Расцвет критического реализма в литературе живописи музыке театре кратко

Обновлено: 30.06.2024

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных. Пролетарская идеология выдвинула нового героя - трудового человека, его жизнь стала основной темой в живописи и графике.

В реалистическом искусстве отражены волнующие весь мир национально-освободительные идеи, интерес к которым был проявлен еще романтиками во главе с Делакруа. Реализм, пришедший на смену романтизму, часто рассматривается как оппозиция этому стилю, хотя отношения между ними более сложные, поскольку романтизм в какой-то степени тоже был реалистичен, так как ставил своей целью в искусстве создать новую, прекрасную, хотя и идеалистическую реальность.

Революция 1848г. развеяла романтические иллюзии французской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в истории культуры не только Франции, но и всей Европы. Искусство стало шире использоваться как средство агитации и пропаганды. Отсюда развитие станковой и иллюстративно-журнальной графики в качестве основного элемента сатирической печати. Художники активно втягивались в бурный ход общественной жизни.

Во французской живописи реализм сначала проявился в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленном от общественных бурь и тенденциозной направленности жанре. Реализм в пейзаже начинается с барбизонской школы, получившей такое название по имени деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Это была группа молодых живописцев (Т. Руссо, Д. Пенья, Ж. Дюпре, К. Тройон, Ш. Добиньи), которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. Картины они завершали в мастерской на основе этюдов, поэтому живое ощущение натуры сочетается в их живописи с законченностью и обобщенностью композиции и колорита. Всех барбизонцев объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.

Наряду с пейзажами Коро написал много портретов. Он не был прямым предшественником импрессионизма. Однако способ Коро передавать световую среду, его отношение к непосредственному впечатлению от природы и человека имели большое значение для утверждения живописи импрессионистов и во многом созвучны их искусству.

Критический реализм как новое мощное художественное направление активно утверждал себя и в жанровой живописи. Исследование общественных противоречий было свойственно Г. Курбе, Ж. Ф. Милле и другим художникам Франции.

Хотя картина полна наивной самовлюбленности, она одна из удачнейших у Курбе в живописном отношении. Единство цвета строится на коричневом тоне, в который вводятся голубые и нежно-розовые тона задней стены, розовые оттенки платья натурщицы, небрежно брошенного на переднем плане, множество других оттенков, близких к основному коричневому тону.

Реалистическая живопись Курбе во многом определила дальнейшие этапы развития европейского искусства.


Идеи французских революций 1830 и 1848 гг. вызвали формирование и развитие критического реализма.

Оноре́ Домье́ (1808 — 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Домье. Не прикасайтесь! Свобода печати. 1834


Домье. Не прикасайтесь! Свобода печати. 1834

Домье. Законодательное чрево. 1834


Домье. Законодательное чрево. 1834

Оноре Домье. Улица Транснонен. 15 апреля 1834.


Оноре Домье. Улица Транснонен. 15 апреля 1834.

Домье. Последнее заседание бывших министров. 1848


Домье. Последнее заседание бывших министров. 1848

Домье. Ратапуаль и Республика.


Домье. Ратапуаль и Республика.

Домье. Ратапуаль и Республика.


Домье. Бедная Франция!

Домье. Древняя история. Нарцисс.


Домье. Древняя история. Нарцисс.

Переход к бытовой сатире в период реакции. Домье. Купальщики.


Переход к бытовой сатире в период реакции. Домье. Купальщики.

Домье. Литературная дискуссия во втором ярусе


Домье. Литературная дискуссия во втором ярусе

Домье. Оркестр во время представления трагедии. 1852


Домье. Оркестр во время представления трагедии. 1852


Домье. Робер Макер – биржевой делец


Домье. Робер Макер – биржевой делец

Домье. Любители искусства


Домье. Любители искусства

Домье. Рисунок


Домье. Рисунок

Оноре Домье. Вагон третьего класса


Оноре Домье. Вагон третьего класса

Домье. Эмигранты


Домье. Эмигранты

Оноре Домье. Прачка


Оноре Домье. Прачка

Оноре Домье. Прачка


Домье. Художник перед мольбертом

Домье. Мелодрама


Домье. Мелодрама

Домье. Республика, кормящая и защищающая своих детей. 1848


Домье. Республика, кормящая и защищающая своих детей. 1848

Домье. Советы молодому художнику


Домье. Советы молодому художнику

Домье. Адвокат


Домье. Адвокат

Домье. Ратапуаль


Домье. Ратапуаль

Домье. Гизо. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34


Домье. Гизо. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34

Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34


Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34

Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34


Домье. Из серии портретов депутатов Парламента. 1833-34

художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.


Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

Полезное

Смотреть что такое "критический реализм" в других словарях:

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р … Философская энциклопедия

Критический реализм — Критический реализм: Критический реализм (литература) направление в литературе Критический реализм (философия) направление в философии … Википедия

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30 х кон. 80 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср.… … Большой Энциклопедический словарь

критический реализм — I (филос.), течение в американской философии 20–х гг. XX в., в отличие от неореализма утверждало возможность лишь опосредованного познания. Основные представители: Д. Дрейк (D. Drake), А. О. Лавджой, Дж. Пратт (J. Pratt), А. Роджерс (A. Rogers),… … Энциклопедический словарь

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму… … Большой Энциклопедический словарь

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р.… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившиеся в XIX в., разновидность реализма. Главная особенность критического реализма изображение человеческого характера в его обусловленности социальными обстоятельствами. Рубрика:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

критический реализм — см. в ст. реализм. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 … Литературная энциклопедия

критический реализм — см. реализм … Словарь многих выражений

В 30-е гг. XIX в. в европейском искусстве на смену романтизму приходит совершенно непохожий на него художественный стиль — реализм, парадоксальным образом не только воспринявший многие идеи романтизма, но и развивший и углубивший их.

Примерным образом реализм можно определить как художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.

Реализм за его ярко выраженную критическую направленность почти сразу же стали именовать критическим реализмом. В центре внимания критического реализма — анализ художественного средствами классовой структуры, социальной сущности и социально-политических противоречий достигшего уже расцвета капиталистического общества. Основным в специфике критического реализма как особого творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, и значит, раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.

Если романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяемую идеальными устремлениями, то отличительной особенностью реализма стало обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишенной какой-либо загадочности, таинственности, религиозной или мифологической мотивировки.

О так называемом реализме в широком смысле. Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле. Согласно узкому пониманию реализма подлинно реалистическим может считаться только произведение, отображающее сущность изображаемого социально-исторического явления. Персонажи произведения должны нести в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, должны являться не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи. Под реализмом в широком смысле имеется в виду свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.

Характерные черты реализма. Основные черты критического реализма как особого художественного стиля можно вкратце свести к следующим:

- вера в познавательную и преобразующую силу человеческого разума, в особенности разума художника;

- выдвижение на первый план задачи объективного художественного воспроизведения действительности, попытка основать художественные открытия на глубоком, подобном научному, изучении фактов и явлений жизни;

- доминирование социально-политической проблематики, которое провозглашалось еще искусством Просвещения и которое не прерывалось в романтизме, хотя, как правило, играло в нем периферийную роль;

- утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства;

- высокая, можно сказать без преувеличенная — исключительная, оценка возможностей художественного творчества в искоренении социального зла;

- стремление изображать действительность в формах самой действительности;

- точность деталей при художественном воспроизведении действительности;

- углубление возможностей типизации характеров; связь психологизма как одного из средств типизации с рас крытием обобщающего социального содержания того или иного характера; реалисты восприняли и заметно углубили психологизм, характерный для романтиков;

- использование романтической теории контрастов при описании противоречий социальной действительности;

- выдвижение на первый план темы утраченных иллюзий, возникшей в связи с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.;

- показ героя в развитии при создании художественных образов, изображение эволюции изображаемых характеров, определяемой сложным взаимодействием личности и общества;

- стремление соединить социально-критическую направленность, суровое разоблачение современной общественной системы с выдвижением высокого нравственноэтического идеала, образца справедливого социального устройства;

- связанное с позитивными устремлениями создание обширной галереи ярких положительных героев; большинство из этих героев принадлежало к социальным низам общества.

Типизация. Типизация в искусстве была освоена задолго до реализма. Искусство каждой эпохи — на основе эстетических норм своего времени и в соответствующих художественных формах — отражает характерные, или типичные, черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали. У критических реалистов типизация представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В числе средств реалистической типизации не последнее место занимает психологизм, т.е. раскрытие сложного духовного мира — мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критического реализма социально детерминирован. Это определяет более глубокую степень историзма у критических реалистов по сравнению с романтиками. Но характеры, рисуемые критическими реалистами, менее всего походят на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа — портрет, костюм, сколько его психологический облик воссоздает глубоко индивидуализированный образ.

Рассуждая о типизации, Бальзак утверждал, что наряду с основными чертами, присущими многим людям, представляющим тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.

Реализм в литературе. С начала 30-х гг. XIX в. критический реализм все в большей мере начинает вытеснять романтизм не только в живописи, но и в литературе. Появляются произведения Мериме, Стендаля, Бальзака, в которых формируются принципы реалистического постижения жизни. Критический реализм в творчестве Диккенса, Теккерея и ряда других авторов начинает определять лицо литературного процесса в Англии с начала 30-х гг. В Германии основы критического реализма закладывает в своем творчестве Гейне.

Распад критического реализма. Реализм как художественный стиль просуществовал сравнительно недолго. Уже в конце XIX в. на арену вышел символизм (от фр. symbolisme, греч. symbolon — знак, символ), открыто противопоставивший себя реализму. Зародившись как литературное направление во Франции 60—70-х гг. (Бодлер, Верлен, А. Рембо, Малларме), позднее символизм перерос в общеевропейское культурное явление, захватив театр, живопись,

музыку (писатели и драматурги М. Метерлинк, Г. Гофмансталь, О. Уайлд, художники Э. Мунк, М. К. Чюрленис, композитор А. Н. Скрябин и др.). В России символизм появляется в 90-е гг. XIX в. (Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.), а в начале XX в. он получил развитие в творчестве А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова и др. Символисты противопоставили свою поэтику и эстетику реализму и натурализму в искусстве. Они признали дуализм реального и идеального, противостояние личностного и социального. Духовно-нравственная жизнь человека трактовалась символистами почти всегда в религиозном духе. Поскольку интуитивное, бессознательное считалось ими главным в художественном творчестве, часто они обращались к идеям романтиков, мистиков, к учениям Платона и Канта. Многие символисты настаивали на самоценности искусства, считая, что оно выше и первичнее жизни.

Волна символизма быстро сошла на нет, но символизм оказал, тем не менее, существенное влияние на развитие искусства XX в., в особенности на сюрреализм и экспрессионизм.

Русский философ Н. А. Бердяев, отстаивавший широкое понимание реализма, писал, что вся русская литература XIX в. находится вне классицизма и романтизма, поскольку она реалистична в глубинном смысле слова. К реализму не относится только классицизм, поскольку он бесчеловечен по своему принципу. Греческая трагедия — самое совершенное из всех человеческих творений, не есть классицизм, и значит, она тоже относится к реализму[296].

Критический реализм — направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли.

отдельно читайте статьи:

Критический реализм - Женщина с хлебом, Робер Делоне

Реализм

Краткое содержание

Реализм, хотя и не имел внутренних противоречий, признан первым современным движением в искусстве, которое отвергло традиционные формы искусства, литературы и социальной организации как устаревшие после Просвещения и Промышленной революции. Начиная с Франции в 1840-х годов, реализм полностью изменил живопись, расширив представления о том, чем является искусство. Работая в хаотичную эпоху, отмеченную революцией и широкомасштабными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные фантазии традиционного искусства реальными событиями, придав нормам общества такой же вес, как и великим историческим картинам и аллегориям. Выбор привнести повседневную жизнь в полотна был ранним проявлением авангардного стремления объединить искусство с жизнью, а отказ от методов живописи, таких как перспектива, предвосхитил многие определения и переопределения модернизма XX века.

Основные идеи:

Истоки

До реализма: Историческая живопись и Академия

Основанная в 1648 году Людовиком XIV, Академия Royale de Peinture et the Sculpture или Королевская академия живописи и скульптуры руководила созданием искусства во Франции в течение почти двух столетий. Учитывая доминирующее положение Франции в европейской культуре за это время, Академия установила стандарты для искусства на всём континенте, предоставляя молодым талантам обучение в мастерских и признавая художественные достижения на своих полурегулярных выставках Салона.

Революция, отказ от традиции и важность фотографии

Хотя романтизм, возможно, отверг некоторые принципы неоклассицизма, он не существенно изменил структуру искусства и общества XVII и XVIII века. Непрерывное состояние революции во Франции в XIX веке стало стимулом для принятия более радикальных изменений. После первоначальной революции 1789 года Франция прошла через Первую республику, Первую империю под управлением Наполеона Бонапарта, восстановление монархии Бурбонов, Революцию 1830 года, июльскую монархию, революцию 1848 года, Вторую республику, Вторую империю, Франко-прусскую войну и создание Парижской коммуны 1871 года, а также Третьей республики.

В 1830-х годах этот толчок к научному позитивизму проявился в появлении фотографии. Луи Жак Манде Дагер публично продемонстрировал дагерротип в 1839 году, механически фиксируя изображение с натуры на металлическую основу с помощью камеры. Одновременно в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот сделал то же самое с калотипом, который зафиксировал изображение на бумаге, покрытой йодистым серебром. В свою очередь, фотография подпитывала реализм. В то время как художники-реалисты редко писали с фотографий (только некоторые), самой большой концептуальной силой была её претензия на правдивость. Если право на власть традиционно поддерживалось искусством, которое идеализировало могущество, фотография предполагала возможность буквально показать настоящие недостатки правителей. В разгар революционного века художники-реалисты стремились адаптировать ценность истины фотографии к своему искусству.

Оноре Домье и искусство социальной критики

Вагон третьего класса, картина Оноре Домье

Гюстав Курбе, Революции 1848 года и Происхождение социализма

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

Концепции и стили

Меняющиеся нормы и скандал с куртизанкой: Курбе и Мане

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

Картина "Интерьер", Эдгар Дега

Визуальная революция реализма

В то время как манипулирование художниками-реалистами спорами по их сюжету является очевидным проявлением их антиавторитарных целей, их технические нововведения могут быть менее очевидными для глаз, что обусловлено 150-летием современного искусства. В то время, однако, художественная дистанция между холстами Курбе и традиционной исторической живописью была очевидной и конфронтационной.

Облагороженный крестьянин: Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр и Жюль Бретон

Реализм за пределами Франции

Джеймс Уистлер — Симфония в белом № 1: девушка в белом

Джеймс Уистлер — Симфония в белом № 1: девушка в белом

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

10 самых известных картин в направлении реализм

Французское название: Le marché aux chevaux

Художник: Роза Бонёр

Год: 1853

Ярмарка лошадей роза боннар, Реализм - лучшие картины в этом стиле

Художник: Илья Ефимович Репин

Год: 1873

Художник: Томас Икинс

Год: 1875

Реализм - лучшие картины в этом стиле

Французское название: L'Angelus

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1859

Реализм - лучшие картины в этом стиле

Французское название: L'Origine du monde

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1866

Гюстав Курбе был бесспорным лидером французского реализма и ключевой фигурой, ответственной за рост движения. В то время, когда он создал эту работу, эротизм и нагота в искусстве были приемлемы только в мифологических и сказочных картинах. Реализм Курбе раздвинул пределы того, что считалось презентабельным. Крупный план гениталий и живота обнажённой женщины, лежащей на кровати с расдвинутыми ногами; L'Origine du monde всё ещё имеет силу шокировать зрителя и, несмотря на ослабление моральных стандартов, которое произошло в течение полутора веков с момента её создания, картине по-прежнему удаётся неоднократно создавать споры, ведущие к её цензуре.

Художник: Эндрю Уайет

Год: 1948

Французское название: Des glaneuses

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1857

Сборщицы колосьев, Реализм - лучшие картины в этом стиле

Французское название: Un enterrement à Ornans

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1850

Похороны в Орнане, Курбе - Реализм - лучшие картины в этом стиле

2. Полуночники

Художник: Эдвард Хоппер

Год: 1942

Художник: Эдуард Мане

Год: 1863

Олимпия - Реализм - лучшие картины в этом стиле

Читайте также: