Выделите главные отличия польских реформ от реформ проводимых в эти же годы в других кратко

Обновлено: 06.07.2024

Выделите главные отличия польских реформ от реформ, проводимых в эти же годы в других постсоциалистических странах и в России. Согласны ли вы с мнение

Вопрос:

Выделите главные отличия польских реформ от реформ, проводимых в эти же годы в других постсоциалистических странах и в России. Согласны ли вы с мнением Л. Бальцеровича? Свой ответ обоснуйте.

Полный ответ:

Отличием стало то, что реформы были последовательными и быстрыми, происходила так называемая "шоковая терапия" экономики. Это позволило Польше максимально быстро выйти на новый, серьезный уровень экономический рост. Поэтому можно согласится с Бальцеровичем, что реформы были весьма успешны.

1)определите главные черты экономических реформ в Польше? 2)почему, по мнению Л. Бальцеровича, они имели успех? 3)выделите главные отличия польских реформ от реформ, проводимых в эти же годы в других постсоциалистических странах и в России? * 4)согласны ли вы с мнением Л. Бальцеровича? свой ответ обоснуйте

Приди, приди ко мне, Халява!
Скорей, пожалуйста, приди!
Ну, что, ты, медлишь? Ты, не права.
Меня столь строго не суди!

Тебя, всем сердцем обожая,
Я не встречал уж много лет.
Эх, чувства нежные питаю,
Тебя ж со мною рядом нет.

Быть может, чем тебя обидел?
Не мил мне без тебя весь свет.
Лишь вдалеке родную видел
И нёсся за Халявой вслед.

Поверь, Халява, я хороший!
Твоей любви достоин я.
Лишь о тебе молюсь, но что же?
Ты, уплываешь, в даль маня.

На протяжении всего периода существования польского государства в нем происходило множество различных преобразований в политической, экономической и других сферах. В данной статье мы рассмотрим основные реформы в Польше, которые повлияли на развитие государства.

Денежная реформа в Польше

В 1974 году были выпущены новые деньги. Монеты перестали чеканить из латуни, их изготавливали из алюминия. Из-за финансового кризиса 80-х годов деньги стали обесцениваться, росла инфляция. Когда Польша перешла на рыночную экономику, произошла деноминация. Стали выпускать новую серию валюты, которая существует до сих пор. Сегодня в Польше используются монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50 грошей, купюры номиналом 10, 20, 50, 100, 200 и 500 злотых.

Экономические реформы в Польше

Реализация реформы в Польше не обошлась без массовых протестов и требований отставки правительства. Несмотря на то, что уже в 1992 реформа дала результат (ВВП вырос на 3%, а в следующем году достиг 10%), Лешек Бальцерович покинул свой пост и стал главой Национального банка Польши.

Реформа здравоохранения в Польше

Реформа здравоохранения в Польше

В 2018 году начали новую реформу здравоохранения. Ее задача состоит в улучшении финансирования и управления системой организации медицинской помощи.

С середины осени начали работать свыше шестисот больниц, размещенных по всей стране, оказывающих все виды медицинской помощи – неотложную, стационарную и на дому. Основное финансирование будет выделено именно для этой сети больниц. Медицинские учреждения, не вошедшие в нее, будут получать максимум 7% бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение. Планируется создать Управление общественного здоровья. В его состав войдут санитарная инспекция, агентство по решению проблем с алкогольной и наркотической зависимостью.

Эта реформа направлена на усиление ответственности государства за здоровье своих граждан, а также постоянное финансирование больниц, которые, в свою очередь, должны обеспечить пациентам высококачественную медицинскую помощь.

Реформа образования в Польше

До начала 21 века обучение в школах Польши длилось 8 лет. Затем выпускники шли либо в техникумы, либо работать, либо продолжали обучение в лицее с последующим поступлением в ВУЗ. Таким образом, человек получал необходимые знания за 16 лет (с учетом высшего учебного заведения).

В конце девяностых годов была реализована реформа довузовского образования, подписанная министром образования Мирославом Хандке. Школьное образование должны были разделить на 2 уровня, как в других странах Западной Европы. То есть начальная и основная школы были отделены друг от друга, находясь в разных зданиях.

Обучение в школе длилось 6 лет. Затем выпускники начальной школы должны были поступать в гимназию еще на 4 года. После – лицей, это еще 4 года, и уже в заключении — ВУЗ на 5-6 лет. В этом случае все образование длилось 18 лет.

1 сентября 1999 года ученики пришли в школу без учебников. Перед летними каникулами учителя предупредили, что учебную литературу покупать не нужно, так как сами не знали, какой будет школьная программа. Все учебники покупали родители школьников, т.к. учебная программа по какому-либо предмету была одна. Но перед началом учебного года школы сами закупили книги, один предмет теперь мог иметь несколько программ обучения.

Однако реформа реализовывалась неэффективно. Власти поторопились переходить к новой модели образования. Из-за денежных трудностей пришлось отказаться от малых школ. Гимназии стали крупными комплексами, где размещалось много классов с большим количеством учащихся — свыше 30 человек в каждом. Причем ученики были из разных слоев общества. В такой обстановке было проблематично качественно преподавать предмет. Кроме того, сказывалась нехватка денежных средств.

Еще один важный пункт реформы – переход к дуальной системе образования. При дуальном обучении теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Это предполагает ликвидацию профессиональных технических училищ. Планируется создать промышленные школы в сотрудничестве с предпринимателями – будущими работодателями. Такая система распространена во многих западных странах, в особенности в Германии. Треть молодых выпускников трудоустраиваются у работодателя, который им же и преподавал.

Предположительно реформа высшего образования будет реализовываться постепенно, чтобы сохранить рабочие места польских преподавателей. Ликвидация гимназий в Польше началась в 2017 году, набор в лицеи планируется в 2019 году.

  • Что делается для решения проблем в связи с ликвидацией школ и сокращением числа педагогов.
  • Что станет с заработной платой педагога, работающего на полставки из-за преобразования гимназий; должен ли преподаватель из-за этого работать в нескольких учебных учреждениях, и тому подобное.

Анна Залевская и представители министерства образования заверяют на пресс-конференциях, что все подготовлено для проведения образовательной реформы в Польше. Были наняты дополнительные сотрудники для реализации свода правил. Что касается педагогов, то министр сообщил, что 25% преподавателей действительно не работают на полную ставку и преподают в разных школах. Для учителей планируется ввести дотации на расходы, связанные с поездками по школам.

Будущее покажет результаты реформы, а пока остается только наблюдать за ходом событий.

Аграрная реформа в Польше

В 20 веке правительство Польши поставило задачу решить аграрный вопрос. Были предприняты три попытки провести аграрную реформу.

В середине 1919 года по стране прошли крестьянские волнения. Люди захватывали земли помещиков. В сейме почти месяц шли ожесточенные дискуссии. Обсуждался размер землевладений, способ раздела земель, сохранность земель, принадлежащих церквям.

  • предельный размер землевладения установили от 60 до 400 га;
  • раздел земли повлек за собой выплаты компенсаций бывшим собственникам.

Эта реформа ослабила революционную напряженность в селах и деревнях. 17 марта 1921 года Сейм принял закон о неприкосновенности частной собственности, отменяя реформу, принятую ранее.

Осенью 1924 года положение жителей деревень и сел резко ухудшилось. Цены на зерно были повышены в разы. Сельскохозяйственные рабочие стали получать зарплату вдвое меньше. Положение снова стало напряженным. Чтобы в стране не разразилась революция, правительство предложило закон о выкупе земель у некоторых категорий землевладельцев. Если земля была площадью более 60 га в черте больших городов и свыше 180 га в остальных местностях, то ее выкупали. Выкупные земли делили на участки по 15 и 26 га.

Однако этот закон ни к чему не привел. Летом 1925 года был подготовлен уже третий законопроект аграрной реформы в Польше. Предлагалось конфисковывать все земли площадью свыше 30 га и основать крестьянские комитеты путем выборов. Помещичьи леса и воды должны были перейти к государству.

Окончательно закон был принят в конце 1925 года. В последней редакции действие закона не распространялось на поместья свыше 180 га в центральных районах страны, а также на земли размером 300 га в восточной части Польши. Помещики, имеющие перерабатывающие предприятия, имели право оставить земли площадью 700 га.

В период между Второй мировой войной и распадом СССР Польша отставала в сельскохозяйственном развитии на добрых три десятка лет. Хотя при этом страна выступала экспортером продовольствия (зерно не экспортировалось), которое производилось частными хозяйствами и кооперативами.

В 1990 году землю стали продавать через аукционы. Сняли все ограничения на размер площадей земельных наделов. В этом же году пытались провести приватизацию госхозов, но это оказалось очень сложно сделать, так как госхозы были крупными предприятиями. В следующем году создали агентство сельскохозяйственной собственности государственного казначейства, сокращенно АСХСГК. Агентство организовало приватизацию, ликвидировало госхозы и в итоге получило около пяти миллионов га земли, имущество и предприятия вместе с ней. АСХСГК занималось переработкой сельской продукцией, торговлей и различными услугами. Агентство было главным акционером всех животноводческих и семеноводческих предприятий.

Несмотря на деятельность АСХСГК, земельный рынок так и не развивался, структура землепользования не стала лучше. Всего 3% посевных земель принадлежат полусотне кооперативам, которые смогли приспособиться к рыночным условиям. Польша не смогла создать крупные фермерские хозяйства, какие есть у ее западных соседей. Войдя в Евросоюз, страна надеется на лучшее.

Пенсионная реформа в Польше

  1. Распределительный — взносы в Государственный фонд социального страхования.
  2. Накопительный вид — взносы в открытые пенсионные фонды. Гражданин вправе сам выбрать один из фондов, имеющих государственную лицензию.
  3. Индивидуальный вид — личные накопления гражданина.

До реформы Дональда Туска женщины выходили на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет. Однако в 2012 году пенсионный возраст подняли для женщин и мужчин до 67 лет. Предполагалось, что программа будет реализовываться поэтапно, для женщин – до 2040 г, а вот для мужчин — до 2020 г.

К счастью для пенсионеров, с 1 октября 2018 года в Польше вступил в силу закон, предусматривающий снижение пенсионного возраста, все снова стало по-прежнему, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины в 65.

Судебная реформа

Совсем недавно была принята судебная реформа, позволяющая парламенту и Министерству юстиции назначать, увольнять и контролировать высокопоставленных судей. Формированием Национального судебного совета будет заниматься парламент. Проще говоря, судебная система станет зависимой от правительства. Такой ход стали приравнивать к диктатуре. Очень многие негативно восприняли эту реформу.

Позднее, в 2017 году, был принят еще один законопроект, согласно которому был снижен пенсионный возраст судей, вследствие чего досрочно покинули свой пост около тридцати верховных судей, в их числе первый президент суда.

16 июля в крупных городах страны состоялись митинги. Народ требовал отменить реформу Верховного суда. Поляки уверены, что такая реформа подорвет независимость судебной системы в Польше, приводя пример голосования. Его теперь смогут аннулировать, если посчитают невыгодным. Бывшие судьи, комментируя эту ситуацию, считают, что Польша может перестать существовать как демократическое государство.

С негативной критикой выступила Еврокомиссия, которая тоже считает, что судебная реформа ликвидирует независимость судов. В случае ее проведения на Польшу наложат санкции. В ответ представители Сейма посоветовали не лезть в дела их страны.

Еврокомиссия обратилась в суд для оценки принятой Сеймом судебной реформы. Представитель ЕК рассказал, что законы, принятые властью Польши, привели к тому, что исполнительная власть теперь контролирует судебную власть. Были направлены рекомендации Варшаве, чтобы законопроект соответствовал нормам Евросоюза.

Уже второй год длится конфликт между Евросоюзом и Польшей. Варшава также обратилась в суд ЕС с заявлением проверить свой недавно принятый закон на соответствие нормам соглашения о ЕС. Кстати, для введения санкций необходимы 22 голоса членов Евросоюза по итогам голосования.

В сентябре 2018 года членство Варшавы в ЕС было приостановлено. За это проголосовали 26 стран-участниц Евросоюза.

В середине октября 2018 года стало известно о решении суда ЕС. Суд вынес решение по закону о пенсионном возрасте верховных судей. Правительство обязано приостановить действие судебной реформы в Польше и вернуть к работе судей, вынужденных уйти со своих постов.

Варшава подтвердила, что получила обоснованное решение суда по делу судебной реформы, которое является предварительным.

Представитель МИДа Яцек Чапутович уверяет, что Польша готова идти на компромисс с Еврокомиссией по вопросу судебной реформы. Министр выразил надежду, что Евросоюз прекратит процедуру введения санкций против Варшавы. Яцек Чапутович рассказал, что депутаты от ПиС (партия «Право и Справедливость) предложили изменить судебную реформу так, чтобы она соответствовала требованиям Еврокомиссии. Польская экономика сегодня во многом зависит от финансирования Евросоюза. Выход из нее повлечет огромные убытки, которые Варшава позволить себе не может.

В любом случае есть два варианта дальнейшего развития отношений между Польшей и ЕС. Первый вариант – будет достигнут компромисс между польской стороной и Брюсселем. Второй вариант – Польша будет настаивать на своем. Итоги этого противостояния станут известны в ближайшем будущем.

Читайте также: