Археология это кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом, — это изучать оставленные ими после себя предметы. Специалистов, которые обнаруживают в земле и изучают остатки жизнедеятельности человека, называют археологами. Время от времени открывается что-то новое, поэтому наши представления о прошлом постоянно меняются.

Рис. 1. Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. — 134 г. н. э.

Раскопками с целью добычи древностей нередко за­нимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По россий­ским законам это считается преступлением.

Изучение находок

Поиск остатков прошлого — только начало работы, за­тем археологи приступают к изучению находок. Важней­шая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и дру­гие характеристики. Анализ предметов и почвы, в кото­рой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.

Важные сведения можно получить, сравнивая предме­ты, найденные в одном месте, с подобными им. Необхо­димо сделать всё, чтобы находки стали такими истори­ческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами ка­менные наконечники стрел позволяют судить и об ору­диях охоты, и о местах расселения древних охотников.

Примеры археологических раскопок

При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого мо­ря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную цен­ность для исторической науки. Самые древние рукопи­си датированы II в. до н. э.

В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан сло­ем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнару­жились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.

Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в рай­оне современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.

проведения образовательной деятельности

в средней группе

Завернина Дарья Григорьевна

Конспект проведения ООД

Образовательные (направления) области:

Познавательное; речевое; социально-коммуникативное; физическое

Формирование первичных представлений об истории человечества через ориентацию на профессию археолога.

- формировать предпосылки поисковой деятельности;

- развивать познавательный интерес;

- активизировать словарь детей;

- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результату их труда;

- воспитывать умение общаться, договариваться, работать в группах

Активный: экскурсия, поход

Пассивный: находка, энциклопедия, экскурсовод

Понятийный : археолог, раскоп

Ноутбук, проектор, экран

Кисти, лопатки, фартуки, перчатки на каждого ребенка.

Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя

Археолог – это ученый, который занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

Раскоп – яма, углубление в земле, сделанное в ходе раскопок (в поисках предметов древности или останков ископаемых животных).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ООД

Основные фазы ОД

Социально - коммуникативное; познавательное

Письмо от детей из города Чита

Просьба детей из Читы рассказать об Александре Невском в письме

социально - коммуникативное; речевое;

Познавательное; социально -коммуникативное; речевое;

Отправление на археологические раскопки

Рассказ экскурсовода об археологах, о раскопках

Просмотр кадров работы археологов

Разминка перед работой

Участие в археологических раскопках

Почтальон: Здравствуйте! Вам письмо!

Воспитатель и дети здороваются. Воспитатель берет письмо и благодарит почтальона. Прощаются. Почтальон уходит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого пришло нам письмо

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Получили ваше письмо. С большим интересом узнали мы, что живете вы в городе Пскове, расположен который недалеко от Чудского озера. Ваш край очень красив, природа его прекрасна. Спасибо за ваши фотографии.

Недавно мы узнали, что главным событием наступившего года станет 800-летие князя Александра Невского. Нам очень хочется, чтобы вы рассказали нам о его подвиге, о ледовом побоище, происходившем на Чудском озере.

Воспитатель: Ребята! Как же приятно получать письма от друзей, правда?

Воспитатель: О ком просят нас рассказать ребята из Читы?

Воспитатель: А вы знаете кто такой князь Александр Невский? Какое отношение он имеет к нашему городу?

Воспитатель: Правильно! В нашем городе есть монумент в память о Ледовом побоище. На нем изображен Александр Невский со своими воинами. Кто может мне ответить, почему великому князю поставлен памятник?

Воспитатель: Я тоже не знаю. Что же делать? Как нам узнать о нем?

Воспитатель: Мы обязательно напишем с вами письмо нашим друзьям и расскажем им про великого князя. Но сначала нам надо самим узнать о нем больше. Согласны?

Воспитатель: Ребята, а как узнать, что было давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки?

https://www.clipartmax.com/png/full/311-3117137_tour-guide-mascot-tour-guide.jpg

Воспитатель: Что же нам делать? Может, стоит обратиться к нашему другу – экскурсоводу Марку? Он нам расскажет, откуда он узнает все то, о чем нам рассказывает?

На экране появляется Марк.

Марк: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Марк! Мы с ребятами очень хотим знать, откуда люди узнают про то, что было в древние времена. Ты нам можешь помочь?

Марк: Конечно, я с радостью вам расскажу. Слушайте,

То, что было много лет назад мы с вами можем узнать из книг. Эти книги называются – энциклопедии. Я вам уже рассказывал о них. А то, что написано в энциклопедии мы узнаем от археологов. Вы знаете кто это?

Марк: тогда вам обязательно надо побывать на археологических раскопках и познакомиться с археологами поближе. Согласны?

Марк: Тогда отправляемся. Собирайтесь в поход.

Дети встают друг за другом, обходят столы вслед за воспитателем, имитируя поход.

Мы в поход с тобой пойдём, (шагают на месте)

Интересное найдем! (наклоняются, имитируя подбирание предмета)

Все изучим, все узнаем, (протягивают поочередно руки вперед)

До пяти мы посчитаем. ( хлопают в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять (показывают на пальцах)

Идем новое искать! (шагают на месте)

Дети останавливаются возле стола лицом к экрану.

Марк: Вот мы и на археологических раскопках

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Ну, конечно, археолог!

Марк: Ребята, давайте расположимся на этой скамейке и понаблюдаем за работой археологов.

Дети рассаживаются на скамейке. На экране воспроизводятся кадры работы археологов.

https://i.pinimg.com/originals/fa/d3/d0/fad3d0723caaadb0113be4a753aaa174.jpg
https://s3.thingpic.com/images/25/i4JpRPPyiwcwP2tAAgNzdkBG.jpg

Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

Прежде чем приступить к раскопкам археологи рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения.

Воспитатель: Спасибо, Марк за интересный рассказ.

Марк: Ребята, это еще не все. У вас сегодня есть уникальный шанс принять участие в археологических раскопках и почувствовать себя настоящими археологами. Согласны?

Марк: Только для начала давайте разомнемся.

На раскопки мы идем,

Лопату в руки мы берем.

Раз копнем, два копнем,

Следом кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем -

Что-нибудь сейчас найдем.

Дальше снова мы пойдем.

Лопату в руки мы берем.

Раз копнем, два копнем.

Снова кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем –

Находку мы сейчас найдем.

Марк: Молодцы! Но прежде чем приступить к раскопкам, нужно знать и соблюдать технику безопасности.

1. Работать в перчатках и фартуке.

2. Песок, кисти и перчатки нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам.

Дети надевают фартуки и перчатки, берут кисти и лопатки

Работать надо аккуратно, не спеша, чтобы не повредить археологическую находку, кисточкой надо осторожно разметать песок, тем самым снимая верхний слой. Обнаруженные предметы аккуратно переносим в кладем на клеенки, которые лежат на столе.

1-й ребенок достает 1 объект: камень с нарисованным на нем солнцем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая находка? Что бы она означала?

Марк: Да, нарисованное солнце, скорее всего, означает, что когда-то здесь было очень жарко, наверное, даже не было зимы.

2-й ребенок достает второй объект: камень, с нарисованными на нем волнами.

Воспитатель: Чтобы означали эти волны?

Марк: Да, скорее всего, волны означают, что здесь было поблизости море, которое изобразили нам на камне древние люди.

3-й ребенок достает третий объект: камень, с нарисованными на нем цветами.

Воспитатель: Ребята, почему здесь изображены цветы?

Марк: Верно, наверное, здесь раньше было очень красиво, и росла трава и цветы.

4-й ребенок достает 4 объект: символически нарисованные люди держатся за руки.

Воспитатель: Что здесь изображено?

Марк: Да, наверное, предки хотели сказать, что они все дружили и поддерживали друг друга. Так и нам, надо быть добрее и всегда быть рядом с теми, кому грустно, и всегда все делать сообща.

Марк: Мы собрали с вами все экспонаты, чтобы они не разрушились в пути их надо аккуратно уложить в коробки.

Дети вместе с воспитателем укладывают экспонаты.

Марк: Мы их отправим в научную лабораторию, а затем они попадут в музей. Спасибо вам, ребята, за вашу помощь археологам.

Воспитатель: Спасибо, Марк, за такую увлекательную экскурсию, но нам пора отправляться обратно в детский сад.

Дети благодарят Марка и прощаются.

Дети выстраиваются друг за другом, маршируя вокруг столов, имитируют возвращение в детский сад.


Археология – это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних людей.

Ты, наверное, замечал, как быстро ваша домашняя мебель покрывается пылью, стоит только на день или два забыть про уборку. Нечто подобное происходит и на улице. За тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли надёжно спрятал вещи древних людей и их жилища. Там, где когда-то шумели города, сегодня стоит густой и безмолвный лес, проходит железная дорога или плещется искусственный водоём. Так что сначала учёные определяют места, где в далёкие времена жили люди, и лишь потом производят раскопки – извлекают из земли всё, что могло бы рассказать о жизни наших предков. Учёных, производящих эти раскопки, называют археологами. Прежде всего археологи занимаются раскопками и изучают предметы или их осколки, остатки одежды, развалины древних городов и ещё многое другое, что они находят в земле, в разных её слоях. Археолог копает очень медленно, чтобы не повредить откопанные предметы: пролежав в земле столько лет, они становятся такими хрупкими. Любые следы жизни древних требуют очень бережного обращения – ведь они пролежали в земле тысячелетия – и в неумелых руках могут просто превратиться в пыль. Поэтому прежде, чем прикоснуться к находке, археологи фотографируют её или зарисовывают, точно определяют и описывают её положение и решают, как сохранить найденное.


По обнаруженным осколкам археологи узнают, какие люди жили в древние времена, какие они себе строили дома, какую одежду носили и многое-многое другое. Археологи тщательно изучают найденные предметы, составляют их подробное описание, а записи о ходе раскопок заносят в специальный дневник. После того как работа будет завершена, археолог делает выводы и тоже записывает их.

В разных слоях земли сохранились и останки животных, птиц, рыб и даже насекомых. Изучая их, археологи тоже узнают много интересного. Если бы не было археологов, откуда бы мы узнали, что когда-то на Земле жили динозавры и мамонты?

Без археологов и их находок мы так ничего бы и не узнали о своём прошлом! Любопытно, что археология – наука о древности – и сама возникла в глубокой древности. Тогда её называли наукой о прошлом. Древние археологи интересовались жизнью ещё более древних поколений.


Как много скрыто под землёю, Что в глубине её лежит И сколько чудного порою Земля в себе от нас таит, – Об этом знает археолог, Что в почве поиски ведёт. Предмет какой или осколок Старинной вещи вдруг найдёт, Он представляет, словно где-то Владелец этого предмета Поблизости уже стоит И с ним вот-вот заговорит.


И видится ему картина: Покрытый шкурами, с дубиной, Из леса человек идёт, С охоты мамонта несёт. О том, как раньше жили где-то Простые люди, короли, На всё находятся ответы У нашей матушки Земли.

Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.

Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.


Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.


Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.


Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.

Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. (см. Месопотамия/Ассирийцы). В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.

Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.

Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.


Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.

В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона(см. Древний Египет/Пирамиды/Погребение мертвых).


В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.

Археология

Археология Находки из прошлогоАрхеологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.Люди всегда интересовались историей, но на

Археология

Археология Письменным источником не следует слишком доверять, – так пишут в учебных пособиях по археологии. Доверять надо археологии.«Археологические источники сами по себе весьма достоверны, так как они, за редкими исключениями, не создавались специально для передачи

Археология

Археология Страсть к археологии и этимологии родилась отнюдь не сегодня. Я не говорю об искателях сокровищ и грабителях могил — подобная публика существовала в Греции во все времена. Речь идет о серьезных, вдумчивых исследователях, таких, как Фукидид, Диодор, Страбон,

7. Славянская археология

Подводная археология

Подводная археология Земная кора может опускаться — это общеизвестно. При этом под воду уходят строения и целые города. Раскопками затонувших миров занимается подводная археология — молодая наука, которая делает лишь первые шаги.7 июня 1692 года крупнейший торговый центр

Американская археология

Американская археология Американские археологи находились в очень трудном положении. Система трех веков не могла быть использована, и археологам изначально было трудно установить хронологию археологических материалов. Самым логичным было бы сделать это, двигаясь

Новая археология

Процессуальная археология

Постпроцессуальная археология

Постпроцессуальная археология Материалистический подход многих процессуальных археологов, которые, казалось, дегуманизировали прошлое в поисках закономерностей изменения культур, неизбежно вызвал реакцию его оппонентов. На поведение человека оказывают влияние и

Когнитивная археология

Когнитивная археология Около одного поколения назад небольшая группа археологов бросила вызов своим коллегам и предложила выйти за рамки артефактов и остатков пищи. Они задали вопрос: почему мы должны интерпретироваты прошлое исключительно с точки зрения

Археология мертвых

Археология мертвых Правитель племени майя Пакаль правил городом Паленке и прилегающими к нему землями с 615 года до н. э. не менее 67 лет. С помощью политических браков, дипломатических действий, торговли и захватов он превратил Паленке в главную политическую силу в

8. Языковая археология

Археология

Археология Если бы я был молодым археологом, с легкостью бросил бы к чертовой матери все свое мелкотемье и со всем пылом неистраченной души бросился бы на поиски сибирских следов Александра Македонского. Я бы выбрал близкий мне отрезок его маршрута, прошел бы по нему с

Археология

Археология Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что

Читайте также: