Взаимодействие русской и западноевропейской литературы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В изучении русско-зарубежных литературных связей накоплен большой и ценный материал. Он сосредоточен в работах М. Алексеева, С. Дурылина, В. Жирмунского, Б. Томашевского и др. Однако до сих пор еще нет монографических исследований, в которых факты литературных взаимодействий были бы сведены в единую систему и рассмотрены как органическая часть мирового и национального литературного процесса.

В. Кулешов не ограничивается рассмотрением того, как влияли зарубежные писатели на формирование русского романтизма или реализма. Он исследует и обратный процесс, показывая, как русское искусство, особенно творчество Пушкина, в свою очередь оказывало воздействие на литературную жизнь за рубежом, приобретая с каждым десятилетием все большее мировое значение.

Монография В. Кулешова в основном написана на уже известном в науке материале. Автор опирается прежде всего на факты, содержащиеся в работах его предшественников. Но тем не менее его труд не является компилятивным сочинением. Явления, уже известные, в нем осмыслены по-своему, подчинены единой, творческой концепции. В этом главным образом и состоит научная ценность исследования.

В. Кулешов разделяет литературные связи на контактные (перевод, подражание, влияние, заимствование и т. д.) и типологические, которые возникают независимо от контактов писателей друг с другом.

С малоизученной стороны В. Кулешов подошел к освещению вопроса с байронизме Пушкина. Он выделяет важную мысль о том, что еще до знакомства с творчеством английского поэта Пушкин был заражен байроническими настроениями.

Приведенные примеры далеко не исчерпывают всех достоинств работы В. Кулешова. Ценность ее была бы еще выше, если бы в ней были учтены русско-зарубежные эстетические связи. Роль эстетической мысли в развитии литературы в книге не выясняется. Эта проблема автором не ставится, а без нее невозможно нарисовать полной картины литературных взаимодействий. В исследовании заметна еще одна односторонность. Весь материал рассматривается В. Кулешовым с вышки русского критического реализма, который используется в качестве основного критерия в идейно-художественных оценках. Но эта, в общем-то, здоровая тенденция в некоторых случаях выступает в своих крайних проявлениях.

Хорошо, что книга сопровождается библиографией, примечаниями и указателем имен, значительно облегчающим пользование материалом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Высказывания (д з).docx

Подготовить устное высказывание на основе предложенных (10 – 15 предложений).

Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.

Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.

Подготовить устное высказывание на основе предложенных (10 – 15 предложений).

Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.

Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.

Выбранный для просмотра документ Какие книги зарубежной литературы любили читать русские классики.pptx

Какие книги зарубежной литературы любили читать русские классики?Первая полов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Какие книги зарубежной литературы любили читать русские классики?Первая полов.

Какие книги зарубежной литературы любили читать русские классики?
Первая половина 19 века

Александр Сергеевич Пушкин«Книги он любил больше всего на свете. Они были его.

Джордж Гордон Ноэл Байрон

Джордж Гордон Ноэл Байрон

Джордж Гордон Ноэл Байрон

1) Мигель де Сервантес 2) Иоганн Вольфганг фон ГетеПушкин читал в оригинале.

1) Мигель де Сервантес

Джордж Гордон Ноэл Байрон

Сэмюэль Тэйлор Кольридж

 Вальтер Скотт

Николай Васильевич ГогольПрочитав книгу, часто дарил ее друзьям.

Николай Васильевич Гоголь
Прочитав книгу, часто дарил ее друзьям.

Фридрих Шиллер

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока.docx

Тема: Периодизация русской литературы 19 века. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы 19 века.

Цель: формировать общее представление о литературе как виде искусства, о русской литературе 19 века.

Задачи: 1) систематизировать знания обучающихся о литературе, о периодизации русской литературы 19 века, о взаимодействии русской и западноевропейской литературы;

2) формировать умение выявлять главную мысль текста, рассуждать и доказывать свою точку зрения, оформлять информацию в виде таблицы и кластера; выявить уровень сформированности умений;

3) формировать интерес к русской литературе, к чтению, вежливое отношение к собеседнику.

Планируемые результаты:

Личностные: эстетическое отношение к миру, использование для решения познавательных задач различных источников информации.

Метапредметные : умение структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные : умение учитывать историко-культурный контекст в процессе анализа произведения.

Оборудование: карточки с таблицей для вклеивания, карточки с высказываниями для домашнего задания, презентация.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня первый урок вводный урок. О чем обычно говорят во введении?

Посмотрите на план содержания урока и сформулируйте цель и задачи на сегодня.

1. Специфика литературы как вида искусства.

2. Периодизация русской литературы 19 века.

3. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы 19 века.

1. Литература – это не просто учебный предмет, но это вид искусства, и изучать его надо творчески. Если это один из видов искусства, значит, есть и другие. Разберемся, чем же литература от них отличается.

2. Зачем нужна периодизация?

3. Какая литература вам больше нравится: русская или зарубежная? Почему? Что вас привлекает? Каким может быть взаимодействие литератур?

Вопросы определены. Запишите план в тетрадь, чтобы потом легко было сориентироваться в своих записях.

3. Актуализация знаний.

Какие выделяются виды искусства? Восстановите схему, чтобы систематизировать свои знания. Запись в тетрадь и на доске.



Должна получиться такая схема на доске и в тетрадях.

- Как взаимодействуют виды искусства? Могут быть другие классификации?

4. Постановка проблемы.

5. Поиск путей решения проблемы.

Работа в парах, составление устного высказывания. Возможна запись в тетрадь.

6. Решение проблемы.

Устные ответы учащихся.

7. Взаимооценивание, выставление оценок.

1) Понимание содержания.

2) Умение объяснить взаимосвязь понятий.

3) Логика высказывания, структура.

8. Актуализация знаний.

Перейдем ко второму пункту плана. Как связаны литература и история?

События зарубежной истории могут влиять на русскую литературу?

9. Постановка проблемы.

- Какие литературные направления сменяют друг друга?

- Какая идейная борьба нашла отражение в литературе?

- Какое развитие проходят литературные жанры?

10. Систематизация знаний.

На основе таблицы скажите, какие события зарубежной литературы повлияли на русскую литературу?

- Знакомы ли вам эти зарубежные писатели? Заинтересовали ли они вас? Что из перечисленного хотели бы прочитать?

11. Объяснение домашнего задания.

Подготовить устное высказывание на основе предложенных (10 – 15 предложений).


Рубеж 19 и 19 веков — период в истории, насыщенный бурными событиями в общественно-политической жизни и культуре. Это время представляет собой пример взаимосвязи социальных и литературных процессов. В течение полувека, начиная с образования Соединённых Штатов Америки (Декларация независимости Американских Штатов была принята в 1776 г.) и заканчивая восстанием декабристов в России (в 1825 г.), в мире происходит ряд эпохальных событий, навсегда изменивших общество. Важнейшими из них были Великая французская революция (1789-1793 гг.), вызвавшая волнения во всей Европе, приход к власти Наполеона и наполеоновские войны, которые привели к кардинальным изменениям в политическом и социальном устройстве в Европе.

К концу XVIII века значительные изменения претерпели основные литературные направления и течения, а также содержание общественной направленности художественных произведений. Классицизм, оставаясь по-прежнему влиятельной эстетической силой в литературе в силу трёх обстоятельств — ориентации на классические образцы литературы, строгости литературных форм и ясности социальных идей и моральных правил, — неизбежно уступал дорогу новой эстетике и мировоззрению. Поэтому такие мастера, как Гёте и Шиллер, использовали в своём творчестве образцы античной литературы или средневековую героику, поэтизируя фольклор и во многом сохраняя уходящее наследие. В этом отношении представляет интерес неистовый романтик Байрон, всю творческую жизнь остававшийся верным поклонником классицизма. Таким образом, эти наблюдения приводят к мысли, что существование литературных направлений и течений, их взаимодействие представляют собой живой процесс.

В 1890-е годы в Европе на передний план выходит романтизм, прежде всего в немецкой и английской литературе, поэзия этих лет явилась основой для последующей романтической традиции: в Англии — Байрона и Вальтера Скотта, в Германии — Гофмана и Гейне, во Франции — Шатобриана и молодого Гюго. В русской литературе в конце XVIII века намечается сильное влияние западноевропейской литературы на творчество Карамзина, юного Жуковского; интерес к романтизму переходит в XIX столетие и бурно развивается в первые четыре десятилетия века.

Взаимосвязь Русской и Западноевропейской литературы конца 18 начала 19 веков

Примечания

1.Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия?// Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. — М., 2001.

2.Асмус В. Платон. — М., 1975.

3.Гвардини Р. Распад картины мира Нового времени и грядущее//Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США: сб. статей. — М., 2000.

4.Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями/В кн.: Размышления о божественной литургии. — М., 2006.

5. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 21. Л.: 1980. С. 75–76.

7.Ивашева В.В. История западноевропейской литературы XIX века. — М., 1951.

Читайте также: