Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главная Словарь терминов Способности человека Компенсация способностей и компенсаторные отношения

Компенсация способностей и компенсаторные отношения

Вопрос о компенсации способностей важен не только в теоретическом, но и в практическом отношении: ведь его решение в каждом конкретном случае должно дать ответ, насколько пригоден человек к той или иной деятельности, насколько необходим отбор в профессиональной сфере.

Одним из первых вопрос о компенсации способностей поставил в отечественной психологии Б. М. Теплов (1941, 1955,). Он говорил, в частности, о компенсации отсутствия абсолютного слуха приобретенным умением, недостаточной выносливости слабой нервной системы ее высокой чувствительностью.

Значительное место рассматриваемому вопросу уделялось В. С. Мерлиным. В его школе одинаковая продуктивность деятельности субъектов с разными задатками (типологическими особенностями свойств нервной системы и темперамента) связывалась с выработкой стиля деятельности. Следовательно, речь идет о компенсации недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности (Е А. Климов, 1969; Л. А. Копытова, 1964, и др.). В этой же психологической школе был поставлен вопрос о компенсаторных отношениях между свойствами темперамента, приводящих к компенсации одних способностей другими (В. С. Мерлин с соавторами, 19676; В. В. Белоус, 1977).

Этот же вопрос рассматривался и К. К. Платоновым, который даже выделил специальную группу компенсаторных способностей, входящих, по его мнению, в структуру сложных способностей.

По поводу компенсации существуют различные точки зрения, причем смешиваются, во-первых, социальный и психофизиологический аспекты обсуждения, во-вторых, понятия компенсации и компенсаторных отношений. В результате неадекватно ставятся задачи исследований, ошибочно истолковываются получаемые результаты, возникают неверные теоретические построения и практические рекомендации.

Социальный аспект вопроса о компенсации был указан Б. М. Тепловым (1955), который отмечал, что нет плохих и хороших типологических особенностей, каждая из них в разных ситуациях может иметь и положительное и отрицательное проявление, соответственно и человек, неспособный к одному виду деятельности, может быть способным к другому.

В связи с этим исследователь писал, что люди с разными типологическими особенностями (задатками) могут добиваться одинаковых высоких социальных достижений: становиться знаменитыми артистами, видными учеными, рабочими высокого класса и т. д. В этом случае речь идет о такой компенсации одних способностей другими, которая позволяет разным людям достигать одинаково высокого социального статуса, общественного признания за свои достижения. Ее наличие позволяет утверждать, что вообще неспособных к какому-либо делу людей нет, каждый человек способный по-своему (но, конечно, в разной степени).

Однако это не тот вид компенсации, который обеспечивает одинаковые достижения людей в одном и том же виде деятельности. Рассмотрение же такового приводит к психофизиологическому аспекту проблемы компенсации. Он заключается в выяснении того, благодаря чему люди с разной выраженностью свойств, способностей, качеств достигают одинаковой продуктивности (результативности) в одном и том же виде деятельности.

Одним из видов подобной компенсации выступает обеспечение эффективности деятельности путем применения знаний и умений (при недостаточной выраженности необходимых способностей). Об этом говорил и Б. М. Теплов, считая, что знания и умения не входят в структуру способностей.

Компенсация такого вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируются мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений ситуации в ближайшем будущем. Ее можно назвать компенсацией за счет опыта.

Другим видом психофизиологической компенсации, обеспечивающим разным людям одинаковую эффективность деятельности, несмотря на имеющиеся у них различия в задатках, способностях и качествах, является приспособление деятельности к себе, т. е. выработка индивидуального и типического стиля, опирающегося на сильные стороны человека, компенсирующего слабые.

Однако такая компенсация возможна только в тех случаях, когда от человека не требуется проявления максимальных возможностей. Тогда (а это чаще всего касается производственной деятельности) люди с разными стилями могут добиваться одинаковых результатов (100% выполнения плана). Очевидно, потому В. С. Мерлин и рассматривал индивидуальный стиль деятельности в разделе способностей. Проявляющуюся в этих условиях компенсацию можно назвать компенсацией за счет стиля деятельности.

В то же время В. С. Мерлин и Е. А. Климов (1967а) признают: не во всех профессиях стиль деятельности может компенсировать необходимые для успешного ее выполнения способности. Особенно отчетливо это проявляется в спорте, где при наличии одного и того же стиля спортсмены показывают разные результаты. Поэтому проблема отбора по способностям становится тем актуальнее, чем более жесткие требования к человеку предъявляет деятельность.

Еще один вид психофизиологической компенсации, когда недостаточное развитие или выраженность одной способности может быть восполнено другой, связанной с ней. Например, недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия, недостаточная дифференцировка мышечно-двигатель-ных ощущений — концентрацией внимания и быстротой двигательных реакций. Этот истинные компенсации.

К этому же виду можно отнести и случаи, когда равная выраженность у разных людей какой-либо сложной способности определяется различной проявленностью у них более частных способностей, выступающих компонентами более сложных. Например, одинаковая выносливость может достигаться за счет различного соотношения двух ее составляющих, которые требуют разных задатков и способностей: с одной стороны — благодаря длительности работы до появления утомления (чувства усталости), с другой — длительности работы на фоне усталости. Первый компонент заметнее выражен у лиц со слабой нервной системой, а второй — с сильной (М. Н. Ильина). Следовательно, свойство силы нервной системы влияет на два компонента выносливости противоположным образом: способствуя проявлению одного, оно препятствует обнаружению другого.

Здесь речь должна идти уже не просто о компенсации, а о компенсаторных отношениях.


О ложных компенсациях способностей. Подчас компенсации и компенсаторные отношения видятся исследователям там, где их нет. Типичная ошибка в этих случаях состоит в том, что компенсаторные отношения предполагаются повсюду, если одно свойство или качество выражено сильно, а другое слабо, или когда одна особенность человека проявляется в эффективности деятельности, а другая — нет. Например, в одной из работ говорится, что у необщительных школьников тщательное планирование общественно полезной деятельности компенсирует их слабую коммуникативность, а у общительных коммуникативность компенсирует слабовыраженную планирующую функцию. Остается, однако, неясным: почему имеющееся у школьника должно обязательно компенсировать то, чего у него нет или слабо выражено? Зачем, образно говоря, низкий рост компенсировать большим весом? Можно ли компенсировать в спортивных упражнениях выносливость силой?

Точно так же во многих случаях напрасно искать компенсаторные отношения, например между быстротой реагирования на сигнал и знаниями оператора: компенсаторные отношения имели бы место между ними только в том случае, если бы увеличение быстроты реагирования приводило к сокращению знаний и, наоборот, рост знаний вел бы к снижению быстроты реагирования. Очевидно, есть некомпенсируемые соотношения между способностями.

Или другой пример. В одной работе утверждается, что способности человека сопротивляться монотонности работы и утомлению при выполнении одной и той же работы находятся в компенсаторных отношениях. Этот вывод сделан на том основании, что у одних людей сначала наступает состояние монотонии и лишь затем — состояние утомления, а у других — наоборот. Но из верного наблюдения автор делает неправильный вывод: чем раньше возникает состояние монотонии, тем позже будет появляться утомление.

Это утверждение не выдерживает логической проверки: чем позже наступает монотония, тем раньше утомление, и противоречит фактическим экспериментальным данным, полученным Н. П. Фетискиным (1972), согласно которым появление монотонии ускоряет развитие утомления. Приняв же точку зрения автора упомянутого исследования, можно сделать вывод, что состояние монотонии является профилактикой в развитии утомления.

В рассматриваемом случае видимость компенсаторных отношений между утомлением и монотонней возникла потому, что, во-первых, автор первые признаки усталости принял за монотонию (колебание продуктивности работы по временным отрезкам характерно не только для монотонии, но и для утомления). Во-вторых, вследствие того, что и монотония, и появление усталости зависят от свойства силы нервной системы, по противоположны: у лиц с сильной нервной системой раньше наступает состояние монотонии, но позже снижается работоспособность, а у лиц со слабой нервной системой первое появляется позже, а усталость раньше. Такая закономерность, однако, вовсе не свидетельствует о компенсаторных отношениях между этими состояниями, потому что отсутствует одно необходимое условие: последние не являются компонентами одного и того же качества, свойства, а представляют собой самостоятельные психологические феномены, ничем общим не связанные.

Можно отметить и еще один случай ошибочной трактовки получаемых данных. В. В. Белоус (1977) считает, что наличие множественных положительных корреляций между разными способностями и выделение их в какие-то факторы имеет полезный приспособительный эффект, так как выявляемые связи показывают, мол, возможность компенсации одной способности другою. Но что означают высокие положительные корреляции? Только то, что все способности и свойства развиты либо хорошо, либо плохо. Однако если у человека все качества развиты хорошо, то ему не нужна компенсация, а если все качества развиты плохо, то нечем компенсировать слаборазвитые.

О компенсациях и компенсаторных отношениях следовало бы говорить как раз в случаях отсутствия корреляции или же при наличии отрицательных корреляций. В последнем случае очевидно, что у субъектов одни способности и соответствующие им качества развиты хорошо, а другие — плохо. Это дало бы основание предполагать, что при одинаковой эффективности деятельности разных лиц она достигается за счет компенсации одной способности другой.

Возможна ли полная компенсация или речь должна идти только о частичной? Вероятно, если требования деятельности к человеку максимальные, вряд ли можно говорить о возможности полной компенсации неразвитых способностей (в противном случае все люди были бы одаренными во всех видах деятельности; ведь одаренность, по сути, и означает совокупность некомпенсируемых способностей человека). Если ведущие для данной деятельности способности выражены неярко, компенсация может обеспечить лишь средний уровень успешности деятельности.

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через мех-ы научения типа условно-рефлекторных связей);

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и разв-ие в социальной среде.

Специфические способности в свою очередь подразделяются на:

a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деят-ти и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, опред-ие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

2 - психофизиологический аспект - люди с разной выраженностью свойств достигают одинаковой продуктивности. Например: медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменением в ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.

Также существует компенсация за счет стиля деятельности, как например люди с разными стилями деятельности в той или иной сфере добиваются 100%-ого выполнения плана.

СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.




Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через мех-ы научения типа условно-рефлекторных связей);

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и разв-ие в социальной среде.

Специфические способности в свою очередь подразделяются на:

a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деят-ти и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, опред-ие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

2 - психофизиологический аспект - люди с разной выраженностью свойств достигают одинаковой продуктивности. Например: медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменением в ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.

Также существует компенсация за счет стиля деятельности, как например люди с разными стилями деятельности в той или иной сфере добиваются 100%-ого выполнения плана.

Способности — это индивидуальные характеристики людей, от которых зависит приобретение знаний, навыков и умений, а также успешность различных видов деятельности.

В самом общем виде способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие успешность в деятельности, общении и легкость овладения ими. Способности нельзя свести к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное практическое применение. Успех в деятельности и общении определяется не одним, а системой различных навыков, которые могут компенсировать друг друга.

Различные науки — философия, социология, медицина и т.д. — изучали способности (и человека в целом). Но ни одна из них не рассматривает проблему способностей так глубоко и всесторонне, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли российские ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.

Это определение появилось и было принято в психологии в 18 и 19 веках и довольно широко используется в настоящее время. Третий подход основан на утверждении, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но позволяют быстро их приобретать, закреплять и эффективно использовать на практике.

Наука классифицирует способности на врожденные (от предпосылок) и приобретенные (от знаний, навыков и умений).

Существует несколько классификаций навыков. Приведем один из них, самый значительный:

1) Природные (или данные природой) способности в основном биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, на основе которых, при наличии элементарного жизненного опыта, они формируются механизмами научения (тип условно-рефлекторных связей);

2) специфические способности человека, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании языка, логики, теоретические и практические, педагогические и творческие способности). Конкретные человеческие способности в свою очередь делятся на:

а) общие, определяющие успешность человека в самых разных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успешность человека в определенных видах деятельности и общения, где необходим особый тип заданий и их развитие (навыки математические, технические, литературно-языковые, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Как правило, эти навыки могут дополнять и обогащать друг друга, но каждый из них имеет свою собственную структуру;

б) Теоретический, определяющий склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практический, лежащий в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно только разносторонне одаренным людям;

в) образовательные, влияющие на успешность воспитательного воздействия, усвоение знаний, умений, навыков, формирование личностных качеств, и творческие, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень личных навыков в определенной деятельности (общение) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, то есть язык человека как средство общения, способности воспринимать и оценивать людей, социально-психологическая адаптивность к разным средам, вступать в контакт с разными людьми, располагать их к себе и т.д., а также способности предметной деятельности, связанные с взаимодействием человека с природой, техникой, символической информацией, искусством.

Задатки и способности в психологии - Уровни развития способностей

Уровни развития способностей

В психологии наиболее распространена следующая классификация стадий развития способностей: Способности, склонности, талант и гениальность.

По мнению А.Г. Маклакова, все способности в процессе своего развития проходят ряд стадий, для того чтобы способность поднялась на более высокий уровень в своем развитии, необходимо, чтобы она уже была достаточно сформирована на предыдущем уровне. Но для развития способностей сначала должна быть определенная основа, которая формирует предпосылки.

Задатки являются предпосылкой для развития способностей. Они могут быть врожденными или приобретенными в жизни.

Префакторы — это анатомические и физиологические характеристики нервной системы, которые являются естественной основой способностей, то есть это те характеристики, благодаря которым человек может успешно формировать и развивать способности. Без соответствующих предпосылок хорошие способности невозможны, но прайминг не всегда является гарантией того, что у человека обязательно будут хорошие способности. Люди отличаются друг от друга своими предрасположенностями, и это объясняет, почему при одинаковых условиях обучения и воспитания способности одних людей развиваются быстрее и в итоге достигают более высокого уровня, чем у других. Например, особенности развития различных анализаторов могут служить врожденным потенциалом. Например, определенные особенности слухового восприятия могут служить основой для развития музыкальных способностей.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в той деятельности, которая не может быть реализована без наличия этих способностей. Невозможно говорить о способностях ребенка к рисованию, если он не пытается научиться рисовать, если он не приобретает способности, необходимые для изобразительной деятельности. Только в процессе специальных уроков рисунка и живописи можно выяснить, есть ли у ученика навыки. Это отразится в том, насколько быстро и легко он или она усвоит методы работы и цветовые отношения и научится видеть красоту в окружающем мире.

Как индивидуально-психологические черты, способности нельзя противопоставлять другим качествам и характеристикам личности — качествам ума, памяти, чертам характера, эмоциональным качествам и т.д. — но должны быть приравнены к ним. Если одно из этих качеств или его совокупность соответствует требованиям деятельности или формируется под влиянием этих требований, то есть все основания рассматривать эту индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей

Навыки, по мнению Б.М. Теплова, могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, которые человек перестает использовать на практике, со временем утрачиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим занятием такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы можем поддерживать и развивать соответствующие навыки.

2 — Психофизиологический аспект — люди с по-разному развитыми характеристиками достигают одинаковой производительности. Например: медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменений ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.

Существует также компенсация за счет стиля деятельности, так как, например, люди с разными стилями деятельности достигают 100% выполнения плана в той или иной области.

Ананьев рассматривал проблему соотношения биологических и социальных основ психики. Он отличился:

1 — функциональные механизмы, обусловленные природной организацией человека;

2 — оперативные механизмы, усваиваемые в процессе воспитания и обучения в целом социализации — это характеристика человека как субъекта деятельности;

3 — мотивационные характеристики человека как индивида и личности.

Ключевым моментом в изучении навыков является понимание взаимосвязи функциональных и операционных механизмов отдельных навыков. Например: Восприятие, память, мышление комплексное изучение механизма психических функций.

С точки зрения структуры способностей Ананьева, функциональные механизмы способностей определяются природой человека (например, способность к мышлению). Операционными механизмами способностей является использование готовых кодов (лингвистических, логических, числовых). Например: исполнительная стадия мышления является особенностью человека как субъекта деятельности, регуляторные механизмы являются следствием развития функциональных и операционных механизмов. В процессе онтогенеза внешняя и внутренняя регуляция способностей развивается на основе систем ориентации, контроля и коррекции для принятия решений и оценки ситуаций. Все системы связаны между собой взаимодействием, и в процессе развития функциональные и операционные механизмы становятся саморегулирующимися.

Способности и задатки. Талант и гениальность

Подавляющее большинство психологов считают, что потенциалы — это врожденные анатомические и физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, а также функциональные характеристики человеческого организма, которые составляют естественную основу для развития собственных способностей. Люди от природы наделены различными предрасположенностями, они являются основой для развития способностей. Если их вовремя не развивать, они исчезнут. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не сумев развить свои способности, теряли их навсегда.

Однако некоторые ученые (например, Р.С. Немов) считают, что у человека есть два вида способностей: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности — это индивидуально-психологические характеристики, которые формируются в деятельности на основе тех потенций, которые отличают одного человека от другого и от которых зависит успешность деятельности.

Любая способность, позволяющая человеку выполнять определенную деятельность, всегда включает в себя некоторые операции или способы деятельности, с помощью которых эта деятельность выполняется. Поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является действительной, реальной способностью, пока она не вобрала в себя систему соответствующих социально выработанных операций. С этой точки зрения, данная способность всегда является сложной системой способов, действий и операций.

ТАЛАНТ — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Изолированная способность, даже если она высоко развита, не может называться талантом. Например, среди выдающихся талантов есть много людей с хорошей и плохой памятью. Это связано с тем, что память — лишь один из факторов, влияющих на успех творческой деятельности. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатого воображения, сильной воли и глубокой целеустремленности.

Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает много споров среди ученых. Один из наиболее распространенных взглядов восходит к Платону. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление зависит исключительно от наследственных характеристик. Обучение и воспитание могут лишь изменить скорость их возникновения, но они всегда будут проявляться тем или иным образом. Доказательством в пользу этой точки зрения служат индивидуальные различия в детстве, когда влияние обучения и воспитания не казалось определяющим. Например, музыкальный талант Моцарта был открыт в три года, Гайдна — в четыре. Талант к живописи и скульптуре проявился несколько позже: у Рафаэля — в восемь лет, у Ван Дейка — в десять.

Предположение о том, что способности человека связаны с массой мозга, является своего рода дальнейшим развитием концепции наследования способностей. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 граммов. Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько превышает среднее значение. Так, масса мозга И.С.Тургенева составила 2012 г, Д.Байрона — 1800 г и т.д. Однако впоследствии это предположение оказалось необоснованным, поскольку можно привести достаточно много примеров знаменитостей, чей мозг был ниже среднего значения. Например, у известного химика Я.Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А.Франса — 1017 г. Кроме того, выяснилось, что самый большой и тяжелый мозг, более 3000 г, находился у умственно отсталого человека.

Широко известны работы Френсиса Гальтона, который объяснил наследование способностей на основе принципов теории эволюции Ч. Дарвина.

Анализируя биографии выдающихся личностей, Гэлгон пришел к выводу, что человеческую природу можно улучшить только путем выведения расы особо одаренных, умственно и физически развитых индивидуумов на основе законов наследственности. Продолжая линию мысли Гальтона, Коте в двадцатом веке определил степень одаренности у людей. Коте определил степень одаренности известных людей на основе количества строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выявил около 400 человек, одаренность которых можно проследить на протяжении нескольких поколений.

Следует отметить, что эти претензии небезосновательны. Особенно впечатляет история немецкой семьи музыкантов Бахов.

Также доказано, что прабабушка Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка Пушкина Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять величайших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк — были родственниками: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV веке.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться".Способный - здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет.Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".Способности - определение и понятия.Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.Способность талант гениальность одаренность.Термин "Способности" употребляют в житейском обиходе очень широко.Что же такое способности?Это наиболее широкое и самое старое толкование термина "способности".

(Если ссылка на скачивание файла не доступна - дайте нам знать об этом в комментариях либо через форму обратной связи)

Виды способностей, их классификация

В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую: 1) Природные (или естественные) способности.

Уровни развития способностей

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. По мнению Маклакова А.Г. всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, для того, чтобы.

Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей

способность талант гениальность одаренность Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем.

Способности и задатки

В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности". Подавляющее большинство психологов считает, что задатки -- это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности.

Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что способности.

Понятие одаренности

ОДАРЕННОСТЬ -- наличие у человека задатков к развитию способностей, т.е. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру.

Вывод

Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой.

Список литературы

Читайте также: