Реформы эфиальта и перикла кратко

Обновлено: 05.07.2024


Политическая жизнь в самих Афинах в этот период характеризовалась борьбой двух течений: демократического и олигархического. Демократические тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был государственный строй, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованным в Народное собрание. Представители олигархического течения (земельная аристократия, крупные землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при котором вся полнота гражданских прав, выраженная прежде всего в возможности управлять государством, была бы предоставлена лишь наиболее богатой части граждан. Противоборство двух течений в конечном итоге закончилось победой демократии.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.

Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н.э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.

Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.

Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы на Агоре для всеобщего ознакомления.

С именем Перикла связывается два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел.

В соответствии с требованиями гражданской реформы Перикла, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.

В период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
^

Афинская демократия – это политическая система Древних Афин, при которой в решении наиболее важных государственных дел участвовали широкие слои граждан.

Деятельность Эфиальта. Реформа ареопага

Расцвет демократии в Афинах начался с Эфиальта – политического деятеля, последовательно выражавшего интересы демократических слоев населения. Как стратег, он ратовал за независимую внешнюю политику Афин. В сфере внутренней политики деятельность Эфиальта связана с дальнейшими демократическими преобразования, с борьбой за ликвидацию политического значения ареопага – главного оплота афинской аристократии. Дело в том, что во время Греко-персидских войн ареопаг значительно укрепил позиции. Но в условиях роста морского могущества Афин, роста политической активности афинских граждан, служивших на флоте и связанных с торговлей и ремеслом, ареопаг не мог сохранять свое значение.

После изгнания лидера аристократической группировки Кимона руководство полисом перешло к демократической партии во главе с Эфиальтом. В 462 году до н. э. он сумел отобрать у ареопага права, сосредотачивавшие в его руках охрану государственного порядка. Они были переданы Совету пятисот, народному собранию и суду. Совет пятисот начал проводить докимасии.

Докимасия – это проверка граждан, претендовавших на занятие государственной должности.

Народное собрание стало судить граждан, обвиненных в государственном преступлении.

Также Совет отобрал у ареопага право суда над гражданами, действия которых считались противозаконными. Решающее слово о признании их виновными принадлежало суду присяжных. Также ареопаг утратил право охраны законов. Отныне этим занималась комиссия специально избираемых должностных лиц – номофилаков. Ареопаг теперь занимался только уголовными делами – о предумышленных убийствах, поджогах, кровной мести, святотатствах. Влияние аристократии в Афинах было надолго сломлено.

Готовые работы на аналогичную тему

Проведенная Эфиальтом реформа ареопага была частью демократических преобразований 60–50-х годов V века до н. э., определенных существенными изменениями в политической и социально-экономической жизни афинского общества. Они являлись продолжением политики Фемистокла, давшей начало консолидации радикальных демократических слоев афинского общества. Аристократы не смогли простить Эфиальту решительных мер против ареопага. Вскоре он погиб в результате покушения.

Деятельность Перикла. Расцвет афинской демократии

В эпоху Перикла афинская рабовладельческая демократия достигла наивысшего развития. Окончательно сформировалась афинское демократическое государственное устройство. Народное собрание собиралось на регулярной основе четыре раза в месяц. В нем участвовали все граждане, а разрешение поднятых вопросов происходило путем поднятия рук после обсуждения. В функции Совета пятисот входило ведение текущих политических дел, руководство деятельностью выборных должностных лиц, подготовка материалов для представления народному собранию.

Судебные дела разбирала гелиэя.

Гелиэя — это суд присяжных в Афинах, состоявший из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста.

Любой гражданин мог избирать и быть избранным на должности, однако фактически беднейшие граждане не имели возможности занимать должности архонтов и стратегов, так как те не оплачивались.

Для привлечения демоса Перикл провел закон о введении небольшой платы судебным заседателям, а также о выдаче гражданам денег на пропитание в период театральных представлений, в Афинах являвшихся частью общественно-религиозных празднеств в честь Диониса. Так он способствовал окончательному оформлению политического строя афинской демократии. Всеми указанными правами пользовались только афинские граждане-мужчины. Ни женщины, ни уроженцы других полисов, ни рабы не имели политических прав. Перикл охранял привилегии афинских граждан. По его предложению в 445 году до н. э. была проведена проверка списков афинских граждан. Самовольно присвоившие гражданские права лица были исключены из списков и проданы в рабство. Статус афинских граждан могли получить только те люди, чьи родители были уроженцами Афин.

Афинская демократия в сравнении с аристократическими полисами была передовым государством, что способствовало подъему в Афинах культурной жизни, сделавшей в течение V века до н. э. большие успехи.

Стремясь найти афинским гражданам работу и заботясь о славе и процветании полиса, Перикл тратил полисные и союзные средства на строительство храмов и других общественных сооружений. Был заново перестроен Акрополь, в центре которого воздвигли великолепный Парфенон (в честь богини Афины – покровительницы города), в котором хранилась казна Афинской морской державы. Храм был выстроен из белого мрамора и других дорогостоящих материалов и украшен статуями и барельефами. Внутри стояла огромная скульптура богини Афины, изготовленная из золота, слоновой кости и драгоценных пород дерева. Она была выполнена знаменитым скульптором Фидием. При Перикле началось строительство красивых галерей при входе в Акрополь – Пропилей. При Эфиальте и Перикле были воздвигнуты Длинные стены, соединившие Афины с морской гаванью Пиреем, находившемся от города на расстоянии 7 километров. В случае военной угрозы за стенами могло укрыться население Аттики.

Афины при Перикле превратились в центр культурной жизни Греции. Сюда из других полисов съезжались писатели, философы, художники. Друзьями Перикла были историк Геродот, философ Анаксагор, драматург Софокл и другие выдающиеся лица. Подавляющее большинство граждан Афин были грамотными. Многие слушали лекции у софистов – странствующих учителей философии.

При все этом благополучие Афинской республики было непрочным.

Вытеснение труда свободных граждан дешевым рабским трудом усиливалось с увеличением в Афинах количества рабов, вызывая разорение мелких ремесленников и земледельцев. Постоянный рост численности люмпен-пролетариев сводил на нет мероприятия Перикла по помощи беднейшим слоям граждан. Для преодоления кризиса Перикл вступил на путь усиления эксплуатации союзников. Афиняне отнимали землю у союзных островных полисов и селили на них своих граждан в качестве военных поселенцев-клерухов. Возмущавшихся союзников наказывали с применением военной силы. Это показывает усиление агрессивных тенденций в политике Афинской морской державы.

Афинское государство в V - IV вв. до н. э К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Государственное устройство Афин

1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмезднос-ти, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

2. Народное собрание Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Совет пятисот Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Общественный строй Афин

1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:

· право на свободу и личную независимость от другого человека;

· право на земельный участок на полисной территории;

· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

· право на ношение оружия и службу в ополчении;

· право на участие в делах государства;

· право на почитание и защиту отеческих богов;

· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

· защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

· повиноваться законам и избранным властям;

· принимать активное участие в общественной жизни;

· почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Положение метэков Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

· права приобретать недвижимость;

· права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.

Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.

Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

Основные этапы развития Афинской демократии:

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Реформы Фемистокла, Эфиальта, Перикла по дальнейшей демократизации Афинского государства. В начале V в. до н. э. по предложению Фемистокла, стоявшего во главе демократического движения, прямые выборы коллегии архонтов были заменены жеребьевкой. Право быть избранными в архонты получили всадники. Зевгиты были допущены к этой должности в 457 г. до н. э. Данная реформа была связана с возвышением в период войн коллегии стратегов. Значение коллегии архонтов было принижено, она утратила свой аристократический характер.

Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При. Перикле происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством:

Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждения рабовладельческой демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждения рабовладельческой демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла, их значение для утверждения рабовладельческой демократии.

Читайте также: