Теории гендерной социализации кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, то на долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу, очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видов деятельности и ролей (например, от лидерства), только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу – проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой фемининности.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Важным считается и фактор порядка рождения в семье, в частности для девочек. Так, девочки, родившиеся первыми и имеющие младших братьев (т. е. старшие сестры), благодаря особым условиям формирования гендерной идентичности (они проходят обучение лидерству, командуя младшими братьями) во взрослости занимают высокие должности.

Вообще считается, что здоровая гендерная идентичность может сформироваться лишь под влиянием мужчин: а) отцов – для обоих полов; б) мужей – для женщин. Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма.

Идеи Фрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике.

С позиций психоанализа рассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин – лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяет явления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человека в любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явно выраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная ситуация вызывает гнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабости и ошибки – всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и наличие фантазии грандиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).

Патологический нарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергает ребенка. У девочек – если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и не защищает ее.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализации человека?

2. Насколько сильно родители влияют на процесс гендерной социализации?

3. Назовите основные институты социализации, какую роль каждый из них играет в процессе гендерной социализации?

4. Какой из институтов социализации транслирует наиболее жесткие гендерные стереотипы?

Исследовательская работа студентов

Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или в соответствии со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка.

Одежда, традиционная для мальчика, не сковывает движений, позволяет ребенку быть активным, ребенок не боится ее запачкать, следовательно, такая одежда определяет активность ребенка.

Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, отсутствия излишних эмоций (особенно слез), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны и установлены.

3. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличаются ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек – гуманитарных.

4. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма? Девочки чаще заняты в сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики – в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловленные половой принадлежностью.

5. Какое распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)? Мужчина в основном объект, женщина – субъект сексуальных взаимоотношений, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, мужчина – в профессиональной сфере. Фемининность мужчины порицается прессой. Образы мужчины и женщины в СМИ.

5. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?

6. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности? Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины требуется содержать семью, если же он не в состоянии этого делать, то его статус значительно снижается).

7. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и женщины? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?

В большинстве культур дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее их полу примерно к 5 годам. Хотя существуют данные о том, что некоторые, специфические для своего пола модели поведения, дети усваивают уже к трем годам [11]. Так, например, можно наблюдать, что девочки чаще стремятся играть с куклами, проявляют больший интерес к музыке и рисованию, в то время как мальчики тянуться к машинкам и конструкторам.

Теория гендерной схемы с. Бэм (в рамках когнитивизма)

В рамках теории гендерной схемы С. Бэм имеет место попытка совместить когнитивизм с теорией социального научения. Согласно этой теории, человек стремиться систематизировать свои знания об окружающем мире, для этого им используются схемы [3, c. 45]. Выделяют три типа схем: личные, социальные и ролевые. Последние могут быть связаны с полом, то есть в качестве схемы человек может использовать гендерные роли. С помощью схемы происходит быстрое опознание социального стимула и предсказание его поведения. Таким образом, происходит рождение стереотипов о том, как должны себя вести мужчины и женщины.

Бывают случаи, когда поведение индивида расходится со схемой, но так как такие случаи неприятны, человек стремится устранить подобное рассогласование. Для того, чтобы устранить разногласия между прогнозируемым согласно гендерному стереотипу и реальным поведением другого человека, используются следующие приемы [3, c. 46]:

Каузальная атрибуция. Как уже говорилось в главе 1.2. одинаковому поведению мужчин и женщин приписываются разные причины. Например, успех женщин объясняется удачей, а не способностями.

Ролевое выравнивание. Применяя этот прием, человек старается проинтерпретировать поведение другого человека так, чтобы оно соответствовало полоролевым стереотипам.

Вытеснение из группы. Так, например, представителя группы, поведение которого противоречит ожиданиям, могут ограничивать в информации, избегать общения с ним, ставить ему более жесткие рамки при выполнении какой-либо деятельности.

Игнорирование рассогласования. В данном случае несовпадение полоролевых норм и реального поведения человека может просто не замечаться.


Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое мужская и женская гендерная социализация (МГС и ЖГС). Из-за нее многие вынуждены жить не своей жизнью и по чужим правилам. Следование ЖГС и МГС может привести к большим сожалениям и упущенным возможностям, стать источником физических и психических травм, а ведь не все даже осознают, какое влияние гендерная социализация на них оказывает. Ниже мы рассмотрим особенности МГС и ЖГС, их недостатки и как можно уменьшить их влияние.

Что такое гендерная социализация?

Особенности мужской и женской гендерной социализации

Гендерные паттерны прививаются не только членами семьи, но и друзьями, воспитателями и учителями, партнерами, коллегами и пр. Даже если, например, родители максимально откажутся от подобных установок, на детей наверняка будут влиять или даже давить одноклассники, учителя и другие люди из их окружения.

Огромную роль в гендерной социализации играет искусство: в фильмах, книгах, журналах, музыке мужское и женское постоянно противопоставляются. В большинстве случаев соответствие гендерным стереотипам рисуется как единственно возможный ход вещей, а если он нарушается, то подается как нечто исключительное или высмеивается. Даже реклама за редким исключением транслирует традиционные гендерные установки.

Мужская и женская гендерная социалиазация: особенности, различия и проблемы

Хотя об этом непринято говорить и многие об этом просто не задумываются, но в обществе существует множество установок, которые формируют и подкрепляют гендерные стереотипы. Вот некоторые из них, определяющие различия мужской и женской гендерной социализации:

Оба пола учат сдерживать эмоции: девочкам нельзя проявлять злость, несогласие, высказывать свое мнение, мальчикам нельзя быть сентиментальными. Запрет на эмоции в детстве может привести к различным проблемам в старшем возрасте.

Женщина в обществе воспринимается, как украшение мужчины. Все поздравления с праздниками обязательно включают в себя пожелание оставаться красивой, радовать глаз и т.д.

Нельзя не упомянуть о гендерном разрыве в оплате труда – по данным Международной организации труда (МОТ), в среднем женщины зарабатывают примерно на 20% меньше, чем мужчины (при прочих равных характеристиках работников).

Эти примеры показывают, насколько сильно гендерные установки способны формировать нашу личность: начиная с внешнего вида, одежды, поведения, образования и заканчивая правом распоряжаться своими отношениями и телом. Следуя таким установкам, многие принимают навязанные желания за собственные, а правила, от которых на самом деле можно отказаться, – за непреложную необходимость.

По факту большая часть современного мира живет по модели, где мужчина является лидером во всех сферах жизни, имеет власть и моральный авторитет. Такая система отодвигает женщин на второй план, диктует им правила поведения и учит в первую очередь думать о других (тогда как мужчин МГС учит ставить себя на первое место). Впрочем, гендерная социализация также не щадит и мужчин, которые не стремятся доминировать: многие из них подвергаются моральному и даже физическому насилию.

Считается, что девочки раньше взрослеют, прилежнее, аккуратнее и пр. Но существует теория, что это также может быть следствием гендерной социализации – к девочкам просто изначально предъявляется больше требований, их раньше воспитывают аккуратнее относиться к вещам, быть послушной, помогать маме и пр.

Как минимизировать влияние ГС

Освободиться от мешающих гендерных установок полностью вряд ли возможно, поскольку они воспитывались в нас всю жизнь и окружают нас практически во всем. Однако полное переосмысление своего поведения уменьшит их негативное влияние. Что может помочь:

Как избавиться от ЖГС и МГС

  • Рефлексия. Обратите внимания на себя, свои ценности, интересы, желания, мотивы, мышление. Подумайте, какие установки были вам навязаны, а какие действительно ваши. Спросите себя, чего вы на самом деле хотите, что вам нравится, что вас интересует, мотивирует, вдохновляет. Старайтесь отслеживать свои мысли, слова и реакции: что из этого сформировано гендерными установками? Когда вы научитесь замечать их у себя (и у других), вам будет проще минимизировать их влияние.
  • Работа с психологом. Взрослому и сформировавшемуся человеку порой сложно самостоятельно проанализировать себя и начать работать над собой. Если у вас возникли трудности, можно воспользоваться помощью специалиста – психолога или психотерапевта.
  • Отказ от стереотипов. Отказаться от привычных паттернов очень сложно, ведь на протяжении всей жизни нам внушают определенные ценности. На этом этапе нужно четко понять, что у вас есть право на собственные желания и решения. Выстраивайте личные границы, отстаивайте свое мнение.

На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Понятие гендера в психологии, гендерная социализация

Понятие гендера в психологии, гендерная социализация
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

1. Понятие гендера в психологии, гендерная социализация

1.1. Методологические основы гендерных исследований

Право на образование является необходимым элементом успешного социально-экономического развития государства. Обеспечение права женщин и мужчин на равный доступ в получении образования рассматривается в нашей стране как основная часть мер для достижения ими целей гендерного равенства. Современная система образования, организуя учебно-воспитательный процесс, к сожалению, не всегда учитывает гендерную принадлежность учащихся, при всей важности этого для полноценного развития личности. Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Поэтому важно выявить механизмы формирования гендера, научения и усвоения гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в обществе.

1.2. Основы гендерной социализации личности

1.3. Понятие о гендерной идентичности

Литература

Читайте также: