Центральный музей железнодорожного транспорта рф здание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге с более чем двухсотлетней историей, безусловно, будет интересен как любителям истории транспорта, так и путешественникам, интересующимся историей России. Музей находится в самом центре Петербурга, а количество его экспонатов превышает 50 тысяч.

Как добраться

Стоимость взрослого билета — 300 рублей. На кассе принимают банковские карты.

Обратите внимание, что фотосьемка оплачивается дополнительно и стоит 200 рублей. Причем это касается не только профессиональных фотографов. Даже если вы захотите запечатлеть экспонаты на телефон, эту услугу нужно будет оплатить. После оплаты на кассе вам выдадут стикер, подтверждающий право делать фото, его можно приклеить на фототехнику или на одежду.

Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге – один из старейших музеев научно-технической направленности не только в России, но и во всем мире. Созданный по указанию Александра I в начале XIX века, как хранилище моделей важнейших промышленных машин и механизмов, музей прошел долгий путь и сегодня радует посетителей уникальными экспонатами из разных эпох развития железнодорожного дела.

История

Экспонаты музей получал в дар от известных граждан, а также учреждений и предприятий, занимавшихся строительством дорожной системы в России и мире

Экспозиция музея быстро расширялась. И если в начале своего существования он был ориентирован на специалистов и использовался для учебных целей, то уже во второй половине XIX века музей стал доступен для посещения обывателям.


Спустя два года к помещениям музея присоединили павильон, в котором некоторое время хранился ботик Петра I


Первая половина XX века стала для музея чрезвычайно сложным периодом. В годы гражданской войны государство не выделяло финансирования, в музее фактически не осталось работников. Усилиями хранителя музея, а также преподавательского состава института, чудом удалось сохранить экспонаты.

Музей несколько раз закрывался и вновь открывался для посещения в 1924 и 1934 годах. В конце 1930-х годов музей стал подразделением преобразованного Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.


Здание ощутимо пострадало при артобстрелах во время блокады города. В послевоенный период экспонаты были возвращены в музей, и после долгой восстановительной в 1948 году работы он вновь открылся для посещения, с небольшим перерывом на капитальный ремонт в 1957 году.

Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге

Центральный музей железнодорожного транспорта" >

Взрослые – 400 руб., студенты, школьники, пенсионеры, инвалиды – 200 руб. дети до 7 лет – 100 руб. 3-й понедельник каждого месяца лицам до 18 лет и многодетным семьям – бесплатно. Фотосъемка – 200 руб.

За годы работы Музей ж/д транспорта в Санкт-Петербурге накопил огромное количество экспонатов и его площадей оказалось недостаточно. В связи с этим было принято решение о строительстве нового здания в центре города. Закладка состоялась в 1901 году и в этом доме музей существует и поныне.

В годы Великой Отечественной войны самые ценные артефакты были эвакуированы в Новосибирск. Здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено. Со временем его коллекция еще пополнилась и сегодня в музее насчитывается 60 тысяч единиц хранения. Учреждение постоянно развивается и является членом Союза музеев России и многих международных ассоциаций.

Экспозиция Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Режим работы Музея ж/д транспорта в 2022 году

Экспозицию можно посетить в любой день недели с 10:30 до 17:30. Касса музея обслуживает гостей до 17:00. Последний четверг месяца — санитарный день.

Экспозиция Мостостроение

Цены на билеты в Музей железнодорожного транспорта

Стоимость билетов зависит от дня недели, также предусмотрена возможность бесплатного посещения музея для льготных категорий.

  • Взрослые — 400 рублей;
  • Студенты очной формы обучения, школьники, пенсионеры, инвалиды — 200 рублей;
  • Дошкольники (дети до 7 лет) — 100 рублей;
  • Фотосъемка — 200 рублей;
  • Видеосъемка — 300 рублей;
  • Аудиогид на русском и английском языках — 250 рублей + залог 1000 рублей.

Право на бесплатное посещение Музея железнодорожного транспорта имеют дети до 3 лет; участники блокады, ВОВ и боевых действий; военнослужащие, музейные работники, гиды. Многодетные семьи и лица до 18 лет могут посетить экспозицию бесплатно в третий понедельник месяца.

Экспозиция Подвижной состав

Постоянная экспозиция и временные выставки

Музей железнодорожного транспорта на Садовой имеет 9 залов, где выставлены экспонаты, позволяющие проследить историю развития железных дорог и вагоностроения в нашей стране.

Постоянные экспозиции

Зал № 1. Зарождение железных дорог России. Здесь представлены модели, фотографии и другие документы о создании первого паровоза Черепановых, построенного в 1834 году для уральского завода. Также выставка рассказывает о возникновении первой железной дороги, которая связала между собой Санкт-Петербург и Павловск в 1837 году.

Зал № 2. Мостостроение. Строительство мостов было и остается важнейшей отраслью региона, так как Северная столица располагается на островах. На экспозиции демонстрируются десятки моделей мостов: некоторые из них остались на этапе проекта, а часть была реализована. Выставка особенно интересна тем, кто увлекается строительством, архитектурой и инженерными работами.

Зал № 3. Подвижной состав. После строительства дороги между Санкт-Петербургом и Москвой начался период активного развития отечественного паровозо- и вагоностроения. Модели и макеты вагонов, паровозов, станций, приборы связи того времени — это все можно увидеть в данном зале.

Экспозиция Строительные и дорожные машины

Зал № 4. Железные дороги в годы ВОВ. Конечно, этот трагический период в мировой истории оставил свой след и в развитии железнодорожного транспорта. Кроме макета бронепоезда, большой интерес представляют документы, рассказывающие о демонтаже ж/д инфраструктуры фашистами в годы войны. За этот период в нашей стране было уничтожено 65000 км ж/д дорог и более 4000 станций.

Зал № 5. Строительные и дорожные машины. Этот зал будет интересен тем, кто увлекается машиностроением. Посетители познакомятся с особенностями технологии строительства ж/д путей.

Экспозиция Строительные и дорожные машины

Зал № 7. Локомотивостроение. Эту выставку очень любят дети, здесь представлена большая коллекция электровозов, паровозов, тепловозов. Среди экспонатов: модели, чертежи, фотоснимки, документы и пр.

Зал № 8. Вагоностроение. В ходе осмотра экспозиции гости музея узнают как выглядели первые вагоны и проследят их эволюцию до современных, привычных нам, моделей. Кроме того, на выставке собраны макеты и фотографии специализированных вагонов — для перевозки живой рыбы и жидкостей, вагоны-ледники, вагона-самосвалы и др.

Зал № 9. Организация движения поездов. В зале представлен макет карты России с обозначенными ж/д дорогами. Также здесь можно увидеть как выглядит диспетчерский пульт и узнать подробности процесса управления станцией.

Экспозиция Подвижной состав

Текущие выставки

Кроме залов на Садовой улице Музей ж/д транспорта располагает открытой площадкой на станции Лебяжье. Здесь все желающие могут осмотреть настоящую технику. Коллекция состоит из разных типов локомотивов, в том числе старейшего паровоза 1913 года.

Стоимость для организованных групп до 20 человек — 5000 рублей (оплата в здании музея на Садовой). Сборные группы: взрослые — 400 рублей, дети от 3 лет — 200 рублей (оплата на месте). Подробности по телефону или в группе фондовой площадки ВКонтакте.

Экспозиция Вагоностроение

Экскурсионное обслуживание

Посетить Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге можно самостоятельно или в рамках экскурсии. Сотрудниками учреждения разработано несколько видов экскурсий, для разных групп посетителей.

Тематические экскурсии (подходят для любого возраста, для группы не более 25 человек):

Экскурсии для школьных групп до 25 человек:

  • Путешествие в XIX век (2–4 классы) — 3000 рублей;
  • Дорога Жизни. Дорога Победы (3–11 классы) — 2000 рублей;
  • Физика. Паровые двигатели (7–9 классы) — 3000 рублей;
  • История Великого Сибирского пути + фонды музея (8–11 классы) — 3000 рублей.

Экскурсии для детей:

Обзорные экскурсии по постоянной экспозиции:

  • дошкольники (до 10 человек), пенсионеры (до 10 человек) — 2500 рублей;
  • взрослые (до 10 человек), школьники и студенты (до 10 человек) — 3000 рублей;
  • льготные категории (до 10 человек) — 1500 рублей.

Экспозиция Локомотивостроение

Как добраться

Центральный музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга находится по адресу: улица Садовая, 50. Это здание трудно пройти, так как рядом располагается большой Юсуповский сад.

Возле Юсуповского сада есть несколько остановок:

    : автобусы № 49, 50, 70, 181; маршрутки № 195, 350. : трамваи № 3 и Музейный маршрут.

Для автомобилистов имеются бесплатные парковки на улице Римского-Корсакова. Однако, стоит учесть, что это центральная часть города с узкими улицами, поэтому свободные места здесь бывают не часто.

Если нет желания ехать на общественном транспорте, воспользуйтесь услугами такси: его можно заказать через сервисы Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга: видео

С охраняя более 200 лет традиции и лучшие достижения российской инженерной школы, Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является одним из старейших научно-технических музеев мира.

В настоящий момент в фондах ЦМЖТ России хранится 71 000 экспонатов, являющихся уникальными памятниками российской науки и техники. Многие из них выполнены более 150 лет назад и имеют особую историческую и культурную ценность. Более 30 уникальных экспонатов рассказывают об участии России во Всемирной промышленной выставке в Париже 1900 года. Тогда целый ряд моделей были удостоены золотых медалей.

В Санкт-Петербурге, как в городе мостов, еще не реализована в полной мере популярность уникальной коллекции моделей мостов, в том числе и городских мостов, которая не имеет себе равных в стране по научной и культурной значимости.

Предметы экспозиции расположены в здании, построенном специально для музея в 1902 году по проекту Петра Станиславовича Купинского. Экспонаты объединены по темам в хронологическом порядке. Технические модели, макеты, чертежи и документы, начиная с первой трети XIX века, поступали в фонды благодаря ученым, инженерам, строителям и архитекторам, а также организациям, осуществлявшим возведение дорог, мостов, каналов и других сооружений в России. Современный посетитель знакомится здесь с развитием транспорта от зарождения железных дорог до сегодняшнего дня.

В 1829 году в штат института впервые была введена должность смотрителя из обер-офицеров за библиотекой и музеем.

После этого музей пополнялся моделями и макетами регулярно.

До 1850 года музей располагался в двух надворных флигелях, где было очень тесно. В феврале 1850 года принимается решение перевести музей на первый этаж главного здания института, где до этого располагались офицерские классы и казармы для нижних чинов. В январе 1851 года все работы по новым помещениям были закончены, для залов музея изготовили из красного дерева подмакетники, шкафы, этажерки, стеклянные футляры для хранения моделей, приборов и инструментов. Только футляров для моделей изготовили 37 штук. Всю мебель изготовили в казенных мастерских при Эрмитаже.

После торжественного празднования юбилея института издается специальный указ, по которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений. Фонды музея стали быстро пополняться. Поступали модели не только транспортных объектов, но и больших гражданских сооружений, памятников и соборов.

Непрерывное большое поступление экспонатов вызвало трудности с их размещением в залах музея. В помещениях музея стало очень тесно, многие модели стали труднодоступными для осмотра посетителями. Для устранения этих недостатков в 1866 году музей был значительно расширен предоставлением ему двух обширных залов.

По ходатайству Хилкова Николай II за постройку здания музея присвоил звание потомственного почетного гражданина подрядчику каменных и штукатурных работ Максиму Синицыну и подрядчику малярных работ Сергею Соколову. Интересно отметить, что Максим Синицын был страстным собирателем книг; он собирал все, что относилось к России, обладал единственной в России коллекцией всех изданных русских сказок.

В первые годы Советской власти из-за гражданской войны и последовавшей за ней послевоенной разрухи средства на музей не отпускались, здание не отапливалось, никакой работы в музее не велось. Штат музея состоял из хранителя и одного сторожа. Однако, благодаря усилиям профессоров, преподавателей и студентов института, удалось сохранить уникальное собрание.

При открытии музея экспонаты в порядке исторического развития располагались в пяти отделах: общем, мостовом, железнодорожном, водном и архитектурном. Музей был открыт для посетителей 2 раза в неделю: по четвергам и воскресеньям с 11 до 15 часов. Встал вопрос о пополнении фондов музея. В НКПС, профсоюзные органы и управления железных дорог, транспортные и строительные организации страны отправили письма, в которых сообщалось об открытии музея, краткие сведения о нем и содержалась просьба присылать материалы, представляющие историко-техническую ценность. В ответ на эти обращения музей получил только несколько альбомов, чертежей и фотографий. Приобретать музей в 1925 г. и 1926 г. ничего не мог из-за отсутствия средств. В эти годы музейная комиссия добилась возвращения в музей моделей, взятых в кабинеты и аудитории института.

Лишь в конце 1926 года НКПС впервые после революции смог выделить для музея 1000 рублей. Эти средства, конечно, были очень малы. На них сумели только приобрести портрет Д. Стефенсона, 12 гравюр, альбом, и 500 рублей потратили на ремонт моделей. А музею только по приблизительным подсчетам для приведения в порядок находящихся в экспозиции моделей нужно было как минимум 15000 рублей!

Благодаря энергичным действиям председателя музейной комиссии и ученого хранителя музея профессора А. Н. О\'Рурка, средства для музея стали увеличивать. Это позволило с 1928 года пополнять фонды, ремонтировать модели, создавать новые экспозиции. Был создан новый отдел — местного транспорта. Была проведена первая после 1917 года инвентаризация фондов и имущества музея.

15 декабря 1931 года ЛИИЖТ разделили на два самостоятельных учебных заведения: Ленинградский путейскостроительный учебный комбинат инженеров железнодорожного транспорта (ЛПСУК) и Ленинградский электромеханический учебный комбинат железнодорожного транспорта (ЛЭМУК). Городские руководящие органы Ленинграда в связи с этим решили передать музей в ведение НКПС, но этого сделано не было. Руководители учебных комбинатов решили музей ликвидировать, а экспонаты распределить по учебным кабинетам и аудиториям. Ценнейшие экспонаты валом грузили на телеги, привозили и сваливали кучей в различных помещениях этих учебных заведений. Ряд экспонатов были переданы в ленинградские музеи. Старейший транспортный музей перестал существовать. Его помещение занял под свои нужды электромеханический учебный комбинат. Все это вызвало возмущение не только железнодорожников, но и многих жителей Ленинграда.

В 1933 году НКПС принял музей в свое непосредственное подчинение. После этого значительно увеличивается штат музея, выделяются средства на восстановление моделей и на приобретение новых экспонатов. Сотрудники музея проделали большую работу по его восстановлению. В 1934 году музей открылся для посетителей. Экспозиция музея состояла из отделов: вводно-исторического, локомотивного, вагонного, эксплуатационного, СЦБ и связи, пути, мостов, революционного движения, служебных зданий, реконструкции железных дорог. В фондах музея находилось 11843 предмета, в том числе 490 моделей и макетов.

Музей впервые начинает вести работу и за пределами своего здания. Создаются павильоны-филиалы в двух самых больших парках города, проводятся передвижные выставки. В 1935 году в музее был подготовлен и издан справочник-путеводитель по музею тиражом 3000 экземпляров.

В 1938 году музей снова вошел в состав ЛИИЖТа. В 1938–1939 годах в экспозиции музея появились новые темы: стахановские методы работы, подъем и успехи социалистического железнодорожного транспорта. Начиная с фасада, музей заполнили портреты Сталина и Кагановича. Большим событием в жизни музея стало создание действующих макетов сортировочной горки и железнодорожного участка, оборудованного электрической централизацией и автоблокировкой. В 1941 году музей занимает под фонды весь первый этаж своего здания.

После начала Великой Отечественной войны все самые ценные коллекции музея эвакуировали в Новосибирск. ЦМЖТ закрылся. Для поддержания порядка и охраны в музее оставили четырех сотрудников во главе с заместителем директора музея И. И. Хипагиным. В 1941–1942 годах территория ЛИИЖТа подверглась сильному артиллерийскому обстрелу. От взрывов снарядов были выбиты все стекла в здании музея. Сотрудники музея зашили окна досками. Прямым попаданием двух снарядов был разрушен потолок центрального вестибюля. В блокаду двое сотрудников умерли от голода (отец и дочь Максимовы).

Музей открыли для посетителей 18 мая 1948 года. Много труда для совершения этого события вложили сотрудники музея: В. Е. Лаптев, И. И. Хипагин, З. А. Кудрявцева, П. С. Семенов, П. М. Царан, Л. М. Майкова. За семь месяцев 1948 года музей посетило 12000 человек, провели 144 экскурсии. Летом 1948 года провели первую после войны выставку в честь Дня железнодорожника в Центральном парке культуры и отдыха Ленинграда. В 1948 году провели первую послевоенную инвентаризацию фондов. В фондах музея находился 2001 музейный предмет, из них в экспозиции находилось 760 предметов.

В 1950-х годах много усилий потратили сотрудники музея для пополнения экспозиции советского периода моделями тепловозов, электровозов и другой современной для того времени техники, для выселения с первого этажа музейного здания мастерских НИИ мостов, шум от работы которых вызывал справедливые нарекания посетителей. Немало усилий приходилось тратить и на решение хозяйственных вопросов — последствия военных лет продолжали сказываться. В 1957 году музей закрыли на капитальный ремонт, вся экспозиция была разобрана, был организован ремонт моделей. Заместитель директора музея И. И. Хипагин и методист Л. М. Майкова разработали несколько вариантов тематических планов экспозиции. Музейный совет принял решение создать экспозицию музея из отделов: зарождение железных дорог России, строительство железных дорог в дореволюционной России, подвижной состав и средства эксплуатации и связи железных дорог дореволюционной России, советский железнодорожный транспорт, строительство железных дорог и путевое хозяйство в советский период, подвижной состав советского железнодорожного транспорта.

Преодолевая многочисленные трудности, коллектив музея в сжатые сроки провел работу по созданию экспозиции по новому экспозиционному плану.

5 ноября 1957 года музей вновь открыли для массового посещения.

В 1970 году в музее создается передвижная выставка по истории зарождения и развития отечественного железнодорожного транспорта. Первый рейс выставка с директором музея Зиминым, сотрудниками музея Закревской и Панфиловой совершила на станции Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. Постоянно обновляемая, эта выставка до 1991 года побывала на многих железных дорогах СССР.

Показателем роста авторитета музея в СССР и в мире явилось проведение в 1977 году, впервые в истории нашей страны, на базе музея железнодорожного транспорта заседаний транспортной секции XI Генеральной конференции международного Совета музеев.

В 1987 году в жизни музея произошло важнейшее событие — он стал Центральным музеем железнодорожного транспорта МПС (ЦМЖТ). Изменение статуса позволяло успешнее решать задачи комплектования фондов, повышать уровень научно-исследовательской работы по истории железных дорог России, расширять экспозиции, увеличивать выставочную и массовую работу, стать научно-методическим центром для железнодорожных музеев МПС.

Как научно-методический центр, ЦМЖТ выявил и взял на учет около 250 музеев на сети МПС, оказывает помощь консультациями и материалами при создании новых музеев и проведении реэкспозиции в существующих музеях, проводит семинары и конференции с директорами дорожных музеев, организует у себя стажировки музейных сотрудников.

Центральный музей железнодорожного транспорта МПС Российской Федерации пользуется авторитетом среди музейной общественности, историков и любителей железных дорог России, стран СНГ и Балтии.

Читайте также: