Радикализм и фундаментализм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Радикализм, с точки зрения философии, означает отход от традиции, исторически трактуется как склонность к реформистским тенденциям в решении сложных социально-политических и экономических проблем. Проявления радикализма характерны для периодов социальных кризисов, вызывающих нестабильность в политике и экономике, неуверенность и неуравновешенность в поведении представителей низших, а порой и средних социальных слоев. Он во многом сродни экстремизму в методах действий и способах выражения взглядов.

Для того, чтобы понять разногласия между радикальными и умеренными направлениями ислама, необходимо понять, в чем суть исламской ортодоксии:

Пропаганда алкоголизма и наркомании, терроризм и экстремизм, детская порнография, мошенничество, насилие - мы против этого в Интернете и в жизни!

Опрос: Терроризм

Ссылки на сайты борьбы с терроризмом

Экстремизм, фундаментализм, шовинизм и исламский радикализм – особое мнение студента-правоведа.

Для начала стоит отметить, что давать определения экстремизма можно в разных системах ценностей. Из политологического подхода вырастают правовые формулировки. Он диктует один тип описания экстремизма и фундаментализма. Фундаментализм получает совершенно иное наполнение в религиозной системе ценностей, а существование религиозного экстремизма, как такового, вообще может быть поставлено под сомнение. Приведём пример.

То, что в правовом и политическим смысле воспринимается как экстремизм религиозного сообщества, в религиозном мироощущении может восприниматься как Божественная миссия. Таким образом, в виду разных интерпретаций, выходит различие между ценностными подходами. При этом любое религиозное, правозащитное, корпоративное или этнические сообщество передает в общество свое видение и понимания, формируя общественное мнение.

Таким образом, экстремизм- это термин, который используется для описания идеологических представлений или действий групп, выходящих за пределы правовых и этических норм, принятых в сообществе. Это идеология, направленная на нарушение общественных стандартов этики и взаимодействия. Такой термин обычно используется для обозначения социальных или политических идеологий, которые считаются несправедливыми и иррациональными в гражданском обществе. Он имеет скрытое определение незаконности идей и методов. В политическом экстремизме этот термин означает:

использование таких методов и средств, чтобы достичь политических целей, игнорирующих жизненные установки и права других людей;

принятие и отстаивание политической идеи без учета недопустимости отрицательных воздействий на оппонентов для того, чтобы не только противостоять, но ещё и уничтожить их;

невыносимость ценностных ориентаций других субъектов, имеющих иную позицию.

В экстремистском стиле поведения можно выделить три основных момента:

цель искажать реальность в угоду своим собственным идеологическим представлениям;

используя фальшивую логику рассуждений, уходить от критического рассмотрения своих убеждений;

стремление взаимодействовать, исходя из своих интересов под предлогом благополучия общества.

Самой близкой является концепция радикализма. Радикализм можно определить следующим образом - это, направленные на решительное изменение существующих институтов общества, социально-политические действия и идеи, которые проявляются в кризисные исторические периоды, когда появляется угроза существованию и традициям тех или иных групп или слоев. Политический, церковный, религиозный или философский радикализм- это направление или даже принцип политического действия. Этот термин обозначает стремление доводить религиозное или политическое мнение до его конечных выводов, не поддаваясь никаким компромиссам.

Следующим близким понятием можно считать фундаментализм. Фундаментализм- это идеологическое, общественное, политическое или религиозное движение, которое провозглашает преданность исходным принципам и идеалам, определенным учениям и доктринам, выдвигающее требования преодоления извращений, ересей, возрождение обычаев и ритуалов. Как правило, он появляется во время кризиса какого-либо движения и противостоит процессу перемен, обновлений и модернизаций, в том числе и насильственными средствами.

Следующей ступенькой выражения экстремизма является фанатизм. Фанатизм- это крепкая, но слепая приверженность конкретным убеждениям в религиозной и национальной области, выраженная в крайней степени привязанности к каким-либо идеям или к чужим взглядам и стремлениям. Он никаким образом не терпит чужих взглядов или стремлений. Но, с иной стороны, правовые противоречия могут возникать и по причине недооценки или недопонимания природы религиозных явлений.

Ещё одной категорией является понятие шовинизма. Шовинизм- крайняя форма национализма, противопоставление интересов одного народа, интересам других народов, провозглашение национальной исключительности, распространение идей ненависти. Одним словом, шовинизмом можно считать разнообразные проявления националистического экстремизма.

Рассмотрев все эти понятия, можно сделать вывод:

они используются для описания идеологических стратегий, которые применяются для реализации доктрин и положений, которые нашли свое начало в конкретной идеологии;

эти понятия выражают преданность к крайним формам взаимодействия с оппонентами, которые, в конечном результате, предполагают их физическое или идейное уничтожение, таким образом, содержащее в себе условие насилия;

эти стратегии являются противоправными. Они могут выражать различную степень крайности или жестокости, в зависимости от их использования для описания различных сфер конфликтных взаимодействий.

Броская формула, в центре которой — образ ракеты, уже давно мелькает на страницах работ, трактующих судьбы Третьего Мира. Весьма соблазнительно составить некую триаду, суммирующую этапы освобождения стран Азии и Африки от колониального господства: сначала освобождение политическое, затем — экономическое и, наконец, духовное, культурное, идеологическое. Неясность была не в содержании третьего этапа, а в том, что именно может сыграть роль двигателя. Если политическая независимость была достигнута через массовое национально-освободительное движение, а экономическая самостоятельность, освобождение природных ресурсов стали результатом деятельности национальной власти, образовавшейся по завершении первого этапа, то какая сила может возглавить антиимпериалистическую борьбу на ее третьем, завершающем этапе?

Радикализм, фундаментализм и экстремизм: в чем различие?

Прежде всего следует договориться о терминах.

Можно быть фундаменталистом и в то же время осуждать экстремизм, а тем более терроризм. Ислам как религия не призывает к насилию и террору, не поощряет его и никак не может быть в ответе за преступления террористов. Ведь, например, никто не называет колонизацию Африки в Х!Х веке христианской колонизацией на том основании, что европейские колонизаторы были христианами.

В этом контексте прежде всего обычно говорят о бедственном экономическом положении развивающихся стран: миллиард людей, т.е. примерно пятая часть населения планеты, живет на доход, составляющий меньше одного доллара в день на человека. Неудивительно, что чаще всего звучит такой тезис: политический экстремизм, терроризм в третьем мире могут быть устранены только тогда, когда будут ликвидированы его экономические, материальные корни. Покончить с нищетой — лучший, если не единственный способ устранить почву, питающую терроризм.

Запад, недавний колонизатор и хозяин, недобрая память о котором еще живет, опять выглядит как враг. Раньше была политическая и экономическая зависимость, теперь — глобальная, в основном культурная. Глобализация для значительной части молодой образованной элиты в Третьем Мире — это понятие, тождественное американизации, а с Америкой уже привыкли связывать все плохое, что нахлынуло в традиционное мусульманское общество: падение нравов, насаждение чуждых для Востока культурных моделей и стандартов поведения, распространение аморальности, порнографии, наркомании. Да и экономический застой, коррупцию тоже легче объяснить пагубным воздействием Запада и продавшейся ему местной привилегированной верхушки.

Особенно ранимыми в этом отношении оказываются мусульмане, гордящиеся своей древней и богатой цивилизацией и видящие в то же время, что в мировой иерархии их страны стоят на низшей ступени по сравнению с Западом.

Но действительность показывает совершенно обратное. В мировой политике удельный вес мира ислама невысок по сравнению с Соединенными Штатами и Европой. Уже нельзя игнорировать отставание мусульманского мира, особенно арабской его части. Среди ученых в мире всего один процент мусульман; в одном Израиле больше ученых, чем во всем мусульманском мире. В арабских странах ежегодно переводится около 330 иностранных книг, в пять раз меньше, чем в одной Греции. Капиталовложения в научные исследования в арабских странах составляют одну седьмую от среднего общемирового уровня. Валовой внутренний продукт всех арабских стран в 1999 г. составлял 531.2 млрд. долларов США — меньше, чем в одной Испании (595.5 млрд. долларов) [7] .

Убежденные в превосходстве своей культуры и в том, что только ислам является религией, содержащей истину, мусульмане с горечью видят, что в мире властвуют, задают тон — другие. Сила, мощь, влияние в сегодняшнем мире — не у них, а у Запада.

Реакция на длительную эпоху унижения, гнев по отношению к тем, кто своим поведением до сих пор не позволяет мусульманам избавиться от незаслуженного комплекса неполноценности, стремление возродить достоинство — вот первая причина того возбуждения, той эмоциональной напряженности, фрустрации, постоянного психологического дискомфорта, которые порождают экстремистские настроения и тенденции в мусульманском мире. Это еще не обязательное и достаточное условие для возникновения террористических движений, но весьма существенные предпосылки к нему.

Мусульмане переживают потерю Иерусалима как не столько политическую, сколько религиозную трагедию, как оскорбление ислама. Они почти единодушно считают, что главная причина, по которой святой город остается в чужих руках — это американское покровительство Израилю. Почти все арабы, например, убеждены, что Израиль выполнит все, что от него потребует Вашингтон, и если он продолжает упорствовать в своей оккупации палестинских земель, то это только потому, что Соединенные Штаты (которыми, как уверено большинство арабов, реально правят сионисты) фактически этому потворствуют. Это в их глазах делает Америку врагом ислама номер один.

Верные и неверные

Организационная и идейная составляющие исламского экстремизма

Исламисты понимают, что одними призывами и пропагандой нельзя мобилизовать мусульманское общество. Они создали организации, образующие целую сеть ячеек так называемого социального ислама. Исламистские группы занимаются благотворительной деятельностью, медицинским обслуживанием населения, создают школы, обеспечивают людей хоть каким-то заработком, словом, берут на себя те функции, которые не может или не хочет осуществлять государство. В Египте существует множество независимых частных мечетей, ставших центрами воспитания и рекрутирования членов исламских организаций. Только за 1970-е годы число таких мечетей удвоилось — с 20 до 40 тыс., и получилось, что из 46 тыс. египетских мечетей только 6 тыс. находились под контролем министерства религиозных фондов [16] .

В этом плане следует рассматривать и террористический акт 11 сентября.

Реальная цель терроризма всегда состоит не в том, чтобы убить какое-то количество людей, а в том, чтобы деморализовать общество, против которого направляется удар. Главная мишень террористов — это не те люди, которые гибнут от их рук, а те, которые узнают об этом из газет и радио, а еще лучше — видят все по телевидению. Терроризм вселяет ужас непредсказуемостью своих действий, методов, средств нападения, но он же порождает и ответную реакцию — гнев, ярость: нельзя допустить безнаказанных убийств, надо пресечь это, наказать преступников. Народ требует возмездия, и правительство не может бездействовать. И Буш направил свои воздушные армады на Афганистан, где под эгидой средневекового мракобесного режима талибов находились базы Бен Ладена.

Но Бен Ладен, не без помощи демонизирующих его западных средств массовой информации, вырастает в глазах мусульман в исполинскую фигуру, некоего исламского Робин Гуда, защитника угнетенных, более того — защитника ислама как такового.

Это отнюдь не означает, что мусульманский мир вообще приветствует террор и радуется смерти американских граждан. Но у многих мусульман находятся и контраргументы, когда им напоминают о гибели ни в чем не повинных людей (в том числе и сотен их единоверцев) в нью-йоркских небоскребах. Они могут ответить: а как насчет сотен палестинских арабов, гибнущих от рук израильтян, которых поощряет Америка? И чем гибнущие под американскими бомбами мирные афганцы хуже американских граждан?

К тому же надо иметь в виду, что у людей той цивилизации, которая сформировалась на основе самой фаталистичной из всех религий — ислама — само отношение к смерти иное, чем у людей Запада. Столетия угнетения, произвола, казней, массовых убийств, межсектантских побоищ, междоусобных войн, потопленных в крови восстаний — все это привело к тому, что если не у всех, то по крайней мере у многих мусульман известия о насильственной гибели множества людей не вызывает такого ужаса и потрясения, как среди жителей западных стран.

Для борьбы с международным терроризмом требуется международное же сотрудничество в самом полном смысле этого слова. Кроме того, западным странам придется волей-неволей внести коррективы в господствующую там концепцию политкорректности. В самом деле, можно ли, например, признать нормальным, что в английских городах проповедники исламского экстремизма имеют полную возможность вести злобную антизападную пропаганду в мечетях?

Большинство образованных людей в исламском мире, представителей мусульманской интеллигенции будут в ужасе, если им показать, что путь воинствующего фундаментализма (именно его радикального, непримиримого толка, а не салафийи как таковой) в конечном счете ведет к изоляции их стран, отходу от магистральной дороги мирового прогресса, к экономической и социальной деградации, к средневековому мракобесию. Меньше всего эти люди — а ведь они и определяют идейную атмосферу в мусульманских странах — хотели бы жить под властью глобального исламского Талибана. Значит, надо им это убедительно доказать, причем непременно в контексте мусульманского учения. Необходим серьезный, рассчитанный на долгие годы внутримусульманский дискурс , в ходе которого ретроградам и убийцам, использующим ислам для прикрытия своих человеконенавистнических проектов, был бы дан достойный идейный отпор, а их взгляды, искажающие и компрометирующие подлинный ислам, не имеющий с терроризмом ничего общего, были бы разоблачены и отброшены.

Подъем исламизма как феномен современной эпохи

Нынешний подъем исламизма — это новое явление, это феномен современной эпохи; он был бы невозможен в прежние времена . Можно говорить о своего рода исламистском модерне.

Исламисты не сомневаются в том, что они стали боевым авангардом всего мусульманского мира в давно назревавшей и наконец разразившейся битве глобального масштаба, ставкой в которой является сама судьба ислама как цивилизации.

[1] Le Monde, 9 Octobre 2001, p. 19.

[9] IIAS Newsletter, Cambridge University Press, July 2003, p.411.

[12] The Economist, October 13, 2001, p. 14.

[14] Esposito, op. cit., pp. 32 - 33.

[16] Esposito, op. cit., p. 138.24.

[17] Le Monde, 9 octobre 2001, p. 9.25.

[18] The Financial Times, Weekend October 13-14, 2001, p.1.26.

[19] Time, September 24, 2001, p. 60.

[21] The Financial Times, Weekend October 13-14, 2001, p. 1.

По данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма в отечестве являются межэтнические (до 40 %), политические (12 %) и религиозные (4–5 %) отношения, а их основ- ными участниками – молодежь (по данным МВД, до 80 % членов группировок экстремистской направленности составляют люди в возрасте до тридцати лет) 68 .


Говоря о социальной базе религиозного экстремизма, необходимо остановиться на его разновидностях. Выделяемых критериев экстремизма может быть очень много: пространственный (глобальный, международный, транснациональный, национальный), связь с государством (внутри- и внешнегосударственный и

68 Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селиванова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень : Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с.

негосударственный) и т.п. 69 Кроме того, основными терминами, употребляемыми в связи с проявлениями экстремизма, являются радикализм и фундаментализм, фанатизм и терроризм.

Мусульманский радикализм притягивает наибольшее внима-

69 Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. – № 1. – С. 57–72.

70 Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные социальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения

Учитывая сказанное, мы обратимся к определению российско- го кавказоведа и эксперта по радикальному исламу И.П. Добаева:

Иное отношение лишает контрастности религиозную идео- логию, не дает проявиться ярко окрашенным крайним взглядам, а следовательно, лишает и радикальности. И.П. Добаев отмечает, что религиозный радикализм предполагает теократизацию всех сфер жизнедеятельности государства и общества, а экстремистский радикализм – пропаганду собственной идеологии с целью вербовки новых членов, насильственные способы достижения целей, ин- тернационализацию и сращивание с преступностью. 72 Однако мы не можем согласиться с делением И.П. Добаевым радикализма на

71 Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09. 00. 11 – социальная философия : автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с.

умеренный и ультра-радикализм, ибо приверженность к крайним взглядам и действиям не может быть умеренной. Отсутствие в идео- логии насильственных методов борьбы корректнее характеризовать как экстремизм, а присутствие таковых – как терроризм.

– старообрядчество, в католицизме – инквизиция и орден иезуитов.

Культуру и науку фундаменталисты хотят вновь жестко привязать к религии и остановить их развитие. Жизнь, по мнению фундамен- талистов, должна вечно строиться по одним и тем же принципам, вне зависимости от каких-либо меняющихся условий. Коллективизм также должен вновь стать значимым аспектом жизни. Интересы фун- даменталистской общины более важны, чем интересы отдельных ее членов. Вышеуказанное является реакцией на глобализацию, втяги- вающую мир и все религии в орбиту Западного влияния.

Религиозный фундаментализм и радикализм опасны не просто

нежеланием прийти к согласию с инакомыслящими, но и желанием уничтожить все и вся связанное с альтернативной точкой зрения, то есть непримиримостью, готовностью пожертвовать ради идеи своей и чужими жизнями. Кроме того, ответы на все вопросы, решение всех прошлых, насущных и будущих проблем содержатся для радикала и фундаменталиста в суженной подборке трактовок священных текстов гуру, учителя или шейха. «Для обскурантизма характерно отрицание проблематики. Ничто не является проблемой для обскуранта, у него

74 Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.

Естественно радикализм и фундаментализм в чистом виде нель- зя рассматривать как синонимы экстремизма. Так, не являются экстремистскими современные правые европейские легальные по- литические партии, фундаментализм которых связан со стремлением

Религиозный радикализм и фундаментализм стали мощной международной силой, имеющей влиятельных (явных и неявных) покровителей, как в Западных, так и в Восточных странах, где они получают материально-техническую поддержку и создают духовные центры. При этом экстремисты искусно играют и на эмоциях религи- озной части населения, и на закрепленных в законе о свободе совести нормах, а также используют религиозную неграмотность людей и от- сутствие у государства опыта борьбы с подобными явлениями.


Кроме радикализма и фундаментализма, на религиозный экстре- мизм серьезный отпечаток накладывает явление фанатизма. Сам тер- мин связан с различными сферами жизнедеятельности – это спорт, поп-культура, мода и т. д. Религиозный фанатизм является самым общественно опасным, ибо ради значимой для него идеи фанатик го-

75 Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.

Для фанатика воплощение в жизнь собственного или внушенного

77 Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно- душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ.

– № 4 (28). – 2011. – С. 68–71.

Литература

1. Беляев, И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенса- ция недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения [Текст] / И.А. Беляев // Вестник ЧГАКИ. – № 4 (28).

3. Бердяев, Н.А. Обскурантизм [Текст] / Н. Бердяев // Путь. – Окт. 1928. – №13. – С. 19–36.

4. Бобров, И.В. Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде [Текст] / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селива- нова, В.Н. Фальков, И.Н. Халин, М.М. Юсупов, А.П. Ярков.– Тюмень

: Изд-во ТГУ, 2014. – 260 с.

5. Добаев, И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика [Текст] / И.П. Добаев. – Специальность 09.

00. 11 – социальная философия : автореф. дис. … д-ра филос. н. – Ростов-на-Дону. – 2003. – 36 с.

7. Кутузова, Н.А. Религиозный радикализм и альтернативные со- циальные проекты [Текст] / Н.А.Кутузова // Религия и общество. – 3: актуальные проблемы современного религиоведения : сб. науч. тру- дов / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилёв : УО

9. Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и тер- роризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) [Текст] / К.М. Ханбаев // Исламоведение. – 2010. –

Читайте также: