Бытие по гегелю кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как уже говорилось, картезианство было апофеозом метода, спинозизм — апофеозом системы в ее единстве, а лейбницианство — системы в ее многообразии. У Канта сама система перестала быть системой знаний о мире, она фигурировала как система представлений о самой себе, о методах познания, о его априорности, о его границах.

В философии Гегеля (1770—1831) совсем иное соотношение метода и системы. Здесь не система субъективируется — напротив, метод познания, его логика само мышление объективируется, становится абсолютным духом — объективным демиургом действительности, для которого действительный протяженный мир только инобытие.

Бытие, которому отводится роль исходного звена логической цепи,— это чистое бытие, не обладающее никакими предикатами и поэтому эквивалентное другому чистому, лишенному предикатов понятию ничто.

Метод Гегеля связан с поисками опосредствований, противоположностей, противоречий, с наращиванием сложности, с возрастанием числа рассматриваемых предикатов. Чистое бытие соответствует методу, который изменяет себе, начинает с чего-то абсолютного, неопосредствовач- ного и тем самым пустого. Гегель понимает, что бытие в последнем счете опосредствовано, что это абстракция, возникшая на основе конкретного. Но абстракция здесь состоит в устранении конкретного. Поэтому опосредство- "вание как бы уничтожает самое себя, конкретное исчезает, опосредствование абстракции исчезает, абстракция становится бессодержательной. В результате получается понятие, от которого идет ряд других понятий, но само оно начинает этот ряд. Такое начало и открывает дорогу панлогизму: реальный процесс не может происходить иначе, как в виде логического процесса, причем па- чало последнего — это абсолютное начало, порвавшее свои связи с конкретпым

Возникновение ряда содержательных понятий из понятия чистого бытия — это их возникновение из ничего.

Итак, чистое бытие равно столь же бессодержательному ничто. Каким же образом Гегель из пустых абстракций, абстракций в весьма догегелевском смысле, из понятий, обедняющих конкретность, выводит бесконечно сложные и бесконечно содержательные определения действительности? Он сталкивает бытие и ничто, он вводит уже опосредствованное и уже содержательное понятие становления и затем ряд все более содержательных понятий. Но в начале логического анализа находится нечто, лишенное эмпирических корней, они обрублены вместе с устраненными предикатами, и это дает возможность Гегелю отождествить реальный процесс с логическим выведением одного понятия из другого и построить систему панлогизма. При этом логический анализ в отличие от бога не только создает мир из ничего, но и сам возникает из ничего, начиная с бессодержательного понятия.

Выведение всей цепи сложных понятий из предельного, лишенного онтологической ценности, чистого бытия — чистая иллюзия. Совпадение логического анализа и реального процесса представляется в действительности результатом отображения реального процесса в логиче-

1 См.: Гегель. Сочинения, т. V. M., 1937, стр. 52—53. * Там же, стр. 67.

бКом анализе. Логика не становйтся творцом, Метод познания не вытесняет на деле его объект, как у Канта, но и не становится субстанцией и творцом объекта, он становится его отображением. Системы мира оказывается лишенным начала подобием causa sui Спинозы, в ней нет начала, на роль которого претендует чистое бытие 3.

Современная наука особенно рельефно иллюстрирует именно такую интерпретацию философии Гегеля, исключающую чистое бытие и другие лишенные опосредствования, абсолютизированные абстракции. В современной науке высшей абстракцией является высшая конкретность — бытие, которое не устраняет, а включает все предикаты мира. Именно таковы два полюса современного представления о мире — Метагалактика и элементарная частица. В результате абстрактного анализа, ни в одном звене не позволяющего забыть о своей бесконечной опо- средствованности, мы приходим к концепциям частицы, бытие которой зависит от ее взаимодействий с космосом, и к концепции космоса, судьба которого определяется ультрамикроскоиическими реакциями. Если говорить точнее, то не столько к концепциям, сколько к их первоначальным гипотетическим вариантам, но эти варианты делают более близким и понятным рациональное содержание гегелевской диалектики.

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Здесь, в моем блоге, публикую переведенное мной.

Объективная логика: учение о бытии

Определенное бытие (качество)

Примечание об обозначениях:


  • курсивом обозначены категории из философии Гегеля (например, бытие, ничто, становление);
  • полужирным обозначены категории из философии Гегеля, при их первом использовании;
  • подчеркиванием обозначено логическое ударение.

Это не единственная возможная схема обозначений. Можно было обозначать категории из философии Гегеля с помощью заглавных букв, а логическое ударение с помощью курсива, как это сделано в английской версии статьи, однако подобная схема обозначений не является общепринятой для русского языка (где с заглавной буквы пишут только первое слово в предложении, и никогда - слова внутри предложения).

Бытие

А. Бытие

Бытие, более точно, чистое бытие, есть первый шаг в научном построении чистого знания, которое в свою очередь является последним шагом в историческом развертывании духа, как описано в "Феноменологии духа" (1807) [6] . Это чистое знание является простым знанием-самим-по-себе, и являясь таковым, порождает в качестве первого понятия бытие-само-по-себе, т.е. самую чистую абстрацию из всего, что есть (хотя, и это важно, не отдельную, и не находящуюся в стороне, от всего, что есть), не имеющую внутри себя какого-либо различия или разделения на более частные понятия, а также не имеющего какой-либо ссылки на что-либо, находящееся вне него [7] .

Б. Ничто

Ничто, более точно, чистое ничто, "есть простое равенство с самим собой, полная пустота, отсутствие какой-либо определенности или содержания". Таким образом,ничто идентично бытию, за исключением того, что думают, что бытие является полной противоположностью этого ничто. Следовательно, различие между бытием иничто не задано их внутренней природой, а постулируется самим мыслящим субъектом [8] .

В. Становление

Чистое бытие и чистое ничто являются одним и тем же, однако при этом полностью отличаются друг от друга. Это противоречие разрешается с помощью их немедленного исчезновения и перехода, одного в другое. Возникающее при этом движение, называемое становлением, принимает форму подавляющих друг другавозникновения бытия и исчезновения бытия [9] .

Определенное бытие

А. Наличное бытие

Переход между становлением и а) наличным бытием (определенным-бытием-самим-по-себе) достигается с помощью снятия. Этот термин - традиционный русский перевод для немецкого слова aufheben - означает момент развития, "в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение" (Маркс, Карл. Экономико-философские рукописи 1844 года). Гегель утверждает, что снятие - одно из самых важных понятий в философии. Бытие и ничто были полными противоположностями, внутренне единство которых нуждалось в том, чтобы его выразили, или опосредовали, чем-то третьим: становлением. После достижения становления с помощью опосредования, их (т.е. бытия и ничто) единство становится непосредственным. Противопоставлению бытия и ничто, все еще выживающему в становлении, пришел конец. С новой точки зрения - с точки зрения непосредственности, становление превращается в наличное бытие, в котором бытие и ничто уже не являются отдельными понятиями, но необходимо связанными "моментами", которые наличное бытие сохранило внутри себя. Снятие, таким образом, является завершением логического процесса, но одновременно начинает его с новой точки зрения [10] .

Как моменты определенного бытия, бытие и ничто приобретают новую форму - форму аспектов б) качества. Внутри качества, бытие выходит на первый план, и, как икачество, является реальностью; ничто, или небытие, уходит на задний план и скрывается в фоне бытия, и служит только для того, чтобы отделить какое-либо частноебытие от других, и, делая это, ничто становится отрицанием в наиболее общем виде, т.е. качество становится формой отсутствия чего-либо. Качество, таким образом, содержит как то, чем определенное бытие является, так и то, чем оно не является, что с самого начало и делало его (т.е. определенное бытие) тем, что было чем-тоопределенным [11] . Внутри качества, тем не менее, реальность и отрицание все еще являются отдельными друг от друга, все еще опосредованы, точно так же, как бытиеи ничто были когда-то опосредованы в становлении. Взятые в их единстве, в их непосредственности, как произойдет при еще одном снятии, они становятся теперь моментами какого-либо в) нечто [12] .

Нечто является первым случаем в "Науке логики", когда происходит "отрицание отрицания". Первое отрицание, отрицание в самом общем виде, есть просто то, чемопределенное бытие не является. Гегель называет это "абстрактным отрицанием". Когда это отрицание отрицается, что называется "абсолютным отрицанием", то то, чемопределенное бытие является, уже более не зависит от того, чем оно является не для целей определения себя самого, но вместо этого становится действительным частнымнечто в своем частном проявлении: бытие-внутри-себя. Отрицание этого (чего именно? нужно прояснить; предположительно - отрицание первого нечто); то, чем оно не является, теперь "отрезано" от него (от чего? нужно прояснить; предположительно - от первого нечто) и становится другим нечто, которое, с точки зрения первогонечто, является г) другим в самом общем виде. В конце, точно так же как становление опосредовало бытие и ничто, изменение теперь опосредует нечто и другого [13] .

Б. Конечность

а) Нечто и другое являются отдельными друг от друга, но каждый из них содержит, внутри себя, как моменты, их прежнее единство, которое у них было в определенном бытии. Эти моменты теперь появляются вновь как бытие-в-себе, т.е. какое-либо нечто, которое является каким-либо частным нечто только до тех пор, пока онопротивопоставлено другому; и бытие-для-другого, т.е. какое-либо нечто, которое является каким-либо частным нечто только до тех пор, пока оно находится в каком-либо отношении с другим [14] . (Взгляд Гегеля в этом отношении противоположен Кантовскому ноумену, непознаваемой "вещи в себе": бытие-в-себе, изолированное отбытия-для-другого, не является ничем, кроме пустой абстракции, и спрашивать, чем оно является - значит задавать вопрос, который сформулирован так, что на него невозможно ответить [15] .)

Нечто уже не является каким-либо изолированным нечто, но находится как в позитивном, так и в негативном отношении с другим. Это отношение, тем не менее, отражается обратно на это нечто как изолированное (нужно прояснить: слово "изолированное" относится к тому, что отражается на нечто, или к самому нечто), т.е. какв-себе (нужно прояснить), и делает его еще более определенным. Чем нечто является в противопоставлении к другому, есть его (этого нечто) б) определенность [16] ; чемнечто является в отношении к другому есть его (этого нечто) конституция [17] .

Момент, когда нечто перестает быть собой и становится другим, есть предел этого нечто. Этот предел также разделяется другим этого нечто, которое само является каким-либо нечто и отличается от первого нечто только тем, что оно находится по другую сторону предела. Таким образом, именно с помощью их общих пределов,нечто и другое опосредованы один с помощью другого, и взаимно определяют друг у друга, их внутренние качества [18] .

С точки зрения предела, нечто является каким-либо частным нечто только до тех пор, пока оно не является чем-то еще. Это означает, что самоопределенность этогонечто является только относительной и полностью зависимой от того, что оно не является тем, чем оно не должно являться, чтобы быть. Таким образом, это нечто является лишь временным, и содержит в себе свое собственное прекращение бытия внутри себя, и является в) конечным, т.е. обреченным рано или поздно прекратить свое бытие. Для конечных вещей, "час их возникновения есть в то же время час их исчезновения" [19] . На этой границе (нужно прояснить: там, где нечто содержит свое собственное прекращение бытия? или когда нечто исчезает? или когда нечто перестает быть отдельным от другого?) (и почему при исчезновении нечто, пределзабирается внутрь того нечто, которое исчезло, а не внутрь другого, которое осталось - видимо потому что нечто и другое соединяются), предел перестает играть свою опосредующую роль между нечто и другим, т.е. отрицается, и забирается обратно в одно / единство с другим - бытие-внутри-себя - у нечто, и превращается вограничение для этого нечто, т.е. в границу, вне которой это нечто перестанет существовать [20] . Обратная сторона этого, тем не менее, в том, что предел также забирает с собой отрицание этого нечто (т.е. другого), когда этот предел забирается обратно в нечто, и это отрицание является другим (для исходного нечто), но теперь расположенным внутри этого нечто и наделенным ролью определения для самого этого нечто [21] . В условиях, когда на нечто действует его собственное ограничение, токачество, которое с самого начала определяло нечто, становится другим для себя самого [22] ; оно уже не просто является тем качеством, но должно быть тем качеством.Ограничение и обязанность являются соединенными друг с другом, противоречащими друг другу моментами конечного [23] .

Снятие происходит еще раз. Ограничение и обязанность указывают "вне" этого конечного нечто, одно негативно и другое позитивно. Это "вне", в котором они объединяются, есть бесконечность [24] .

Гегель: "Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным и определенным.

. Если мы высказываем бытие как предикат абсолютного [Целого (Всеобщего)], то мы получаем первую дефиницию абсолютного: абсолютное есть бытие.

. чистое бытие есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно отрицательное, которое, взятое также непосредственно, есть ничто. . Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, согласно которой оно есть ничто.

. Здравый человеческий рассудок, как часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто."

Важный момент указан: "рассудок . отрицает соединение бытия и ничто" - этим рассудок полагает Бытие, Бытие всякой целостности, как нечто вечно устойчивое и различимое, но это ведь не так - всё конечно, а значит Бытие любой целостности непременно должно быть как-то очерчено и ограничено посредством Ничто. и более того, только с т.з. Бытия и Ничто рассматриваемой целостности, с т.з. диалектики этих двух точек зрения про одно и тоже некое целостное в Целом, точек зрения, которые затем совмещаемы в сознании человека, и даётся возможность познания.

Чистое Бытие включает в себя чистое Ничто (и наоборот) и вместе они составляет Целое, они есть Первоосновы, они трансцендентны, обладают Абсолютной истинностью и являются основанием любой трансцендентальности. Триада Бытие, Ничто и Целое не содержит частей - каждая первооснова, составляющая триаду, тождественна всей триаде.

Целое, как Абсолютная Истина, обладает чистым Бытием, как воплощением совпадения Сущности и Существования Целого в её Абсолютной рефлексии в себя. Целое есть Абсолютное основание и содержит в себе причину самого себя. Абсолютно чистый предикат Быть Целого есть чистое Бытие, а его отрицание есть чистое Ничто: то что не Целое есть Ничто - это то, что для Целого, как в себе Абсолютно самодостаточного и этим истинного, абсолютно ничтожно.

Чистое Бытие есть тоже, что и чистое Ничто, которое как определение возможно только про Целое, которое есть вседостаточность и автотождественность и тем никак не проявляющееся во вне, что и есть чистое Ничто, на что и указывал Гегель: ". рассматривая весь мир, мы говорим: все есть [Целое] — и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное и имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту [Ничто]".

Чистое Ничто есть абсолютная неопределенность и в этом оно сродни Хаосу, но Хаос всё же является в Целом, где он определяется как нечто лишь ещё не нашедшее определения свободное пустое понятие. чистое же Бытие, как чистая мысль, есть непосредственно данные в Целом бесконечные взаимосвязанные и взаимообусловленные духовные и материальные Целостности во множественных тождественно-переходящих самотождественных существованиях Природы как Логически раскрывающихся воплощениях бесконечных Рефлексированных духовных идей.

Целое имеет всё своё содержание в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных Целостностей в Логике Целого. Все Целостности в Целом необходимо имеют Сферу своего существования, а значит не обладают чистым Бытием и чистым Ничто Целого - они конечно обладают своим Бытием и Ничто, но таким, которые до конца не "чисты" - т.е. как бы "замутнены" локальностью своих сфер существования. Бытие и Ничто Целостности всегда и "есть" и их "нет" (условно их можно, в отличии от чистых у Целого, назвать "серыми") - потому то с двух этих т.з. только и возможно разумно рассматривать и определять всякую конечную Целостность - ведь она всегда как-то сущим образом с т.з. Ничто есть, а с т.з. Бытия её нет, но в этой то диалектике она и дана к осознанию.

Целое состоит из частей в виде Логически взаимосвязанных и взаимообусловленных Целостностей, составляющих содержание Целого, Целостностей, которые есть непосредственная и сущая определенность, представленная в Целом бесконечностью противоречивых Целостностей с их бесконечной Противоречивой иерархией целостности, в их перманентном развитии и изменчивом единстве в Целом. Всякая Целостность есть часть Целого, есть отрицательное единство, имеющее сферу своего существования – Целостность, имеющая бесконечную сферу существования, есть Целое. Существование Целостности в её сфере существования необходимо выражено, с одной стороны, в виде её перманентного стремления любой ценой уподобится Целому (стать Всеобщим), а с другой стороны, как стремление обрести совершенство и тем стать всеЦЕЛОохватывающим, чем фактически также уподобится Целому. Уподобление Целостности Целому есть Познание Истины ею самой собой в процессе её Необходимого стремления разрешить свои Противоречия, этого фатального проявления её не истинности, как несовпадения с Целым.

Истина возможна лишь про Целое (Всеобщее) выраженная Логикой этого Целого. - скажем так условно, снаружи Целого говорить об Истине невозможно - оттуда оно лишь чистое Ничто и значит взгляд на Истину возможен только как бы "изнутри" Целого, т.е. Целое существует и мыслится исключительно через себя, через диалектическое развитие своего содержания в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных Целостностей.

Изначально Истина не дана никакой Целостности как Субъективности в Целом в отличии от Ничто, которое вечно и везде присутствует и значит путь к Абсолютной Истине возможен и лежит только через перманентное отрицание Ничто, отрицание того, что не истинно (не Логично), что разрушительно для Целостности и этим "очерчивает" Целостность в Целом на пути самосохранения самотождественной Целостности. - это условно-наглядно выглядит трансцендентально в виде Тождества Целостности как баланса, целостности в виде "весов", слежение за равновесием (нулём) которых, (условно) как за магнитной стрелкой компаса, дает возможность через перманентное сохранение Целостностью "баланса", не сойти ей с пути к Истине (быть Логичной) - Гегель: "Тождественное как таковое есть прежде всего то, что не имеет определения. " - т.е. Тождество есть трансцендентальность, Ничто, не имеющее определения, образованное и выраженное "балансом" моментов отрицательного единства реальной Целостности в себе вместе со сферой своего существования, сферы, которая "помогает сводить баланс" в Целое противоречивой Целостности.

Всякий путь обретения Истины есть сохранение Субъективной Целостностью себя любой ценой неким Логичным образом в Целом (Всеобщем) и самосохранение это протекает исключительно через двоякое (диалектичное) бесконечное уподобление Целому, двоякое как соотносительное и смысл его выявляется только диалектически во взаимном соотнесении.

Противоречие, как движитель Развития, перманентно присуще любой Целостности (как отрицательному единству) на её Необходимом (Логичном) диалектическом пути любой ценой к совпадению с совершенным Целым. Этот путь есть самогармонизация Целостности посредством её объективизации в Целом в виде бесконечного ряда слияний с Целым (растворений во Всеобщем) через диалектический Синтез Целостности в себе и со сферой своего существования в Целом. В случае гармонии Целостности с собой и со сферой своего существования, Синтез разрешает Противоречие Целостности и тем сохраняет её как отрицательное единство, необходимо-логично стремящееся обрести Абсолютную Истину, а если гармонии нет, то синтез растворяет Целостность в чистом Бытии Целого. Причем важен момент - разрешение любого Противоречия Целостности в Целом тут же ведет к образованию у Целостности некого нового Противоречия, т.е. Противоречие разрешается за счет образования нового Противоречия, - этим Целостность определяет себя частью Целого в его Логике. Новое Противоречие тут же требует своего разрешения и так бесконечно до разрушения Целостности ввиду её конечности, относительности, ограниченности сферой её существования, ввиду её несовершенства. Но и разрушившее Целостность Противоречие разрешается так же за счет образования нового Противоречия, которое, как Снятие предыдущего, уже несёт та Целостность (Сфера), частью которой являлась разрушившееся Целостность.

Будучи необходимо присущим всякой Целостности, Противоречие, "под угрозой разрушения", извечно Необходимо движет Целостность к познанию Истины, к Совершенству. На этом пути всякая Целостность в своей Форме определенным образом отражает и выражает своё соответствие Истине Целого, и когда возможности Формы становятся ограничением (фатальным Противоречием) для Целостности на её пути самой собой через себя в Сфере своего Существования обретению Истины, то тогда и тут же эта её Форма разрушается. Причем разрушаясь, Целостность через своё Снятие передает "свою миссию" познания Истины Целостности, частью которой иерархически в Целом она являлась, тому, во что она обратилась или перешла. Т.е. одна Форма Познания Истины сменяется другой - разрушаясь Целостность как бы "реинкарнируется" в иной, продолжающей своё движение к Истине Целостности, но на новом более высоком уровне, уже как бы "ближе" к Истине Целого.

Целостности, составляющие содержание Целого, есть его части, и Целое соответственно "сводит" их в целое посредством изменения сферы их существования. Целостности же, путем гармонизации с Целым, стремятся исключить это "сведение", что лежит через познание ими Абсолютной Идеи посредством их "самостоятельного" стремления к совпадению (гармонии) с совершенным Целым. И тут правильным думаю будет утверждение, что в потоке Бытия в Целом любое отрицательное единство (Целостность) может существовать только как Познание Целого (Истины), – Познание, как некое предположение моментов своего Бытия в Целом, Бытия в виде самотождества в развитии, причем неживое есть линейное (эйдотическое) Тождество, а живое есть развивающееся самомодифицирующееся (рефлексивное) Тождество.

--- Философская Система Гегеля дело великое и сложное и все принятые в ней основоположения, включая Целое, Бытие и Ничто, имеют право на жизнь как необходимые для целостности системы с её логикой, и их обсуждение, понятно, тут уместно только с т.з. увязки в системе, а не в изолированности этих положений, поэтому справедливо настаивать на том, что здесь надо разобраться исключительно "из" этой системы, конечно может быть с некоторыми обоснованными субъективными интерпретациями, но делая это крайне скупо, осторожно и конечно же не горячась.

Читайте также: