Высшие чувства моральные интеллектуальные эстетические практические кратко

Обновлено: 04.07.2024

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на:

  • моральные,
  • эстетические,
  • интеллектуальные,
  • праксические.

Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.

Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

В зависимости от уровня общей культуры люди по-разному откликаются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритмы и рифмы, взаимные переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие — не ощущают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными, зачастую красивыми соединениями цветов.

Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они одухотворяют человека, вдохновляют его, удерживают от негативных поступков. Следовательно, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.

Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования.

Праксические чувства — это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.

Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.

Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств — врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.

Цель – изучить взаимосвязь высших чувств как явление развития общества.
Для достижения цели исследования необходимо решить несколько задач:
определить понятие чувства,
проанализировать виды чувств,
понять значение высших чувств в развитии общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Понятие чувства, их виды и проявления……………………………………. 4
Высшие чувства личности – моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические, практические и их психологическая характеристика………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_психология.doc

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

Контрольная работа

По дисциплине: Психология

Тема: Высшие чувства – моральные, интеллектуальные, эстетические, практические – как результат общественного развития

ТОЛЬЯТТИ 2012

    1. Понятие чувства, их виды и проявления……………………………………. 4
    2. Высшие чувства личности – моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические, практические и их психологическая характеристика………………………………………… ……………………….9

Список использованной литературы……………………………………………. 16

В отличие от эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретно обусловленных ситуациях, чувства характеризуются явлениями, имеющими стабильную мотивационную значимость.

Формирование чувств – необходимое условие развития человека как личности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. Предметами проявления чувств становятся явления, от которых зависит развитие событий, воспринимаемых эмоционально и значимых для человека.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни занимают ведущее положение, а другие – остаются потенциальными. Содержание доминирующих чувств как раз определяет направление личности. Особую группу составляют чувства высшие, в которых заключается всё богатство эмоциональных отношений.

Актуальность изучения данной темы заключается в том, что развитие социума происходит на основе высших чувств, имеющих безграничные характеристики, что и является результатом морального развития общества.

Цель – изучить взаимосвязь высших чувств как явление развития общества.

Для достижения цели исследования необходимо решить несколько задач:

    • определить понятие чувства,
    • проанализировать виды чувств,
    • понять значение высших чувств в развитии общества.
    1. Понятие чувства, их виды и проявления

    Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

    Человек унаследовал механизм эмоций то своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.

    Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоция в ходе эволюции возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и выражает отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку.
    Чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства выражаются в эмоциях, но в определенный момент они могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, т.е. чувство – это отражение в сознании человека его отношений к действительности.

    Чувства (от фр. emotion – волнение, возбуждение) – это специфические человеческие переживания удовлетворения или неудовлетворения, которые вызывают положительные или отрицательные эмоции – радость, гордость, грусть или гнев, стыд, любовь и т.д. Они чрезвычайно разнообразны и многогранны как по содержанию, так и по значению. В отличие от эмоций и настроений, чувства имеют выраженную объективную привязку: они возникают применительно к чему или кому-то, а не ситуации в целом.

    Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми. Процесс формирования чувств неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

    Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.

    Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.

    Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.

    При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.

    Исходя из этого, чувства различаются:

    • По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.).
    • По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).

    Чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.

    Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

    Пошли мне бури и ненастья,

    Даруй мучительные дни,

    Но от преступного бесстрастья,

    Но от покоя сохрани!

    Таким образом, чувства человека, не отрываясь, конечно, от организма и его психофизических механизмов, далеко выходят за узкие рамки одних лишь внутриорганических состояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, который человек в своей практической и теоретической деятельности познает и изменяет. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру. Отношение к природе, к бытию предметов опосредовано социальными отношениями людей. Ими опосредованы и чувства человека. Участие в общественной жизни формирует общественные чувства. Объективные обязательства по отношению к другим людям, превращаясь в обязательства по отношению к самому себе, формируют моральные чувства человека. Существование таких чувств предполагает целый мир человеческих отношений. Чувства человека опосредованы и обусловлены реальными общественными отношениями, в которые включен человек, нравами или обычаями данной общественной среды и ее идеологией. Укореняясь в человеке, идеология сказывается и на его чувствах. Процесс формирования чувств человека неразрывен со всем процессом становления его личности.

    Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторон проявлений чувств – различение их модальности, качества переживания. Все чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются. И, развиваясь, они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

    Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства, которые называются высшими чувствами.

      1. Высшие чувства личности – моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические, практические, их психологическая характеристика и формирование в современном мире

    Чувства человека в формировании его личности неразрывно связаны с эмоциями. Эти два фактора были самыми первыми проявлениями психологии человека. Человек не может жить, не испытывая эмоций. Их выражение происходит в виде страха, радости, гнева или нежности. Эмоции и чувства человека являются способом адаптации и реакцией на влияние внешних факторов. Чувствами называют переживания, связанные с эмоциями, вызванными определенными факторами. Различают несколько видов таких проявлений.

    Высшие чувства человека являются следствием эмоций, которые возникают в результате осуществления или неосуществления духовных потребностей. Сюда не входят низшие ощущения, связанные с удовлетворением физических потребностей в пище, тепле, воде, воздухе и т.д.

    В эмоциональной сфере человека высшие чувства имеют огромное значение. Особое место высшим чувствам отводится в художественном творчестве. Многие авторы уделяют немалое внимание их освещению и т.д. Они представляют собой отражение переживаний отношения к явлениям социальной действительности. По содержанию высшие чувства разделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические чувства. Уровень духовного развития человека оценивают по тому, насколько ей свойственны эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личным переживанием, но и средством воспитательного влияния на других.

    В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств, в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.

    Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

    Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств, в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они проявляются.

    Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.

    Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей: большой степенью обобщенности, которой они могут достигнуть в своих развитых формах; связанностью с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.


    Благодаря чувствам человек видит мир ярко и насыщенно. Чувства и эмоции занимают значимое место в структуре личности, дифференцируя внутреннее состояние. Чувства помогают найти вектор движения личности и убедиться в правильности выбора, подают сигналы организму о внутреннем состоянии. Можно выделить различные виды чувств, каждый из которых значим для развития индивида. Можно разделить чувства на определенные виды, в зависимости от определяющего признака и различных характеристик.

    Чувства

    мысли в голове

    Чувства представляют собой особую форму отношения личности к происходящим явлениям действительности, устанавливают соответствие или несоответствие различным потребностям, отличаются устойчивостью проявления. На основе чувственного восприятия можно определить эмоциональное отношение индивида к различным явлениям, выделить моральные ценности и убеждения, изучить внутренний мир человека. Чувства и переживания воспринимают и отражают происходящие явления действительности, и затем выражаются во вне. Развитие личности напрямую связанно с чувственным развитием, являясь необходимым условием эмоционального развития. Совместно с индивидуальным сознанием и воспитательными воздействиями формируются чувственные образы и развиваются индивидуальные личностные особенности.

    Функции чувств

    • Мотивационная – отвечает за выявление мотивов поведения, и воплощение их в жизнь.
    • Сигнальная – чувства могут подавать сигнал индивиду о неудовлетворенных потребностях, направляя всю деятельность.
    • Оценочная – благодаря этой функции человек может определить значимость происходящего, дифференцировать объекты на более важные и второстепенные.
    • Синтез образов – выделяет, синтезирует, анализирует образы различных раздражителей и отражает их в виде структурных образований.
    • Экспрессивная – обеспечивает невербальное общение.

    Виды чувств

    Высшие чувства

    виды чувств

    Возникновение этих чувств базируется на удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей. (Низшие чувства связаны с органическими потребностями, такими как сон, еда, вода, комфортная температура и другие). Высшие чувства тесным образом связаны с общественным характером, социализируя и развивая личность. Проявление и направленность высших чувств индивидуальны для каждого, в зависимости от мировоззрения, внутренних принципов, моральных норм, эстетических оценок. Благодаря развитию высших чувств человек становится нравственным, ответственным и достойным, может проявить любовь и благодарность.

    Моральные чувства

    В основе моральных чувств лежит понимание человеком не только личных целей и интересов, но и интересов коллектива, организации, государства, народа. К данному виду чувств относится патриотизм, долг и ответственность перед окружающими людьми, коллективизм.

    Моральные чувства это глубокие переживания обязанностей перед людьми не основанные на научном знании и суждении.

    моральные чувства

    В том случае, если для индивида успех своей нации вызывает восторг, успехи коллектива радуют не меньше собственных, то у человека на высоком уровне развиты моральные чувства. Приведем пример такого морального чувства, как чувство долга – выдающиеся подвиги солдат во время войны, которые ценой собственной жизни защищали Родину и проявляли смелость и самоотверженность. Но не только чувство долга может проявляться в военное время, а еще и в повседневной жизни. К примеру, именно благодаря чувству долга ученик делает домашнюю работу, отказываясь от просмотра мультфильма. Ребенок может пожертвовать игрой с друзьями, ради ухода за больной матерью. Еще можно выделить такое моральное чувство как совесть, которая напрямую взаимосвязана с самооценкой собственных действий и поведения. При совершении положительного поступка человек чувствует радость и моральное удовлетворение, он полностью уверен в правильности своего действия. Другой же поступок может вызвать у человека внутренние противоречия и привести к терзаниям совести и моральной дилемме.

    Интеллектуальные чувства

    Данный вид чувств напрямую связан с познавательной и интеллектуальной активностью личности. Это выражение отношений человека к собственным мыслям, процессу познания и результатам интеллектуального труда. К интеллектуальным чувствам относят к примеру чувство удивления, при получении неожиданных выводов, сомнения в неоднозначном утверждении, чувство уверенности в своих взглядах и выводах и чувство удовлетворения от проделанной работы.

    Эстетические чувства

    Данные чувства особенно часто испытывают люди творческой направленности личности, это такие чувства как понимание красоты, любовь к прекрасному.

    Основным источником эстетических чувств являются произведение искусства, такие как театр, музыка, кино, живопись и другие.

    Так же человек может испытывать эстетические чувства при созерцании природы, отличающиеся особой глубиной.

    Зависимость чувств от личностных особенностей

    разное мировоззрение

    Можно судить о личности человека не только по словам, действиям и поступкам, но и по переживаемым эмоциям и чувствам, направленных на окружающих. Стоит отметить индивидуальные различия каждого человека, разницу в мировоззрении, взглядах на жизнь в целом, либо на определенные явления, различные проявляемые свойства личности, направленность эмоций и чувств. Да людей, которым свойственна принципиальность, свойственны устойчивые чувства, опирающиеся на его взгляды и особенности мировоззрения. Для человека противоречивого, не обладающего постоянными убеждениями, терзаемого внутренними противоречиями чувства и эмоции могут характеризоваться эмоциональной разбросанностью. Для него возникновение чувств является случайным, проявляется непостоянство внутреннего мира, своих убеждений и принципов.

    То есть при возникновении одной и той же ситуации, связанной с жизненными трудностями один человек может проявить такие чувства как неуверенность в себе, неудовлетворенность, отчаянье, пассивность, а для другого это даст определенный толчок, заряд бодрости, желание во чтобы то ни стало добиться успеха и преодолеть все преграды. Можно выделить различные индивидуальные различия по глубине чувственного восприятия. Возникновение глубоких чувств имеет тесную связь со строением личности, то есть зависит от всех сторон внутренней жизни: мысли, желания, стремления. Можно сделать вывод, что человек особенно сильно будет испытывать чувства, связанные с интересами и целями жизни. Трудно сказать какие чувства являются наиболее ценными для человеческой личности. Их развитие и проявление индивидуально, но все виды чувств очень значимы для развития человека. Чувства наполняют человека, придают смысл деятельности и помогают адаптироваться и выжить. Только анализируя собственные чувства, прислушиваясь к себе, возможно найти свой путь и удовлетворить значимые потребности.

    В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.

    Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они проявляются.

    Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей:

    большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах;

    высшие чувства всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

    Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

    Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.

    Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.

    Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные социальные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.

    К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие.

    Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине.

    Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

    Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.

    Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

    Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека.

    Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: общественная жизнь человека, природа, искусство в широком смысле слова.

    Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

    Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

    Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

    Интеллектуальными, или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

    Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т. п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

    Читайте также: