Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок продуктов детского питания кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА
ИНФОРМАЦИИ: РЕКЛАМА ИЛИ НЕТ
Информационно-аналитические материалы в
силу прямого указания не регулируются
Законом О рекламе.
Закон О рекламе содержит перечень того, что
относится к справочным и аналитическим
материалам: обзоры внутреннего и внешнего
рынков, результаты научных исследований и
испытаний.
Однако указание на преимущества препарата перед другими (в т. ч.
подтвержденные исследованиями) могут свидетельствовать о рекламном
характере статьи.
В судебной практике и в разъяснениях ФАС России отсутствуют более-менее
четкие критерии разграничения справочной информации от информации
рекламного характера.
Вывод: размещая какую-либо информацию справочно-аналитического
характера, нужно оценивать, привлекает ли она внимание к определенному
объекту.

Определения
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ природные (идентичные природным)
биологически активные вещества,
предназначенные для употребления
одновременно с пищей или введения в
состав пищевых продуктов
ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ - природные или
искусственные вещества и их
соединения, специально вводимые в
пищевые продукты в процессе их
изготовления в целях придания пищевым
продуктам определенных свойств и (или)
сохранения качества пищевых продуктов
ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

ИСТОРИЯ БАДов
Карл Франклин Ренборг (1887—1973) —
американский химик, создал первую в мире
биологически активную добавку к пище. Изучая
китайские традиции и западные научные
исследования в области питания, Ренборг
создал концентрат из люцерны, водяного
кресса, петрушки и дрожжевой закваски — это
явилось первой в мире пищевой добавкой к
пище, восполняющей питательный рацион и
поддерживающей баланс в организме человека.
В 1934 году он основал компанию Nutrilite.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
Среди общих требований можно
выделить два основных:
реклама должна быть
добросовестной
реклама должна быть
достоверной
Оба этих критерия истолкованы в Законе О рекламе в статье 5 через
перечисление тех признаков, которые свидетельствуют о
недобросовестности или недостоверности рекламы. При разработке
рекламы необходимо каждый раз обращаться к содержанию данной статьи
для соотношения признаков с содержанием разрабатываемой рекламы.
Перечни, указанные в ст. 5, являются исчерпывающими, хотя в отдельных
случаях и могут быть истолкованы судами расширительно, тем более что в ч.
11 ст. 5 указывается на необходимость соблюдения требований
законодательства в целом.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВ МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
за исключением такого использования в рекламе
потребителями которой являются исключительно медицинские
и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в
местах проведения медицинских или фармацевтических
выставок, семинаров, конференций и иных подобных
мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях,
предназначенных для медицинских и фармацевтических
работников
Использование образов может быть не только визуальным, но
и звуковым, текстовым.

ДОПУСТИМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВ МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Использование образов медицинских и фармацевтических работников допускается в
рекламе
- медицинских услуг,
- средств личной гигиены,
- в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и
фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения
медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных
подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях,
предназначенных для медицинских и фармацевтических работников

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Специальные требования к рекламе биологически
активных добавок и пищевых добавок в статье 25 Закона О
рекламе. Она состоит из перечня ограничений.

Реклама БАДов и пищевых добавок
не должна
побуждать к отказу от здорового питания
На практике встречается редко. А вот к отказу от лекарств (пусть тоже
косвенно) реклама БАДов призывает очень часто, но этот пункт в законе
отсутствует ).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
ПРОДУКТЫ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Продукты детского питания - предназначенные для питания детей в
возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям
детского организма пищевые продукты
ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

В РЕКЛАМЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СРЕДИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ
(медицинские и фармацевтические работники)
Содержание надписи*
Продолжительность/
Площадь
В зависимости от вида источника размещения:
1) Информация предназначена исключительно для
медицинских и фармацевтических работников
2) Предназначено для распространения исключительно
среди медицинских и фармацевтических работников
3) Только для медицинских и фармацевтических
работников
*Рекомендация, не основано на нормах законодательства
Не предусмотрено

В РЕКЛАМЕ БАД (ч. 1.1. ст. 25)
Содержание надписи
Продолжительность/
Площадь*
Биологически активная добавка
(не является лекарственным
средством)
в радиопрограммах – не менее 3 сек.
в телепрограммах – не менее 5 сек.
при кино- и видеообслуживании, - не
менее чем 5 секунд, не менее чем 7%
площади кадра
в рекламе, распространяемой другими
способами, - не менее чем 10%
рекламной площади (пространства)
Во избежание штрафов рекомендуется учитывать практику ФАС и при размещении рекламы
данного вида выделять 5 % рекламной площади (рекламного пространства)
непосредственно под предупреждающую надпись без учета междустрочных интервалов.
Надпись выполняется читаемым шрифтом, с использованием контрастного цвета, а ее
прочтение должно быть возможно без использования дополнительных оптических средств, а
в случае с рекламными роликами - также без остановки кадра.

В РЕКЛАМЕ ПРОДУКТОВ
ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ (ч. 2 ст. 25)
Содержание надписи
Продолжительность/
Площадь*
В зависимости от вида продуктов:
Для питания детей раннего возраста
предпочтительнее грудное
вскармливание. (для заменителей
женского молока)
Для детского питания с ______месяцев.
Перед применением необходимы
консультации специалистов
(для любых продуктов, включенных в
рацион ребенка до 1 года жизни)
Не предусмотрено

В ЛЮБОЙ РЕКЛАМЕ, ИНФОРМАЦИОННОМ
МАТЕРИАЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИЗОБРАЖЕНИЙ МОДЕЛЕЙ
Содержание надписи
Изображения задействованных моделей
используются исключительно с целью
иллюстрации и не свидетельствуют об одобрении
ими деятельности или использовании ими
продукции
Продолжительность/
Площадь
Не предусмотрено

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

2. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 200-ФЗ статья 25 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

См. разъяснения по применению положений части 1.1 статьи 25 настоящего Федерального закона, направленные письмом ФАС России от 17 апреля 2014 г. N АД/15051/14

1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

2. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

2. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

Комментарии к статье 25 закона о рекламе, судебная практика применения

В п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" содержатся следующие разъяснения:

Впечатление о БАД как о лекарственном средстве при упоминании в рекламе о заболевании

Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает запрет в рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

При применении данной нормы судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Административная ответственность

За нарушение требований к рекламе биологически активных добавок частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа:

Читайте также: