Ремесло в 16 веке в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 16- первой половине 17 века в России развивались многие РЕМЁСЛА:

ЧЁРНАЯ и цветная МЕТАЛУРГИЯ,
ДЕРЕВООБРАБОТКА,

ПРОИЗВОДСТВО машин, механизмов и средств передвижения,

КОЖЕВЕННОЕ, ГОНЧАРНОЕ и СТЕКОЛЬНОЕ производства,

ХИМИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ,

Со второй половины 16 века начинается книгопечатание, производятся первые опыты по производству бумаги.

Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали прогрессу техники и росту производительности труда в сельском хозяйстве.

В основе производственных отношений в русской деревне лежала феодальная собственность на землю. Различались земли частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и черносошные.
Класс феодалов состоял из двух основных сословий: светских и духовных землевладельцев.
Законодательное установление крестьянской крепости в 90-х годах 16 века способствовало сближению всех категорий феодального землевладения, ибо оно усилило и юридически оформило неполную собственность землевладельца на личность непосредственного производителя, а следовательно, увеличило его права собственности и на крестьянские земли. Развитие феодализма вглубь, усиление внеэкономического принуждения крестьян привело к ограничению их прав личности и к постоянно возраставшему подчинению феодалу вплоть до временного (с 1581г.) , а затем и бессрочного запрещения крестьянского выхода.

Постоянно углублявшийся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства обусловил в 16 - первой половине 17 века рост и развитие городов. Города являлись центрами ремесленной, торговой и административной деятельности значительных по радиусу районов. Для 16 века выявлено 210 названий городских ремесел (в Новгороде - 293). В составе городских ремесленников преобладали те, кто занимался изготовлением съестных припасов (34 специальности) , далее - приготовлявшие предметы домашнего обихода (25 специальностей) и затем - ремесленники всех других 119 специальностей. Среди последних важнейшими были профессии, связанные с металлообработкой.

Ремесленники Москвы и других крупных городских центров 16 века работали не только по заказу, но и на рынок, Они изготовляли свои произведения на дому, а затем приносили для продажи сидевшим в рядах торговцам. В городах торговля производилась местными жителями в лавках, а приезжими торговцами - в гостиных дворах, которые имелись во всяком более или менее значительном городе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне торговали на площади, обычно один-два раза в неделю.

Главным занятием населения России оста­валось земледелие. Оно совершенствовалось очень медленно. Многие орудия и приёмы крестьянского труда почти без изменений сохра­нялись от Киевской Руси и до XX столетия.

Основными полевыми культурами в России XVI века оставались рожь и овёс, урожайность которых была весьма низкой. В средней поло­се России главным орудием труда по-прежнему была примитивная соха, и только на юге использовали более эффективный плуг.

Несмотря на обширность территории России, крестьяне постоянно страдали от нехватки земли. Отчасти это объяснялось тем, что мно­гие пространства (леса, болота, овраги, косогоры) не годились для сельскохозяйственного использования. Кроме того, земля служила крестьянину не только как поле. Для содержания скота в тёплое время года нужно было пастбище (выгон), а для заготовки сена на зиму — луг (сенокос). Земли, примыкавшие к крестьянским избам, обычно использовались под огороды. В итоге крестьянину приходи­лось постоянно вычислять наилучшее соотношение между всеми эти­ми видами угодий.

Внешняя торговля

Внешняя торговля России в XVI столетии получает новые возможно­сти благодаря завоеванию Казанского и Астраханского ханств. Весь волжский путь становится свободным для русских купцов. Они энергично осваивают рынки Закавказья, Ирана и Средней Азии. Оттуда на Русь везли пряности и фрукты, шёлк и драгоценные камни, ковры и краски. В русских городах можно было встретить восточных купцов в пёстрых халатах, белых или красных чалмах.


В уроке рассказывается о появлении в России книгопечатания и основных жанрах литературы рассматриваемого периода. Подробно рассматривается развитие архитектуры. Описываются основные черты двух школ живописи XVI века: годуновской и строгановской.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская культура в XVI в."

В 16 веке русская культура развивалась в новых условиях. На смену власти Орды пришло самодержавие, которое стремилось увековечить себя в культуре. Литературные произведения, иконы и храмы воплощали новые государственные идеи и военные победы. Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре.

В ходе урока вы узнаете о литературе и книгопечатании, архитектуре, живописи и художественном ремесле 16 века.

Литература. К сожалению сохранилось мало произведений, написанных в 16 веке. Среди авторов наиболее выделяется Максим Грек – монах с Афона, который прибыл в Москву для перевода церковных книг. Максим Грек был писателем и публицистом, создавшим более трёхсот произведений. Среди них писания, поучения, богословские трактаты. Первой большой работой Максима Грека стал перевод Псалтыри.

Однако автор в некоторых сочинениях подверг критике власть Василия III. Позже он вступил в конфликт с церковью. Результатом стало обвинение в ереси, вынесенное в 1525 году и заточение в монастырь. Спустя шесть лет Максима Грека обвинили в порче церковных книг и сослали в тверской монастырь.

В середине 16 века после периода боярских смут были предприняты попытки систематизировать духовные ценности.

В 1550 году был составлен Судебник Ивана IV – свод законов, ставший памятником русского права 16 века.

Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал свое право единолично решать, как ему поступать со своими подданными.

Начало книгопечатания. Все произведения литературы распространялись в рукописном виде. Однако быстрый рост государственной территории требовал всё большего количества книг. Этого можно было достичь только с помощью книгопечатания.

В Московском государстве книгопечатание широко распространилось только в 17 веке.

Архитектура. Архитектура 16 века была весьма разнообразной. Наибольшее распространение получили каменные храмы.

В крупных городах строились большие пятиглавые соборы. Это Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде. Образцом для этих храмов служил Успенский собор Москвы.

В 16 веке распространились бесстолпные одноглавые церкви. Как правило, заказчиками их строительства становились жители города или богатые купцы. Примером такого храма может служить московская церковь Зачатия Анны.

Отдельно можно выделить шатровые храмы. Их особенность в том, что вместо купола здания завершались шатром. Сооружения такого типа часто носили мемориальную функцию, они возводились в память о каком-либо важном событии.

В честь рождения наследника, будущего Ивана Грозного, Василий III приказал построить церковь Вознесения в Коломенском.

Памятником победы над Казанью стал Покровский собор в Москве, известный также как храм Василия Блаженного. Посвящения престолов храма связаны с важными датами Казанского похода. В 16 веке в подклете собора прятали казну. Туда же богатые горожане приносили своё имущество.

Ещё одним примером шатровой архитектуры стала Преображенская церковь села Остров, построенная в резиденции Ивана Грозного.

Несмотря на распространение каменного строительства, основным материалом оставалось дерево. До наших дней сохранилось немного деревянных храмов. Это храм Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря и церковь Собора Богородицы из села Холм.

Оригинальными были храмы, построенные по заказу государственных или церковных деятелей. Неповторимой красотой наполнен Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря. Его заказчиком выступил игумен Филипп, впоследствии ставший митрополитом.

Живопись. В живописи на смену простым композициям пришли сложные сюжеты, в которых было много действующих лиц. Преобладали тёмно-коричневый и тёмно-зелёный цвета. Силуэты фигур стали более приземистыми и грузными.

В живописи также проявилось единобразие. Художники работали по заранее известным образцам.

Особенностью стало усиление контроля властей над работой художников. Произведения живописи служили иллюстрациями к официальной идеологии.

В конце 16 века сложились две школы живописи – годуновская и строгановская.

Мастера годуновской школы стремились к возрождению традиций раннего периода живописи Руси. Они пытались подражать работам Дионисия и Андрея Рублёва. Однако всё же не удавалось передать ощущение трепета перед Богом. Особенности годуновской школы были следующие:

сочетание канонических образов с поиском новых средств выражения;

попытки написать большую толпу людей в виде многоголовой группы, расположенной компактно.

В строгановской живописи часто использовались золото и серебро для украшения работ. На фонах икон художники помещали прекрасные пейзажи. Также особенностями этой школы были богатство орнамента и тщательная проработка деталей.

Особым направлением живописи стала книжная миниатюра. Она служила украшением книг и облегчала восприятие текста. Настоящим произведением искусства является Лицевой летописный свод. Он содержит около 16 тысяч миниатюр, освещающих русскую историю.

Художественное ремесло. В 16 веке больших успехов достигли мастера резьбы по дереву и камню, ювелиры.

Русские мастерицы были известны своим искусством лицевого шитья. Тончайшими золотыми, серебряными и шёлковыми нитями вышивались лики святых, библейские сюжеты. Контуры изображения заранее наносились на ткань живописцами. Чтобы создать одно произведение требовались месяцы.

Среди вышивальщиц были царицы, княгини, боярыни. Шитьём славились женские монастыри.

Давайте подведём итоги.

В 16 веке на Руси распространились шатровые храмы.

В конце 16 века сложились две школы живописи – годуновская и строгановская.

Читайте также: