческих особенностей. В данном случае речь идет о территориальной идентичности, связанной с ареалом обитания человека, который определяет его стиль жизни, представление о мире, символические образы. Такую идентичность нельзя отождествлять с административными единицами: областью, краем, городом, или их национальным составом. Территориальная идентичность, в первую очередь, связана с географией, образом территории – например, Сибирь, благодаря присущим только ей природным богатствам, климату, типу хозяйства, формирует специфический тип населения. Важную роль в ментальных характеристиках занимает образ власти и восприятие деятельности с ней связанной. Отношение к многочисленным войнам, которые вела Россия в XIX – начале XX в., служит своеобразным барометром легитимности власти.

Семья крестьян-сибиряков. Гравюра М. Гофмана (Германия) по эскизу О.Финша, сделанному в Томской губернии в 1876 г.

Он верит им, своим друзьям,
Не зная взгляды их и нравы
И скоро убедится сам,
Что все советы их лукавы –
Его предаст друзей рука
И пропасть грозная близка!

Но кулак вдруг канонира
Залепил японцу в рыло:
Зубы вышиб изо рта! [2, 1904. № 5, с.85]

Миша взял не хворостину,
А хорошую дубину,
Стал на дыбы, зарычал, —
Шар земной весь задрожал [2, 1904. № 5, с.81].

Большая часть подобных произведений написана на темы тех официальных донесений, где вскользь упоминается об удаче или проявлении мужества русских солдат. При этом заслуги подавались в преувеличенном виде и проникали в народное сознание как пафосные предвестники близкой победы.

К концу этой войны усиливается неприязненное отношение общества к руководителям военных кампаний, выразившееся в народном творчестве [11]. Так, например, стихи простых иркутян о русско-японской войне свидетельствуют о дискредитации и бессилии власти:

Куропаткину обидно,
Что не страшен он врагам.
В поле бес нас водит, видно
Да кружит по сторонам.
Грустно, вяло и несмело
Рать солдат пустилась в путь.
Ноги босы, грязно тело
И едва прикрыта грудь… [6]

Несмотря на усилия правительства роста патриотизма на окраинах империи не наблюдалось. Напротив, реакцией сибиряков на эту войну стало стремление уклониться от службы в армии. Непопулярность войны и недовольство действиями властей сказались и на вполне лояльном отношении населения к наводнившим Сибирь военнопленным. Уже через пару месяцев после начала войны в малые города поступили первые партии военнопленных. В Бийске, например, в воскресенье, во время обедни их можно было встретить в Троицком соборе и Казанской церкви. Особенно много было пленных австрийцев. К концу1914 г. в Бийск поступила новая большая партия военнопленных. Более 2,5 тысяч вражеских военнослужащих разместили временно в здании Электро-театра и Общественного собрания. Горожане собирали благотворительные пожертвования на их нужды. В Тюмени пленные чехи были переданы в распоряжение Общества пчеловодства, садоводства и огородничества для помощи организации [26]. В Омском военном округе, где состав военнопленных к началу1916 г. достиг 62 тыс., они работали не только в металлургических и каменноугольных районах, но и отпускались различным общественным организациям под личную ответственность председателей. В этих обществах они трудились вместе с их членами в ремесленных мастерских, заводах сельскохозяйственных орудий, на маслодельных артелях, пасеках и других сельхозработах [10].

Пассивный протест по поводу идущей войны, который характеризует и отношение к деятельности властей, нашел отражение в маскировке (эзоповом языке) и театрализации. Некоторые сибирские газеты приучали читателей читать между строк. Однако намек правильно понимали не только они, но и сами представители власти [9]. Политический фольклор в России, связанный с многочисленными военными кампаниями, относился скорее к области мифотворчества.

Вот Измайлов 1 удавился,
Куммунист с ума сашол,
Вы из миру тужити,
Скора кончится война;
Сколь кукушка не кукует,
Перестанет кукавать,
Сколь японец не воюет
Перестанет ваевать [8].
1 Помощник белого генерала Левицкого.

Можно отметить, что чем острее становились социальные противоречия, делегитимнее образ власти, тем негативнее отношение к войнам, которые она вела. Особенностью региона в этом смысле является отсутствие со стороны широких слоев населения критики правительства, его военных стратегий, негатив шёл в сторону царя и местных чиновников. Исключением является лишь период Первой мировой войны, когда в её начале упреки в адрес правительства носили антинемецкий характер (что оно всячески поддерживало немцев, русских подданных, которые являются врагами России), а с лета 1915 г. приняли откровенно оппозиционный характер, когда возникли сомнения в возможности победы.

Несомненно, что, находясь в одном социокультурном, подчас безинформационном пространстве, люди индивидуально интерпретировали происходящие внешнеполитические события, реагируя на них самыми различными способами: от полного одобрения идущей войны и связанного с ней подъема патриотизма до её критического неприятия. В целом же отношение сибиряков к войнам, как и в Центре, было связано с общими социально-политическими кризисами. В эти периоды отвергалось всё, что было связано с властью, в т.ч. и проводимые ею военные кампании.

Библиографический список

  1. Бахарев А. На имянинах (из жизни сибирских кузнецов) // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн.8.
  2. Белоконский И.П. Лубочная литература о русско-японской войне // Образование. 1904 — 1905.
  3. Голодников К. Город Тобольск и его окрестности. Тобольск, 1886. С.56.
  4. Горелов Ю.П. Вклад сибиряков в защиту Отечества в войнах начала ХХ в.: Автореф. дис… докт. ист. наук. Кемерово, 2004. С.27.
  5. Загорский В. Из быта и нравов Сибири XVIII в. // Сибирский архив. Иркутск, 1912. № 6.
  6. Из минувшей войны // Сибирский архив. Иркутск, 1912. № 10. С.812.
  7. Лукоморье. 1916. № 6. С.19.
  8. Попова А. Песни партизан (семейского селения Верхнеудинского уезда) // Сиб.жив. старина. Иркутск, 1926. Вып.1. С.34.
  9. Сталева Т.В. Сибирский просветитель П. Макушин. Томск, 1990. С.3.
  10. Труды сельскохозяйственного и кооперативного съезда в г. Омске 2-12 января1916 г. Омск, 1916. С.261.
  11. Фарафонтов А. Стихотворения и отрывки из прошлого русско-японской войны // Сибирский архив. Минусинск, 1913. № 12. С.547-548.
  12. Чечин П. Во Владивостоке в начале русско-японской войны // Сибирский архив. 1913. № 1. С.33.
  13. Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: Избранные произведения. Тюмень, 1997. С.88.
  14. Шашков В.И. Политические настроения сибирского крестьянства в годы первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917): Автореф. дис… к.и.н. Новосибирск, 2001.
  15. Шиловский М.В. Основные направление политики правительства по отношению к Сибири во второй половине XIX – начале XX в. // Сибирское общество в контексте модернизации XVIII-XX вв. Новосибирск, 2003.
  16. Шиловский М.В. Специфика политического участия сибирского крестьянства в социальных катаклизмах ХХ в. // Социокультурное развитие Сибири XVII — XX вв. Бахрушинские чтения.1996. Новосибирск, 1998.
  17. Шиловский М.В. Факторы, влиявшие на общественно-политическую жизнь западносибирских городов второй половины XIX – начала XX в. // Города Сибири XVIII – начала XX в. Сб. науч. статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С.119.
  18. Шишков В. Автобиография // Воспоминания о Вячеславе Шишкове. Новосибирск¸ 1987. С.24.
  19. Ядринцев Н.М. Потребности знания на Востоке //Дело. 1875. № 10.Отд.II. С.57.

Архивные материалы

20. ГАОО. Ф.1. Оп.1. Д.64. Л.1.
21. ГАОО. Ф.25. Оп.1. Д.102. Л.1-3.
22. ГАОО. Ф.25. Оп.1. Д.68, 69, 70-73, 83,84, 91, 92, 94-99
23. ГАОО. Ф.190. Оп.1. Д.300. Л.1.
24. ГАОО. Ф.190. Оп.1. Д.328. Л.30-34.
25. ГАТО. Ф.411. Оп.1. Д.11.Л.4.
26. ГАТюмО. Ф.203. Оп.1. Д.7. Л.136.

1. Городское население Сибири рослее не только за счет заселения старых городов, но и за счет образования новых. В начале 20 века статус города получили Новониколаевск, Бодайго, Тайга, Славгород, Камень, Барановск. Борьба каждого населенного пункта за статус была напряженной, инициатива чаще всего шла от жителей города. Ряд старых городов постепенно теряли свой статус, прежде всего это были города оставшиеся в стороне от железных дорог, такие как Березов, Охотск, Колывань. Половой состав городского населения характеризовался преобладанием мужчин. В городах Западной Сибири, мужчины составляли 54%. Наиболее мужскими городами были те города, где находились военные части, Омск, там 64% мужчин. Для городов Сибири характерной чертой является невысокий % дворянского населения, наибольшая численность дворян в губернских центрах, Томске, Тобольске. Для Сибирских городов это не более 7-8% населения. Малочисленным было духовное сословие, 1-2%.

Таким образом во 2 половине 19 начале 20 города развивались, росла сеть городов, решающим моментом явилось проведением Сибирской железной дороги.

2. Экономическая жизнь города сосредоточена вокруг торговли, мелкого промышленного и ремесленного производства, значительную часть представляли лица непроизводительного труда, чиновники, военные, преподаватели. Занятия горожан находились во взаимосвязи с размерами города и его основными функциями. Самым массовым сословием было мещанство, мещане занимались мелкой торговлей, извозом, содержанием трактиров, постоялых дворов, огородничеством, служили приказчиками. Как правило значительная часть городского населения жила на жалование, его получали военные ,духовенство, гражданские чиновники, жандармские чиновники. Сибирское чиновничество имело офицеров и генералов. Они имели больше привилегий. Материальное положение гражданских и военных источников было схожим. Жалование основной источник доходов.

Армейский офицер получал 250 рублей в год в среднем. Плюс квартирные, деньги на отопление, армейский офицер имел ямщика, и имел право на пенсию. Казачий офицер получал всего 72 рубля.

В городах Сибири во второй половине 19 начале 20 века было большое количество мастерового населения. В Томске 1883 году работали мастеровые многих специальностей. Извозчики, войлочники, пимокаточники.

Значимая была работа прислуги, было много поваров, лакеев, кучаров, нянек. После проведения железной дороги, появляются категории железнодорожных рабочих, это машинисты, кондукторы, сторожевые переездов. Активно занимались ремеслами и промыслом женщины, сибирские женщины работали в торговле, в швейном желе, были вышивальщиками, прачками. Женщины часто были содержателями доходных домов, гостиниц. Но содержателями постоялых дворов и ночлежек во основном были мужчины.

В городах России все более заметным становится интеллигенция, число преподавателей, врачей. В Томске, профессора пользовались дополнительными льготами, профессора получали зарплату 4500 рублей в год. Декан получал плюс 600 рублей в год. Но другие категории преподавателей находились гораздо ниже по материальному состоянию, невысокими были оклады учителей. Но после 1880 зарплата выросла. В Иркутске годовая зарплата в гимназии варьировалась от 600 до 700 рублей в год. Учителя получали пенсии.

Во второй половине 19 начале 20 века города развивались как многофункциональные поселения.

3. Обладание жилищем в городе являлось поводом для получения статуса горожанина, для владельца это не просто дом, а символ богатства. Кирпича не хватало, он стоил дорого. Как правило сибирские города застраивались деревянными домами под которыми изредка подводился каменный фундамент или цокольный этаж.

Хозяйственно бытовой уклад жизни сибиряков менялся медленно. Дома имели крыльцо, прихожую, комнату для проживания. Дома победнее имели холодные сени, по правую сторону горницу, а по левую кухню. В богатых домах были зеркала, кресла, диваны, а в домах победнее стояли лавки, скамейки вдоль стен, простые стулья. Столы обыкновенно стояли в переднем углу, над столом в углу были иконы, где вешали медную лампаду со свечей.

Дома преимущественно были одноэтажные. Бедное население чаще всего проживало на окраинах. Жилище бедного горожанина состояло из домика в 3 окошка с небольшим двориком и участком.

Купеческие особняки и магазины чаще всего были кирпичные, с мощными стенками и они определяли облик сибирского города и служили в его украшение. На первом этаже дома купца был магазин, а на 2м этаже жил сам купец со своей семьей.

Обстановка мещанских домов представлена простой деревянной мебелью, обилие цветов на подоконниках. Были модны бальзамины, ночные красавицы. У состоятельных на окна вешали белые кисейные шторы. На кровать клали перины, а победнее соломенные тюфяки. Простыни тогда были украшением. Из обычных предметов обстановки были буфеты с застекленными верхами с застекленными шкафчиками.

Изменения происходившие в организации жилища отражали быстро формировавшуюся дифференциацию городского населения.

4. Помимо жилища большое внимание уделялось пище сибиряков. В кухне обилие жирной пищи и чаепитие. Культура употребления пищевых продуктов в городах Сибири мало отличалась от сельского употребления, но при этом питание сибиряков было обильнее чем питание европейских жителей страны, а блюда разнообразнее. Сибиряки более широкоплечие, во многом это связано с организацией питания.

5. Семейные отношения в Сибири по закону определялись обязанностями где управлял мужчина. Каждый человек только в браке становился цельным человеком. Считалось что семейное счастье это мать с детьми под главенством отца. В сибирской семье определяющими были патриархальные внутрисемейные отношения. Глава семьи ведал всеми делами и отвечал за существования семьи. Вдова до совершеннолетия становилась главой до совершеннолетия детей. По поводу разводов, чаще инициаторами были мужчины, главной причиной было прилюбодеяние, причем преобладание мужчин не означает, что мужчины более раскованы.

1. Население городов Сибири

2. Занятия и доходы.

4. Городская кухня.

5. Семейные отношения.

1. Городское население Сибири рослее не только за счет заселения старых городов, но и за счет образования новых. В начале 20 века статус города получили Новониколаевск, Бодайго, Тайга, Славгород, Камень, Барановск. Борьба каждого населенного пункта за статус была напряженной, инициатива чаще всего шла от жителей города. Ряд старых городов постепенно теряли свой статус, прежде всего это были города оставшиеся в стороне от железных дорог, такие как Березов, Охотск, Колывань. Половой состав городского населения характеризовался преобладанием мужчин. В городах Западной Сибири, мужчины составляли 54%. Наиболее мужскими городами были те города, где находились военные части, Омск, там 64% мужчин. Для городов Сибири характерной чертой является невысокий % дворянского населения, наибольшая численность дворян в губернских центрах, Томске, Тобольске. Для Сибирских городов это не более 7-8% населения. Малочисленным было духовное сословие, 1-2%.

Таким образом во 2 половине 19 начале 20 города развивались, росла сеть городов, решающим моментом явилось проведением Сибирской железной дороги.

2. Экономическая жизнь города сосредоточена вокруг торговли, мелкого промышленного и ремесленного производства, значительную часть представляли лица непроизводительного труда, чиновники, военные, преподаватели. Занятия горожан находились во взаимосвязи с размерами города и его основными функциями. Самым массовым сословием было мещанство, мещане занимались мелкой торговлей, извозом, содержанием трактиров, постоялых дворов, огородничеством, служили приказчиками. Как правило значительная часть городского населения жила на жалование, его получали военные ,духовенство, гражданские чиновники, жандармские чиновники. Сибирское чиновничество имело офицеров и генералов. Они имели больше привилегий. Материальное положение гражданских и военных источников было схожим. Жалование основной источник доходов.

Армейский офицер получал 250 рублей в год в среднем. Плюс квартирные, деньги на отопление, армейский офицер имел ямщика, и имел право на пенсию. Казачий офицер получал всего 72 рубля.

В городах Сибири во второй половине 19 начале 20 века было большое количество мастерового населения. В Томске 1883 году работали мастеровые многих специальностей. Извозчики, войлочники, пимокаточники.

Значимая была работа прислуги, было много поваров, лакеев, кучаров, нянек. После проведения железной дороги, появляются категории железнодорожных рабочих, это машинисты, кондукторы, сторожевые переездов. Активно занимались ремеслами и промыслом женщины, сибирские женщины работали в торговле, в швейном желе, были вышивальщиками, прачками. Женщины часто были содержателями доходных домов, гостиниц. Но содержателями постоялых дворов и ночлежек во основном были мужчины.

В городах России все более заметным становится интеллигенция, число преподавателей, врачей. В Томске, профессора пользовались дополнительными льготами, профессора получали зарплату 4500 рублей в год. Декан получал плюс 600 рублей в год. Но другие категории преподавателей находились гораздо ниже по материальному состоянию, невысокими были оклады учителей. Но после 1880 зарплата выросла. В Иркутске годовая зарплата в гимназии варьировалась от 600 до 700 рублей в год. Учителя получали пенсии.

Во второй половине 19 начале 20 века города развивались как многофункциональные поселения.

3. Обладание жилищем в городе являлось поводом для получения статуса горожанина, для владельца это не просто дом, а символ богатства. Кирпича не хватало, он стоил дорого. Как правило сибирские города застраивались деревянными домами под которыми изредка подводился каменный фундамент или цокольный этаж.

Хозяйственно бытовой уклад жизни сибиряков менялся медленно. Дома имели крыльцо, прихожую, комнату для проживания. Дома победнее имели холодные сени, по правую сторону горницу, а по левую кухню. В богатых домах были зеркала, кресла, диваны, а в домах победнее стояли лавки, скамейки вдоль стен, простые стулья. Столы обыкновенно стояли в переднем углу, над столом в углу были иконы, где вешали медную лампаду со свечей.

Дома преимущественно были одноэтажные. Бедное население чаще всего проживало на окраинах. Жилище бедного горожанина состояло из домика в 3 окошка с небольшим двориком и участком.

Купеческие особняки и магазины чаще всего были кирпичные, с мощными стенками и они определяли облик сибирского города и служили в его украшение. На первом этаже дома купца был магазин, а на 2м этаже жил сам купец со своей семьей.

Обстановка мещанских домов представлена простой деревянной мебелью, обилие цветов на подоконниках. Были модны бальзамины, ночные красавицы. У состоятельных на окна вешали белые кисейные шторы. На кровать клали перины, а победнее соломенные тюфяки. Простыни тогда были украшением. Из обычных предметов обстановки были буфеты с застекленными верхами с застекленными шкафчиками.

Изменения происходившие в организации жилища отражали быстро формировавшуюся дифференциацию городского населения.

4. Помимо жилища большое внимание уделялось пище сибиряков. В кухне обилие жирной пищи и чаепитие. Культура употребления пищевых продуктов в городах Сибири мало отличалась от сельского употребления, но при этом питание сибиряков было обильнее чем питание европейских жителей страны, а блюда разнообразнее. Сибиряки более широкоплечие, во многом это связано с организацией питания.

5. Семейные отношения в Сибири по закону определялись обязанностями где управлял мужчина. Каждый человек только в браке становился цельным человеком. Считалось что семейное счастье это мать с детьми под главенством отца. В сибирской семье определяющими были патриархальные внутрисемейные отношения. Глава семьи ведал всеми делами и отвечал за существования семьи. Вдова до совершеннолетия становилась главой до совершеннолетия детей. По поводу разводов, чаще инициаторами были мужчины, главной причиной было прилюбодеяние, причем преобладание мужчин не означает, что мужчины более раскованы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В жизни горожан появились новые увлечения. В начале гг. стала популярной езда на велосипеде. В 1895 г. в Красноярске новым видом спорта овладели уже 50 человек и вскоре велосипедисты организовали первый в истории города велокросс по маршруту Красноярск — Томск.

Городская интеллигенция стремилась оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые, по замыслу устроителей, должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии. Программа лектория была весьма разнообразна: сведения о природных явлениях, об истории Российского государства и освоения Сибири, о творчестве выдающихся русских писателей, художников и ученых, тематика, вопросы характера (как например охрана труда рабочих на производстве).

С 1891 г. в Красноярске стали устраивать рождественские елки для детей. Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове , который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно.

Однако новые формы уклада не могли вытеснить старые привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной и летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, но и с окончанием сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходила подзаработать на прииски, часть занималась извозом, уходил в тайгу за пушниной и дичью. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, мяли и пряли кудель, шили обновы.

Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений, ставили поминальные свечи своим предкам.

Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской божьей матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, празднование которых не имело обязательных ритуальных регламентаций и отмечалось лишь теми, кто считал их своими. Так, было немало праздников, отмечавшихся только женщинами (, , , , Марии Магдалины и так далее) или молодежью (Иванов день, ).

По подсчетам Макаренко, в календаре сибиряков Енисейской губернии было 45 религиозных праздников, а если к ним прибавить съезжие, полупраздники, свадебные и воскресные дни, то в общей сложности количество праздничных дней в году составит 135. Конечно, это не означало, что жизнь сибиряков была весела и беззаботна, протекая в довольстве и обильных возлияниях. Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах природа отвела несколько месяцев с весны и до осени. В страдные дни крестьяне работали по 16 – 18 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами.

В самих праздничных действиях причудливо переплетались свойственные народному сознанию христианские представления и языческие верования, рациональные знания и наблюдательность с предрассудками и суевериями. Высокая духовность и утонченная поэзия народного творчества, проявлявшиеся в песнях, праздничных обрядах, нередко соседствовали с грубыми, унижающими человеческую личность обычаями, пьянством, сквернословием и цинизмом. Все это свидетельствовало о том, что в глубинных недрах духовной жизни народа содержался могучий потенциал, но для его развития необходимо было внести свет знания и культуры.

Ф.Ф.Девятов
Годовой кругооборот трудовой крестьянской жизни

Федор Федорович Девятов (ок. 1837 — 1901) — зажиточный крестьянин из села Курагинское Минусинского округа Енисейской губернии. Во второй половине XIX в. активно сотрудничал с научно-просветительными учреждениями и органами печати в Сибири.

Девятов Ф.Ф. Хозяйственный быт сибирского крестьянина /
Литературный сборник. СПб., 1885.
С. 310—311, 313—315.

Примечания

1 Помочи — коллективная соседская взаимопомощь. Церковь не допускала работы в праздники, но страдное время было дорого, и крестьяне обходили запрет, работая не в своем хозяйстве, а на помочах.
2 Десятина — основная дометрическая мера площади в России, равная 1,09 га.
3 Рожью и ярицей — в данном случае — озимой и яровой рожью.
4 Азям — верхняя мужская одежда, разновидность кафтана или тулупа.
5 Муравленая посуда — покрытая глазурью.
6 Цевка — деревянная трубка, деталь приспособлений для прядения или ткачества.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Н.Л.Скалозубов
Крестьяне любовались на пахоту…

Первый конкурс

Второй конкурс

Скалозубов Н.Л. Отчет о [сельскохозяйственной и кустарно-промышленной]
выставке [в г. Кургане] и каталог ее. Тобольск, 1902. С. 131—132, 134—135.

Примечания

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Какие критерии предъявлялись крестьянами при оценке качества вспашки?
2. Что в приведенном описании свидетельствует о серьезном отношении крестьян к труду пахаря?
3. Почему крестьяне в повседневной работе отдавали предпочтение сохе, а не плугу? Как этот факт характеризует их хозяйственный быт и менталитет (миропонимание)?

Очевидцы о семейных земледельческих обрядах

Первая весенняя вспашка в Западной Сибири в описании Ф.К.Зобнина

Филипп Кузьмич Зобнин — выходец из сибирских крестьян, сельский учитель, автор ряда этнографических работ.

Рано утром после завтрака или чаю стали собираться на пашню. Всякое дело надо начинать с молитвой. С этого же начинается и пахота. Когда лошади уже бывают запряжены, вся семья собирается в горницу, затворяют двери и перед иконами затепливают свечки. Перед началом молитвы, по обычаю, все должны присесть, а потом уж вставать и молиться. После молитвы в хороших семьях сыновья, отправляющиеся на пашню, кланяются родителям в ноги и просят благословения. Прежде чем выехать за ворота, часто посылают посмотреть, нет ли где бабы на улице. Дурною приметою считается, когда при таком важном выезде баба пересечет дорогу. После такой беды хоть назад воротиться…
Так и делают, если еще не выехали со двора: снова идут в горницу обождать и уж потом выезжают.

Зобнин Ф.К. Из года в год (описание круговорота крестьянской жизни
в с. Усть-Ницинском Тюменского округа) //
Живая старина. 1894. Вып. 1. С. 45.

Начало весеннего сева в Восточной Сибири в описании М.Ф.Кривошапкина

Автор — окружной врач, по долгу службы разъезжавший по Енисейскому округу одноименной губернии и наблюдавший жизнь крестьян.

Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь.
СПб., 1865. Т. 1. С. 38.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Что общего в хозяйственных семейных обрядах у крестьян Западной и Восточной Сибири?
2. Как данные обряды характеризуют отношение крестьян к своему труду? Есть ли у описанных обрядов рациональная основа?
3. Какие выводы о взаимоотношениях в крестьянской семье можно сделать на основе предложенных источников?

Джон Фразер
Еще не скоро русский крестьянин станет способен
к колонизаторской роли

Джон Фразер — известный американский журналист, посетивший Сибирь в 1901 г. Он изложил свои впечатления в книге, переведенной на разные европейские языки.

Нигде в Соединенных Штатах — ведь Сибирь часто называют новой Америкой — нет такого громадного пространства прекрасной земли, как бы созданной для хлебопашества и ожидающей только рук человеческих, которые бы ее обрабатывали. Однако мало надежды на то, чтобы Сибирь трудом одних только своих обитателей уделила что-нибудь из своих природных богатств другим странам. Такое положение продлится, вероятно, еще в течение нескольких поколений.

Сибирский крестьянин — плохой работник]

Дом сибирского крестьянина

Убогий быт и низкий уровень культуры

Деревни здесь имеют весьма плачевный вид. Хижины построены из грубо отесанных бревен. Щели между отдельными бревнами или досками заделываются для защиты против снега и ветра мхом. В продолжение зимы двойные окна плотно закрыты и забиты гвоздями, да и летом не очень часто они отворяются.
Русские крестьяне не имеют никакого представления о гигиене. Они не знают совсем отдельной спальной комнаты. На ночь они на полу расстилают шкуры и подушки и спят на них, не раздеваясь. Утром только они немного смачивают лицо водой, мыла вовсе не употребляют.
Понятно, что развлечения этих людей, живущих вдали от культурных центров, очень ограничены. Пьянство здесь самое обычное явление, причем водка часто попадается крайне плохого качества. В каждой деревне есть парни, умеющие играть на гармонии; под звуки ее часто устраиваются народные танцы. Женщины не очень привлекательны: они не обладают умом, глаза у них без всякого выражения. Единственная их мечта — приобрести красный платок, которым они обвязывают себе голову.
Жилища отличаются ужасными гигиеническими условиями и зловонием, но это не мешает их обитателям быть чрезвычайно гостеприимными. Между тем как крестьянские хижины имеют жалкий вид, почти в каждой деревне здесь можно встретить большую белую церковь с золотыми или позолоченными куполами. Мужики простодушны, очень религиозны и суеверны. Это — народ неотесанный и темный; страсти его самые первобытные. Сибирский крестьянин никогда не сделает сегодня того, что можно отложить на завтра. Но его переселили в богатую страну, и есть надежда, что в скором времени здесь больше разовьется культура, и тогда Сибирь будет в состоянии засыпать своими богатствами весь мир.

Примечание

1 Миля — английская неметрическая мера длины, равная приблизительно 1,6 км.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

С.И.Турбин
Сибиряки до каши не охотники…

Описанный автором обед происходил в селе Красноярском Тюкалинского округа Тобольской губернии (ныне — Омская область).

Когда я и ямщик вошли в избу, хозяева уже сидели за столом и хлебали щи; но да не подумает читатель, что сибирские щи то же, что русские. Между ними нет никакого сходства. В сибирских щах, кроме воды, мяса, соли и толстой крупы 1 , нет никаких примесей. Класть капусту, лук и вообще какую бы то ни было зелень считается совершенно ненужным.
За щами последовал студень, к которому подали незнакомую нашему простонародью горчицу, разведенную квасом. Далее явился не то чтобы вареный и не то чтобы жареный, а скорее пареный поросенок, слегка просоленный и очень жирный. Четвертым блюдом был открытый пирог (растягай) с просоленною щукой. В пироге ели только начинку; края и сподку есть не принято. Наконец, явилось что-то вроде оладьев с творогом, жаренных в коровьем масле.
Каши не было. Сибиряки до нее не охотники, а гречневой крупы даже не любят. Хлеб исключительно пшеничный, но очень кислый, и печеный из жидкого теста. Это был ежедневный обед исправного крестьянина. Квас, и даже очень хороший, в Сибири можно найти в каждом порядочно построенном доме. Где пекут хлеб из ржаной муки, там ее всегда сеют на сито. Употреблять решето считается предосудительным.
— Мы, слава Богу, не свиньи! — говорят сибиряки.
— Как же таки мякину 2 исть, сохрани Господи! — говорят сибирячки.
За решетный хлеб много достается новоселам, имеющим к нему сильное пристрастие.

Турбин С. И. Старожил. Страна изгнания и исчезнувшие люди:
Сибирские очерки. СПб., 1872. С. 77—78.

Примечания

1 Толстая крупа — крупная, не мелко смолотая, обдирная.
2 Мякина — полова, хлебные колосья, от которых отвеяно зерно. У сита ячейки были мельче, чем у решета, поэтому просеянная мука оказывалась чище, без примеси отрубей и мякины.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Чем отличался обед в доме зажиточного сибиряка-старожила от обычной русской трапезы (выделите не менее пяти особенностей)?
2. Чем отличался решетный хлеб от сеянного на сито? Почему, по словам автора, новоселы предпочитали решетный хлеб?

А.А.Савельев
Весной при вскрытии реки все спешат умыться свежей водой.
Зимние повозки у постоялого двора.
Гравюра из книги, изданной в Париже в 1768 г.

Записи примет, обычаев, поверий и ритуалов сделаны этнографом Антоном Антоновичем Савельевым (1874—1942) в период ссылки (1910—1917) в Пинчугской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. В данной публикации они сгруппированы тематически.

На промысле и на пашне

О природных явления]

О домашних животных

Крестьянское жилище ночью.
Гравюра из книги, изданной
в Париже в 1768 г.

При постройке нового дома

Хлеб — всему голова

В семейном быту

Нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет уросить [капризничать].
Нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет ходить.
Невеста идет под венец — должна под левую пятку класть серебряную монету — значит, в замужестве в деньгах нуждаться не будет.
Во время болезни нельзя снимать ту рубаху, в которой заболел, иначе болезнь не скоро пройдет.
Умершему кладут в гроб кудель 4 , а иногда даже чистое льняное волокно, чтоб ему помягче лежалось в земле.

Религия и церковные праздники

Фольклор Приангарья начала XX века // Живая старина:
Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре.
2000. № 2. С. 45—46.

Примечания

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Поэт-сибиряк В.Д.Федоров
о своих предках

Василий Дмитриевич Федоров (1918—1984) — русский поэт. Родился в Кемеровской области. Долгое время жил в Сибири.

Сибирь, мой край,
Затмивший все края,
О, золотая каторга моя,
Приют суровый праотцев
бесправных,

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

Ф.К.Зобнин
Перед Пасхой мы с братом из церкви не выходим…

Автор описывает весенний период детского народного календаря по собственным воспоминаниям и этнографическим научным наблюдениям.

Великий четверг — на седьмой, последней,
неделе Великого поста

Деревенская церковь
в Забайкалье. Гравюра из книги
Г.Лэнсделла, изданной
в Лондоне в 1883 г.

Нам с братом еще накануне говорили, чтобы мы завтра раньше вставали: кто в Великий четверг встанет до солнышка да обуётся, — тот в году много утиных гнезд будет находить.
Утром в четверг только что встанем — видим, что на божнице, около икон, стоит коврига хлеба и большая резная деревянная солонка: это четверёжный хлеб и четверёжная соль. Таков обычай, искони веков заведенный. После обедни за столом четверёжный хлеб с солью едят, но не весь: часть его идет домашнему скоту — лошадушкам, коровушкам да овечушкам. С этого хлеба Бог лучше хранит на целый год и скот, и людей.

Великая суббота — последний день
великопостья накануне Пасхи

Утром в этот день яйца красили и делили. Нам, ребятам, досталось столько же, сколько и всем. Но это только сначала. Скоро того и гляди мать или отец из своего пая добавит. После дележки всяк уносит свой пай до завтра, а завтра может расходовать, как кому вздумается. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уж постыдно.
Перед Пасхой мы с братом из церкви не выходим. В церкви хорошо, и всё напоминает нам, что праздников праздник недалеко: чистят подсвечники, наливают плошки, вставляют новые свечи, возят ельник да пыхтовник для церкви — все это только к Пасхе и делают. Всё это восторгает наши юные сердца, всему мы радуемся и ликуем.

Весенняя рубка дров

На посеве льна

Женщина-старообрядка
с Алтая в праздничной
одежде.
Рис. Н.Нагорской.
1926 г.

Святая Троица — воскресенье на седьмой неделе
после Пасхи

Зобнин Ф.К. Из года в год: (Описание круговорота
крестьянской жизни в с. Усть-Ницинском Тюменского округа) //
Живая старина. 1894. Вып. 1. С. 40—54.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Чем, согласно воспоминаниям автора, были интересны крестьянским ребятишкам весенняя рубка дров и посев льна?
2. Какие детские забавы и развлечения, описанные Ф.Зобниным, сохранились до наших дней? Почему?

А.А.Макаренко
Вечерки и маскарады продолжаются с необыкновенным оживлением
вплоть до Крещения…
Святочные маски ряженых сибиряков и русских северян,
конец XIX – начало XX в.
Из коллекции этнографического музея (Санкт-Петербург)
Секи, мати, капустку, пеки пироги.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, мати, гости, ко мне женихи.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, мати, в лаптях, ко мне
в сапогах.
Свят вечер. Свят вечер.
Кому мы поём, тому добро будёт.
Свят вечер. Свят вечер.
Тому сбудётца и не минуётца.
Свят вечер. Свят вечер.
Сею-вею, посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С малым детушкам!

Макаренко А.А. Сибирский народный календарь.
Новосибирск, 1993. С. 36—37, 39—41.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Почему в молодежной среде в старое время такое серьезное значение придавалось разнообразным гаданиям?
2. Какую роль играла песня в жизни крестьянской молодежи?

Н.П.Протасов
Побеседовав о том о сём, я переходил на песню…

Автор — фольклорист, посетил летом 1901 г. во время экспедиции 21 селение в Забайкальской области, где жил на квартирах у крестьян.

Протасов Н.П. Как я записывал народные песни: Отчет о поездке в Забайкалье /
Известия Восточносибирского отдела Русского географического общества.
1903. Т. 34. № 2. С. 134—135.

Примечания

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Какие приемы использовал автор для того, чтобы получить необходимые ему записи песен (выделите не менее пяти)?
2. Возможно ли, на Ваш взгляд, их использование современными фольклористами?

Исторические предания и легенды сибиряков
Примечания автора

Чеканинский И.А. Енисейские старины и исторические песни:
Этнографические материалы и наблюдения по р. Чуне. — М., 1915. — С. 86—88.

Примечания составителей хрестоматии

1 Ассаны да чуть ясашна — родственный кетам народ ассанов (ныне исчезнувший) и эвенки, которых Смолин называет ясачной чудью, а Чеканинский в пояснениях — тунгусами.
2 Лабас (лабаз) — хозяйственная постройка на деревянных столбах-сваях.

Гуревич А.В., Элиасов Л.Е. Старый фольклор Прибайкалья.
Улан-Удэ, 1939. Т. 1. С. 451.

Примечание

1 После огня всё провалилось. Легенды бурят и русских отразили возникновение озера Байкал в результате катастрофического разлома земной коры.

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Насколько глубока историческая память сибирских крестьян?
2. Какие способы образования географических названий (топонимов) фиксирует народная память?
3. Как народные предания объясняют причины исчезновения народа чудь?
4. Какие народы могут скрываться за этим именем?
5. Известны ли Вам иные, более правильные с научной точки зрения объяснения названия озера Байкал?

Из народного словаря Западной Сибири

Народная метрология

Орудия труда крестьян Нарымского края:
1 – соха, деревянная борона с железными зубьями,
таратайка для вывоза навоза со двора на пашню,
вилы с железными наконечниками и
деревянная кирка для разбрасывания навоза;
2 – клепцы для ловли лисиц и зайцев;
3 – черкан для охоты на белок;
4 – приспособления для рыбной ловли: неводы,
самоловы, переметы, морды, лодки разного типа

Народная теология

Андили-архандили (ангелы и архангелы) — добрые духи, посылаемые от Бога. В одном отрывке из духовного стиха о них говорится:

Наименование и оценка человеческих качеств]

Патканов С.К., Зобнин Ф.К. Список тобольских слов и выражений,
записанных в Тобольском, Тюменском, Курганском и Сургутском округах //
Живая старина. 1899. Вып. 4.
С. 487—515;

Молотилов А. Говор русского старожилого населения
Северной Барабы (Каинского уезда Томской губернии):
Материалы для сибирской диалектологии //
Труды Томского общества изучения Сибири.
Томск, 1912. Т. 2. Вып. 1. С. 128—215.

Примечания

1 Стандартная сажень равнялась приблизительно 2,1 м.
2 Один аршин соответствовал примерно 0,7 м.
3 Архирей (правильно — архиерей) — высший православный священнослужитель (епископ, архиепископ, митрополит).

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

1. Чем народная метрология отличается от научной? Каковы причины появления первой и ее существования в традиционном обществе?
2. Определите особенности картины мира сибирских крестьян. Какие черты христианского и языческого сознания в ней присутствовали?
3. Какие человеческие качества ценили крестьяне-сибиряки? Какие свойства личности воспринимались ими как отрицательные? Почему?

Улыбнемся вместе

Сибирский анекдот

Осенью работники-приискатели выходят с золотых промыслов. Многие — с большими деньгами. Пока дойдут до дома, их везде встречают, как дорогих гостей, угощают, опаивают, обворовывают всяким манером. И даже охотятся на них, как на диких зверей.
И вот такой приискатель, молодой еще парень, остановился на ночевку в одной деревне. Хозяева — старик и старуха — встретили его, как родного: накормили, напоили и спать уложили. Утром приискатель вышел покурить да свежим воздухом подышать. Смотрит — старик-хозяин сидит на крыльце и оттачивает большой нож.
— Это на кого же ты, дедушка, точишь такой ножичек? — спросил его парень.
— На тебя точу, милок. На тебя. Вот направлю его как следует и зарежу.
Тут парень видит, что дела его плохи. Двор большой, заплот высокий, плотный, ворота крепкие на замке. Дом на околице. Начни кричать — никого не дозовешься.
А старик тем временем наточил нож — и на парня. А тот, конечно, от него. С крыльца на двор. Старик за ним. Парень от него. Старик за ним. Старуха с крыльца наблюдает, как старик гонится по двору за парнем. Сделали один круг. Второй. На четвертом кругу старик свалился в полном изнеможении.
Старуха видит это и начинает отчитывать парня. И такой он, и разэтакий:
— Приняли тебя, как родного! Напоили тебя, накормили и спать уложили. А ты вместо благодарности — что делаешь? Ах ты, сукин сын! Гляди, до чего старика-то довел…

Ростовцев И. На краю света: Записки очевидца. М., 1985. С. 426—427.

В конце 19 века все коренное население сибири было разделено по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям.

На территории сибири существовали хоз.-куль. Типы (определннный комплекс особенностей хозяйства и культуры):

· пешие охотники и рыболовы таежной зоны – удыгейцы и юкагиры

· охотники на дикого оленя в субарктике – нганасаны, энцы

· оседлые рыболовы низовья больших рек – ханты, народы Амура, народы Камчатки (коряки и ительмены)

· таежные охотники и оленеводы восточной сибири – эвенки, эвены

· оленеводы тундры – от Урала до Чукотки: ненцы, долганы, северные якуты, чукчи, коряки, эвены, живущие среди якутов, чукчей, коряков

· охотники на морских животных – морские зверобои: эскимосы, приморские чукчи, оседлые коряки, нивхи

· скотоводы и охотники алтая и саян – алтайцы, хакасы, тофалары, тувинцы

· скотоводы и земледельцы южой и западной сибири и Прибайкалья – буряты, якуты.

В административном плане территория Сибири делилась на Восточную и Западную. К 1913 г. в Западной Сибири существовало 2 губернии (Тобольская и Томская). Помимо этого в Восточной Сибири в отличии от Западной 2 генерал-губернаторства: Иркутское и Приамурское. В Иркутское генерал-губернаторство входило 2 губернии и 2 область: Енисейская губ., Иркутская, Якутская обл., Забайкальская обл. В Приамурское – Амурская обл., Приморская обл., Камчатская обл., о. Сахалин. Каждая губерния делилась на уезды и улусы.

В состав Архангельской обл. входила территория проживания ненцев.

Административное деление изменилось на территории Сибири в ¼ 20 века. В 1917 г. в Российской империи произошли серьезные изменения, касающиеся строя и всей структуры государственного управления.




В конце 19 века все коренное население сибири было разделено по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям.

На территории сибири существовали хоз.-куль. Типы (определннный комплекс особенностей хозяйства и культуры):

· пешие охотники и рыболовы таежной зоны – удыгейцы и юкагиры

· охотники на дикого оленя в субарктике – нганасаны, энцы

· оседлые рыболовы низовья больших рек – ханты, народы Амура, народы Камчатки (коряки и ительмены)

· таежные охотники и оленеводы восточной сибири – эвенки, эвены

· оленеводы тундры – от Урала до Чукотки: ненцы, долганы, северные якуты, чукчи, коряки, эвены, живущие среди якутов, чукчей, коряков

· охотники на морских животных – морские зверобои: эскимосы, приморские чукчи, оседлые коряки, нивхи

· скотоводы и охотники алтая и саян – алтайцы, хакасы, тофалары, тувинцы

· скотоводы и земледельцы южой и западной сибири и Прибайкалья – буряты, якуты.

В административном плане территория Сибири делилась на Восточную и Западную. К 1913 г. в Западной Сибири существовало 2 губернии (Тобольская и Томская). Помимо этого в Восточной Сибири в отличии от Западной 2 генерал-губернаторства: Иркутское и Приамурское. В Иркутское генерал-губернаторство входило 2 губернии и 2 область: Енисейская губ., Иркутская, Якутская обл., Забайкальская обл. В Приамурское – Амурская обл., Приморская обл., Камчатская обл., о. Сахалин. Каждая губерния делилась на уезды и улусы.

В состав Архангельской обл. входила территория проживания ненцев.

Административное деление изменилось на территории Сибири в ¼ 20 века. В 1917 г. в Российской империи произошли серьезные изменения, касающиеся строя и всей структуры государственного управления.

Читайте также: