Нации и народы борющиеся за независимость кратко

Обновлено: 08.07.2024

Право народов (наций) на самоопределение закреплено в Уставе ООН и других документах как норма антиколониальной направленности.

На сегодняшний день на политической карте мира колоний не осталось, в связи с этим ряд авторов считают, что нет такого субъекта международного права. Однако довольно распространена точка зрения, что право наций на самоопределение надо понимать, прежде всего, как право на развитие, право нации самостоятельно определять свой социально-политический статус.

Признаки народа как субъекта международного права. Потенциально любая нация, не имеющая своей государственности, может стать субъектом международного права, если:

– нация борется на независимость;

– имеет народный фронт;

– имеет органы сопротивления, признаваемые населением, на контролируемой территории;

– соблюдает законы и обычаи войны.

Права наций:

– право участвовать в международных отношениях;

– право заключать международные договоры и соглашения;

– право на международно-правовую защиту и поддержку других субъектов МП;

– право на применение оружия против тех сил, которые препятствуют обретению нацией государственности.

Обязанности наций: соблюдать принципы и нормы международного права, включая нормы международного гуманитарного права.

После завершения формирования нового государства все действия национально-освободительного движения, включая принятые им международные обязательства, рассматриваются как действия нового государства.

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени. В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др. [23, с.209.]

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

5) в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в ее п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств "строго и добросовестно соблюдать положения. настоящей Декларации".




Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. [26, с.98.] Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Территория колонии или другая несамоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, особенно с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства -участники Пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право. [24, с.138]

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Нации и народы, борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени. В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др. [23, с.209.]

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преамбуле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;

5) в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в ее п. 7, содержащем прямое указание на обязанность государств "строго и добросовестно соблюдать положения. настоящей Декларации".

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других источниках международного права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. [26, с.98.] Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Территория колонии или другая несамоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом ООН, особенно с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключительный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нарушения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства -участники Пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право. [24, с.138]

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

Понятие и сущность международной правосубъектности наций и народов

Международная правосубъектность – это совокупность обязанностей и прав субъектов международного права, которые предусмотрены непосредственно нормами международного права.

В системе международных отношений международная правосубъектность народов и наций чаще всего связывается с их национально-освободительной борьбой в попытке создания собственной государственности.

Правосубъектность наций и народов определяется наличием у них определенных международных прав и обязанностей, а также способности самостоятельно их осуществлять. В контексте международных отношений эти способности имеют свою особую специфику, которая отличает международную правосубъектность народов и наций от международной правосубъектности государств.

Народы и нации в своей борьбе за создание независимых государств способны принимать участие в международных отношениях лишь в той части, которая непосредственно касается вопросов реализации прав народов и наций на самоопределение. Соответственно народам и нациям в системе международных отношений предоставляются основные права, включая:

  • право присоединения к многосторонним международным соглашениям;
  • право заключения международных договоров с государствами, международными организациями и иными народами, реализующими свой национальный суверенитет.

В случае присоединения народа или нации к международным договорам или при их заключении от имени народа или нации обычно выступают органы, которые будучи сложившимися в период борьбы за независимость их представляют. В роли таких органов могут выступать:

  • временное правительство;
  • фронт национального освобождения;
  • руководство политической партии, которая пользуется поддержкой большей части населения и т.п.

Одним из основополагающих прав народов и наций в системе международных отношений выступает право международно-правовой защиты и получения поддержки от иных субъектов международного права. Не менее важную роль имеет право народов и наций на самоопределение. Применительно к каждому народу оно раскрывается сквозь призму его национального суверенитета. Таким образом, каждому народу присуще суверенное право на независимое государственное существование, самостоятельность в достижении государственности и свободу выбора путей своего развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Если нации и народы наделены правом самоопределения, это значит, что на все государства накладывается обязанность уважать это право. Помимо прочего обязанность эта охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых в роли субъекта выступает непосредственно нация или народ.

Основанием международной правосубъектности выступает само право народов и наций на самоопределение, которое самым тесным образом связано с их национальным суверенитетом.

Проявление международной правосубъектности наций и народов

Исторически международная правосубъектность наций и народов чаще всего свое проявление находила во времена крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. Отдельные ее проявления можно встретить и сегодня.

В современном мире абсолютному большинству ранее колониальных народов удалось добиться своей независимости. Тем не менее, конфликты на данной почве все еще периодически возникают. Сегодня значение принципа самоопределенности подчеркивается правом каждого народа, выстроившего свою государственность, на определение внутреннего и внешнего политического статус без вмешательств извне и осуществление по собственному усмотрению политического, экономического, социального и культурного развития. В том же случае, если речь идет о самоопределении отдельных наций и народов в рамках самостоятельного государства, решение вопроса должно опираться на конкретные обстоятельства в контексте основных принципов международного права, взаимосвязанных друг с другом.

Говоря о проявлении международной правосубъектности, следует помнить, что реализация одним народом в рамках национального суверенного государства своего самоопределения не должна нарушать права прочих его народов. Следует помнить, что самоопределение наций и народов, не обладающих какой-либо государственностью, отличается от самоопределение наций и народов, этой государственности уже достигших. В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом в то время как во втором случае народом уже реализовано его право на самоопределение, а его национальный суверенитет изыскивает защиту среди государства, также выступающего самостоятельным субъектом международного права.

Стоит отметить, что самоопределение народа или нации внутри многонационального государства само по себе еще не предполагает обязательного отделения и формирования собственного самостоятельного государства.

Основы международной правосубъектности наций и народов, ведущих борьбу за независимость

Правосубъектность народов и наций, ведущих борьбу за свою независимость, имеет объективный характер, поскольку существует вне зависимости от чье-либо воли. Принцип самоопределения считается одним из ключевых принципов международного права, а само его становление приходится на конец XIX – начало ХХ вв. Свое окончательное закрепление право народов и наций на самоопределение получило после принятия Устава Организации Объединенных Наций.

Современная система международного права сдержит в себе нормы, которые непосредственно подтверждают правосубъектность борющихся наций. При этом считается, что нация или народ должны иметь догосударственную форму организации.

Нация или народ, борющиеся за независимость, вступает с государством, контролирующим территорию, в определенные правоотношения. При этом различают два типа прав, которыми обладает нация (рисунок 1).

Рисунок 1. Типы прав борющейся нации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые вытекают из национального, а вторые – из государственного суверенитета. В целом же суверенитет народа или нации, борющихся за независимость, не зависит от признания ее в качестве субъекта международного права другими акторами.

Субъект международного права – участник международных отношений, способный иметь международные права и обязанности.

Виды субъектов МП

  • Государства (основные участники международных отношений;
  • Государствоподобные образования;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международные неправительственные организации;
  • Нации, борющиеся за независимость (временные участники международных отношений).

Признаки субъектов

  • Внешняя обособленность;
  • Персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
  • Способность участвовать в принятии норм международного права.

Государство, как субъект международного права

Государства признаются основными и первичными субъектами международного права главным образом в силу своего суверенитета. Все государства равны в международных отношениях согласно принципу суверенного равенства. Государство является не только основным, но также первоначальным и универсальным субъектом международного права. Первоначальный означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами. Универсальный означает, что государство вправе участвовать в любых международно-правовых отношениях

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость

В основе права борьбы народов (наций) за свою независимость лежит принцип самоопределения народов (наций). Согласно данному принципу все народы могут свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свою политическое, экономическое и социальное развитие.

Являясь первичными субъектами международного права, все нации и народы имеют неотъемлемое право на полную, абсолютную свободу, осуществление своего государственного суверенитета, целостность и неприкосновенность национальной территории.

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, чаще всего имеют в виду те из них, которые находятся в колониальной зависимости и лишены собственной национальной государственности.

Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган.

Международная правосубъектность государственноподобных образований

Государственно-подобные образования (квазигосударства) являются производными субъектами международного права, они имеют относительно самостоятельный международный статус (на основе международного акта).
Государственно-подобное образование, государства наделяется объемом определенных прав и обязанностей на основе международного акта или международного признания.. В этом и состоит принципиальное отличие квазигосударств от обычных государств. В остальном, государственно-подобное образование обладает всеми признаками, присущими суверенному государству: собственной территорией, государственным суверенитетом, высшими органами государственной власти, наличием собственного гражданства, а также способностью выступать в качестве полноправного участника международных правоотношений.

Теория международного права выделяет следующие виды государственно-подобных образований:

Читайте также: